Опыт работы по теме"Проектно-исследовательская деятельность."
статья по теме
Опыт работы по теме "Проектно-исследовательская деятельность" - в настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует и от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Мы живём в постоянно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, актуальной проблемой является научить детей легко и быстро воспринимать её, анализировать, осваивать новое, добывать самостоятельно знания, экспериментировать, находить собственное решение в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 "Гвоздика"
Выпускник детского сада:
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
(Из портрета выпускника ДОУ)
В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует и от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Мы живём в постоянно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, актуальной проблемой является научить детей легко и быстро воспринимать её, анализировать, осваивать новое, добывать самостоятельно знания, экспериментировать, находить собственное решение в различных ситуациях.
Формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им – вот основная цель моей деятельности.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу познавательного развития дошкольников;
- создать необходимые условия для исследовательской деятельности дошкольников;
- включить детей в проектно-исследовательскую деятельность;
- воспитывать у детей интерес к процессу познания;
- развивать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребёнка;
- поддерживать детскую инициативу, самостоятельность, оценочное отношение к миру.
Заинтересовавшись проблемой «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности», я опиралась на программу "Развитие" О.М.Дьяченко, которая реализуется через разделы "Ребёнок и окружающий мир", "Развитие представления о мире и себе", «Экология», региональную программу " Человек.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 "Гвоздика"
Индивид. Личность." И.А.Малашихиной. А также на теоретические труды отечественных педагогов: Киселевой Л.С., Данилиной Т.А., Евдокимовой Е.П., Зуйковой М.Б., Литвиновой Р.М.
Новизна моего опыта заключается в следующем:
- воспринимая каждого ребенка как личность, я включаю в нашу совместную деятельность задания, способствующие выражению ребенком собственного отношения к исследованию, то есть положительную мотивацию к получению знаний;
- используя игровую технологию, я развиваю у детей любознательность, наблюдательность и познавательный интерес;
- особое место отвожу проектной деятельности, которая обогащает ребят новыми знаниями, развивает речь и учит самостоятельно добывать нужную информацию.
Эту работу провожу в тесной связи с родителями.
Воспринимая ребенка как личность, я особое внимание уделяю созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательного интереса каждого ребенка. Мною были созданы:
- мини-лаборатория «Любознайка», наполняющаяся всеми новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, а также позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
- мини-огород на окне, где дети выращивают травку для зимующих птиц, рассаду, проводят опытническую работу. Учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений;
- полка «умных книг», видеотека, где находится познавательная литература и интересные фильмы об окружающем мире, из которых ребята всегда могут найти ответы на интересующие их вопросы;
- дидактические игры, макеты, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для её обсуждения с детьми вне занятий.
Формами работы с детьми являются опыты и эксперименты в мини-лаборатории «Любознайка», занятия познавательного цикла, наблюдения в живой и неживой природе, огород на окне, осуществление исследовательских проектов.
Особое место в работе с дошкольниками я отвожу проектной деятельности, которая обогащает ребят новыми знаниями, развивает речь и учит самостоятельно добывать нужную информацию. Эту работу провожу в тесной связи с родителями. «Летательные аппараты» - это был наш самый первый
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 "Гвоздика"
краткосрочный проект, который способствовал развитию умения детей
осуществлять совместную поисковую деятельность, побуждал детей к использованию различных способов для разрешения данной проблемы.
Проекты "Ежи" и "Серый охотник" - включали в себя знакомство с некоторыми видами ежей (белобрюхий, африканский) и волков (кайот), особенностями их внешнего вида, проживания, питания через исследовательскую деятельность. Заключительным этапом проектов были презентации мини-музеев по данным темам.
Сейчас работаем над проектом "Стихийные бедствия". С помощью макетов, изготовленных руками воспитанников и их родителей, изучаем строение и действие вулканов, торнадо, землетрясений, проводим опыты, учимся делать простейшие выводы, умозаключения. Дети и родители приобщаются к исследовательской деятельности, обучаются навыкам постановки цели, проектирования деятельности, обсуждают полученные результаты.
Наблюдения за детьми во время совместной деятельности, изучения продуктов деятельности выполнения проблемно-поисковых заданий педагогов, детей и родителей – все это позволяет отметить наличие у всех участников взаимодействия высокого уровня заинтересованности, ярких эмоциональных проявлений по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели, увлеченности в процессе решения проблем. Кроме того, наблюдаются стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание. Все эти поведенческие реакции – яркие показатели проявления познавательного интереса всех участников исследовательской деятельности.
Известно, что формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. Такой деятельностью является детское экспериментирование. В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами, стараясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет или не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.д. Опасность такой “самодеятельности” заключается в том, что дошкольники еще не знакомы с законами смешивания веществ, элементарным правилам безопасности. Это побудило меня к целенаправленному развитию у детей познавательного интереса с младшего возраста.
Малыши с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плаванье кораблики;
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 "Гвоздика"
превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри.
Далее с возрастом опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Где он живет? Почему осенью много луж? Какие предметы притягивает магнит? На специально организованных занятиях ребята знакомятся со свойствами различных веществ, учатся формулировать вопросы и искать ответы на них, устанавливать причины и следствия наблюдаемых явлений.
В лаборатории «Любознайка» дошкольники проводят интересные опыты и эксперименты, открывая для себя много нового и интересного. В ней дети могут закрепить свои знания и навыки, полученные на занятиях. Им разрешаю пробовать и ошибаться, но самостоятельно находить решение и добиваться результата. Результаты опытов обсуждаем в ходе дискуссии: дети рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, и делаем вывод о проделанной работе. Для самостоятельной исследовательской деятельности разработаны пошаговые алгоритмы проведения опытов и экспериментов.
Используя игровую технологию, я развиваю у детей любознательность, наблюдательность, познавательный интерес, воспитываем бережное отношение к природе.
В развитии познавательного интереса дошкольников большое место отвожу работе с моделями, схемами и макетами, которая позволяет малышу доступно и наглядно понять суть изучаемого материала. При ознакомлении с природной зоной «Пустыня» вместе с ребятами изготовили ее макет и провели опыт «Буря в пустыне». В результате этой работы у детей появились представления об основных физических явлениях, о различных свойствах веществ, об объектах живой и неживой природы.
Традицией стало проведение тематических недель, которые включают в себя проведение опытов, разгадывание загадок и головоломок, разнообразные викторины, конкурсы, праздники. Я заметила, что после их проведения большее количество детей стало по собственной инициативе включаться в процесс познания. Это свидетельствует о возросшем интересе к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.
Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй. Своё общение с родителями строю на основе сотрудничества.
Я использую различные формы взаимодействия с семьёй:
- наглядные (изготовление макетов к развивающим занятиям, пособий к исследовательским проектам, семейные и групповые газеты, и т. д.);
- словесные (беседы, консультации, "круглые столы");
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого направления развития воспитанников №38 "Гвоздика"
- практические (совместные проекты, эксперименты, опыты, практикумы, совместные мероприятия, выставки работ).
Такая работа с семьёй помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребёнке любознательности, пытливости; способствует сплочению семьи, потому что много заданий необходимо выполнять совместно с детьми; позволяет вовлечь родителей в жизнь ДОУ и группы, помогает объединить в одно целое образовательное пространство. Я и дальше надеюсь работать в тесном контакте с родителями, и я уверена, что тогда наши дети вырастут любознательными, самостоятельными, юными исследователями.
Результативность.
Правильно организованная предметно-развивающая среда, система мониторинга, организация познавательно-исследовательской деятельности, развитие новых партнерских отношений «ребенок–воспитатель–родитель», применение интересных форм организации участников процесса дала и даёт хорошие результаты.
У детей:
- развиваются познавательные способности и творческое воображение;
- формируется постоянный интерес к самостоятельным исследованиям, стремление познавать новое, добывать знания;
- речь воспитанников становится грамотной;
- проявляется избирательный интерес и индивидуальность;
- в процессе совместной деятельности у детей возникает более тесный контакт с родителями и сверстниками.
Я не утверждаю, что мне в своей группе полностью удалось решить проблему развития познавательных способностей детей дошкольного возраста, но уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что у большинства моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира, что в дальнейшем позволит дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Активизация мыслительной деятельности через ИКТ"
Использование ИКТ в работе педагога с родителями, детьми, педагогами....
Опыт работы по теме "Активация умственной деятельности дошкольников посредством использования элементов мнемотехники и моделирования сказочных сюжетов
Здесь представлен опыт моей работы. Если кого то заинтересовал мой материал . то приглашаю к сотрудничеству . Пишите , буду рада общению....
Опыт работы по теме:"Развитие познавательной деятельности в процессе формирования представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина) у детей с нарушением зрения". .
В этом материале я представила свой опыт работы по сенсорному развитию для детей с нарушением зрения....
Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе с родителями "
Опыт работы на тему "Использование проектной деятельности в работе с родителями"...
Опыт работы по теме: "Руководство сенсорной деятельности ребенка" воспитателя МБДОУ №6 г. Усть-Лабинска Глушковой Татьяны Васильевны.
Методический материал...
Опыт работы по теме "Использование театрализованной деятельности по формированию ЗОЖ в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Представленный опыт работы помогает решить проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни через развитие творческих способностей в театрализованной д...
Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным методам работы....