Консультация для педагогов
методическая разработка по теме
Одной из годовых задач, стоящих перед коллективом ГБОУ детский сад №994: Использование в работе с детьми по познавательно-речевому развитию технологии ТРИЗ. Как правильно организовать работу по использованию ТРИЗ в детском саду - задача старшего воспитателя, которая заключается в подготовке материалов для изучения педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы детский сад комбинированного вида №994
Консультация для педагогов
Тема: Организация непосредственной образовательной деятельности (занятий) и других видов деятельности с дошкольниками, с использованием элементов ТРИЗ
Подготовила:
Старший воспитатель ГБОУ д/с №994
Кляпка О.В.
Москва, 2013
Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является непосредственная образовательная деятельность (занятие). Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации образовательной деятельности не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий.
Образовательная деятельность будет интересней, если построить по следующим правилам.
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.
- Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)
- Обязательная активация творческого воображения;
В процессе проектирования образовательной деятельности с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
а) выбор темы на основе программы «От рождения до школы». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности педагога;
б) определение вида образовательной деятельности (выбор определённой методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой образовательная деятельность, носящая комплексный характер, не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;
в) формулировка программного содержания;
г) выбор разнообразных инструментов обучения;
д) составление конспекта.
Существуют различные подходы к построению образовательной деятельности с использованием ТРИЗ РТВ-технологий: построение на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае основным содержанием образовательной деятельности является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.
Перечень приёмов, игр и тренингов для использования в индивидуальной работе с дошкольниками на протяжении дня.
(Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными моментами, вечер).
- Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:
- Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп),
- Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем,
- Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов,
- Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО,
- Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования,
Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска.
2. Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста:
- Кляксография,
- Ниткография,
- Пальцеграфия,
- Рисование штампами и шаблонами,
- По каждому рисунку провести беседу с детьми: что нарисовано, на что похоже,
- Создание коллажей,
Рисование фантастических героев с использованием метода морфоанализа. (В мл. гр. Дети помогают придумать. Воспитатель рисует. Дети помогают раскрасить. В старшем возрасте дети сами рисуют или схематизируют).
- Проведение игр и тренингов с элементами рисования:
- «Спаси букву от буквоеда» (дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения).
- «Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев (для средней и старшей групп).
- «Чей след» - ассоциативные цепочки на основе случайных изображений.
«Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию.
Ситуативные задачи по сюжетам сказок.
Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка» р.н.с.)
Он много хвалился - за что и поплатился. («Колобок») р.н.с.
Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора») р.н.с.
Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди» р.н.с.
Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много») белорусская н. с.
Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. («Морозко») р.н.с.
Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка» р.н.с.
Полюбив, она сделала невозможное. (А.Аксаков «Аленький цветочек»).
Она молчала, потому что любила. (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»)
Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»).
Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье.(Ш.Перро «Красная шапочка»).
Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин).
Они ушли, она пришла. Они пришли её нашли. («Три медведя»).
Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).
- Непосредственная образовательная деятельность с элементами ТРИЗ в изодеятельности.
Принцип проведения - от простого к сложному. Но, при проведении такой образовательной деятельности, необходимо выполнять следующие правила:
Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать материал: цветные и простые карандаши, гуашь, цветные мелки, пластилин, глину, восковые свечи, камешки, ракушки, клей, бросовый материал и т. д. Ребёнка необходимо научить различной технике изображения на обучающих занятиях, учить применять каждый вид изображения.
1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью. Хорошо использовать «пальцевую живопись» - краска наносится пальцами, ладошкой.
2. Использовать монотипию – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге.
3. Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок»
4. Рисовать можно по мокрой бумаге – сначала лист смачивается водой, а потом кистью или пальцами наносится рисунок.
5. Можно использовать щётки различного размера. Ими можно рисовать или разбрызгивать краску.
6. Применяется коллаж – сочетание аппликации и рисования.
7. Интересна объёмная аппликация постепенно переходящая в конструирование. Наклеивать можно картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева.
8. «Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.
9. «Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.
10. Наносится любой жирный слой – свечой, просто ладошкой, мылом и др. А сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.
- Непосредственная образовательная деятельность с элементами ТРИЗ по ознакомлению ребенка с окружающим миром
Ознакомление с обувью.
Цель. Расширять знания детей об обуви, упражнять в образовании прилагательных от существительных, закреплять умение различать цифры, учить выявлять и разрешать противоречия.
Развивать творческое воображение.
Воспитывать взаимоуважение, терпеливо выслушивать ответы товарищей.
Методические приёмы.
1.Назвать обувь (по памяти).
-Для чего нужна обувь? Из чего обычно шьют обувь? Почему шьют из кожи? А из чего ещё можно изготовить обувь? Какая бывает детская обувь? Да, из ниток можно связать тапочки. Из ткани сшить туфельки для балерины – пуанты. Обувь из резины – сапоги, туфли. Из металла – у рыцарей. Из дерева – сабо, гета. Из стекла – хрустальные туфельки Золушки. Из бумаги для карнавала, из лыка – лапти.
- Обувь из дерева? (деревянная), из резины? (резиновая), из бумаги? (бумажная), из железа? (железная) и т. д.
2. Игра с детской туфелькой. – Мама купила сыну новые туфельки. Он решил с ними поиграть. Чем будет туфелька? (Машиной, лодкой, коробкой т. д.)
3. Посмотреть картинки, посчитать, где сколько обуви и поставить рядом соответствующую цифру. Посчитать сколько ботинок не хватает, чтобы везде были пары.
4. Игра «Хорошо - плохо». (Рассматриваем туфли, которые носит воспитатель).
Физкультминутка: походить как в туфлях, в больших ботинках.
5. Папа, мама и сын пошли в лес по ягоды. На обратном пути сын провалился в лужу. Ботинки и носки сильно промокли. Как быть?
Примечание: надо идти домой, потому что ягод уже набрали. Невозможно идти домой, потому что ботинки промокли. (Варианты решения предлагают дети).
6. Используя метод фокальных объектов, придумать необыкновенные туфли.
Слова: птица - поющая, летающая.
Цветы – разноцветные, ароматные.
7. Нарисовать эту необыкновенную обувь.
- Использование ТРИЗ и РТВ технологий в других видах деятельности.
- Придумывание сказки по предложенному началу.
- Составить сказку на свободно выбранную тему.
- Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
- Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.
- Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.
- Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
- Изменять заимствованные из сказок ситуации.
- Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).
- За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ.
- Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребёнка) образы и образные ситуации.
- Учить применять новые способы преобразования впечатлений – наделение людей действиями фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительными их преобразованиями.
- Учит воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.
- Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.
- Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо - плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки.
- Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.
- Функциональное назначение объектов.
Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
«Метель»
Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель, словно чудо карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…
И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.
«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:
- Я – лягушка. Я умею прыгать.
- Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
- Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
«Я еду в деревню».
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.
«Неумейка»
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». Ит.д.
«Салат из сказок».
Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.
Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.д.
«Сказка – калька»
С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.
Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.
«Сказка – наизнанку».
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.
Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
«Разновидность фантастического бинома» или «метод картинок».
1 вариант.
Игра состоит в том, что детям даются слова из одной сказки и одно слово из другой сказки, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Или предлагаются картинки из одной сказки и одна карточка с изображением героя из другой сказки.
2 вариант.
Раздаются пронумерованные карточки. Дети должны разложить по порядку карточки и придумать свою сказку.
«Перевирание сказки». Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов. Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка». Дети: «Не жёлтая, а Красная!». Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…» Дети: «Не папа, а мама!»
1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.
2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.
«Что было потом». Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?» НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»
«Сочиняем сказки по опорным схемам» Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.
«Сочинение сказок с предметами – заместителями». Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.
Лжезагадки.
- Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
- Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
- На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
- Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
- Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?
- У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
- Что едят крокодилы на северном полюсе?
- Что является второй подушкой для щеки?
- Кто громче замычит: петух или корова?
- Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
- От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
- Как лучше сорвать арбуз с дерева?
- Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
- Когда собака бывает в конуре без головы?
- Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
- Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
- Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
- На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?
Литература.
1. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях.
Анна Валерьевна Корзун, 2000
2. «Сборник методических рекомендаций в помощь педагогу дошкольного воспитания». (для экспериментальной проверки).
3. Центр детского творчества «Сибирячёк» Ангарск 1991г.
- Прохорова Н.Л. Развиваем творческую активность дошкольников.
- Опыт работы и разработки занятий под редакцией Е. А. Артамоновой. Владимир 1995.
- Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Ростов – на – Дону 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...