статья «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»
статья

Пряхина Татьяна Викторовна

«Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaastanina_m.a._pryahina_t.v.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пряхина Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №134» г. Воронеж

«Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

 Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:

 информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);

  занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);

 деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).

Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Решать данную задачу можно, используя плакаты или коллажи о предприятиях, работающих на данной территории. Такие плакаты может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми. Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме в различных форматах педагогом и совместное создание презентаций с родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми.

Используются для формирования основ финансовой грамотности дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения конкретной педагогической задачи. Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег. При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно-ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков. Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и т.п.), необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк». Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде. Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:

 деньги, нарисованные детьми, картотека загадок; книги художественные и научно-популярные, пословицы и поговорки в картинках, медиатека из презентаций, медиатека интерактивных игр; медиатека мультфильмов; альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях; карточки о профессиях;  дидактические игры; кроссворды; ребусы; лабиринты тематические; игры-путешествия; банковские карты; ненастоящие деньги; банкомат, альбом «Эволюция денег»;атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

 Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

 В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения. Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

     В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей (пункт 2.1 ФГОС ДО).

   Любая образовательная программа дошкольного образования направлена на создание благоприятных условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности. Ведущим принципом включения формирования ОФГ у воспитанников в образовательную деятельность выступает интеграция содержания программы в основных видах деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др.), в создание которого включены воспитатели, дети и родители (законные представители).

 В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательной деятельности в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое развитие.

Формирование основ финансовой грамотности целесообразно включать в образовательные области следующим образом:

  1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Предпосылки финансовой грамотности решаются активно в рамках нравственно-трудового воспитания. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев. Это, конечно же, и знакомство детей с новыми профессиями, и формирование у них понятия о качестве труда, особенно в момент зарабатывания денег. (Гжель, купцы, брак, качественный товар …)

  1. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.), ФЭМП. Так, в процессе изучения разделов ФЭМП предусматривается ознакомление детей: с денежными знаками и единицами; подведение детей к элементарному пониманию покупательской силы денежных знаков; знакомство с ценами некоторых вещей; различение, сопоставление, сравнение предметов по цене, выраженной в цифровом обозначении; знакомство детей с образованием цены и умением ее составлять. При изучении товарно-денежных отношений одновременно решаются задачи формирования математических представлений у детей: раскрытие двузначности числа: конкретной (множество денежных знаков) и абстрактной (число денежных единиц); определение количественного состава числа не только из двух, но и из нескольких меньших чисел (на денежных знаках); обучение счету до 20 и показ образования чисел второго десятка (при помощи монет); углубление понятия о нуле; развитие навыков счета десятками; показ счета со сменой его основания; раскрытие математической зависимости между 15 величинами: цена, количество, стоимость; расширение понимания действий сложения и вычитания; закрепление умения решения арифметических задач.

В детском саду детей учат решать простые задачи (в одно действие) и составные (два и более действий). Наряду с задачами-драматизациями, иллюстрациями в практике работы детей знакомят с разными видами простых задач: на нахождение суммы; на нахождение остатка; на увеличение числа на несколько единиц; на уменьшение числа на несколько единиц; на нахождение неизвестного слагаемого.

 3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

 4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.

 5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка). Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. В процессе интеграции всех указанных выше направлений рекомендуется использовать дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. Следует учитывать, что игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда по формированию основ финансовой грамотности детей подготовительной группы

ull;Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности разворачивается не только в форме непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продо...

статья «Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

laquo;Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»...

МОДЕРНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО

В своей педагогической деятельности, внедряя, азы экономической науки, мы способствуем к изучению экономики в детском саду. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста не предполагает...

«Модернизация развивающей предметно-пространственной среды как средство формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должн...