Мониторинг по программе "По дороге в школу"
методическая разработка по теме
Данный материал поможет провести педагогам, воспитателям диагностическое обследование готовности дошкольников к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика проведения диагностического обследования дошкольников | 930 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей
«Центр детского творчества г. Знаменск Астраханская область »
Методика проведения
диагностического обследования и готовности ребенка к школьному обучению
творческое объединение «АБВГДЕЙКА»
по программе развития и обучения «По дороге в школу».
Подготовил
Педагог дополнительного образования
Камынина Ирина Геннадьевна
2009г.
Содержание
1.Содержание методики проведения диагностики дошкольников по программе
«По дороге в школу»...........................................................................................................3
2. Задания к вопросам диагностического обследования………………………………..4-10
- Раздел «Учимся правильно говорить» для детей 6 лет.
- Раздел «Знакомство со звуками и буквами» для детей 6 лет.
- Раздел «Развитие речи» для детей 4-5 лет.
- Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
для детей 4-5 лет.
- Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
для детей 6 лет
- Диагностика психологической готовности ребенка к школы
3.Карты диагностического обследования…………………………………………………10
3.1.Диагностика развития детей по разделу
«Учимся правильно говорить» для детей 6 лет…………………………………………...11
3.2.Диагностика развития детей по разделу
«Знакомство со звуками и буквами» для детей 6 лет……………………………………12
3.3Диагностика развития детей по разделу «Развитие речи»
для детей 4-5 лет……………………………………………………………………………..13
3.4.Диагностика развития детей по разделу
«Формирование элементарных математических представлений»
для детей 4-5 лет…………………………………………………………………………….14
3.5Диагностика развития детей по разделу «Формирование элементарных математических представлений»
для детей 6 лет……………………………………………………………………………….15
3.6.Диагностика психологической готовности ребенка к школе…………………………15
4. Литература…………………………………………………………………………………16
1.Содержание методики проведения диагностики дошкольников по программе
«По дороге в школу».
Дошкольный период жизни ребенка, социально – эмоциональное благополучие, неразрывно связано со становлением целостного восприятия дошкольником окружающего мира, устойчивых познавательных интересов, уверенности в себе, самостоятельности, чувства защищенности, а также с умением устанавливать социальные контакты.
Педагогическую диагностику необходимо проводить в начале и в конце периода обучения. Диагностика в начале периода обучения дает возможность прогнозировать успешность овладения дошкольниками программного содержания, выявить различия в развитие детей и определить, индивидуальную программу деятельности для каждого.
Диагностика в конце периода обучения даст возможность определить успешность освоения разделов программы, выявить причины не успешности и найти пути помощи старшему дошкольнику в его обучение и развитие.
Методы педагогической диагностики:
- наблюдение;
- беседа;
- конструирование проблемных ситуаций;
- тесты – задания.
Уровни педагогической диагностики обозначаются:
Низкий уровень (-).
Ребенок имеет нечеткое представление – о явлениях окружающего мира данного раздела, не владеет понятиями раздела, путает сходные понятия. Стремление к самостоятельности недостаточно выражено, ожидает помощь взрослого.
Средний уровень (+-).
Ребенок имеет представление – о явлениях окружающего мира данного раздела, владеет понятиями раздела, с помощью взрослого может ответить на вопросы. Стремится аргументировать свои суждения.
Высокий уровень (+).
Ярко выражен интерес к явлениям окружающего мира данного раздела, владеет понятиями раздела. Активно отстаивает самостоятельность. В речевых конструкциях верно обосновывает логические связи в содержании раздела.
2. Задания к вопросам диагностического обследования
Раздел «Учимся правильно говорить» для детей 6 лет.
№ | Содержание задания | Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.) |
1 | Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона |
|
2 | Знает свой город и его достопримечательности, страну в которой живет. |
|
3 | Знает фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессии |
|
4 | Знает времена года (последовательность, месяцы, основные приметы, загадки, стихи) |
|
5 | Отвечает на вопрос полным распространенным предложением |
|
6 | Различает и классифицирует одежду, головные уборы, зимующих, перелетных птиц, овощи, фрукты, ягоды, знает все виды транспорта. |
|
7 | Умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, придумывает рассказ по картине |
|
8 | Знает русские народные сказки |
|
9 | Чтение |
|
10 | Умеет внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 минут) |
|
Раздел «Знакомство со звуками и буквами» для детей 6 лет.
№ | Содержание задания | Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.) |
1 | Знание гласных и согласных звуков и букв и звуковых картинок |
|
2 | Составление слогов и слов из звуковых картинок |
|
3 | Определение места звука в слове (в начале, в середине и в конце) |
|
4 | Чтение слогов, слов, предложений по букварю. |
|
5 | Отличие звуков от букв |
|
6 7 8 | Фонематическая сторона речи: | |
Голос | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Сила | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Темп | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Внятность | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Интонация | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Заикание | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Произношение звуков: | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Свистящие | ||
Шипящие | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Звуки Р; РЬ, | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Звук Л | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Прочие звуки | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Дифференциация звуков | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
9 | Грамматический строй: | |
Словообразование | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Словоизменение | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Употребление предлогов | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
Фразовая речь | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» | |
10 | Разделяет слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. | Задания из пособия Т.А.Ткаченко «комплексное обследование дошкольника» |
Раздел «Развитие речи» для детей 4-5 лет.
№ | Содержание задания | Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.) |
1 | Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона |
|
2 | Знает свои роли в семейном коллективе и роли других членов семьи, |
|
3 | Проявляет желание участвовать в совместной деятельности с взрослыми, выполняет поручения в семье |
|
4 | Может кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры, занятия) |
|
5 | Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз). Определяет направление своего движения – ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх) |
|
6 | Владеет элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние |
|
7 | Имеет элементарные представления об окружающем мире (времена года) |
|
8 | Классифицирует и объединяет предметы по назначению (овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, грибы, плоды, семена, насекомые, профессии, геометрические фигуры, мебель, электрические приборы, посуда, рабочие инструменты, одежда, обувь, головные уборы, транспорт и т д. ) |
|
9 | При общении с взрослыми и сверстниками пользуется принятыми правилами общения (во время игр, занятий): благодарить, просить, помогать. |
|
10 | Проявляет внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживает порядок в личных вещах, в окружающей обстановке |
|
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
для детей 4-5 лет.
№ | Содержание задания | Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.) |
1 | Свободно считает от 0 до 10, сопоставляя число с количеством предметов. |
|
2 | Сравнивает предметы по количеству один – много. |
|
3 | Сравнивает предметы по длине, высоте, по ширине, толщине, по форме, по цвету. |
|
4 | Ориентируется в пространстве и во времени, направлениях |
|
5 | Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз). |
|
6 | Узнает простейшие геометрические фигуры, тела. Делит фигуры на равные части. |
|
7 | Знает геометрические фигуры Собирает фигуры из нескольких частей. |
|
8 | Ориентируется в тетради в клеточку. |
|
9 | Рисует недостающие части предметов. |
|
10 | Аккуратно штрихует и раскрашивает |
|
Раздел «Формирование элементарных математических представлений»
для детей 6 лет
№ | Содержание задания | Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.) |
1 | Свободно считает в прямом и обратном порядке в пределах первого десятка, сопоставляя число с количеством предметов. Знает количественный и порядковый счет. |
|
2 | Знает знаки +; -; =; больше, меньше. |
|
3 | Ориентируется в числовом отрезке, решает с помощью него примеры. |
|
4 | Решает арифметические примеры и задачи. |
|
5 | Сравнивает предметы по разным признакам. |
|
6 | Группирует предметы по одному или нескольким признакам и свойствам. |
|
7 | Ориентируется в пространстве, тетради (слева, справа, вверху, внизу, и т.д.) |
|
8 | Ориентируется во времени, определяет время по часам |
|
9 | Знает простейшие геометрические понятия (точка, линия, угол, отрезок, прямая, ломаная) |
|
10 | Знает геометрические фигуры и тела. |
|
Диагностика психологической готовности ребенка к школы
№ | Содержание задания | Методика проведения диагностики (пособия, задания ит.д.) |
1 | Мышление | Карточка №2,3,4 «Психолого - педагогического обследования дошкольника» |
- словесно – логическое; | ||
- обобщение. | ||
2 | Память | Карточка №5,6 «Психолого - педагогического обследования дошкольника» |
-словесно-логическая (слуховая) | ||
- образная (зрительная) | ||
3 | Внимание | Карточка №7,8 «Психолого - педагогического обследования дошкольника» |
- концентрация; | ||
- устойчивость. | ||
4 | Восприятие | Карточка №9 «Психолого - педагогического обследования дошкольника» |
5 | Речь | |
- понимание грамматической конструкции предложения; | Пересказ небольшого рассказа, ответы на вопросы | |
- выполнение словесных поручений; | Задания типа, «отнеси книгу на полку» и т.д. | |
- изменение существительных по числам; | Устные задания (скажи со словом – один, много) | |
- уровень развития фонематического слуха | Задания со звуками типа, хлопнуть в ладоши, когда услышишь в слове звук «ш» и т.д. | |
6 | Развитие крупной и мелкой моторики | Карточка № 10,11«Психолого - педагогического обследования дошкольника» |
7 | Уровень мотивации к обучению, положительное эмоциональное отношение к школе. | Карточка № 12,13«Психолого - педагогического обследования дошкольника» |
3.Карты диагностического обследования
3.1.Диагностика развития детей по разделу
«Учимся правильно говорить» для детей 6 лет.
Программное содержание (критерии) | Группа № | ||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||
1 | Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона | ||||||||||||||||
2 | Знает свой город и его достопримечательности, страну в которой живет. | ||||||||||||||||
3 | Знает фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессии | ||||||||||||||||
4 | Знает времена года (последовательность, месяцы, основные приметы, загадки, стихи | ||||||||||||||||
5 | Отвечает на вопрос полным распространенным предложением | ||||||||||||||||
6 | Различает и классифицирует одежду, головные уборы, зимующих, перелетных птиц, овощи, фрукты, ягоды, знает все виды транспорта. | ||||||||||||||||
7 | Умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, придумывает рассказ по картине. Знает русские народные сказки, умеет их пересказывать | ||||||||||||||||
8 | Знает русские народные сказки, умеет их пересказывать | ||||||||||||||||
9 | Чтение | ||||||||||||||||
10 | Умеет внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 минут) | ||||||||||||||||
Высокий уровень + | |||||||||||||||||
Средний уровень + - | |||||||||||||||||
Низкий уровень - |
3.2.Диагностика развития детей по разделу
«Знакомство со звуками и буквами» для детей 6 лет.
Программное содержание (критерии) | Группа № | ||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||
1 | Знание гласных и согласных звуков и букв и звуковых картинок | ||||||||||||||||
2 | Составление слогов и слов из звуковых картинок | ||||||||||||||||
3 | Определение места звука в слове (в начале, в середине и в конце) | ||||||||||||||||
4 | Чтение слогов, слов, предложений по букварю. | ||||||||||||||||
5 | Отличие звуков от букв | ||||||||||||||||
6 7 8 | Фонематическая сторона речи: | ||||||||||||||||
Голос | |||||||||||||||||
Сила | |||||||||||||||||
Темп | |||||||||||||||||
Внятность | |||||||||||||||||
Интонация | |||||||||||||||||
Заикание | |||||||||||||||||
Произношение звуков: | |||||||||||||||||
Свистящие | |||||||||||||||||
Шипящие | |||||||||||||||||
Звуки Р; РЬ, | |||||||||||||||||
Звук Л | |||||||||||||||||
Прочие звуки | |||||||||||||||||
Дифференциация звуков | |||||||||||||||||
9 | Грамматический строй: | ||||||||||||||||
Словообразование | |||||||||||||||||
Словоизменение | |||||||||||||||||
Употребление предлогов | |||||||||||||||||
Фразовая речь | |||||||||||||||||
10 | Разделяет слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. | ||||||||||||||||
Высокий уровень + | |||||||||||||||||
Средний уровень + - | |||||||||||||||||
Низкий уровень - |
3.3Диагностика развития детей по разделу «Развитие речи»
для детей 4-5 лет.
Программное содержание (критерии) | Группа № | ||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||
1 | Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона | ||||||||||||||||
2 | Знает свои роли в семейном коллективе и роли других членов семьи, | ||||||||||||||||
3 | Проявляет желание участвовать в совместной деятельности с взрослыми, выполняет поручения в семье | ||||||||||||||||
4 | Может кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры, занятия) | ||||||||||||||||
5 | Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз). Определяет направление своего движения – ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх) | ||||||||||||||||
6 | Владеет элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние | ||||||||||||||||
7 | Имеет элементарные представления об окружающем мире (времена года) | ||||||||||||||||
8 | Классифицирует и объединяет предметы по назначению (овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, грибы, плоды, семена, насекомые, профессии, геометрические фигуры, мебель, электрические приборы, посуда, рабочие инструменты, одежда, обувь, головные уборы, транспорт и т д. ) | ||||||||||||||||
9 | При общении с взрослыми и сверстниками пользуется принятыми правилами общения (во время игр, занятий): благодарить, просить, помогать | ||||||||||||||||
10 | Проявляет внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживает порядок в личных вещах, в окружающей обстановке | ||||||||||||||||
Высокий уровень + | |||||||||||||||||
Средний уровень + - | |||||||||||||||||
Низкий уровень - |
3.4.Диагностика развития детей по разделу
«Формирование элементарных математических представлений»
для детей 4-5 лет.
Программное содержание (критерии) | Группа № | |||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||||
1 | Свободно считает от 0 до 10, сопоставляя число с количеством предметов. | |||||||||||||||||
2 | Сравнивает предметы по количеству один – много. | |||||||||||||||||
3 | Сравнивает предметы по длине, высоте, по ширине, толщине, по форме, по цвету. | |||||||||||||||||
4 | Ориентируется в пространстве, во времени | |||||||||||||||||
5 | Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз). | |||||||||||||||||
6 | Узнает простейшие геометрические фигуры, тела. Делит фигуры на равные части. | |||||||||||||||||
7 | Знает геометрические фигуры. Собирает фигуры из нескольких частей | |||||||||||||||||
8 | Ориентируется в тетради в клеточку | |||||||||||||||||
9 | Рисует недостающие части предметов | |||||||||||||||||
10 | Аккуратно штрихует и раскрашивает | |||||||||||||||||
Высокий уровень + | ||||||||||||||||||
Средний уровень + - | ||||||||||||||||||
Низкий уровень - |
3.5Диагностика развития детей по разделу
«Формирование элементарных математических представлений»
для детей 6 лет.
Программное содержание (критерии) | Группа № | ||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||
1 | Свободно считает в прямом и обратном порядке в пределах первого десятка, сопоставляя число с количеством предметов. Знает количественный и порядковый счет. | ||||||||||||||||
2 | Знает знаки +; -; =; больше, меньше. | ||||||||||||||||
3 | Ориентируется в числовом отрезке, решает с помощью него примеры. | ||||||||||||||||
4 | Решает арифметические примеры и задачи. | ||||||||||||||||
5 | Сравнивает предметы по разным признакам. | ||||||||||||||||
6 | Группирует предметы по одному или нескольким признакам и свойствам. | ||||||||||||||||
7 | Ориентируется в пространстве слева, справа, вверху, внизу, и т.д. | ||||||||||||||||
8 | Ориентируется во времени Определяет время по часам | ||||||||||||||||
9 | Знает простейшие геометрические понятия (точка, линия, угол, отрезок, прямая, ломаная) | ||||||||||||||||
10 | Знает геометрические фигуры и тела. | ||||||||||||||||
Высокий уровень + | |||||||||||||||||
Средний уровень + - | |||||||||||||||||
Низкий уровень - |
3.6.Диагностика психологической готовности ребенка к школе
Психологические процессы | Группа № | |||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||||
1 | Мышление | |||||||||||||||||
- словесно – логическое; | ||||||||||||||||||
- обобщение. | ||||||||||||||||||
2 | Память | |||||||||||||||||
-словесно-логическая (слуховая) | ||||||||||||||||||
- образная (зрительная) | ||||||||||||||||||
3 | Внимание | |||||||||||||||||
- концентрация; | ||||||||||||||||||
- устойчивость. | ||||||||||||||||||
4 | Восприятие | |||||||||||||||||
5 | Речь | |||||||||||||||||
- понимание грамматической конструкции предложения; | ||||||||||||||||||
- выполнение словесных поручений; | ||||||||||||||||||
- изменение существительных по числам; | ||||||||||||||||||
- уровень развития фонематического слуха | ||||||||||||||||||
6 | Развитие крупной и мелкой моторики | |||||||||||||||||
7 | Уровень мотивации к обучению, положительное эмоциональное отношение к школе. | |||||||||||||||||
4. Литература
1.Абрамова Г.С. «Возрастная психология». – Екатеринбург: Деловая книга, 1999
2.Бугрименко Е.А, Вегнер Л.В. и др. «Готовность детей к школе – М.: Министерство образования Р.Ф, 1992.
3. Белова Т.В., Солнцева В.А. «Готов лди ребенок к обучению в первом классе?» - ЮВЕНТА, Москва 2005
Тест – опрос «Наша семья» для родителей воспитанников творческого объединения «АБВГДЕЙКА».
Выберите необходимый вариант ответа.
Наша семья состоит из следующих членов:
1. Полная семья (отец, мать, два ребенка);
2. Полная семья (отец, мать, один ребенок);
3. Неполная семья (воспитывает ребенка или мать ,или отец)
4. Другие варианты –
Образование имеют:
- Высшее, оба родителя;
- Высшее, один из родителей;
- Средне – специальное, оба родителя;
- Средне – специальное один из родителей;
- Другие варианты
Работающие члены семьи:
- Оба родителя.
- Один родитель.
- Другие варианты –
Ребенком в основном занимаются:
1.Оба родителя.
2. Один родитель.
3.Другие варианты –
Следим за ростом и развитием ребенка, результаты фиксируем в специальном дневнике.
1.Да;
2.Нет.
Домашние праздники проходят организованно (сценарии, развлечения)
1.Да;
2.Нет.
Играем с ребенком:
1.Всегда;
2.Иногда;
3.Никогда.
Ваш стиль общения с ребенком:
1. Авторитарный (строгость, требовательность, беспрекословное послушание)
2. Демократический (доверительные отношения)
3. Попустительский (не ограничивающий ребенка)
Результаты теста- опроса для родителей
«Достаточно ли внимания уделяете своему ребенку?»
Ключ к тесту.
Ответ« Да, почти всегда» - 4 балла.
Ответ «Иногда, может быть» - 2 балла.
Ответ «Нет, иногда» - 0 баллов.
Сложить полученные баллы.
Если сумма от 80 – 60, то вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас очень хорошие взаимоотношения;
от 60 – 30 – очевидно вы занятый человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша;
меньше 30 – вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания ребенку. Это сделает его и вас счастливее.
По результатам теста- опроса выяснилось, что:
Родители творческого объединения «АБВГДЕЙКА», в основном достаточно хорошо знают своих детей, уделяют их воспитанию, развитию большое время. Взаимоотношения родителей и детей в таких семьях хорошие. Такие родители имеют достаточно времени для воспитания своего ребенка, водят детей дополнительно в танцевальные, спортивные кружки, уделяют своему ребенку достаточно внимания дома.
Такие родители составляют 70 % всех опрошенных.
Но есть такие родители, которые при большой занятости на работе, все же умудряются выкроить время для своего ребенка. Правда, отношения в таких семьях к детям зависит от настроения родителей.
Такие родители составляют 30% всех опрошенных.
Показателей меньше 30% - нет.
Вывод:
Взаимоотношения в семьях воспитанников творческого объединения «АБВГДЕЙКА», в основном положительные. Родители понимают ответственность за воспитание своего ребенка и достаточно времени уделяют их развитию и воспитанию.
Творческое объединение «АБВГДЕЙКА»
педагог Камынина И.Г.
Закрепить с детьми понятие:
(для старших групп)
- Как определить, правое и левое направление по отношению к живым объектам, которые стоят к нам лицом?
«Надо, чтобы этот человек или животное находились к нам «спиной». Если же они находятся к нам «лицом», то для правильного ответа на вопрос надо самим мысленно повернуться к ним «спиной».
Педагог дополнительного образования Камынина И.Г.
Закрепить с детьми понятие:
(для старших групп)
- «Сложить - значит объединить части»
- «Целое равно сумме частей», например: 4 = 2+2
- «От перестановки частей целое не меняется» ,
например:2+3=5 и 3+2 = 5
Педагог дополнительного образования Камынина И.Г.
Закрепить с детьми понятие:
(для старших групп)
- «Вычесть – это значит, из какого – то набора предметов взять одну часть и найти оставшуюся часть» или «Вычесть – значит взять часть и найти оставшуюся часть»
- «Если из целого вычесть одну из частей, то останется другая часть»,
например:5 – 2 =3
Педагог дополнительного образования Камынина И.Г.
Закрепить с детьми понятие:
(для старших групп)
- «Замкнутая линия не имеет начало и конец»
- «У незамкнутой линии два конца»
- «Через одну точку можно провести много прямых линий»
- «Отрезок – это часть прямой, отрезок ограничен (точками) с двух сторон» (отрезок от слова «отрезать»).
- «Луч имеет начало и не имеет конца»
- «Прямая линия не имеет начало и конец, ее можно продолжить с обеих сторон»
Педагог дополнительного образования Камынина И.Г.
Выучить с детьми!
(для старших групп)
- Состав числа 3,4,5,
Например: как получается число три - 1+1+1 =3, 1+2 = 3, 2+1 =3, 0 +3 =3, 3+0=3 (аналогично объяснять состав любого числа)
Педагог дополнительного образования Камынина И.Г.
8. Прогнозируемая результативность
(Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?)
1.Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3.Свой домашний адрес.
4.Свой город и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6.Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7.Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детенышей.
9.Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.
10. Транспорт наземный, воздушный, водный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские сказки.
13. Знать великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх –низ и т. д.).
16. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумывать) рассказ по картинке.
17. Запоминать и называть 6 -10 предметов, картинок, слов.
18. Различать гласные и согласные звуки.
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «МАК», «ДОМ», «ДУБЫ», «ЗУБЫ».
21. Хорошо владеть ножницами. Резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы. Вырезать по контуру предметы.
22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
23. Свободно считать от 1 – 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (25 - 30 минут).
25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Справка
по результатам проведенного мониторинга в старших группах
в творческом объединении «АБВГДЕЙКА»
Цель: определить готовность ребенка к школьному обучению
Дата проведения__29.05.10
В диагностическом обследовании принимали участие 24 воспитанника старших групп творческого объединения «АБВГДЕЙКА».
Диагностика проводилась в три этапа (октябрь, январь, апрель) по основным разделам программы «По дороге в школу»:
- «Формирование элементарных математических представлений»
- «Знакомство с буквами и звуками»
- «Учимся правильно говорить»
- «Развитие мелкой моторики рук»
А также обследовалось развитие основных психологических функций дошкольника (мышление, память, ит.д.)
Обследование проводилось в форме собеседования, вопросов, наблюдений, тестов – заданий, игр.
Результаты обследования заносились в диагностические карты по каждому разделу и протоколы на каждого ребенка. В каждом разделе по десять критериев. По результатам обследования определись уровни соответствующие показателям: средний, выше среднего, высокий.
В результате проведенного мониторинга в старших группах получились следующие результаты:
№группы | Группа №3 | ||||||||
Предмет | Математика, развитие мелкой моторики рук | Знакомство с буквами и звуками | Учимся правильно говорить | ||||||
Время проведения Диагностики. | октябрь | январь | май | октябрь | январь | май | октябрь | октябрь | май |
Уровни: | |||||||||
низкий | ----- | --------- | -------- | -------- | ----- | ------- | ----- | ---- | ---- |
средний | 100 | 70 | 25 | 90 | 50 | 30 | 100 | 80 | 10 |
В.среднего | ------ | 30 | 30 | 10 | 30 | 20 | ---- | 20 | 40 |
Высокий | ------ | ---- | 45 | ----- | 10 | 50 | --- | --- | 50 |
№группы | Группа №4 | ||||||||
Уровни: | |||||||||
низкий | ------- | --------- | -------- | -------- | ----- | ------- | ---- | ---- | ---- |
средний | 100 | 75 | 60 | 80 | 60 | 60 | 90 | 60 | 50 |
В.среднего | ------ | 25 | 20 | 20 | 20 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Высокий | ------ | --- | 20 | ------ | 20 | 30 | ---- | 20 | 30 |
Вывод: Результативность прохождения программы «По дороге в школу» 100%. Дети подготовлены к школьному обучению:
примерно 45 % детей имеют средний уровень прохождения программы (часто болеющие дети) и 55 % детей имею уровень выше среднего и высокий.
Педагог
дополнительного
образования_________________И.Г.Камынина
Результаты мониторинга психолого – педагогического обследования
школьной готовности воспитанников старших групп
творческого объединения «АБВГДЕЙКА»
за 2009-2010 учебный год.
Источник : Протоколы психолого – педагогического обследования школьной готовности
Дата: 29.04.10
Педагог
дополнительного
образования_________________И.Г.Камынина
Результаты мониторинга прохождения программы
«По дороге в школу» воспитанников младших групп
творческого объединения «АБВГДЕЙКА»
за 2009-2010 учебный год.
Результаты по разделу «Формирование элементарных математических представлений»
Источник: Таблицы диагностического обследования раздела «Формирование элементарных математических представлений»
Результаты по разделу «Развитие речи»
Источник: Таблицы диагностического обследования раздела «Развитие речи»
Дата: 29.04.10
Педагог
дополнительного
образования_________________И.Г.Камынина
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества г.Знаменск Астраханская область»
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА
ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«АБВГДЕЙКА»
2011- 2012учебный год
Обследование проводил
педагог дополнительного образования
И.Г.Камынина______________
Дата:_____________
Диагностика развития детей по разделу
«Учимся правильно говорить» для детей 6 лет.
Программное содержание (критерии) | Группа № | ||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||
1 | Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона | ||||||||||||||||
2 | Знает свой город и его достопримечательности, страну в которой живет. | ||||||||||||||||
3 | Знает фамилию, имя, отчество своих родителей, их профессии | ||||||||||||||||
4 | Знает времена года (последовательность, месяцы, основные приметы, загадки, стихи | ||||||||||||||||
5 | Отвечает на вопрос полным распространенным предложением | ||||||||||||||||
6 | Различает и классифицирует одежду, головные уборы, зимующих, перелетных птиц, овощи, фрукты, ягоды, знает все виды транспорта. | ||||||||||||||||
7 | Умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, придумывает рассказ по картине. Знает русские народные сказки, умеет их пересказывать | ||||||||||||||||
8 | Знает русские народные сказки, умеет их пересказывать | ||||||||||||||||
9 | Чтение | ||||||||||||||||
10 | Умеет внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 минут) | ||||||||||||||||
Высокий уровень + | |||||||||||||||||
Средний уровень + - | |||||||||||||||||
Низкий уровень - |
Диагностика развития детей по разделу
«Знакомство со звуками и буквами» для детей 6 лет.
Программное содержание (критерии) | Группа № | ||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||
1 | Знание гласных и согласных звуков и букв и звуковых картинок | ||||||||||||||||
2 | Составление слогов и слов из звуковых картинок | ||||||||||||||||
3 | Определение места звука в слове (в начале, в середине и в конце) | ||||||||||||||||
4 | Чтение слогов, слов, предложений по букварю. | ||||||||||||||||
5 | Отличие звуков от букв | ||||||||||||||||
6 7 8 | Фонематическая сторона речи: | ||||||||||||||||
Голос | |||||||||||||||||
Сила | |||||||||||||||||
Темп | |||||||||||||||||
Внятность | |||||||||||||||||
Интонация | |||||||||||||||||
Заикание | |||||||||||||||||
Произношение звуков: | |||||||||||||||||
Свистящие | |||||||||||||||||
Шипящие | |||||||||||||||||
Звуки Р; РЬ, | |||||||||||||||||
Звук Л | |||||||||||||||||
Прочие звуки | |||||||||||||||||
Дифференциация звуков | |||||||||||||||||
9 | Грамматический строй: | ||||||||||||||||
Словообразование | |||||||||||||||||
Словоизменение | |||||||||||||||||
Употребление предлогов | |||||||||||||||||
Фразовая речь | |||||||||||||||||
10 | Разделяет слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. | ||||||||||||||||
Высокий уровень + | |||||||||||||||||
Средний уровень + - | |||||||||||||||||
Низкий уровень - |
Диагностика развития детей по разделу «Развитие речи»
для детей 4-5 лет.
Программное содержание (критерии) | Группа № | ||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||
1 | Знает свое полное имя и некоторые его производные, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона | ||||||||||||||||
2 | Знает свои роли в семейном коллективе и роли других членов семьи, | ||||||||||||||||
3 | Проявляет желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполняет поручения в семье | ||||||||||||||||
4 | Может кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры, занятия) | ||||||||||||||||
5 | Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз). Определяет направление своего движения – ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх) | ||||||||||||||||
6 | Владеет элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние | ||||||||||||||||
7 | Имеет элементарные представления об окружающем мире (времена года) | ||||||||||||||||
8 | Классифицирует и объединяет предметы по назначению (овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, грибы, плоды, семена, насекомые, профессии, геометрические фигуры, мебель, электрические приборы, посуда, рабочие инструменты, одежда, обувь, головные уборы, транспорт и т д. ) | ||||||||||||||||
9 | При общении с взрослыми и сверстниками пользуется принятыми правилами общения (во время игр, занятий): благодарить, просить, помогать | ||||||||||||||||
10 | Проявляет внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживает порядок в личных вещах, в окружающей обстановке | ||||||||||||||||
Высокий уровень + | |||||||||||||||||
Средний уровень + - | |||||||||||||||||
Низкий уровень - |
Диагностика развития детей по разделу
«Формирование элементарных математических представлений»
для детей 4-5 лет.
Программное содержание (критерии) | Группа № | |||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||||
1 | Свободно считает от 0 до 10, сопоставляя число с количеством предметов. | |||||||||||||||||
2 | Сравнивает предметы по количеству один – много. | |||||||||||||||||
3 | Сравнивает предметы по длине, высоте, по ширине, толщине, по форме, по цвету. | |||||||||||||||||
4 | Ориентируется в пространстве, во времени | |||||||||||||||||
5 | Ориентируется в своем теле (левая, правая рука, ухо, глаз). | |||||||||||||||||
6 | Узнает простейшие геометрические фигуры, тела. Делит фигуры на равные части. | |||||||||||||||||
7 | Знает геометрические фигуры. Собирает фигуры из нескольких частей | |||||||||||||||||
8 | Ориентируется в тетради в клеточку | |||||||||||||||||
9 | Рисует недостающие части предметов | |||||||||||||||||
10 | Аккуратно штрихует и раскрашивает | |||||||||||||||||
Высокий уровень + | ||||||||||||||||||
Средний уровень + - | ||||||||||||||||||
Низкий уровень - |
Диагностика развития детей по разделу
«Формирование элементарных математических представлений»
для детей 6 лет.
Программное содержание (критерии) | Группа № | ||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | |||||||||||||||||
1 | Свободно считает в прямом и обратном порядке в пределах первого десятка, сопоставляя число с количеством предметов. Знает количественный и порядковый счет. | ||||||||||||||||
2 | Знает знаки +; -; =; больше, меньше. | ||||||||||||||||
3 | Ориентируется в числовом отрезке, решает с помощью него примеры. | ||||||||||||||||
4 | Решает арифметические примеры и задачи. | ||||||||||||||||
5 | Сравнивает предметы по разным признакам. | ||||||||||||||||
6 | Группирует предметы по одному или нескольким признакам и свойствам. | ||||||||||||||||
7 | Ориентируется в пространстве слева, справа, вверху, внизу, и т.д. | ||||||||||||||||
8 | Ориентируется во времени Определяет время по часам | ||||||||||||||||
9 | Знает простейшие геометрические понятия (точка, линия, угол, отрезок, прямая, ломаная) | ||||||||||||||||
10 | Знает геометрические фигуры и тела. | ||||||||||||||||
Высокий уровень + | |||||||||||||||||
Средний уровень + - | |||||||||||||||||
Низкий уровень - |
Диагностика психологической готовности ребенка к школе
Психологические процессы | Группа № | |||||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||||
1 | Мышление | |||||||||||||||||
- словесно – логическое; | ||||||||||||||||||
- обобщение. | ||||||||||||||||||
2 | Память | |||||||||||||||||
-словесно-логическая (слуховая) | ||||||||||||||||||
- образная (зрительная) | ||||||||||||||||||
3 | Внимание | |||||||||||||||||
- концентрация; | ||||||||||||||||||
- устойчивость. | ||||||||||||||||||
4 | Восприятие | |||||||||||||||||
5 | Речь | |||||||||||||||||
- понимание грамматической конструкции предложения; | ||||||||||||||||||
- выполнение словесных поручений; | ||||||||||||||||||
- изменение существительных по числам; | ||||||||||||||||||
- уровень развития фонематического слуха | ||||||||||||||||||
6 | Развитие крупной и мелкой моторики | |||||||||||||||||
7 | Уровень мотивации к обучению, положительное эмоциональное отношение к школе. | |||||||||||||||||
Раздел изобразительная деятельность по программе «Умелые ручки»
Программное содержание (критерии) | Группа № | |||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||
1.Умение создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты | ||||||||||||||||
2.Умение создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических фигур | ||||||||||||||||
3.Умение создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических фигур | ||||||||||||||||
4.Умение координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом листе бумаги, мелкие – для прорисовывания, ритмичные – для рисования узоров) | ||||||||||||||||
5.Умение координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом листе бумаги, мелкие – для прорисовывания, ритмичные – для рисования узоров) | ||||||||||||||||
6.Умение моделировать фигуры (кончиками пальцев, сглаживать места их соединения) | ||||||||||||||||
7.Умение правильно пользоваться ножницами | ||||||||||||||||
8.Умение правильно пользоваться ножницами | ||||||||||||||||
9.Умение составлять композиции из готовых и самостоятельно вырезанных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги) | ||||||||||||||||
10.Умение составлять аппликации из природного материала | ||||||||||||||||
Высокий уровень + | ||||||||||||||||
Средний уровень + - | ||||||||||||||||
Низкий уровень - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,
Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....
Конспект досуга посвящённый «День Победы» На тему «Давайте вспомним и споём», «Путешествие по островам грамматики», Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».,«Путешествие на машине времени»
конспекты занятий по ФЭМП, Развитию речи и др...
Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».
Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...
Сценарный план итоговой СОД в подготовительной к школе группе "По дороге в школу"
Сценарный план итоговой СОД в подготовительной к школе группе "По дороге в школу"...
Подготовка ребенка к школе "ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ"
Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе? К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать: • состав чисел первого д...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Дорога в школу"
Комплексное итоговое мероприятие в подготовительной группе...
Конспект коррекционного занятия по развитию мотивации у детей подготовительной к школе группе «Дорога в школу»
Цель: формирование мотивации к обучению в школе у детей подготовительной группы. Задачи:1) повышать мотивационную готовность детей к школе;2) развивать познавательные процессы (внимание, речь, м...