Статья "Модернизация системы физического воспитания дошкольников"
статья по физкультуре на тему
С каждым годом все больше внимания уделяется здоровому образу жизни, развитию физической культуры и спорта в РФ. В данной статье рассказывается о нормативных документах, на которые стоит обратить внимание для организации работы по физическому развитию в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorove.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Модернизация системы физического воспитания дошкольников»
По среднестатистическим данным министерства здравоохранения в настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности.
В последние годы произошло снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей, связанное, по мнению различных специалистов, с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, уменьшением двигательной активности, снижением оздоровительной и воспитательной работы в образовательных учреждениях.
В связи с этим с каждым годом развитию физкультуры и спорта в России уделяется все больше внимания со стороны государства, это положительная тенденция не обошла стороной и систему дошкольного образования.
Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими развитие физической культуры и спорта в дошкольных образовательных организациях, являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 « 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 04.12ю.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 №1101-р
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 1710.2013 № 1155
- СанПин 2.4.1.309-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
Действующее законодательство РФ не регламентирует возможность реализации спортивных программ в дошкольных образовательных учреждениях, разрешая лишь проведение занятий физической культурой.
В соответствии с п. 2.6 ФГОС образовательная программа дошкольной организации должна предусматривать такую образовательную область, как физическое развитие. Физическое развитие в числе прочего также предполагает формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
Закон № 329- ФЗ также не касается вопросов развития спорта дошкольных организациях, в нем уделяется внимание только развитию физической культуры и спорта в школах и учебных заведениях следующих ступеней образования.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение различными возрастными группами (от 6 до 70 лет и старше) населения РФ установленных нормативных испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса по 3 уровням сложности, соответствующим золотому, серебряному или бронзовому знакам отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (далее - нормативы испытаний (тестов)
. Целями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Структура Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса состоит из 11 ступеней и включает следующие возрастные группы:
первая ступень - от 6 до 8 лет;
вторая ступень - от 9 до 10 ле
третья ступень - от 11 до 12 лет;
четвертая ступень - от 13 до 15 лет;
пятая ступень - от 16 до 17 лет;
шестая ступень - от 18 до 29 лет;
седьмая ступень - от 30 до 39 лет;
восьмая ступень - от 40 до 49 лет;
девятая ступень - от 50 до 59 лет;
десятая ступень - от 60 до 69 лет
одиннадцатая ступень - от 70 лет и старше.
К выполнению нормативов испытаний (тестов) допускаются лица, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании результатов медицинского осмотра.
В детском саду мы в качестве ознакомления родителей должны владеть этой информацией. Внедрение в дошкольную программу нормативов ГТО – это не просто очередная реформа в системе образования, но и, прежде всего, забота о подрастающем поколении, о состоянии его здоровья, готовности к трудовой активности и обороне.
Ключевым документом применительно к рассматриваемому вопросу является СанПин , которыми разъясняется, что физическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития воспитанников, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование у воспитанников двигательных навыков. Задачи достижения дошкольниками конкретных спортивных результатов во время физкультурных занятий СанПин не ставятся.
Основной целью Стратегии развития физической культуры и спорта применительно к сфере дошкольного образования является обеспечение охвата всех детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой.
В силу специфики, связанной в первую очередь с возрастом воспитанников, в детских садах может быть организовано только физическое воспитание, которое согласно Стратегии развития физической культуры и спорта предстоит серьезно модернизировать.
Для модернизации системы физического воспитания в дошкольном образовании, по мнению разработчиков Стратегии развития физической культуры и спорта, требуется реализация комплекса следующих мер:
- Создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, функционирующих на базе дошкольных образовательных учреждений;
- Строительство зданий детских садов по новым проектам, предусматривающими наличие спортивных объектов (спортивных залов, бассейнов);
- Изменение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для дошкольных образовательных организаций в части обеспечения необходимого недельного двигательного режима дошкольников, а также оснащения физкультурных занятий в соответствии с возрастом и состоянием здоровья детей;
- Увеличение охвата дошкольников, посещающих детские сады, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по образовательным программам дошкольного образования;
- Внедрение в систему дошкольного образования систему мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников;
- Разработка рекомендаций по повышению эффективности проведения обязательных занятий физической культурой в системе дошкольного образования;
- Разработка и внедрение в детских садах образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- Установление требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников при проведении занятий физической культурой.
Важнейшими элементами Стратегии, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в РФ на долгосрочную перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
Контроль за реализацией Стратегии будет осуществляться комиссией Минспорттуризмом России с участием заинтересованных органов государственной власти.
При соответствующих подходах, а также усиленном внимании к системе дошкольного образования со стороны государства в стране могут быть созданы необходимые условия для дальнейшего развития физической культуры и формирования начальных представлений о некоторых видах спорта в дошкольных образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место родителей в системе физического воспитания дошкольников.
Краткая консультация для родителей на тему: физкультуры и спорта....
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Зачастую педагоги ошибочно используют понятия "личностный подход", "индивидуальный подход", "дифференцированный подход" как синонимы. Уточним сущность указанных понятий."Личностный подход"...
ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель данной работы показать использование туризма в работе с дошкольниками детском саду и раскрыть, как он способствует повышению физической, функциональной подготовленности и ...
Развитие речи детей в общей системе физического воспитания дошкольников. Консультация для родителей и воспитателей.
Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движе...
Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников
Сборник "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи". Статья "Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников" стр. 262...
Координационные способности в системе физического воспитания дошкольников
Статья в сборнике "Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодежи" выпуск 9...
Использование элементов тимбилдинга в системе физического воспитания дошкольников.
Тимбилдинг, как инновационная форма проведения детских спортивно-массовых мероприятий.В своей профессиональной практической деятельности, отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при пр...