Образовательная программа "Сопровождение познавательных проектов"
рабочая программа по теме
Материал содержит план по проведению проектов в детском саду, методические материалы, алгоритм разработки проекта,формы образовательной деятельности образовательной области "Познание", интеграцию образовательных областей, организацию проедметно-развивающей среды для реализации познавательных проектов и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vivdich_o.n.obrazovatelnaya_programma_soprovozhdenie_obrazovatelnyh_proektov.docx | 66.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
детский сад комбинированного вида № 816
109444, г. Москва, улица Ташкентская дом 3 корпус 2, тел. ф. 377 – 08 – 65, 372-26 - 01
Образовательная программа
«Сопровождение познавательных проектов».
Разработала старший воспитатель Вивдич О.Н.
Известный ученый Н.Н. Поддьяков, исследовав психику ребенка, выяснил, что исходной ее целостностью, является результат взаимодействия и взаимопревращения двух противоположных тенденций развития:
1 - момент движения, изменения, развития, роста неопределенности психических образований (развивающийся компонент),
2 - момент стабильности, устойчивости, завершенности (консервативный компонент). Центральным звеном развивающегося компонента являются психические образования.
Противоречие между устойчивостью психических образований и их изменчивостью - это центральное внутреннее противоречие развивающейся детской психики. Оно выступает как источник психического развития ребенка. Это противоречие имеет многообразные и специфические формы проявления во всех областях психики: мотивационно-потребностной, познавательной и психики ребенка в целом.
Данное положение Н.Н.Поддьякова вносит вклад в представления не только о развитии психики ребенка, но и сложных динамических систем вообще.
Ученый сформулировал новый основополагающий принцип построения дошкольных программ - принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
Реализация данного принципа позволяет установить гармоничные соотношения между процессами развитая, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.
Крупным достижением в области дошкольной педагогики и психологии 70-80-х гг. 20 века явилось теоретическое экспериментальное исследование важнейшей детской деятельности - деятельности экспериментирования.
Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте.
Фундаментальный вывод, сделанный ученым, говорит о том, что детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.
А.П.Усова доказала, что эмпирические знания необходимы, поскольку именно на их основе формируется способность к простейшим формам анализа, абстракции, обобщениям, умозаключениям. Но для дальнейшего развития этой способности следует давать детям теоретические знания, которые отражают общие зависимости между явлениями.
Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная с взрослыми деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
В детском саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на решение проблемной ситуации и завершающихся созданием продукта деятельности. Совместная проектная деятельность взрослых и детей по достижению поставленной цели предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка, и является эффективным способом, позволяющим построить образовательный процесс с учетом интеграции различных видов деятельности и принципа сотрудничества.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод проектной деятельности, а также использование того или иного развивающего метода отвечает принципу оптимального соотношения развития и саморазвития детской психики.
План работы.
Постановка цели:
- Заинтересовать педагогов в использовании метода проектов работе с детьми.
- Создание методических рекомендаций.
- Развитие технической базы
- Организация предметно – развивающей среды:
- подбор материалов для исследований и опытов;
- создание картотеки актуальных вопросов и тем для проектов;
- создание в группах центров исследований.
- Использование ИКТ в работе, модернизация образовательного процесса, организация НОД, проектов.
Методические материалы:
Консультация: «Проекты в дошкольном образовательном учреждении».
Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
По составу участников
Различаются по составу групп участников проекта – индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Основные этапы метода проектов:
Выбор цели проекта
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.
Разработка проекта
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
Подведение итогов
Проводится «разбор полетов», оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Ст. воспитатель Вивдич О.Н.
Консультация «Игры и упражнения для развития памяти».
Консультация «Интеграция области Коммуникация и Познание»
Семинар «Опыты и эксперименты в старшем дошкольном возрасте»
Алгоритм разработки проекта
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы и педагога | Деятельность научно-методической службы |
Начальный | Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. | Презентация ситуации, позволяющих выявить одну или несколько проблем по тематике. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы «мозговой штурм». Обсуждение и обоснование каждой из гипотез. | Наблюдение. Консультации. |
Реализация | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление. | Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке | Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) |
Защита проекта | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Подготовка презентации. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Формы образовательной деятельности образовательной области «ПОЗНАНИЕ»
Разделы задачи | Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Интерес ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях Представление о связях между природными явлениями Самостоятельные открытия детьми свойств природных объектов | ||||
Наблюдения на прогулке и в уголке природы. Труд в уголке природы. Игры-экспериментирования. Проблемные ситуации. | Интегрированные занятия. Наблюдение Беседа Познавательная игротека Экспериментирование Проектная деятельность Ребусы Экскурсии Конкурсы КВН | Игры с природным материалом Дидактические игры Наблюдения Опыты и эксперименты Интегрированная детская деятельность | Беседа Чтение Домашнее экспериментирование Проектная деятельность Консультативные встречи Семинары Семинары-практикумы Презентации Альбомы Прогулки |
Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»
Связь с другими образовательными областями
Образовательные области | Задачи |
Социализация | Расширение кругозора, знакомство с предметами ближайшего окружения. Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» |
Безопасность | Формирование представлений о способах действия в опасных ситуациях. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности |
Художественное творчество | Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении, развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. |
Здоровье | Формировать представления о здоровом образе жизни. Расширять представления о рациональном питании, от которого зависит здоровье человека. Познакомить с упражнениями, укрепляющими различные органы системы. Подвести к пониманию того, что жизнь и здоровье человека на Земле зависит от окружающей среды. |
Чтение художественной литературы | Использовать художественные произведения для обогащения содержания области. Формировать интерес и потребность в чтении. Расширять кругозор в сфере художественной литературы. |
Коммуникация | Развивать свободное общение в процессе познавательно-исследовательской продуктивной деятельности. Формирование элементарных математических представлений. Формирования целостной картины мира. |
Музыка | Использовать музыкальные произведения для обогащения области. Расширить кругозор; Развивать восприятие окружающего мира на основе музыкальных произведений. |
Труд | Формировать целостную картину мира. Знакомить с профессиями. Формировать представления о предметах облегчающий труд людей. Воспитать уважение к труду сельских жителей, людей на производстве. Формировать трудовые умения и навыки. Воспитать ценностное отношение к собственному труду. |
Физическая культура | Формирование познавательного процесса о значимости физических упражнений, занятий спортом. Формирование ценностного отношения к занятиям физической культуры. |
Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта
Методические рекомендации к организации проектов поисково-познавательной деятельности.
Педагогу необходимо:
- подготовить атрибуты, рисунки, схемы, модели, алгоритмы;
- заинтересовать ребенка;
- продумать проблемные вопросы;
- делать акцент на правильные выводы и умозаключения;
- подвести итог совместно с детьми.
Рекомендации педагогам и родителям.
- Развивать умственные способности через интерес к исследовательской деятельности.
- Рассматривать предметы и объекты.
- Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
- Развитие собственной активности ребенка, которая связана с активностью, идущей от взрослого.
- Учить составлять группу из отдельных предметов и объектов.
- Учить сравнивать предметы и объекты.
- Учить классифицировать предметы и объекты, обобщать их по характерным признакам.
- Учить сравнивать схематическое изображение с реальными предметами.
- Побуждать делать самостоятельные выводы.
- Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами
- Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
- Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
Проект групповой включает в себя:
Требования к материалам (бумажный носитель)
1. Паспорт проекта (название, автор, вид, длительность, участники);
2. Постановку проблемы;
3. Цель и задачи проекта;
3. План реализации проекта;
4. Этапы работы над проектом;
5. Распределение деятельности по этапам проекта;
6. Реализация принципа интеграции в образовательном процессе;
7. Результативность с указанием продуктов проектной деятельности.
Проект должен соответствовать тематическому планированию работы в группе.
Продолжительность проекта до 3 недель.
Проект оформляется красочно с использованием фотографий, детских рисунков и т.п.
Лист А-4.
Тематическое планирование на учебный год (в группе, где осуществлялся проект).
Требования к материалам (электронный носитель)
CD- диск:
- описание проекта в электронном виде;
- тематическое планирование на учебный год (в группе, где осуществлялся проект);
- приложение к проекту (по желанию участника);
- фотографии.
Проект индивидуальный (родитель с ребенком) включает в себя:
Лист А-4.
- представление проекта в произвольной форме (рассказ ребенка записывает взрослый);
- фотографии.
CD- диск:
- видеофильм с презентацией проекта (проводит ребенок для своей группы).
- описание проекта в электронном виде.
- приложение к проекту (по желанию участника).
- фотографии.
План НОД образовательной области «Познание», связанный с проектной деятельностью.
Группа | Поисково – познавательная деятельность | ||||
Неживая природа. | Живая природа. | Человек. | Человек. Рукотворный мир Свойства материалов. | Человек. Рукотворный мир. Преобразование. | |
Младшая группа | Проект: «Какая бывает вода». Цель: выявить свойства воды. Познакомить с разными состояниями воды (замерзает, растворяет некоторые вещества) Проект «Игры с воздухом» Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Проект: «Волшебные краски». Цель: познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух. Проект: «Легкий - тяжелый». Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. научить определять вес предметов, группировать по весу (легкий - тяжелый). Проект: «Что такое звук?» Цель: научить определять происхождение звука и различать шумовые и музыкальные звуки. | Проект: «Что мы знаем о себе?» Цель: познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с органами чувств и их назначением. Научить бережно, относиться к себе и другим людям. | Проект: «Интересный мир предметов». Цель: научить узнавать вещи, сделанные из различных материалов, определять их качество и свойства |
План НОД образовательной области «Познание», связанный с проектной деятельностью.
Группа | Поисково – познавательная деятельность | ||||
Неживая природа. | Живая природа. | Человек. | Человек. Рукотворный мир Свойства материалов. | Человек. Рукотворный мир. Преобразование. | |
Средняя группа | Проект: «Разноцветные льдинки». Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды. Выявить свойства воды, снега, льда. Проект: «Загадочные пузырьки». Цель: обнаружить воздух. Выявить свойства воздуха . Проект: «Солнечные зайчики». Цель: познакомить с источником света. дать понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. Проект: «Волшебница - кисточка». Цель: познакомить с образованием цветов с помощью палитры и кисточки. Опытным путем прийти к образованию новых цветов. | Проект: «Волшебное семечко». Цель: выделить циклы развития растения. Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ним. | Проект: «Мои помощники». Цель: опытным путем выяснить значение носа, язычка, ушей для человека | Проект: «Волшебный материал». Цель: выявить свойства песка, глины, почвы, камней. Проект: «Мы - фокусники» (магнит). Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Выявить предметы, взаимодействующие с магнитом. Проект: «Мы - фокусники» (вес предметов). Цель: опытным путем выяснить вес предмета. Установить зависимость веса предметов от его размера и материала. Проект: «Почему все звучит?» Цель: выявить причину возникновения звуков. Опытным путем подвести к пониманию возникновения звуков голоса. Проект: «Хочу все знать!» Цель: опытным путем выяснить свойства и качества различных материалов (металл, резина, пластмасса, стекло). | Проект: «Очумелые ручки». Цель: учить видеть возможности преобразования объектов, предметов, развивать умение работать руками, получать результат |
План НОД образовательной области «Познание», связанный с проектной деятельностью.
Группа | Поисково – познавательная деятельность | ||||
Неживая природа. | Живая природа. | Человек. | Человек. Рукотворный мир Свойства материалов. | Человек. Рукотворный мир. Преобразование. | |
Старшая группа | Проект: «Умная галка». Цель: выявить процесс повышения уровня воды, если в воду класть предметы. Проект: «Куда делась вода?» Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий. Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Проект: «Живая змейка». Цель: выявить как образуется ветер, теплый поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. | Проект: «Мое растение» Цель: выявить потребность растения в воде, почве, воздухе, свете дыхании. Опытным путем выявить благоприятные условия для роста и развития. Проект: «Зачем растениям «крылышки», одуванчику «парашютики», репейнику крючки?» Цель: опытным путем и наблюдениями выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения. Проект: «Мое любимое животное». Цель: находить информацию о животном в доступной среде. Определить связь между строением и образом жизни животного в экосистеме. | Проект: «Человек». Цель: расширять и систематизировать знания детей об основных частях тела, лица человека; развивать интерес к своему организму, желание узнать о нем больше; воспитывать заботливое отношение к своему телу. Сформировать у детей представление о том, что человек - это часть живой природы. | Проект: «Родственники стекла». Цель: узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. Обобщить усвоенный материал. Проект: «Мир бумаги». Цель: выявить свойства бумаги. Узнать различные виды бумаги, сравнить их качественные характеристики. Проект: «Мир бумаги». Цель: узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства. Выявить, что свойства материала обуславливают способ его употребления. | Проект: «Город из песка». Цель: выявить свойства сухого и мокрого песка, значение его в жизни живых существ и для здоровья человека. Проект: «Озеро» («Тайга», «Пустыня», «Лиственный лес»). Цель: участвовать в практическом преобразовании объекта. Закреплять умения работать с различными материалами и инструментами. |
План НОД образовательной области «Познание», связанный с проектной деятельностью.
Группа | Поисково – познавательная деятельность | ||||
Неживая природа. | Живая природа. | Человек. | Человек. Рукотворный мир Свойства материалов. | Человек. Рукотворный мир. Преобразование. | |
Подготовительная группа | Проект: «Вода». Цель: выявить различные свойства воды. Выявить изменение объема жидкости при замерзании. Познакомить с круговоротом воды в природе. Проект: «Земля - магнит». Цель: выявить действия магнитных сил земли. Выяснить, что полярное сияние – проявление магнитных сил земли. Проект: «Что такое электричество». Цель: выявить принцип работы электроприбора. Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. Проект: «Космос». Цель: обобщить и расширять знания детей о Вселенной. Понять взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. Сформировать понятие о себе, как жителе планеты Земля. | Проект: «Почему птицы летают?» Цель: узнать, почему птицы могут летать, как появились птицы. Выяснить, какие приспособления есть у птиц для полета. Определить сходство и различие между птицами и другими летающими существами. Проект: «Запасливые растения». Цель: изучить растительный мир пустыни; определить особенности строения растений изучаемой природной зоны; выявить причину особенностей строения растений произрастающих в пустыне; найти интересную информацию о растениях и поделиться ею. Проект: «Динозавры». Цель: изучить древнейших животных. Уточнить механизм приспособления к жизни хладнокровных животных. | Проект: «Человек». Цель: расширять знания детей о человеке развивать интерес к своему организму, желание узнать о нем больше; воспитывать заботливое отношение к своему телу. расширять и углублять знания детей об осанке. Проект: «Я и моя семья». Цель: развить умения и навыки описывать персону, представлять группу лиц, расширить словарный запас в рамках основной тематики. | Проект: «Мир металлов». Цель: узнать разновидность металлов. Сравнить их свойства. Понимать, что характеристика металлов обуславливает способы их использования в быту. Проект: «Пластмасса – что это такое?» Цель: узнавать предметы, изготовленные из разного вида пластмассы. Выявить их свойства. Способы использования в быту. | Проект: «Парашют - зонтик». Цель: выяснить, почему возможен прыжок с парашюта на модели, изготовленной своими руками. Совершенствовать умения работать с бумагой, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода»
Реализация данного проекта по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода» позволит создать необх...
Приложение к проекту по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода»
Данное приложение позволит педагогам реализовать проект на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода» в полном объеме и облегчет труд по подбору необходимого мате...
Долгосрочный образовательный проект «Волшебная капелька» по образовательной области «Познавательное развитие»
В проекте «Волшебная капелька» раскрывается экологическая проблема, как города, так и всей земли, и именно обострение экологической проблемы в стране и по всему миру дикт...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ТЕМА:«Я познаю мир» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Познавательное развитие
Аннотация к образовательному проекту совместной деятельности взрослых и детей «Я познаю мир» Актуальностьтемы заключается в том, что освоение сенсорных эталонов не только значительно ...
«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе
Актуальность: Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...
Творческий и познавательный проект «Ямал – мой край родной». для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет) Образовательная область «Познавательное развитие»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: «Ямал – мой край родной». Вы на карту посмотритеИ ЯМАЛ на ней найдите,Потому что здесь наш домМы на...
Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...