Методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы с дошкольниками
материал на тему

Дается обоснование современного построения образовательного процесса на основе деятельностного подхода и  методическое сопровождение внедрения метода проектов в практику работы педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение внедрения метода проектов                                                                        в практику работы с дошкольниками

Ховрина И.В.,                                                                                                                                                 старший воспитатель                                                                                                                           МБДОУ «ЦРР – детский сад № 103»                                                                                                          г. Воркуты

Содержание:

Современные подходы построения образовательного процесса в системе  дошкольного воспитания.

Деятельностный характер содержания и организации образовательного процесса ДОУ.

Метод проектов в работе с дошкольниками.

Система  методической работы по внедрению метода проектов в практику работы с дошкольниками.

 В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

 С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменились подходы к построению всего образовательного процесса в работе с дошкольниками.

 Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлены следующие принципы:

1. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании.

2. Принцип интеграции образовательных областей

3. Принцип развивающего образования.

4. Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости. 

Специфика ребенка дошкольного возраста такова, что его достижения определяются не столько суммой ЗУН, а личностными качествами, которые обеспечивают ему психологическую готовность к школе. В образовательных программах, соответствующих ФГТ, отсутствует жесткая предметность. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра.

В нормативных документах, и в ФГТ названы основные формы организации образовательного процесса: 

- совместная деятельность взрослого с детьми,

- самостоятельная деятельность ребенка.

  Правильно организованное обучение ведет за собой развитие? (Л.С. Выготский)

 - обучение создает зоны ближайшего развития, т.е. те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребенка, в первую очередь, со взрослым, но продлевая внутренний ход развития, через некоторое время они становятся внутренним достоянием самого ребенка;

- обучение не есть развитие, но правильно организованное оно ведет за собой развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными.

Л.С. Выготский говорит не об обучении вообще, а о правильно организованном обучении.

Тогда каким же должно быть правильно организованное обучение?

- обучение и воспитание – всеобщие и необходимые формы психического развития человека;

- благодаря им человек присваивает ценности материальной и духовной культуры;

- это осуществляется в ходе собственной деятельности;

- процессы обучения и воспитания человека сами протекают внутри его собственной личной деятельности;

- на основе формирования конкретных видов деятельности у человека возникают и развиваются определенные психологические новообразования;

- процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы (т.е., включены в деятельность).

Таким образом, между обучением и психическим развитием человека стоит его деятельность. 

 Деятельность – осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, опосредованное его внешней и внутренней активностью (И.Б.Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский – Психология: учеб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С.14.) Авторы выделяют такие виды деятельности, как: игра, учение и труд – называя их основными. Структура деятельности, по мнению авторов, - это: 1) мотив; 2) цель деятельности; 3) действия; 4) средства (материал); 5) результат (И.Б.Котова, О.С. Канаркевич, В.Н. Петриевский – Психология: учеб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С.14-16).  Деятельностный подход предполагает организацию процесса обучения таким образом, что ребенок выступает как субъект этой деятельности, самостоятельно решающий конкретные учебные задачи (познавательные, исследовательские, проективные и т.д).

 Современный дошкольник значительно отличается от своих сверстников прошлых лет. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он многим интересуется и о многом рассуждает. И в то же время, он любит играть, сочинять, фантазировать. Ученые отмечают, что современные дети стремятся к интеграции, объединению разных видов деятельности в один процесс. Использование развивающих подходов к построению процесса обучения в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку выбор деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, реализовать замыслы, выбирать и менять что-то самому.

   Изучив современные подходы организации образовательного процесса, мы отметили, что метод проектов отвечает этим требованиям. Структура работы над проектом включает в себя все те элементы, которые и обозначены деятельностным подходом.

   Метод проектов также позволяет осуществить интеграцию содержания дошкольного образования – связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса. Проектная деятельность взрослых и детей позволяет реализовать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, заложенный в ФГТ.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулируется проблема (цель).

(При постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую сюжетную ситуацию.

3.Формулирует задачу (не жестко)

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

II этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

III этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IY этап

9.Подготовка к презентации. Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

 С целью повышения образовательного уровня педагогов ДОУ, удовлетворения их потребности в инновационной деятельности организовано проведение  теоретических  и практических семинаров.  Ведётся планомерная, систематическая  и эффективная работа по повышению квалификации, профессионального и теоретического уровня подготовки педагогов.

   Как спланировать работу  по внедрению  инновации в дошкольном учреждении?   Уйти от многих ошибок и упущений  поможет проектирование самой системы методического сопровождения  инновационной программы.

  Для коллектива внедрение метода проектов в практику работы – это, своего рода, эксперимент, который требует изменения системы управления ДОУ. Нововведением в системе управления стало создание творческой рабочей группы по управлению экспериментальной деятельностью. В нее вошли опытные педагоги, имеющие высокий профессиональный уровень, педагог-психолог. Творческая группа осуществляет тактическое сопровождение внедрения метода проектов.

  Вся опытно-экспериментальная работа педагогического коллектива строится на наличии у  каждого члена коллектива теоретической подготовленности, умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, т.е. проводить эксперимент на научно обоснованных знаниях.

  Организована работа по обобщению опыта работы педагогов, педагоги представляют свои практические и теоретические материалы на городских педагогических чтениях, участвуют в конкурсах «Талантливый педагог - талантливый ребенок» 

 

 Координатором осуществления методического сопровождения экспериментальной деятельности в ДОУ   становится старший воспитатель.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику дошкольного образовательного учреждения

Методическое сопровождение внедрения ФГТ в практику дошкольного образовательного учреждения...

Методическое сопровождение поэтапной реализации в практику работы ДОУ ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы на 2011- 2012 учебный год.

Примерный  план мероприятийметодического  сопровожденияпоэтапной реализации в практику работы  ДОУ ФГТ к структуреосновной     образовательной   программын...

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...

Методическая разработка "Интерактивные методы обучения в работе с дошкольниками"

Интерактивное обучение дошкольников – это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых...