СТАТЬЯ: "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ".
статья по теме
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modernizaciya_sistemy_obrazovaniya.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Модернизация системы образования в условиях нового законодательства»
Е. В. Кутузова - заведующий ГБДОУ № 70
Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования.
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями в современном российском обществе, одной из важных сфер деятельности становится образование вообще, и дошкольное образование, в частности. В этом ключе, система образования, как составная часть социальной среды должна адекватно реагировать на изменения в обществе.
Понятие “модернизация образования” рассматривается как масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Цель модернизации образования здесь рассматривается в создании механизма устойчивого развития системы образования, а также управление качеством образования.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им мы должны учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов учреждения. Безусловно, постановка задач на повышение качества образования в дошкольном учреждении, меняет стиль управления дошкольным учреждением - оно должно быть инновационным, и более того, гибким, способным быстро воспринимать происходящие перемены.
Одним из первоначальных условий успешного управления в этой связи можно назвать нормативно-правовую основу: правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения, которое носит многоуровневый характер: от федерального до муниципального. Кроме этого с целью обеспечения эффективности деятельности, учитывать изменения, инновационные процессы, происходящие в дошкольном образовании.
Сегодня система дошкольного образования – сбалансированная сеть дошкольных учреждений различной видовой направленности, отличительной особенностью которых является деятельность в инновационном режиме.
Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.
Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования
“Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”.
Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов. До сих пор в России работа воспитателя рассматривается с точки зрения присмотра за детьми. Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. “Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог”.
В настоящее время в системе дошкольного воспитания в основном работают люди, получившие образование в советской школе, где приоритетным было формирование знаний, умений и навыков. Без фундаментальных знаний обойтись нельзя. Модернизацию педагогических технологий может реализовывать педагог, обладающий инновационным стилем мышления. Поэтому, наряду с обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт необходимо изменение системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие творческого педагогического мышления.
Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога.
Кроме того, проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту. Модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, предполагает овладение педагогами инновационных ДОУ новым содержанием профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:
1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
В условиях реализации намеченного курса предстоит модернизация микросреды образовательного пространства за счет установления тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Таким образом, модернизированная схема управления позволяет решать поставленные проблемы в полном объеме.
На сегодняшний день идея воспитания находит свое отражение в нормативных документах, регулирующих деятельность образовательных учреждений, предъявляются новые социальные требования к переосмыслению задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании.
Высокий профессиональный, квалификационный уровень, творческий потенциал коллектива позволяет повысить качество воспитательно-образовательного процесса за счет введения в структуру управления ДОУ научно-методической службы. Она помогает в ведении в практику работы ДОУ инновационных технологий, обобщении и распространении передового педагогического опыта и издании методических разработок.
Качественному выполнению функциональных обязанностей и преодолению трудностей на профессиональном пути молодых специалистов помогает созданный Совет наставников.
Так, целенаправленная работа способствует профессиональному развитию и саморазвитию педагогов, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Современное дошкольное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого взаимодействия с социумом, а также без интеграции общественного и семейного воспитания.
Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. В процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.
Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы:
- введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической), за исполнение которых несут ответственность учредители и несоблюдение которых может служить основанием для прекращения деятельности соответствующих учреждений;
- создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений в сфере образования (между гражданами и образовательным учреждением; между образовательным учреждением и его учредителями; между соучредителями образовательного учреждения; между образовательными учреждениями и работодателями);
- отработка правовых и экономических механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами государственной власти федерального и регионального уровня и органами местного самоуправления;
- расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием, в том числе и в части использования бюджетных и внебюджетных средств;
- поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений путем финансирования и софинансирования наиболее значимых образовательных проектов;
- развитие негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;
- осуществление в системе дошкольного образования постепенного перехода к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений со стороны государства, учредителя и родителей, при одновременной адресной социальной поддержке малообеспеченных семей;
- упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг сверх государственного образовательного стандарта в общем и профессиональном образовании и усиление контроля за использованием полученных средств со стороны попечительских и родительских советов;
- введение персональных счетов для детей-инвалидов с целью аккумулирования государственных, корпоративных, спонсорских и родительских средств на образование и оздоровление каждого ребенка;
- повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих функций, определенных уставом, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.
Модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете последних социальных, экономических и политических событий, требует создания нового типа дошкольного учреждения, способного организовать единое образовательное пространство: детский сад – школа, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, и будет восприниматься как значимый, уже ярко проживаемый и осознаваемый ребенком отрезок жизни, а не как “этап подготовки к будущей жизни в целом и подготовки к обучению в школе в частности”. Отношение к детству как к самоценному времени жизни формирует у детей в будущем такие долго действующие качества личности, которые дадут возможность шагнуть далеко за пределы детства и определить личностные, профессиональные и жизненные перспективы в целом.
Современная дошкольная система отражает идеологию педагогического развития в русле модернизации Российского образования. Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов, склонностей и особенностей в аспекте творческой самореализации предполагает формирование новой модели обучения, которая понимается как средство интеграции социально-значимого опыта, индивидуального педагогического подхода и потребностно - мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника.
Преемственность
На первом плане стоит задача формирования у выпускника готовности и способности творчески мыслить, находить нестандартные решения и проявлять инициативу, то есть быть конкурентоспособным, что и будет проявлять инвестиционную привлекательность образования. Первоочередным звеном и фундаментом современной модели образования является дошкольное воспитание, которое определяет результативность общего образования и качество выпускника нашей школы. Дошкольное образование имеет ряд особенностей. Во-первых, в отличие от среднего, оно не является обязательным, во-вторых, оно играет решающую роль в дальнейшей образовательной и жизненной карьере человека, выполняя функцию выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп, в-третьих, система выполняет две существенно-различные функции – уход за детьми и собственно образование (развитие) ребенка. В этой связи на первый план выходят вопросы обеспечения доступности дошкольного образования. С 2000 года число рождений в России стало увеличиваться, и, скорее всего, этот рост сохранится в будущем. Существенный шаг на уровне государства сделан сегодня и в осмыслении эффективности воспитания. Воспитание возвратилось вновь в школу, в систему дополнительного образования, восстанавливается в правах как самостоятельная сфера педагогической деятельности. Это нашло закрепление в Концепции модернизации Российского образования, в которой чётко определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, своего города. В настоящее время становится очевидной несостоятельность попыток создать единую воспитательную модель для всех образовательных учреждений. Сегодня курс взят на реализацию идеи вариативности воспитательной деятельности, на создание в образовательных учреждениях собственных уникальных систем воспитания. Приоритетными задачами в системе образования остаются: - создание оптимальных условий для обучения, воспитания детей, сохранение и укрепление их здоровья - обновление содержания образования и воспитания, создание условий для внедрения стандарта второго поколения на начальной ступени обучения - поддержка инновационной деятельности на всех уровнях образовательной системы - более активное внедрение информационно - коммуникационных технологий в образовательный процесс - обеспечение дифференциации и индивидуализации образования на основе государственных образовательных стандартов - укрепление и совершенствование материально- технической базы образовательных учреждений И все эти задачи будут решаться в условиях перехода на новый тип учреждения в соответствии с Федеральным законом № 83: казённые, бюджетные, автономные, что должно привести в первую очередь к повышению качества муниципальных услуг.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.
Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
"Мониторинг качества образования в системе образования"
Система мониторинга в ДОУ...
Мотивация и демотивация педагогов дошкольного образования в условиях реформирования системы образования.
Исследование современной системы дошкольного образования позволило мне и моему соавтору Новосельцевой Натальей Михайловной характеризовать и объективно оценить работу и работников детских садов на при...
Статья "Модернизация системы физического воспитания дошкольников"
С каждым годом все больше внимания уделяется здоровому образу жизни, развитию физической культуры и спорта в РФ. В данной статье рассказывается о нормативных документах, на которые стоит обратить вним...
Статья МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»
В статье обосновывается проблема применения инновационной деятельности в дошкольном образовании. Она посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в дошкольных учреждениях, так как инновации в обр...
статья «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»
laquo;Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»...
статья «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»
laquo;Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»...