Образовательная программа "Сопровождение познавательных проектов"
рабочая программа по теме

Вивдич Ольга Николаевна

Материал содержит план по проведению проектов в детском саду, методические материалы, алгоритм разработки проекта,формы образовательной деятельности образовательной области "Познание", интеграцию образовательных областей, организацию проедметно-развивающей среды для реализации познавательных проектов и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

детский сад комбинированного вида № 816


109444, г. Москва, улица Ташкентская дом 3 корпус  2, тел. ф.  377 – 08 – 65, 372-26 - 01

Образовательная программа

«Сопровождение познавательных проектов».

                                                                                                                                Разработала старший воспитатель Вивдич О.Н.

Известный ученый Н.Н. Поддьяков, исследовав психику ребенка, выяснил, что исходной ее целостностью, является результат взаимодействия и взаимопревращения двух противоположных тенденций развития:

1 - момент движения, изменения, развития, роста неопределенности психических образований (развивающийся компонент),

2 -  момент стабильности, устойчивости, завершенности (консервативный компонент). Центральным звеном развивающегося компонента являются психические образования.

Противоречие между устойчивостью психических образований и их изменчивостью - это центральное внутреннее противоречие развивающейся детской психики. Оно выступает как источник психического развития ребенка. Это противоречие имеет многообразные и специфические формы проявления во всех областях психики: мотивационно-потребностной, познавательной и психики ребенка в целом.

Данное положение Н.Н.Поддьякова вносит вклад в представления не только о развитии психики ребенка, но и сложных динамических систем вообще.

Ученый сформулировал новый основополагающий принцип построения дошкольных программ - принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.

Реализация данного принципа позволяет установить гармоничные соотношения между процессами развитая, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.

Крупным достижением в области дошкольной педагогики и психологии 70-80-х гг. 20 века явилось теоретическое экспериментальное исследование важнейшей детской деятельности - деятельности экспериментирования.

Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте.

Фундаментальный вывод, сделанный ученым, говорит о том, что детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.

А.П.Усова доказала, что эмпирические знания необходимы, поскольку именно на их основе формируется способность к простейшим формам анализа, абстракции, обобщениям, умозаключениям. Но для дальнейшего развития этой способности следует давать детям теоретические знания, которые отражают общие зависимости между явлениями.

Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная с взрослыми деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

В детском саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на решение проблемной ситуации и завершающихся созданием продукта деятельности. Совместная проектная деятельность взрослых и детей по достижению поставленной цели предполагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка, и является эффективным способом, позволяющим построить образовательный процесс с учетом интеграции различных видов деятельности и принципа сотрудничества.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод проектной деятельности, а также использование того или иного развивающего метода отвечает  принципу оптимального соотношения развития и саморазвития детской психики.

План работы.

Постановка цели:

  1. Заинтересовать педагогов  в использовании метода проектов работе с детьми.
  2. Создание методических рекомендаций.
  3. Развитие технической базы
  4. Организация предметно – развивающей среды:
  1. подбор материалов для исследований и опытов;
  2. создание картотеки актуальных вопросов и тем для проектов;
  3. создание в группах центров исследований.
  1. Использование ИКТ в работе, модернизация образовательного процесса, организация НОД, проектов.

Методические материалы:

Консультация: «Проекты в дошкольном образовательном учреждении».

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

Первый этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Третий этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Классификация проектов

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников

Различаются по составу групп участников проекта – индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Основные этапы метода проектов:

Выбор цели проекта

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Разработка проекта

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

Подведение итогов

Проводится «разбор полетов», оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Виды проектов в ДОУ:

Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Ст. воспитатель Вивдич О.Н.

Консультация «Игры и упражнения для развития памяти».

Консультация «Интеграция области Коммуникация и Познание»

Семинар «Опыты и эксперименты в старшем дошкольном возрасте»

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы и педагога

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Презентация ситуации, позволяющих выявить одну или несколько проблем по тематике. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы «мозговой штурм». Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

Наблюдение. Консультации.

Реализация         

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта        

Подготовка к защите.

Обоснование процесса проектирования.

Объяснение полученных результатов, их оценка.

Подготовка презентации.

Защита проекта.

Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Формы образовательной деятельности образовательной области «ПОЗНАНИЕ»

Разделы

задачи

Режимные моменты

Совместная  деятельность

с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Интерес ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях

Представление о связях между природными явлениями

Самостоятельные открытия детьми свойств природных объектов

Наблюдения на прогулке и в уголке природы.

Труд в уголке природы.

Игры-экспериментирования.

Проблемные ситуации.

Интегрированные занятия.

Наблюдение

Беседа

Познавательная игротека

Экспериментирование

Проектная деятельность

Ребусы

Экскурсии

Конкурсы

КВН

Игры с природным материалом

Дидактические игры

Наблюдения

Опыты и эксперименты

Интегрированная детская деятельность

Беседа

Чтение

Домашнее экспериментирование

Проектная деятельность

Консультативные встречи

Семинары

Семинары-практикумы

Презентации

Альбомы

Прогулки

Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»

Связь с другими образовательными областями

Образовательные области

Задачи

Социализация

Расширение кругозора, знакомство с предметами ближайшего окружения. Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»

Безопасность

Формирование представлений о способах действия в опасных ситуациях. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Художественное творчество

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности в самовыражении, развитие продуктивной деятельности, детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Здоровье

Формировать представления о здоровом образе жизни.

Расширять представления о рациональном питании, от которого зависит здоровье человека. Познакомить с упражнениями,  укрепляющими различные органы системы. Подвести к пониманию того, что жизнь и здоровье человека на Земле зависит от окружающей среды.

Чтение художественной литературы

Использовать художественные произведения для обогащения содержания области. Формировать интерес и потребность в чтении. Расширять кругозор в сфере художественной литературы.

Коммуникация

Развивать свободное общение в процессе познавательно-исследовательской продуктивной деятельности. Формирование элементарных математических представлений. Формирования целостной картины мира.

Музыка

Использовать музыкальные произведения для обогащения области. Расширить кругозор; Развивать восприятие окружающего мира на основе музыкальных произведений.

Труд

Формировать целостную картину мира. Знакомить с профессиями. Формировать представления о предметах облегчающий труд людей. Воспитать уважение к труду сельских жителей, людей на производстве. Формировать трудовые умения и навыки. Воспитать ценностное отношение к собственному труду.

Физическая культура

Формирование познавательного процесса о значимости физических упражнений, занятий спортом.

Формирование ценностного отношения к занятиям физической культуры.

Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта

Методические рекомендации к организации проектов поисково-познавательной деятельности.

Педагогу необходимо:

  1. подготовить атрибуты, рисунки, схемы, модели, алгоритмы;
  2. заинтересовать ребенка;
  3. продумать проблемные вопросы;
  4. делать акцент на правильные выводы и умозаключения;
  5. подвести итог совместно с детьми.

Рекомендации педагогам и родителям.

  1. Развивать умственные способности через интерес к исследовательской деятельности.
  2. Рассматривать предметы и объекты.
  3. Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
  4. Развитие собственной активности ребенка, которая связана с активностью, идущей от взрослого.
  5. Учить составлять группу из отдельных предметов и объектов.
  6. Учить сравнивать предметы и объекты.
  7. Учить классифицировать предметы и объекты, обобщать их по характерным признакам.
  8. Учить сравнивать схематическое изображение с реальными предметами.
  9. Побуждать делать самостоятельные выводы.
  10. Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами
  11. Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности.
  12. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
  13. Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
  14. Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

Проект групповой включает в себя:

Требования к материалам (бумажный носитель)

1. Паспорт проекта (название, автор, вид, длительность, участники);

2. Постановку проблемы;

3. Цель и задачи проекта;

3. План реализации проекта;

4. Этапы работы над проектом;

5. Распределение деятельности по этапам проекта;

6. Реализация принципа интеграции в образовательном процессе;

7. Результативность с указанием продуктов проектной деятельности.

Проект должен соответствовать тематическому планированию работы в группе.

Продолжительность проекта до 3 недель.

Проект оформляется красочно с использованием фотографий, детских рисунков и т.п.

 Лист А-4.

Тематическое планирование на учебный год (в группе, где осуществлялся проект).

Требования к материалам (электронный носитель)

CD- диск:

- описание проекта в электронном виде;

- тематическое планирование на учебный год (в группе, где осуществлялся проект);

- приложение к проекту (по желанию участника);

- фотографии.

Проект индивидуальный (родитель с ребенком) включает в себя:

Лист А-4.

- представление  проекта в произвольной форме (рассказ ребенка записывает взрослый);

- фотографии.

CD- диск:

- видеофильм с презентацией проекта (проводит ребенок для своей группы).

- описание проекта в электронном виде.

- приложение к проекту (по желанию участника).

- фотографии.

План НОД образовательной области «Познание», связанный с проектной деятельностью.

Группа

Поисково – познавательная деятельность

Неживая природа.

Живая природа.

Человек.

Человек. Рукотворный мир

 Свойства материалов.

Человек. Рукотворный мир.

Преобразование.

Младшая группа

Проект: «Какая бывает вода».

Цель: выявить свойства воды. Познакомить с разными состояниями воды (замерзает, растворяет некоторые вещества)

Проект «Игры с воздухом»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Проект: «Волшебные краски».

Цель: познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух.

Проект: «Легкий - тяжелый».

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. научить определять вес предметов, группировать по весу (легкий - тяжелый).

Проект: «Что такое звук?»

Цель: научить определять происхождение звука и различать шумовые и музыкальные звуки.

Проект: «Что мы знаем о себе?»

Цель: познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с органами чувств и их назначением. Научить бережно, относиться к себе и другим людям.

Проект: «Интересный мир предметов».

Цель: научить узнавать вещи, сделанные из различных материалов, определять их качество и свойства

План НОД образовательной области «Познание», связанный с проектной деятельностью.

Группа

Поисково – познавательная деятельность

Неживая природа.

Живая природа.

Человек.

Человек. Рукотворный мир

 Свойства материалов.

Человек. Рукотворный мир.

Преобразование.

Средняя группа

Проект: «Разноцветные льдинки».

Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды. Выявить свойства воды, снега, льда.

Проект: «Загадочные пузырьки».

Цель: обнаружить воздух. Выявить свойства воздуха .

Проект: «Солнечные зайчики».

Цель: познакомить с источником света. дать понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

Проект: «Волшебница -  кисточка».

Цель: познакомить с образованием цветов с помощью палитры и кисточки. Опытным путем прийти к образованию новых цветов.

Проект: «Волшебное семечко».

Цель: выделить циклы развития растения. Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ним.

Проект: «Мои помощники».

Цель: опытным путем выяснить значение носа, язычка, ушей для человека

Проект: «Волшебный материал».

Цель: выявить свойства песка, глины, почвы, камней.

Проект: «Мы - фокусники» (магнит).

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Выявить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Проект: «Мы - фокусники» (вес предметов).

Цель: опытным путем выяснить вес предмета. Установить зависимость веса предметов от его размера и материала.

Проект: «Почему все звучит?»

Цель: выявить причину возникновения звуков.

Опытным путем подвести к пониманию возникновения звуков голоса.

Проект: «Хочу все знать!»

Цель: опытным путем выяснить свойства и качества различных материалов (металл, резина, пластмасса, стекло).

Проект: «Очумелые ручки».

Цель: учить видеть возможности преобразования объектов, предметов, развивать умение работать руками, получать результат

План НОД образовательной области «Познание», связанный с проектной деятельностью.

Группа

Поисково – познавательная деятельность

Неживая природа.

Живая природа.

Человек.

Человек. Рукотворный мир

 Свойства материалов.

Человек. Рукотворный мир.

Преобразование.

Старшая группа

Проект: «Умная галка».

Цель: выявить процесс повышения уровня воды, если в воду класть предметы.

Проект: «Куда делась вода?»

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий. Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Проект: «Живая змейка».

Цель: выявить как образуется ветер, теплый поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

Проект: «Мое растение»

Цель: выявить потребность растения в воде, почве, воздухе, свете дыхании. Опытным путем выявить благоприятные условия для роста и развития.

Проект: «Зачем растениям «крылышки»,

одуванчику «парашютики», репейнику крючки?»

Цель: опытным путем и наблюдениями выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

Проект: «Мое любимое животное».

Цель: находить информацию о животном в доступной среде. Определить связь между строением и образом жизни животного в экосистеме.

Проект: «Человек».

Цель: расширять и систематизировать знания детей об основных частях тела, лица человека; развивать интерес к своему организму, желание узнать о нем больше; воспитывать заботливое отношение к своему телу. Сформировать у детей представление о том, что человек - это часть живой природы.

Проект: «Родственники стекла».

Цель: узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики  и свойства. Обобщить усвоенный материал.

Проект: «Мир бумаги».

Цель: выявить свойства бумаги. Узнать различные виды бумаги, сравнить их качественные характеристики.

Проект: «Мир бумаги».

Цель: узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства. Выявить, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Проект: «Город из песка».

Цель: выявить свойства сухого и мокрого песка, значение его  в жизни живых существ и для здоровья человека.

Проект: «Озеро» («Тайга», «Пустыня», «Лиственный лес»).

Цель: участвовать в практическом преобразовании объекта. Закреплять умения работать с различными материалами и инструментами.

План НОД образовательной области «Познание», связанный с проектной деятельностью.

Группа

Поисково – познавательная деятельность

Неживая природа.

Живая природа.

Человек.

Человек. Рукотворный мир

 Свойства материалов.

Человек. Рукотворный мир.

Преобразование.

Подготовительная   группа

Проект: «Вода».

Цель: выявить различные свойства воды. Выявить изменение объема жидкости при замерзании. Познакомить с круговоротом воды в природе.

Проект: «Земля  - магнит».

Цель: выявить действия магнитных сил земли. Выяснить, что полярное сияние – проявление магнитных сил земли.

Проект: «Что такое электричество».

Цель: выявить принцип работы электроприбора.

Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Проект: «Космос».

Цель: обобщить и расширять знания детей о Вселенной.

 Понять взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. Сформировать понятие о себе, как жителе планеты Земля.

Проект: «Почему птицы летают?»

Цель: узнать, почему птицы могут летать, как появились птицы. Выяснить, какие приспособления есть у птиц для полета. Определить сходство и различие между птицами и другими летающими существами.

Проект: «Запасливые растения».

Цель: изучить растительный мир пустыни; определить особенности строения растений изучаемой природной зоны; выявить причину особенностей строения растений произрастающих в пустыне;  найти интересную информацию о растениях и поделиться ею.

Проект: «Динозавры».

Цель: изучить древнейших животных. Уточнить механизм приспособления к жизни хладнокровных животных.

Проект: «Человек».

Цель: расширять знания детей о человеке развивать интерес к своему организму, желание узнать о нем больше; воспитывать заботливое отношение к своему телу. расширять и углублять знания детей об осанке.

Проект: «Я и моя семья».

Цель: развить умения и навыки описывать персону, представлять группу лиц, расширить словарный запас в рамках основной тематики.

Проект: «Мир металлов».

Цель: узнать разновидность металлов. Сравнить их свойства. Понимать, что характеристика металлов обуславливает способы их  использования в быту.

Проект: «Пластмасса – что это такое?»

Цель: узнавать предметы, изготовленные из разного вида пластмассы. Выявить их свойства. Способы использования в быту.

Проект: «Парашют - зонтик».

Цель: выяснить, почему возможен прыжок с парашюта на модели, изготовленной своими руками. Совершенствовать умения работать с бумагой, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода»

Реализация данного проекта по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода» позволит  создать необх...

Приложение к проекту по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода»

Данное приложение позволит педагогам реализовать проект  на тему:  «Познавательный центр как «поисковое поле» по теме «Вода» в полном объеме и облегчет труд по подбору необходимого мате...

Долгосрочный образовательный проект «Волшебная капелька» по образовательной области «Познавательное развитие»

В проекте  «Волшебная капелька» раскрывается  экологическая проблема,   как  города, так и всей земли, и именно обострение экологической проблемы в стране и по всему миру дикт...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ТЕМА:«Я познаю мир» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Познавательное развитие

Аннотация к образовательному проекту совместной деятельности взрослых и детей «Я познаю мир» Актуальностьтемы заключается в том, что освоение сенсорных эталонов не только значительно ...

«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе

         Актуальность:            Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...

Творческий и познавательный проект «Ямал – мой край родной». для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет) Образовательная область «Познавательное развитие»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: «Ямал – мой край родной».   Вы на карту посмотритеИ ЯМАЛ на ней найдите,Потому что здесь наш домМы на...

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель  программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...