ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Гнетова Инна Юрьевна

Детская одаренность занимает одно из ведущих мест в педагогике. Проблемы ее развития и диагностики волнуют педагогов и психологов на протяжении многих лет. Это объясняется значимостью способностей для развития личности и возросшей потребностью общества в людях, умеющих творчески подходить к решению задач, способных к созиданию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детская одаренность занимает одно из ведущих мест в педагогике. Проблемы ее развития и диагностики волнуют педагогов и психологов на протяжении многих лет. Это объясняется значимостью способностей для развития личности и возросшей потребностью общества в людях, умеющих творчески подходить к решению задач, способных к созиданию. При создании в учреждении благоприятных условий за период детства ребенок может пройти путь  от первых проявлений способностей до одаренности. Такие условия были созданы  в процессе внутреннего социального партнерства образовательных учреждений - Муниципальное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Гимназия №48» и структурное подразделение  Городская станция юных натуралистов:

• это наличие непрерывной образовательной системы;

• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дошкольного, начального и дополнительного образования в одном образовательном учреждении;

• наличие предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка, начиная с дошкольного возраста;

• создание в учреждении атмосферы и обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление  индивидуальности.

Большое внимание в учреждении уделяется предшкольной подготовке детей. Структура предшкольного образования должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля над состоянием физического, психологического, интеллектуального состояния детей перед поступлением в школу. Необходимость введения такой формы образования обусловлена общественным запросом.

Со стороны государства - необходимостью сохранения сети дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях; увеличение процента охвата детей дошкольным образованием.

Со стороны педагогов - созданием условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования, выявление на этапе дошкольного детства одаренных детей.

Со стороны родителей - потребностью доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения; объединение усилий дошкольных образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5-6 лет.

Особенности организация работы группы предшкольной подготовки в МБНОУ

Для открытия предшкольных групп в нетиповом образовательном учреждении была подготовлена необходимая предметно-образовательная среда. Она включает: помещение для занятий и совместной деятельности детей (на базе общеобразовательного учреждения «Гимназия №48») и помещение для занятий и игровой деятельности (на базе учреждения дополнительного образования «ГСЮН»). Все кабинеты оборудованы наборами настольных игр, наглядными пособия для проведения занятий по окружающему миру, развитию элементарных математических представлений, развитию речи и обучению грамоте. Количество детей в группе составляет не более 15 человек. Работу с детьми осуществляют педагоги, имеющие высшее педагогическое образование.

Организация работы группы предшкольной подготовки на базе учреждения дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов» имеет свою особенность. Занятия по ознакомлению с окружающим миром посещают не только неорганизованные дети, но и группы старшего дошкольного возраста дошкольных учреждений района. В учреждении имеются все необходимые условия для более глубокого изучения программного материала (наличие живого уголка, кабинета цветоводства, теплицы). Все обучающиеся также имеют возможность посещать в свободное время творческие объединения по интересам, тем самым развивая свои способности в той или иной области.

Таким образом, роль учреждения дополнительного образования – создание необходимых  и предоставление дополнительных образовательных программ, реализация которых способствовала бы удовлетворению социального заказа современного общества на формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников.

Результатом многолетнего опыта совместной работы явились следующие дополнительные образовательные программы для детей дошкольного возраста:

  1. «Мир, в котором мы живём».
  2. «Мир вокруг нас».
  3. «Радуга в ладошках».

 Данные программы предлагают реализацию определенной системы непрерывного образовательного процесса экологического воспитания, который начинается в детском саду, интенсивно продолжается в школе и сопровождается в процессе кружковой работы в учреждении дополнительного образования.

Наиболее реализуемая в учреждении программа для дошкольников -  «Мир вокруг нас». Основные методы работы с детьми дошкольного возраста в процессе реализации данной программы:

  1. игровой (как ведущий в дошкольной педагогике);
  2. информационный;
  3. метод построения проблемных ситуаций.

Формы работы с детьми дошкольного возраста: традиционные (беседы, экскурсии, викторины) и инновационные:

  1. медиаигры (цель: за короткий отрезок времени дать больше наглядной информации)
  2. электронные презентации (цель:  заинтересовать ребенка,  развить лидерские способности)
  3. медиапанорамы (цель: наглядно показать различные экосистемы Земли).

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления познавательной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Развитие электронных средств мультимедиа открывает для сферы дополнительного образования принципиально новые дидактические возможности.

Диагностические исследования

Решение задачи учета и развития индивидуальных способностей детей  в процессе прохождения ими курса предшкольной подготовки, а также выявления детей, опережающих в развитии, требует проведения педагогической диагностики.

Содержание педагогической диагностики направлено на выявление:

- уровня освоения ребенком программного материала;

- уровня овладения познавательными и речевыми умениями;

- уровня  мотивации к обучению в школе.

Подбор и содержание диагностических заданий должен зависеть от возрастных особенностей детей, содержания программного материала. Рекомендуется определять уровень освоения программного содержания у детей первого и второго года обучения на основе единой качественной характеристики уровней для детей старшего дошкольного возраста, поэтому нецелесообразно вычленять разные качественные характеристики уровней для каждого года обучения.

Первичная педагогическая диагностика проводится  в начале октября, после процесса адаптации ребенка к новым условиям. Контрольную педагогическую диагностику целесообразно провести в апреле, в связи с тем, что в мае большинство занятий носит характер закрепления полученных представлений и умений, и педагог имеет возможность уделить внимание тем темам, которые в ходе проведения диагностики вызвали затруднения у детей. В середине учебного года проводится экспресс-диагностика (используя некоторые задания контрольной диагностики) с целью определения эффективности уже проведенной работы и определения перспективы дальнейшей работы по  программе.

Педагог проводит диагностику с каждым ребенком индивидуально. Некоторые задания диагностики можно проводит с подгруппой детей, имеющих одинаковый темп в работе. Дети с повышенной утомляемостью диагностируются только индивидуально. Педагог строго устанавливает длительность работы с ребенком по прохождению диагностических заданий, учитывая его возрастные, индивидуальные и психологические особенности.

Таким образом, в ходе правильно организованного взаимодействия с детьми при усвоении содержания программного материала идет развитие от исходного к более высокому уровню.

На заключительном этапе диагностических исследований определяется группа детей с наиболее развитым интеллектуальным потенциалом, планируется индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение.

Проблема одаренных детей заключается не столько в отборе, сколько в обеспечении дальнейшего развития. Совершенно недостаточно грамотно и эффективно отобрать наиболее перспективных обучающихся, основная задача состоит в том, чтобы простроить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития, не прошли мимо внимания педагогов и психологов, реализовывались и росли в нашей педагогической деятельности.

Реализация данной модели предшкольного образования в МБНОУ «Гимназия №48» способствовала увеличению процента охвата детей дошкольного возраста предшкольным образованием; сравняла стартовые возможности детей при поступлении в первый класс; повысила качество предшкольного образования; способствовала выявлению одаренных детей на этапе дошкольного детства;  удовлетворила запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе. Достижению таких результатов способствовала структура нетипового учреждения, способствующая преемственности дошкольного, начального, основного и дополнительного образования детей.

Литература

1.Бердникова, Ю. Л. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка / Ю. Л. Бердникова. - М. : Наука и техника, 2007. – 288 с.

2.Костяк, Т. В., Как помочь ребенку адаптироваться в школе / Т. В. Костяк. - Санкт-Петербург: Академия, 2008. - 112 с.

3.Севостьянова, Е. О., Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет / Е. О. Севостьянова . - М. : Сфера, 2005. – 78 с.6

4.http://www.school2100.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал раскрывает систему работы специалистов ДОУ по выявлению и развитию одаренности у детей дошкольного возраста...

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» «Музыка» Для детей дошкольного возраста (3-7 лет) на 2019-2020 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН По реализации основной образовательной программыдошкольного образовательного учрежденияобразовательная область «Художественно – эстетическое развитие»«Музыка...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Мастер - класс по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Тема моего мастер – класса «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»В федеральном государственно...

Презентация «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни...

Представление опыта работы по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

 Развитие одаренности у детей дошкольного возраста...