Методический проект "Работа ДОУ по методу проектов"
методическая разработка по теме

Попова Татьяна Павловна

 

 

    В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как  основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позволит удовлетворить его потребности в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Изменения в дошкольном учреждении  потребует   от педагогов определенных умений, в том числе и проектировочных.

    Диагностический опрос показал незнание педагогов проектной методики и полное отсутствие умения по ней работать. Поэтому на педагогическом совете ДОУ принято решение разработатья и внедрить в практику обучение педагогов использовать в своей работе  проектирование.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_popova.docx48.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко»

Муниципального образования

Староминский район

Проект

«Работа ДОУ по методу проектов».

Авторы:

Заместитель заведующей по ВМР Попова Татьяна Павловна

ст. Староминская

г.

Вид проекта:    образовательный, информационный, среднесрочный.

Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов.

    В 2011-2012 учебном году методическая служба ДОУ определила задачу развития педагогической деятельности, как  основанные на инновациях. Работа ДОУ в режиме развития позволит удовлетворить его потребности в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы. Изменения в дошкольном учреждении  потребует   от педагогов определенных умений, в том числе и проектировочных.

    Диагностический опрос показал незнание педагогов проектной методики и полное отсутствие умения по ней работать.

Преимущества проектной деятельности:

- является одним из методов развивающего обучения;

- повышает качество образовательного процесса;

- служит развитию креативности;

- способствует повышению компетентности педагогов.

Цель: создание учебно-методического комплекса по обучению педагогов ДОУ проектной деятельности.

Задачи:

  1. Проведение диагностического анализа уровня развития проектной деятельности в ДОУ.
  2. Подготовка методических рекомендаций по теме проекта.
  3. Разработка системы обучения педагогических кадров
  4. Проведение презентации проектов.

Этапы проекта: 

1 этап:    Диагностический.

Срок: сентябрь2010г

  1.  изучение эмоционального состояния коллектива (Методика “Определение социально-психологического климата в коллективе” – автор К.Ю. Белая) (Приложение 1);
  2. изучение уровня саморазвития педагогов (Анкета – опросник “Саморазвитие”) (Приложение 2); 
  3. определение уровня методической подготовленности воспитателей (Приложение 3);
  4. определение уровня активности воспитателя в работе (Приложение 4); 
  5. диагностика «барьеров» в работе педагогов МДОУ (Приложение 5) 
  6. Диагностика умений педагогического проектирования (Приложение 6,)

Диагностическое обследование проводилось на начальном этапе реализации проекта  - сентябрь 2010 года. Это позволило грамотно спланировать работу в течении всего проекта

2 этап:  Технологический

     На основании диагностических данных и запросов педагогов в период  реализации проекта проводится организационная, методическая и консультационно  - обучающая работа.

№ п/п

Тема

Форма работы

Задачи

Лента времени

Ответств

1

 Подборка теоретического

материала  по теме:

«Методическая работа

В рамках проектной деятельности».

Методич-я копилка

-Организация непрерывного образования  кадров.            

-Рациональное распределение видов деятельности между педагогами.

сентябрь

Зав.зав.по ВМР

Попова Т.П.

Ст.воспит.

Решетняк Е.А.

2

Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования

Консультация

Познакомить педагогов с понятием «моделирование» и использование в структуре социально-педагогического проектирования

сентябрь

Зам.завед по ВМР Попова Т.П.

3

Подбор и создание банка  педагогических проектов педагогов ДОУ (из опыта дошкольных образовательных учреждении края, России)

банк

Изучение опытов  педагогов дошкольных учреждений

сентябрь

Зав.зав.по ВМР

Попова Т.П.

Ст.воспит.

Решетняк Е.А.

4

Проектирование как компонент профессионально-педагогической деятельности:

консультация

сентябрь

Зам.завед по ВМР Попова Т.П.

5

3.1. «Этапы работы над проектом» (методом проектов).

3.2. Виды педагогического проектирования

3.3.Словарь педагога-проектировщика

(приложение  9)

рекомендации

Создание методического обеспечения практической деятельности педагогов.

октябрь

Зам.завед по ВМР Попова Т.П.

Ст.воспит.

Решетняк Е.А.

6

«Проектный метод в деятельности ДОУ»

Методические рекомендации

Доступность информации о передовых технологиях педагогической деятельности.

октябрь

Зам.зав.по ВМР Попова Т.П.

7

Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей

Консуль-тация

Установление сотрудничества педагогов с семьей в процессе проектной деятельности

октябрь

Ст.воспит. Решетняк Е.А.

8

«Имидж педагога ДОУ»

Психолого-педагогический тренинг

Повышение психологической компетентности педагогов

ноябрь

Зам.зав.по ВМР Попова Т.П.

Педагог-психолог Зинченко А.В.

9

Учимся проектировать вместе, или Что такое детское проектирование?

Консульта-ция для родителей

Приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования

ноябрь

 Зам.зав.по ВМР Попова Т.П.

10

«Как работать над проектом».

Рекоменда-ции

Повысить   профессиональную компетентность педагогов

ноябрь

Ст.воспит.

Решетняк Е.А

11

«Педагогические условия формирования проектировочной компетентности»

Круглый стол:  

декабрь

Зам.зав.по ВМР Попова Т.П.

Ст.воспит.

Решетняк Е.А

12

«Метод проектов в ДОУ как средство разработки и внедрения педагогических инноваций».

Семинар-практикум:

(2занятия)

Декабрь -январь

Зав.зав.по ВМР

Попова Т.П.

Ст.воспит.

Решетняк Е.А.

13

Индивидуальное консультирование по запросам педагогов

Консульта-ции

Октябрь-январь

Зав.зав.по ВМР

Попова Т.П.

Ст.воспит.

Решетняк Е.А

3 этап . Итоговая диагностика.

Срок. Февраль 2011г.

Цель:  Выявить готовность педагогов к проектной деятельности

Диагностика  готовности специалистов ДОУ к деятельности педагогического проектирования:

  1. Анкета экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика (Приложение 7)  
  2. Уровневые характеристики умений педагогического проектирования (Приложение 8)

4 этап:  Информационный. 

Меры

поддержки

Содержание

деятельности

Ожидаемый

результат

Лента

времени

Информационная.

Презентация проекта методической службы: «Проектная деятельность в ДОУ».

Создание условий для обмена опытом.

февраль

Обновление информации на стенде «Резюме»

Педагоги рассказывают о себе, о своих приоритетах в работе, делятся своими практическими наработками.

в течении года

Выпуск методического бюллетеня: «Проектная деятельность в ДОУ».

Информирование педагогов района об инновациях в работе ДОУ.

февраль

Приложение 1

Диагностирование

“Определение социально-психологического климата в коллективе”

Проявляемые свойства, психологического климата в коллективе

Баллы

Справедливое отношение – разделяется на привилегированных

7-1

Совместные дела увлекают всех – каждый о своих интересах

7-1

Преобладает доброе настроение -подавленное

7-1

Между членами коллектива симпатия - антипатия

7-1

Досуг проводят всем составом – избегают совместных мероприятий

8

Успехи вызывают участие - равнодушие

8

К мнению других относятся с уважением – интересует свое

8

Коллектив активен - пассивен

7-1

К новичкам доброжелательны – чувствуют себя чужими

8

Приложение 2

Анкета

для самодиагностики способности воспитателя к саморазвитию

Оценочная система результатов:

5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла – скорее не соответствует, чем нет;

3 балла – и да, и нет;

2 балла – скорее не соответствует;

1 балла – не соответствует.

Вопросы анкеты:

  1. Я стремлюсь изучать себя;
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами;
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность;
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя;
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время;
  6. Я анализирую свои чувства и опыт;
  7. Я много читаю;
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросов;
  9. Я верю в свои возможности;
  10. Я стремлюсь быть более открытым;
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди;
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты;
  13. Я получаю удовольствие от освоения нового;
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня;
  15. Я положительнее бы отнесся к моему продвижению по службе.

Оценка и ее критерии:

75-55 баллов – активное саморазвитие;

54-36 баллов – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий;

35-15 баллов – остановившееся саморазвитие.

Приложение 3

Анкета

для выявления уровня методической подготовленности воспитателей

Фамилия _____________________________________________________

Имя _________________________________________________________

Отчество _____________________________________________________

Стаж работы __________________________________________________

Дата заполнения _______________________________________________

  1. Что в учебной работе у Вас получается лучше всего, и чем из своего опыта учебной работы Вы считаете возможным поделиться с коллегами?
  2. Что в учебной работе у Вас получается хорошо?
  3. Какие вы испытываете затруднения, и с каким опытом учебной работы Вы хотите познакомиться?
  4. Что в воспитательной работе у Вас получается лучше всего, и чем из своего опыта воспитательной работы Вы считаете возможным поделиться с коллегами?
  5. Что в воспитательной работе у Вас получается хорошо?
  6. Какие Вы испытываете затруднения в воспитательной работе, и с каким опытом воспитательной работы Вы хотите познакомиться?
  7. Какие у Вас отношения с детьми: очень хорошие, хорошие, удовлетворительные, плохие, конфликтные? (соответствующие подчеркнуть).
  8. Выполняете ли Вы программу детского сада для своей возрастной группы? Что этому помогает или мешает?
  9. Какие функции занимают Вас большую часть рабочего времени?
  10. Какую помощь Вы хотели бы получить от:
  1. Заведующей;
  2. Методиста;
  3. Психолога;
  4. Других специалистов.

Приложение 4

Оценка

уровня активности воспитателя в работе

Характеристика уровня активности (содержание оценки)

Оценка в баллах

Результат оценки

Ф. И.О. педагога

Преимущественно работает инициативно с полной отдачей физических и душевных сил. Часто проявляет инициативу, отдает много сил работе.

9-10

Работает не плохо, но редко проявляет инициативу и не стремится «выкладываться» на работе

7

Как правило, не проявляет  инициативы, хотя в целом со своей работой вполне справляется

6

Никогда не проявляет инициативы. Выполняет свои непосредственные обязанности только в силу необходимости

4-5

Мало вкладывает или не вкладывает сил в работу; плохо справляется со своими обязанностями

1-3

Итог:

Приложение 5

Диагностическая карта

для изучения «барьеров» в работе педагогов

Показатели проявления «барьеров» в работе педагогов

«Барьеры»

Барьеры психологической неготовности

1 - Барьеры ограниченного понимания сущности образования и способов его перестройки, выражающиеся в неспособности представить структуру, функции и его конечный результат;

2 – барьер отсутствия взаимодействия с администрацией, коллегами, детьми и родителями.

Барьер неготовности сознания

1 – барьер некомпетентности;

2 – барьер устаревших установок, проявляющихся в том, что некоторые учителя ориентированы не на собственную инициативу и поиск, а не выполнение, планов, нормативов и инструкций.

Барьеры неготовности поведения и деятельности (практическая неготовность)

1 – тактическая неготовность, выражающаяся в затруднении при выборе оптимальных форм поведения и деятельности;

2 – коммуникативная неготовность, проявляющаяся в неумении создать благоприятный для творчества микроклимат в классе, на уроке и вне его;

3 – организационная готовность, выражающаяся в недостатке усилий, направленных на решение вопросов планировании и реализации комплекса организационных мер по оптимизации способа деятельности;

4 – барьер устаревших привычек, проявляющихся в трудностях внедрения нового в учебно-воспитательный процесс и человеческие отношения;

5 – барьер отрицательного отношения к труду, связанный с недостаточной индивидуальной работой по саморазвитию, по созданию собственной методической системы.

Приложение 6

Анкета определения интереса и мотивации

педагогического проектирования.

Определение интереса и мотивации

Ответы

да

иногда

нет

Занимаетесь ли Вы планированием педагогической деятельности

Испытываете ли Вы потребность в проектировании

Удается ли Вам прогнозировать результаты педагогической деятельности

Удается ли Вам ставить цели и задачи  педагогической деятельности

Есть ли у Вас интерес к созданию чего-то нового

Используете ли вы метод проектов  в педагогической практике

Применяете ли в педагогической практике прогнозирование, моделирование, конструирование

Знакомы ли вы с деятельностью педагогического проектирования

Знакомы ли Вы с этапами проектной деятельности

Я разрабатываю новое, если не устраивает что-либо

Хотите ли Вы узнать теоретические основы педагогического проектирования

Хотите ли Вы проектировать без затруднений

Примечание.

 Отметьте в каждом вопросе вариант ответа.

За каждый ответ:

Да – 1 балл

Иногда – 0,5 балла

Нет 0 баллов

Ключ .

Высокий уровень интереса и мотивации – 12-15 баллов

Средний – 8-11 баллов

Низкий – менее 8 баллов

Приложение 7

 Анкета экспертной оценки

(самооценки)  качеств личности проектировщика

Вопросы

Критерии

Постоянно

иногда

никогда

1

2

3

4

Использование посторонней помощи

В коллективе справляется  с  заданием лучше

Полностью уверен в своих действиях

Самостоятельно принимает  решения

С легкостью берется  за выполнение поставленной задачи

Самостоятельно ставит задачи

Испытывает   трудности в начале решения задачи

Доминирует желание скорейшего завершения работы

Решителен, настроен на успех

Действует целеустремленно

При встрече с препятствиями не отступает, а ищет способы их преодоления

Тяготит процесс выполнения задания

Испытывает удовлетворение при выполнении проектного задания

По завершении проекта есть желание браться за новые задачи

Всеми способами достигает поставленной задачи

При трудностях имеет желание отказаться от решения проблемы

Старается достичь наилучших результатов

Анализирует каждый этап деятельности

Задумывается о конечном результате

Соблюдает намеченные сроки

Ответственен перед собой  и группой

Исполняет порученное задание

Предпочитает дорабатывать материал, нежели остановиться на достигнутом

Придерживается принципа «семь раз отмерь»

Придерживается принципа «авось сойдет»

Придерживается принципа «терпенье и труд все перетрут»

Строго выполняет согласно плану, строго следуя этапам

Доводит начатое дело до завершения

По завершении испытывает чувство «гора с плеч»

Всего баллов

Уровень качества личности

Примечание.                                                                 Критерии оценки качеств личности:

Отметьте в каждом вопросе вариант ответа.               75-90  высокий уровень

За каждый ответ:                                                             50-74 – средний уровень

Постоянно – 3 балла                                                       Менее 50 - низкий

Иногда – 2 балла

Никогда – 1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками

Дается обоснование современного построения образовательного процесса на основе деятельностного подхода и  методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы педагогов....

Методическая разработка семинара для воспитателей "Метод проектов в образовательном процессе ДОУ"

Методические рекомендации по разработке  и использованию образовательных проектов с детьми дошкольного возраста....

Методическая разработка. Работа методом проекта по теме "Азбука здоровья"

Статья отражает преимущества работы по формированию у детей знаний, умений и навыков в области здоровья и безопасности методом проекта. В статье также помещены фото творческих работ детей, сценарий ра...

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов (методические рекомендации)

Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощникам...

Методические рекомендации "Метод проектов в дошкольном учреждении".

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения ...

Методический проект "Как внедрить метод проектов в практику работы педагогов детского сада?"

Презентация методического проекта о внедрении метода проектов в работу воспитателей ДОУ...


 

Комментарии

Слынько Светлана Анатольевна

Отличный материал.