Мастер - класс по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дегтярева Галина Михайловна

Тема моего мастер – класса «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прописано, что дошкольное образование  должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

А следовательно, основная задача дошкольного образования состоит не в том, чтобы дать ребенку определенный багаж знаний, а в том, чтобы побуждать детей добывать эти знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи и, конечно же, проявлять познавательную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА» г.ВОЛГОДОНСКА

(МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска)

Мастер - класс

 по теме:

«Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

        

Подготовила:

воспитатель

1 категории

Г.М. Дегтярева

г. Волгодонск 2021 г.

 Добрый день, уважаемые коллеги  и члены жюри!

 Тема моего мастер – класса «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прописано, что дошкольное образование  должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

А следовательно, основная задача дошкольного образования состоит не в том, чтобы дать ребенку определенный багаж знаний, а в том, чтобы побуждать детей добывать эти знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи и, конечно же, проявлять познавательную активность.

Познавательную активность дети дошкольного возраста могут проявлять в различных видах игровой деятельности.

Что же такое  «Познавательная активность дошкольников»?

 «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»

В своей практической деятельности я опиралась на исследования отечественных ученых  Ивана Львовича Кириллова и Надежды Александровны Коротковой.

Что же такое «Маркеры игрового пространства»?

Маркеры игрового пространства представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.

Маркеры-макеты обладают рядом достоинств и отвечают требованиям ФГОС ДО: легко трансформируются, многофункциональны, вариативны, доступны, безопасны,  развивают познавательную активность, детскую фантазию и воображение, активизируют двигательную активность, способствуют развитию личности ребенка.

Игровые маркеры условно можно разделить на настольные, напольные.

Маркер – средство для реализации деятельностного или наглядно – практического метода обучения.  При использовании маркеров дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской  деятельности.

Для развития познавательной активности с помощью данных маркеров необходимо создание проблемно – поисковых ситуаций, в результате которых дети могут пополнять маркер добытой ими информацией.

Нужную информацию ребенок может зарисовать и положить в карман маркера, может найти в книге или узнать у взрослого, а также дополнить результатами наблюдений или экспериментирования, найдя соответствующие картинки или схемы.

Напольный трансформируемый и многофункциональный маркер – ширма является эффективным атрибутом для организации сюжетно- ролевых и дидактических игр, так же он может выступать, как театральный атрибут.

Особое внимание хотелось бы обратить на маркеры -трансформеры, состоящие из цветных блоков. С их помощью ребенок может конструировать. Можно применять для игр речевого и познавательного развития. Используя данные маркеры, также активизируется двигательная активность детей.

Маркеры просты  и доступны в изготовлении. Для этого понадобится плотный картон, самоклеящаяся пленка, цветной скотч. А для настольных маркеров еще распечатанный  наглядный материал.

Использование данной технологии может происходить как в самостоятельной игровой деятельности детей, так и в совместной.

В младшем дошкольном возрасте познавательная активность проявляется в виде любознательности, проявления интереса и положительного эмоционального отклика к выполняемым заданиям. Дети радуются результатам и ждут продолжения игры.

В старшем дошкольном возрасте познавательная активность уже более проявляется в самостоятельных видах деятельности, при решении проблемных ситуаций, в опытно - экспериментальной деятельности, т.е. педагог побуждает детей самостоятельно добыть нужную информацию.

Так что же развивают маркеры игрового пространства, коллеги?

А как это происходит, поймете, поиграв со мной. Я приглашаю всех педагогов, участников мастер-класса.

Ход:

Маркер – ширма, выступая, как театральный атрибут, способствует положительному настрою младших дошкольников на игру и мотивации.

Выходит зайчик, плачет.

«Здравствуйте, ребята! Случилась беда! Солнышко пропало! Мне страшно и холодно. Помогите его вернуть, пожалуйста!»

Ребята, что будем делать? (идти и искать солнышко)

Готовы отправиться искать солнышко? Тогда в путь.

 Что это шумит? Как же нам перебраться, не промочив ног?

А из чего можно построить мостик?

Постройте.

(Строительство мостика) Здесь осуществляется конструктивная деятельность и двигательная активность детей.

А вот и солнышко! Но почему оно не светит? (его закрыла тучка)

Давайте ее попросим уйти и освободить солнышко.

«Серенькие тучки-
Вредины и злючки!
Солнышко закрыли,
Дождик притащили.

Тучка, тучка, уходи,

Солнышко освободи!»

(Убираю тучку. Появляется грустное солнышко.)

Ребята, какое настроение у солнышка? (грустное)

Как вы думаете, почему? (у него нет лучиков)

Я думаю, если мы с ним поиграем, ему станет веселее.

Какое солнышко по форме? (круглое)

Смотрите, появился первый лучик солнца. Прикрепи его…(один из педагогов крепит луч солнцу)

Какое солнышко по цвету? (Аналогично, после ответа появляется второй луч, и педагог его крепит к солнцу)

Отмечу многофункциональность маркера – ширмы: на коврографе можно представить математическую игру, а на магнитной части ширмы – дидактическую познавательную игру.

Смотрите, перед вами разрезные картинки. Собрав их, вы узнаете, кому  без солнышка плохо.

Проводится дидактическая игра «Разрезная картинка»

Уважаемые педагоги, картинка разрезается в зависимости от возраста детей. А использование наглядно – практического метода способствует наилучшему усвоению полученной информации детьми.

(Педагоги крепят на магнитную часть ширмы: цветок, дерево, птицу, пчелку, человека, белку)

Соберите картинку, прикрепив ее на магнитную часть ширмы.

Назови одним словом, кому нужно солнышко. (растениям, животным, насекомым и людям)

Для чего им нужно солнышко? Что бы случилось, если бы его не было?

(Крепят по очереди 6 лучиков)

Не хватает еще одного. Что ж, предлагаю сказать солнышку приятные слова.

Уважаемые педагоги данный вид маркера в данной ситуации используется для речевого развития.

(Используя маркер, прокатывая мяч в «воротики», педагоги подбирают прилагательные.)

Солнышко какое? (теплое, яркое, веселое…)

В зависимости от возраста детей, можно усложнить и провести игру «Скажи наоборот», «Назови ласково» или попросить подобрать глаголы и т.д.

Солнышко что делает? (светит, греет, радуется…)

(Педагог – участник крепит последний лучик солнцу, а я разворачиваю его др. стороной, где оно улыбается.)

Ребята, какое теперь настроение у солнышка? Почему?

Зайчик: «Ой спасибо, дорогие ребятишки. Наконец – то все звери, птицы, насекомые, растения и люди  будут радоваться и греться под солнышком. До свидания!»

Уважаемые коллеги, вам был представлен всего лишь фрагмент НОД в мл. дошкольном возрасте.

А сейчас я хочу рассказать и показать с помощью каких методов и приемов с использованием маркеров игрового пространства можно организовать НОД в старшем дошкольном возрасте на примере добывания информации об электричестве.

Скажите, педагоги, где вы можете узнать нужную информацию?

Итак, готовы быть, ребята, юными  исследователями?

У каждого из вас в маркере есть схемы подсказки, которые мы предлагаем детям. Рассмотрите и назовите, где можно узнать информацию. (отвечают, глядя на схему на маркере: в книге, спросить у взрослого, понаблюдать и поэкспериментировать)

Итак, где много книг? (в библиотеке)

Проходите в библиотеку. Найдите в книгах информацию об электричестве, где оно встречается, что работает за счет него, как оно попадает к нам в дома и квартиры.

Найденную информацию зарисуйте.

После этого ребята по очереди рассказывают, что нашли в книгах, т.е. обмениваются полученным опытом.

А педагог, используя словесный метод, а именно, рассказ, дополняет новой информацией знания детей.

А безопасно ли это электричество? Чем оно опасно?

Вспомним правила безопасного пользования электричеством.

Возьмите половинку картинки. У вашего товарища есть вторая половина. Подберите пару, прикрепив на магнитную часть ширмы и расскажите о правилах безопасности.

Игра «Найди пару»

На данном этапе занятия я применила наглядно – практический метод посредством дидактической игры «Найди пару», в результате которой ребята, взаимодействуя с наглядностью, не просто называют правила, но и зарисовывают их, что несомненно, поспособствует лучшему запоминанию.

(Педагоги участники соединяют картинки пары по правилам безопасного пользования электричеством и объясняют, что они обозначают)

Схематично зарисуйте те правила безопасного пользования электричеством, которые запомнили.

Но электричество может быть еще и безопасное. Как о нем узнать, обратимся к подсказке в папке. Что нужно сделать? (понаблюдать и поэкспериментировать)

Где проводят опыты и эксперименты? (в лаборатории)

Но она находится на др. конце города, на чем можно туда добраться?

А у нас есть машина (корабль)?

Но есть предметы, которые могут в этом помочь. Как они помогут?

Конструирование из маркеров корабля или машины по желанию.

Обращаю ваше внимание на то, что конструктивная постройка в старшем дошкольном возрасте уже сложнее. А педагог обращает внимание не на качество постройки, а на проявление познавательной активности дошкольников.

Детям предлагается выбрать капитана или водителя.

Педагоги занимают места в транспорте и отправляются в лабораторию.

Вот и прибыли мы в лабораторию.

С помощью настольного маркера, точнее условных обозначений на нем, дети вспоминают правила поведения в лаборатории.

Предлагаю разделиться на 2 группы.

Используя словесный метод – рассказ, знакомлю детей со статическим электричеством.

Рассказ о статическом электричестве.

Статическое электричество тихое и незаметное. Оно возникает от трения 2 определенных предметов друг о друга. И если его поймать, можно с ним интересно поиграть. Хотите поиграть со статическим электричеством?

Итак, 1 группе необходимо, используя любые предметы, лежащие на столе, или любым другим способом, добыть статическое электричество для шарика и сделать так, чтобы он прилипал к предметам.

 А 2 группе необходимо, используя любые предметы, лежащие на столе, научить фольгу танцевать.

Полученные результаты зарисуйте.

Ребятам предлагается сделать выводы опытов и поделиться результатами опытно- экспериментальной деятельности.

Ваша папка наполнена достаточным количеством информации.

Расскажите, глядя на зарисовки, что же вы узнали об электричестве.

Педагоги по - цепочке рассказывают о том, какую информацию получили.

Обратите внимание на важный момент: можно всем вместе добывать информацию для одной общей папки- маркера, а можно предложить детям индивидуальный маркер, который каждый ребенок будет пополнять собственной самостоятельно найденной информацией. Индивидуальный маркер ребята могут взять домой и рассказать родителям о том, что нового узнали или же, напротив, дома могут найти интересную информацию, зарисовать и т.д. и рассказать ребятам в детском саду.

Огромное спасибо, коллеги, за плодотворную работу!

Скажите, что же развивают маркеры игрового пространства? Что больше всего запомнилось? Какое задание  вызвало затруднение? Что бы вы взяли для своей работы?

Благодарю за сотрудничество! Для меня самой эта технология является очень интересной и в перспективе я планирую  так же продолжать работу по ней.

В заключении можно сказать, что многофункциональные маркеры игрового пространства отвечают педагогическим требованиям.

Считаю, что их применение позволит влиять на развитие познавательной активности  дошкольников, способствует формированию целостной картины мира у детей, что является необходимым условием для реализации требований ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование экологических игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста

Цель: познакомить педагогов с экологическими игровыми обучающими ситуациями, используемыми в развитии позновательной активности дошкольниковЗадачи: 1. Познакомить с экологическими игровыми обучающими ...

Мастер-класс для педагогов: «Использование интерактивных тематических папок в образовательном процессе ДОУ, способствующих развитию познавательной активности детей дошкольного возраста»

Все дальше и дальше люди отдаляются от своего главного источника знаний – книга. Перед педагогом всё чаще стоит вопрос. Как, привить у ребёнка любовь к книге и поддержать познавательную ак...

Мастер-класс для педагогов «Использование маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности, фантазии и творчества детей дошкольного возраста».

Что такое маркеры? Маркеры игрового пространства представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.Цель игрового маркера : создание условий для игры, для раз...

Использование маркеров игрового пространства для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

laquo;…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»В. А. Сухомлинский«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только н...

Презентация «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни...

Представление опыта работы по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни...

Опыт работы по использованию дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста

В соответсвии с ФГОС дошкольного образования,позательное развитие -это одна из пяти образовательных областей докольного образования....