Методический проект "Работа ДОУ по методу проектов"
методическая разработка по теме
В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позволит удовлетворить его потребности в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Изменения в дошкольном учреждении потребует от педагогов определенных умений, в том числе и проектировочных.
Диагностический опрос показал незнание педагогов проектной методики и полное отсутствие умения по ней работать. Поэтому на педагогическом совете ДОУ принято решение разработатья и внедрить в практику обучение педагогов использовать в своей работе проектирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_popova.docx | 48.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко»
Муниципального образования
Староминский район
Проект
«Работа ДОУ по методу проектов».
Авторы:
Заместитель заведующей по ВМР Попова Татьяна Павловна
ст. Староминская
г.
Вид проекта: образовательный, информационный, среднесрочный.
Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов.
В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позволит удовлетворить его потребности в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Изменения в дошкольном учреждении потребует от педагогов определенных умений, в том числе и проектировочных.
Диагностический опрос показал незнание педагогов проектной методики и полное отсутствие умения по ней работать.
Преимущества проектной деятельности:
- является одним из методов развивающего обучения;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию креативности;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Цель: создание учебно-методического комплекса по обучению педагогов ДОУ проектной деятельности.
Задачи:
- Проведение диагностического анализа уровня развития проектной деятельности в ДОУ.
- Подготовка методических рекомендаций по теме проекта.
- Разработка системы обучения педагогических кадров
- Проведение презентации проектов.
Этапы проекта:
1 этап: Диагностический.
Срок: сентябрь2010г
- изучение эмоционального состояния коллектива (Методика “Определение социально-психологического климата в коллективе” – автор К.Ю. Белая) (Приложение 1);
- изучение уровня саморазвития педагогов (Анкета – опросник “Саморазвитие”) (Приложение 2);
- определение уровня методической подготовленности воспитателей (Приложение 3);
- определение уровня активности воспитателя в работе (Приложение 4);
- диагностика «барьеров» в работе педагогов МДОУ (Приложение 5)
- Диагностика умений педагогического проектирования (Приложение 6,)
Диагностическое обследование проводилось на начальном этапе реализации проекта - сентябрь 2010 года. Это позволило грамотно спланировать работу в течении всего проекта
2 этап: Технологический
На основании диагностических данных и запросов педагогов в период реализации проекта проводится организационная, методическая и консультационно - обучающая работа.
№ п/п | Тема | Форма работы | Задачи | Лента времени | Ответств |
1 | Подборка теоретического материала по теме: «Методическая работа В рамках проектной деятельности». | Методич-я копилка | -Организация непрерывного образования кадров. -Рациональное распределение видов деятельности между педагогами. | сентябрь | Зав.зав.по ВМР Попова Т.П. Ст.воспит. Решетняк Е.А. |
2 | Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования | Консультация | Познакомить педагогов с понятием «моделирование» и использование в структуре социально-педагогического проектирования | сентябрь | Зам.завед по ВМР Попова Т.П. |
3 | Подбор и создание банка педагогических проектов педагогов ДОУ (из опыта дошкольных образовательных учреждении края, России) | банк | Изучение опытов педагогов дошкольных учреждений | сентябрь | Зав.зав.по ВМР Попова Т.П. Ст.воспит. Решетняк Е.А. |
4 | Проектирование как компонент профессионально-педагогической деятельности: | консультация | сентябрь | Зам.завед по ВМР Попова Т.П. | |
5 | 3.1. «Этапы работы над проектом» (методом проектов). 3.2. Виды педагогического проектирования 3.3.Словарь педагога-проектировщика (приложение 9) | рекомендации | Создание методического обеспечения практической деятельности педагогов. | октябрь | Зам.завед по ВМР Попова Т.П. Ст.воспит. Решетняк Е.А. |
6 | «Проектный метод в деятельности ДОУ» | Методические рекомендации | Доступность информации о передовых технологиях педагогической деятельности. | октябрь | Зам.зав.по ВМР Попова Т.П. |
7 | Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей | Консуль-тация | Установление сотрудничества педагогов с семьей в процессе проектной деятельности | октябрь | Ст.воспит. Решетняк Е.А. |
8 | «Имидж педагога ДОУ» | Психолого-педагогический тренинг | Повышение психологической компетентности педагогов | ноябрь | Зам.зав.по ВМР Попова Т.П. Педагог-психолог Зинченко А.В. |
9 | Учимся проектировать вместе, или Что такое детское проектирование? | Консульта-ция для родителей | Приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования | ноябрь | Зам.зав.по ВМР Попова Т.П. |
10 | «Как работать над проектом». | Рекоменда-ции | Повысить профессиональную компетентность педагогов | ноябрь | Ст.воспит. Решетняк Е.А |
11 | «Педагогические условия формирования проектировочной компетентности» | Круглый стол: | декабрь | Зам.зав.по ВМР Попова Т.П. Ст.воспит. Решетняк Е.А | |
12 | «Метод проектов в ДОУ как средство разработки и внедрения педагогических инноваций». | Семинар-практикум: (2занятия) | Декабрь -январь | Зав.зав.по ВМР Попова Т.П. Ст.воспит. Решетняк Е.А. | |
13 | Индивидуальное консультирование по запросам педагогов | Консульта-ции | Октябрь-январь | Зав.зав.по ВМР Попова Т.П. Ст.воспит. Решетняк Е.А |
3 этап . Итоговая диагностика.
Срок. Февраль 2011г.
Цель: Выявить готовность педагогов к проектной деятельности
Диагностика готовности специалистов ДОУ к деятельности педагогического проектирования:
- Анкета экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика (Приложение 7)
- Уровневые характеристики умений педагогического проектирования (Приложение 8)
4 этап: Информационный.
Меры поддержки | Содержание деятельности | Ожидаемый результат | Лента времени |
Информационная. | Презентация проекта методической службы: «Проектная деятельность в ДОУ». | Создание условий для обмена опытом. | февраль |
Обновление информации на стенде «Резюме» | Педагоги рассказывают о себе, о своих приоритетах в работе, делятся своими практическими наработками. | в течении года | |
Выпуск методического бюллетеня: «Проектная деятельность в ДОУ». | Информирование педагогов района об инновациях в работе ДОУ. | февраль | |
Приложение 1
Диагностирование
“Определение социально-психологического климата в коллективе”
Проявляемые свойства, психологического климата в коллективе | Баллы |
Справедливое отношение – разделяется на привилегированных | 7-1 |
Совместные дела увлекают всех – каждый о своих интересах | 7-1 |
Преобладает доброе настроение -подавленное | 7-1 |
Между членами коллектива симпатия - антипатия | 7-1 |
Досуг проводят всем составом – избегают совместных мероприятий | 8 |
Успехи вызывают участие - равнодушие | 8 |
К мнению других относятся с уважением – интересует свое | 8 |
Коллектив активен - пассивен | 7-1 |
К новичкам доброжелательны – чувствуют себя чужими | 8 |
Приложение 2
Анкета
для самодиагностики способности воспитателя к саморазвитию
Оценочная система результатов:
5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла – скорее не соответствует, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла – скорее не соответствует;
1 балла – не соответствует.
Вопросы анкеты:
- Я стремлюсь изучать себя;
- Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами;
- Возникающие препятствия стимулируют мою активность;
- Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя;
- Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время;
- Я анализирую свои чувства и опыт;
- Я много читаю;
- Я широко дискутирую по интересующим меня вопросов;
- Я верю в свои возможности;
- Я стремлюсь быть более открытым;
- Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди;
- Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты;
- Я получаю удовольствие от освоения нового;
- Возрастающая ответственность не пугает меня;
- Я положительнее бы отнесся к моему продвижению по службе.
Оценка и ее критерии:
75-55 баллов – активное саморазвитие;
54-36 баллов – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий;
35-15 баллов – остановившееся саморазвитие.
Приложение 3
Анкета
для выявления уровня методической подготовленности воспитателей
Фамилия _____________________________________________________
Имя _________________________________________________________
Отчество _____________________________________________________
Стаж работы __________________________________________________
Дата заполнения _______________________________________________
- Что в учебной работе у Вас получается лучше всего, и чем из своего опыта учебной работы Вы считаете возможным поделиться с коллегами?
- Что в учебной работе у Вас получается хорошо?
- Какие вы испытываете затруднения, и с каким опытом учебной работы Вы хотите познакомиться?
- Что в воспитательной работе у Вас получается лучше всего, и чем из своего опыта воспитательной работы Вы считаете возможным поделиться с коллегами?
- Что в воспитательной работе у Вас получается хорошо?
- Какие Вы испытываете затруднения в воспитательной работе, и с каким опытом воспитательной работы Вы хотите познакомиться?
- Какие у Вас отношения с детьми: очень хорошие, хорошие, удовлетворительные, плохие, конфликтные? (соответствующие подчеркнуть).
- Выполняете ли Вы программу детского сада для своей возрастной группы? Что этому помогает или мешает?
- Какие функции занимают Вас большую часть рабочего времени?
- Какую помощь Вы хотели бы получить от:
- Заведующей;
- Методиста;
- Психолога;
- Других специалистов.
Приложение 4
Оценка
уровня активности воспитателя в работе
Характеристика уровня активности (содержание оценки) | Оценка в баллах | Результат оценки Ф. И.О. педагога |
Преимущественно работает инициативно с полной отдачей физических и душевных сил. Часто проявляет инициативу, отдает много сил работе. | 9-10 | |
Работает не плохо, но редко проявляет инициативу и не стремится «выкладываться» на работе | 7 | |
Как правило, не проявляет инициативы, хотя в целом со своей работой вполне справляется | 6 | |
Никогда не проявляет инициативы. Выполняет свои непосредственные обязанности только в силу необходимости | 4-5 | |
Мало вкладывает или не вкладывает сил в работу; плохо справляется со своими обязанностями | 1-3 | |
Итог: |
Приложение 5
Диагностическая карта
для изучения «барьеров» в работе педагогов
Показатели проявления «барьеров» в работе педагогов | «Барьеры» |
Барьеры психологической неготовности | 1 - Барьеры ограниченного понимания сущности образования и способов его перестройки, выражающиеся в неспособности представить структуру, функции и его конечный результат; |
2 – барьер отсутствия взаимодействия с администрацией, коллегами, детьми и родителями. | |
Барьер неготовности сознания | 1 – барьер некомпетентности; |
2 – барьер устаревших установок, проявляющихся в том, что некоторые учителя ориентированы не на собственную инициативу и поиск, а не выполнение, планов, нормативов и инструкций. | |
Барьеры неготовности поведения и деятельности (практическая неготовность) | 1 – тактическая неготовность, выражающаяся в затруднении при выборе оптимальных форм поведения и деятельности; |
2 – коммуникативная неготовность, проявляющаяся в неумении создать благоприятный для творчества микроклимат в классе, на уроке и вне его; | |
3 – организационная готовность, выражающаяся в недостатке усилий, направленных на решение вопросов планировании и реализации комплекса организационных мер по оптимизации способа деятельности; | |
4 – барьер устаревших привычек, проявляющихся в трудностях внедрения нового в учебно-воспитательный процесс и человеческие отношения; | |
5 – барьер отрицательного отношения к труду, связанный с недостаточной индивидуальной работой по саморазвитию, по созданию собственной методической системы. |
Приложение 6
Анкета определения интереса и мотивации
педагогического проектирования.
Определение интереса и мотивации | Ответы | ||
да | иногда | нет | |
Занимаетесь ли Вы планированием педагогической деятельности | |||
Испытываете ли Вы потребность в проектировании | |||
Удается ли Вам прогнозировать результаты педагогической деятельности | |||
Удается ли Вам ставить цели и задачи педагогической деятельности | |||
Есть ли у Вас интерес к созданию чего-то нового | |||
Используете ли вы метод проектов в педагогической практике | |||
Применяете ли в педагогической практике прогнозирование, моделирование, конструирование | |||
Знакомы ли вы с деятельностью педагогического проектирования | |||
Знакомы ли Вы с этапами проектной деятельности | |||
Я разрабатываю новое, если не устраивает что-либо | |||
Хотите ли Вы узнать теоретические основы педагогического проектирования | |||
Хотите ли Вы проектировать без затруднений |
Примечание.
Отметьте в каждом вопросе вариант ответа.
За каждый ответ:
Да – 1 балл
Иногда – 0,5 балла
Нет 0 баллов
Ключ .
Высокий уровень интереса и мотивации – 12-15 баллов
Средний – 8-11 баллов
Низкий – менее 8 баллов
Приложение 7
Анкета экспертной оценки
(самооценки) качеств личности проектировщика
Вопросы | Критерии | ||
Постоянно | иногда | никогда | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Использование посторонней помощи | |||
В коллективе справляется с заданием лучше | |||
Полностью уверен в своих действиях | |||
Самостоятельно принимает решения | |||
С легкостью берется за выполнение поставленной задачи | |||
Самостоятельно ставит задачи | |||
Испытывает трудности в начале решения задачи | |||
Доминирует желание скорейшего завершения работы | |||
Решителен, настроен на успех | |||
Действует целеустремленно | |||
При встрече с препятствиями не отступает, а ищет способы их преодоления | |||
Тяготит процесс выполнения задания | |||
Испытывает удовлетворение при выполнении проектного задания | |||
По завершении проекта есть желание браться за новые задачи | |||
Всеми способами достигает поставленной задачи | |||
При трудностях имеет желание отказаться от решения проблемы | |||
Старается достичь наилучших результатов | |||
Анализирует каждый этап деятельности | |||
Задумывается о конечном результате | |||
Соблюдает намеченные сроки | |||
Ответственен перед собой и группой | |||
Исполняет порученное задание | |||
Предпочитает дорабатывать материал, нежели остановиться на достигнутом | |||
Придерживается принципа «семь раз отмерь» | |||
Придерживается принципа «авось сойдет» | |||
Придерживается принципа «терпенье и труд все перетрут» | |||
Строго выполняет согласно плану, строго следуя этапам | |||
Доводит начатое дело до завершения | |||
По завершении испытывает чувство «гора с плеч» | |||
Всего баллов | |||
Уровень качества личности |
Примечание. Критерии оценки качеств личности:
Отметьте в каждом вопросе вариант ответа. 75-90 высокий уровень
За каждый ответ: 50-74 – средний уровень
Постоянно – 3 балла Менее 50 - низкий
Иногда – 2 балла
Никогда – 1 балл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками
Дается обоснование современного построения образовательного процесса на основе деятельностного подхода и методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы педагогов....
Методическая разработка семинара для воспитателей "Метод проектов в образовательном процессе ДОУ"
Методические рекомендации по разработке и использованию образовательных проектов с детьми дошкольного возраста....
Методическая разработка. Работа методом проекта по теме "Азбука здоровья"
Статья отражает преимущества работы по формированию у детей знаний, умений и навыков в области здоровья и безопасности методом проекта. В статье также помещены фото творческих работ детей, сценарий ра...
Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...
Методические рекомендации "Метод проектов в дошкольном учреждении".
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения ...
Методический проект "Как внедрить метод проектов в практику работы педагогов детского сада?"
Презентация методического проекта о внедрении метода проектов в работу воспитателей ДОУ...
Комментарии
Отличный материал.
Отличный материал.