Опыт работы по теме:"Развитие познавательной деятельности в процессе формирования представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина) у детей с нарушением зрения". .
методическая разработка (математика, младшая группа) на тему
В этом материале я представила свой опыт работы по сенсорному развитию для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
Опыт работы воспитателя
Тутовой Светланы Васильевны
Тема: «Развитие познавательной деятельности в процессе формирования представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина) у детей с нарушением зрения младшего возраста»
Санкт-Петербург 2010г.
Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребенок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже много понимает, знает, умеет и стремится узнать еще больше. Задача взрослых - помочь ему в этом. Что нужно, чтобы ребенок рос умным и сообразительным, чтобы все его возможности могли реализоваться, а способности раскрыться? Самое главное в его развитии - это знакомство с предметами окружающими его. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это. Их форма, цвет, величина, расположение в пространстве - вот то, что привлекает ребенка. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным и не полноценным. Сенсорное развитие и воспитание направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира. Первой ступенькой которого, является чувственный опыт. Успешность умственного и эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине и т. д. А с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. И именно этот возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Восприятие формы, величины и цвета составляет основу содержания сенсорного воспитания в детском саду, так как именно они имеют определенное значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. В детском саду ребенок овладевает знаниями и умениями в разных видах деятельности, что требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их цвете и использовании. Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношении величины, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами, и принимаются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предметы на отдельные элементы и определить соотношение этих предметов между собой. Усвоение сенсорных эталонов — это вовсе не значит научить правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидности каждого свойства и главное умение пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойства в самых различных предметах, в самых различных ситуациях.
Работая в детском саду для детей с патологией зрения, я обратила внимание на то, как трудно детям видеть и выделять свойства предметов - их форму, величину и цвет, а также пространственное расположение. Они не могут переключиться с одного вида деятельности на другой, у них не сформированы зрительно - моторные навыки, неустойчивое внимание. Ориентировка в микро- и макро - пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей. Поэтому в своей работе с детьми я уделяю особое внимание сенсорному развитию, а чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Дети младшего и среднего возраста имеют еще недостаточно представлений о предметах и их признаках и свойствах. И моя задача - научить правильно, выделять признаки и свойства предметов. Следуя из этого, я выделила для себя следующие задачи при ознакомлении детей с сенсорными эталонами.
1. Учить выделять цвет, форму и величину как основные признаки предметов.
2.Познакомить детей с основными разновидностями цвета, формы, и об отношении между двумя предметами(младшая группа) и несколькими предметами(средняя группа) по величине, закрепить их в речи.
3. Учить способам обследования предметов, группировке по цвету и форме, последовательному обследованию и описанию формы, выполнять все более сложные глазомерные действия.
4. Развивать у детей умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять измерение величины, что способствует развитию аналитического восприятия.
На основе этих задач я составила и подобрала систему дидактических игр и упражнений, которые направлены на развитие восприятия, формирование у детей анализа предметов по таким признакам как цвет, форма и величина. И результатом этого явился повышенный интерес детей к непосредственно образовательной деятельности. Материал они стали усваивать быстрее, а также полученные знания начали применять в повседневной жизни и играх.
Используя мои консультации по этой теме, родители заметили, что у детей появилась уверенность в себе и своих силах. Таким образом, использование системы дидактических игр и упражнений в работе по сенсорному воспитанию, дает хорошие результаты в развитии у детей восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов.
Цель работы:
Формирование у детей понятий о форме, цвете и величине как о постоянных признаках предмета.
Основные задачи:
- Дать детям знания о средствах и способах познания: сравнении, измерении , конструировании и обследовании.
- Развивать сенсорные способности детей посредством познавательной деятельности.
- Способствовать развитию разговорной речи детей при освоении сенсорных эталонов.
- Коррекционные задачи- совершенствование зрительного восприятия, внимания, памяти, глазомера. Способствовать развитию умения ориентировки в микро и макро пространстве.
Этапы работы
- Использование дидактических игр на занятии.
- Использование развивающих игр детьми в самостоятельной деятельности.
- Конструирование.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей
по теме: «Значение игры в жизни дошкольника».
Воспитатель: Тутова С. В.
г. Санкт-Петербург 2010 г.
Игра является жизненной потребностью и средством всестороннего развития
ребенка. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность
действовать самостоятельно, они знакомятся с окружающим миром, приобретают
опыт, навыки. В игре ребенок встречается с различными предметами, знакомится с
ними, часто догадывается самостоятельно, что можно с ними делать. Таким образом , у
него развивается сообразительность.
Общаясь с другими детьми, ребенок учится играть вместе, помогать, уступать,
делиться игрушками. В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности,
следовательно, у него воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка.
Для того , чтобы ребенок умел играть, необходимо создать все условия для игры
детей. Прежде всего должен быть организован правильный режим дня: ребенок хорошо
и вовремя выспался, накормлен, соответствующим образом одет и к моменту
бодрствования был спокойным и жизнерадостным.
Воспитание детей дошкольного возраста , как в семье, так и в детском дошкольном
учреждении - серьезное и трудное дело. От родителей и воспитателей требуется много
знаний и умения, любви к детям, выдержки и терпения. Обстановка, окружающая
ребенка, должна быть спокойной. Взрослые должны вести себя ровно, выдержанно, ни
в коем случае не кричать на детей. При таких условиях у детей создается бодрое
настроение, что является необходимым условием для их правильного
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
Математический досуг
по сказке В. Катаева «Цветик- семицветик»
(старший возраст)
Воспитатель: Тутова С. В.
г. Санкт-Петербург 2011 г.
Цель: Вызвать интерес у детей к математической деятельности посредством сказки В. Катаева «Цветик - семицветик ».
Задачи:
1.Упражнять детей в счете до 10 в возрастающей и убывающей последовательности.
2.Закреплять умение обозначать количество предметов соответствующей
цифрой. Подводить детей к пониманию состава числа из двух меньших чисел.
3.Закрепить умение детей определять местоположение на плоскости: в
правом верхнем, левом нижнем углу, в центре, сзади, впереди и т. д.
К/з:
Развивать логическое мышление детей, зрительное внимание и память.
Развивать микроориентировку на плоскости.Развивать прослеживающую
функцию глаза, сопряженную с движением руки.
Материал к занятию:
На фланелеграфе: цветик - семицветик с заданиями; Белоснежка и 7 гномов; открытки с цифрами; на ковралине - карточки с предметами и цифры; мнемотаблицы; на столах у детей - карандаши и листы бумаги; игра «Собери ромашку».
Воспитатель читает отрывок из сказки:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по - моему вели!
- Дети, из какой сказки эти стихи?
(из сказки «Цветик-семицветик»)
- Кто написал эту сказку? Как вы думаете, почему сказка так названа?
- Какого цвета лепестки у цветка?
- Этот цветок, как вы помните, волшебный. С его помощью мы сегодня отправимся в сказочное путешествие. А кто помнит, что нужно сделать, чтобы исполнилось желание? (оторвать лепесток).
Воспитатель отрывает первый лепесток и читает:
- Кто знает - пусть дальше считает: Счет до десяти и обратно.
Назови число больше (меньше) на 1.
Дни недели называй.
- Отрываем следующий лепесток.
(воспитатель читает загадку)
Возле леса на опушке
Семеро живут в избушке
С девочкой они дружны
И проворны и малы.
- Дети, из какой сказки эти герои? («Белоснежка и семь гномов»)
Дети подходят к фланелеграфу.
- А вот и гномы. Давайте проверим, все ли гномы к нам пришли.
Как проверить? (сосчитать).
- Чем отличаются гномы друг от друга?(колпачками и сундучками).
- Каждый гномик любит, чтобы его сундучок стоял на месте. Давайте, поможем гномикам расставить сундучки. Гномик в желтом колпачке любит, чтобы его сундучок стоял в правом верхнем углу, зеленый сундучок всегда стоит в центре. Красный сундучок стоит за зеленым. Гномик в синем колпачке любит, чтобы его сундучок стоял в правом нижнем углу, а фиолетовый сундучок стоит между желтым и синим и т. д.
(дети ставят сундучки)
- Когда Белоснежка делает уборку, она иногда переставляет сундучки, но гномики всегда замечают это и ставят их на место. Вот сейчас мы проверим, вы такие же внимательные как гномики или нет.
(дети отворачиваются, а воспитатель меняет сундучки местами)
- Отрываем следующий лепесток (воспитатель загадывает загадку)
Посмотрите на открытки
Там увидите вы цифры
Цифры все запоминайте
А потом их отгадайте.
Игра: «Запомни и назови».
- Отрываем следующий лепесток
Мы ребята смелые
Смелые , умелые
Если только захотим
Физминутку сделаем.
Динамическая пауза.
Один, два, стоит ракета,
Три , четыре, самолет,
Один , два, хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Один , два, руки выше
Три , четыре плечи шире.
Один, два, три, четыре
И на месте походили.
- Отрываем следующий лепесток.
Кто смелей всех угадай-ка,
Кто хвастливей, угадай-ка,
Кто все знает и не знает,
Но помочь он всем желает
Вот загадка : Разгадай — ка!
Ведь его зовут... ( Незнайка)
- Ребята, Незнайка подставил ответы, давайте проверим, правильно ли он это выполнил.
Игра: «Подставь ответ».
- Отрываем следующий лепесток.
Я в высоком колпаке
С погремушкою в руке
Я забавная игрушка
А зовут меня...(Петрушка)
- Ребята, Петрушка приготовил вам задание.
Игра « Собери ромашки».
- Отрываем следующий лепесток. (воспитатель загадывает загадку)
Цифра новая, смотрите
Стол стоит у нас в квартире
Сколько ножек у него -
У стола твоего?
(дети садятся за столы, с воспитателем рассматривают мнемотаблицу на цифру 4 и выполняют ее на листе).
- Ребята, сегодня вы все очень старались, хорошо занимались, молодцы!
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
Конспект совместной деятельности с детьми по развитию элементарных математических представлений
(старшая группа)
Воспитатель: Тутова С. В.
г. Санкт-Петербург 2010 г.
Цель: Продолжать закреплять знания детей по развитию элементарных математических представлений.
Задачи:
1.Уточнить знания детьми дней недели.
2.Продолжать закреплять навыки порядкового счета; показать , что для определения порядкового места предмета среди других существенное значение имеет направление счета.
3.Закрепить у детей представление об объемной фигуре — кубе.
4.Продолжать формировать умение детей различать геометрические фигуры.
5.Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа: учить запоминать, что, куда положить.
Материал: куб, с кружками на гранях, на фланелеграфе «Веселый поезд». На столах карточки для определения дней недели и фишка, а также конверт с предметами для ориентировки на плоскости листа, Д/и «Подставь ответ» и Д/и «Кто кому звонит», шесть конвертов геометрической формы, обозначенные цифрами.
Воспитатель показывает куб.
- Ребята, что это такое? (куб)
- Давайте посчитаем, сколько граней у куба, сколько ребер, сколько вершин?
- На гранях куба есть кружки, с их помощью мы будем узнавать, какое задание нам предстоит выполнить. Посмотрите, ребята, сколько конвертов геометрической формы вы видите? (шесть).
- Какой они формы, какого цвета? Что еще вы видите на конвертах? (цифры).
- А сейчас, с помощью куба мы узнаем первое задание.(ребенок бросает куб на пол).
- Сколько кружков вы видите на этой грани, сосчитайте?(шесть) принесите, пожалуйста, конверт под номером шесть. Какой он формы? Какого цвета?
- Сейчас мы прочитаем первое задание:
«Сосчитать до десяти и обратно»,
«Какое число я пропустила?»,
«Я задумала число».
Задачи - загадки:
«Сколько ушей у двух мышей?»
«Сколько хвостов у двух котов?»
«Сколько углов у двух столов?»
(дети отвечают, доказывают, почему так думают).
Ребенок бросает куб и определяет следующее задание.
Воспитатель загадывает загадку:
« Братцев этих ровно семь
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом
Попрощается последний
Появляется передний». (Дни недели)
(Дети садятся за столы)
- Ребята сколько дней в неделе? Назовите их по порядку. Поставьте фишку на второй день недели. Как он называется? (вторник). Поставьте фишку на среду. Какой по счету день недели среда? (третий). Поставьте фишку на шестой день недели. Назовите его и т. д.
- Дети, а как проходит ваша неделя?
(Дети придумывают предложения по картинкам на определенный день недели с помощью кружков).
Бросаем куб и узнаем следующее задание.
Воспитатель читает:
«Загудел паровоз
И вагончики повез
Чок - чок , чу-чу-чу
Я далеко укачу.»
(Дети подходят к фланелеграфу).
- Ой, какой красивый сказочный поезд!
- А сколько вагончиков в поезде? (десять)
- Давайте проверим . ( дети считают от паровоза)
- А изменится ли количество вагончиков, если считать с другой стороны? Давайте проверим.
- Сколько зверюшек едет в поезде? (десять)
- Как вы узнали? (сосчитали). А чего больше вагончиков или зверюшек ? (одинаковое количество, по десять, зверюшек столько же, сколько вагончиков)
- А если я хочу узнать, в каком по счету вагончике едет зайка, как я должна считать? (от паровоза)
- Сейчас я задам вам два вопроса:
1.В каком вагоне едет еж?
2.В каком по счету вагоне едет еж?
- О чем я спрашивала в первом вопросе и о чем во втором? (о цвете и номере вагончика).
- Задайте мне вопрос о цвете вагончика с котом. Задайте детям вопрос о цвете вагончика с котом. Задайте детям вопрос о месте вагончика с петухом.
С помощью куба определяем следующее задание.
(Дети садятся за столы)
- Ребята, положите домик посередине фланелеграфа, солнышко расположите в правом верхнем углу, в левом нижнем находится озеро, а в левом верхнем углу плывут облака, перед домом находится клумба с цветами, над домом летает бабочка , в нижнем правом углу растут елочки.
(Дети выполняют задание и называют место расположения).
С помощью куба определяем следующее задание.
Д/и «Подставь ответ».
И последнее задание: Д/и «Кто кому звонит».
Ребята вы сегодня старались, выполняли необычные задания на смекалку и сообразительность, молодцы. Какое задание вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей).
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей
«ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ »
Воспитатель: Тутова С. В.
г. Санкт-Петербург 2010 г.
Косоглазие и амблиопия - чаще всего встречающаяся зрительная патология у детей дошкольного возраста.
Анализируя состояние зрения детей с косоглазием и амблиопией,ученые, выделили следующие клинические виды косоглазия:содружественное косоглазие; сходящееся косоглазие и амблиопия различной степени, расходящееся косоглазие с разной структурой дефекта: при нормальной остроте зрения, гиперметропии (дальнозоркость) с дальнозорким астигматизмом, миопии (близорукость), амблиопии различной степени.
При косоглазии косящий глаз практически бездействует - в зрении участвует только один глаз. Постепенно это приводит к стойкому понижению зрения косящего глаза — амблиопии, т. е. Понижения остроты зрения, обусловленного функциональными расстройствами зрительного анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомическими изменениями.
Различают следующие виды амблиопии: рефракционная, дисбинокулярная, обскурационная, истерическая.
Причиной рефракционной амблиопии является длительное и постоянное проецирование на сетчатку глаза неясного изображения предметов внешнего мира при высокой дальнозоркости и астигматизме.
Причиной возникновения дисбинокулярной амблиопии является расстройство бинокулярного зрения.
Причиной абскурационной амблиопии является врожденное или раноприобритенное помутнение хрусталика.
Истерическая форма амблиопии встречается редко и может возникнуть после психической травмы.
Нарушения бинокулярного зрения при косоглазии и амблиопии может быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных методов лечения.
Все дети с монокулярным характером зрения в основном находятся в условиях окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключаетсялучше видящий глаз с помощью окклюзии.
Профилактические мероприятия, лечение и оздоровление детей в дошкольном возрасте помогут предотвратить обострение имеющейся болезни или возникновение новых.
Остановимся на особенностях психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией.
Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер, ребенок стремится к непосредственному контактированию с объемными объектами. За счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно - пространственной ориентировки, у детей отмечается общая обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта. Из - за ограничения чувственного опыта возникают значительные затруднения в предметно - практической и словесной ориентировке в пространстве.
У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле, а это делает невозможным практическую ориентировку « на себе» и перенос действий в конкретные предметно - пространственные ситуации.
Уровень овладения обобщающими словами и выделения общих признаков предметов, у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в сравнении с детьми с нормальным зрением значительно снижен. Это затрудняет формирование предметно - практических действий сравнения, классификациии и сериации предметов по общим или отдельным признакам. Из - за недостаточности зрительно -сенсорного опыта, трудностей анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображения замедляется формирование умения строить описательный рассказ.
Дети с косоглазием и амблиопией имеют бессистемные и неточные сведения о собственных сенсорно - перцептивных возможностях, у них почти отсутствуют ориентация на обоняние и вкусовые ощущения.
Косоглазие и амблиопия как сложный зрителный дефект обуславливает появление отклонений в развитии двигательной сферы, приводит к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладения движениями.
Таким образом, дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета. Оттенков и светлоты предметов, Величины объемных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер. Вот почему практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно - двигательной ориентации обуславливает ошибки при определении правой и левой сторон, обозначении пространственнного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удаленность, глубина, объем, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что и определяет недостаточность зрительно-пространственной ориентировки.
В ряде исследований по выявлению особенностей психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией отмечено: спонтанное исчезновение выявленных отклонений будет протекать медленно или совсем не произойдет. Необходима организация психолого-педагогической коррекционной помощи детям.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей на тему:
«Игры и упражнения зимой».
Воспитатель: Тутова С. В.
г. Санкт-Петербург
2010 г.
Активность в движениях - необходимое условие нормального роста и развития организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время года их активность снижается. Тяжелые одежда и обувь, ветер, мороз, снег и дождь ограничивают движения детей. В то же время хорошо известно, что недостаток подвижности снижает деятельность всех органов и систем организма, замедляет его рост, уменьшает сопротевляемость заболеваниям, Взрослым - родителям и воспитателям - следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой. А для этого многим родителям надо преодолеть собственную боязнь свежего морозного воздуха, не исключать прогулки ребенка и в ненастную погоду , так как движения на свежем воздухе
( особенно зимой) приобретают особую ценность. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является профилактическим эффективным средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Привычка играть и гулять в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка.
Там, где проявляется действенная забота о том, чтобы малышам было интересно на площадке, Дети и в зимнее время двигаются много и охотно. Если есть возможность, надо защитить детскую площадку от ветра, например: оградить ее снежными валами, снежными фигурами зверей, сделать сугробы в разных местах площадки, особенно вдоль забора, веранды.
Снег является прекрасным строительным материалом. Из него можно соорудить постройки для разнообразных движений. Хорошо заранее предусмотреть места их расположения, преимущественно по краям площадки. Опыт прошлых лет подскажет удачные варианты размещения, с тем чтобы серединка площадки оставалась свободной для подвижных игр и упражнений. Благоустраивая игровую площадку, необходимо учитывать конкретные условия, например, к уже имеющемуся на ней возвышению сгрести снег и устроить горку. Оставшийся от спиленного дерева пенек послужит основой для снежной фигуры. Между деревьями, но там, где нет низко свисающих веток, прокладывается лыжня. Из заранее заготовленных сугробов делаются снежные валы (длиной 3 - 4 метра) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый неглубокий лабиринт для разнообразных игр. В прочно сделанном валу прокапывают отверстия - ворота для пролезания. По краям площадки располагаются ледяные дорожки для скольжения на ногах, лыжня, горки. Обледенелые места посыпаются песком. Для многих игр необходима разметка - обозначение линии «старта», границы «городка», «домиков». Разметку рекомендуется делать гуашью разведенной в горячей воде . Через 15 - 20 минут проведенные кистью линии полить водой для образования ледяной корочки -это позволит им сохраниться в течение зимы.
Особое внимание надо обратить на одежду ребенка, так как его активность во многом определяется ее целесообразностью в зависимости от конкретных погодных условий.
Родителям следует быть внимательными к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, а это часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях. Покраснение лица, частое «шумное» дыхание, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушение координации движений - признаки чрезмерной нагрузки. Необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность, но не наказывать полным прекращением движений, когда разгоряченный игрой ребенок может переохладиться.
Часто болеющие дети , имеющие какое- либо хроническое заболевание, особенно нуждаются в регулировании двигательной нагрузки в зимнее время. Им чаще необходимо чередовать более подвижную деятельность со спокойной, например: после неоднократного скатывания с горки предложить медленно покатать куклу по ровной дорожке, игру в «ловишки» сменить метанием снежков в цель.
Несомненно, надо учитывать конкретную погоду: наличие ветра, осадков, повышения температуры воздуха к концу прогулки - и постараться не допускать ни перегрева, ни охлаждения играющих детей.
Подвижность ребенка также во многом зависит от его двигательных умений, от того, владеет ли он такими естественными движениями, как ходьба, бег, прыжки, метание. Эти движения составляют основу большинства подвижных игр, в которые играют дети. Успех в игре определяется легкостью выполнения двигательных действий.
Взрослые используют зимние условия для упражнений детей в следующих движениях:
Ходьба по следам, ходьба, поднимая колени, ходьба приставным шагом влево и вправо, восхождение на горку, и спуск с нее, ходьба змейкой между прутиками, вокруг сугроба.
Бег до дерева, куста, змейкой, с горки на горку, на перегонки, с ловлей и увертыванием.
Упражнение в равновесии - ходьба по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагивание через снежки, палочки.
Прыжки на месте и продвигаясь вперед (расстояние 3-4 м.), спрыгивание со снежного вала или бугорка, прыжки вокруг сугроба на двух и на одной ноге.
Подлезание под ветку, в снежном тоннеле.
Метание в вертикальную и горизонтальную цель, на дальность, метание вверх (выше куста, дерева).
Игры на снежной площадке. Во время оттепели, когда снег хорошо лепится, из него можно соорудить снежную крепость, фигуры зверей, снеговика, заготовить снежки для игр с метанием.
Скатай шар. Играющие делятся на равные возрастные группы. Договариваются о продолжительности игры(4-5 мин) и начинают катать снежный ком, стараясь делать его как можно большим. Выигрывает группа, скатавшая за установленное время самый большой ком.
Попади в колпак. Заранее лепится снеговик. Ему на голову надевают колпак (из картона) или корзину. С обозначенной линии (с расстояния 2-4м., в зависимости от возраста играющих ) игроки по очереди бросают снежки, целясь в колпак. Выигрывает тот, кто попал большее число раз.
Усложнение: не просто попасть, а сбить колпак - для этого надо попасть не в его основание, а в вершину.
Сбей кеглю. На возвышении (снежный вал, пень) ставят кеглю. Ребята по очереди метают снежки, целясь в предмет.
Веселые снежинки. Играющие разбегаются по площадке. Взрослый: «Ветер подул, закружил снежинки»- ребята кружатся на том месте, где их застал сигнал. Взрослый: «Снежиночки пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть»- малыши приседают. Затем дети снова разбегаются по площадке, игра повторяется.
Попади в мяч. На среднюю линию площадки кладут два мяча (резиновые, волейбольные). С расстояния 2-3 шагов двое ребят стараются попасть снежками и откатить свой мяч за заднюю линию площадки. Выигрывает тот, кто сумеет это сделать первым.
Кто скорей по дорожке. Из палочек, льдинок выкладывают две-три дорожки к снежному валу шириной 30см, длиной 3-4 м. На снежном валу укрепляют флажки или палочки. Играющие прыгают на двух ногах по дорожке. Выигрывает тот, кто первым допрыгал и взял с вала флажок.
Заморожу! Ребята стоят по кругу, водящий (им может быть и взрослый)- в центре. Прыгают на двух ногах со словами «Не боюсь» и при этом то разводят руки в стороны, то прячут их за спину. Водящий старается дотронуться до игрока, у которого руки подняты в стороны,- «заморозить».
Кто скорее загонит льдинку. Ребята с линии старта гонят льдинки ногой или лопаткой в противоположную сторону площадки. Выигрывает тот, кто первым пересечет линию.
Догони. Ребята толкают санки вперед, бегом догоняют их и встают коленями на катящиеся санки. После овладения этим умением соревнуются: у кого санки проскользят дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Конспект занятия «Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)»
Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...
Опыт работы по теме "Развитие познавательной деятельности дошкольников в повседневной жизни детей"
" В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность" Старший дошкольник - маленький фантезер, неу...
Педагогический опыт работы по теме: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ»
Педагогический опыт работы по теме: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»...
консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"
quot;Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины у детей с нарушением зрения"- игры и упражнения, которыми можно позаниматься дома...
Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»
Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»...
Опыт работы по теме: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»
Опыт работы по теме:«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета с помощью дидактических игр у детей раннего возраста»...