Использование творческих проектов в работе с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение
рабочая программа по теме

Науккаринен Елена Юрьевна

Опыт работы всего педагогического коллектива МБДОУ Детский сад компенсирующего вида по созданию единого пространства ДОУ и семьи по развитию личности ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование творческих проектов в работе с родителями

Науккаринен Елена Юрьевна

Педагог – психолог

 МБДОУ Детский сад компенсирующего вида

 «Центр коррекции «Сказка» г. Выборг

 « ...Надо сделать так, чтобы детское учреждение не

                                                         подменяло родителей, не отвергало их  от  детей, а соединяло их друг с другом,

давало возможность для их богатого

и тонкого общения и  взаимодействия».  

                                                                                                                 

                                                                                                     Л. А. Никитина.

      «Все начинается с детства».  Эти слова  мы слышим и часто произносим, размышляя над вопросами воспитания, развития, обучения детей.

        Для  нас  педагогов это важно в наибольшей степени, так  как воспитанники нашего дошкольного учреждения имеют  нарушения речи, опорно-двигательного аппарата и другие ограниченные возможности здоровья. Нарушения в физическом и (или) психическом развитии   детей  разные  по характеру и степени выраженности. Они  опосредованно влияют на  их   дальнейшее развитие. Из опыта работы с такими детьми и их семьями были выявлены проблемы: отсутствие у родителей адекватного представления о серьезности  патологии у ребенка, незнание родителями методов коррекционно-развивающей работы, способов взаимодействия.  С пониманием значимости решений данных проблем,  коллективом  МБДОУ Детский сад «Сказка» предпринята попытка создания и внедрения системы направленного сотрудничества с семьями воспитанников, вовлечения родителей в разные формы взаимодействия — детский сад и семья, семья и семья — в условиях специализированного дошкольного учреждения.

           Приоритетным направлением деятельности   является  психолого-педагогическое сопровождение  воспитанников, оказание помощи и поддержки родителям в вопросах развития, воспитания их собственных детей. Модель  взаимодействия  с родителями является результатом многолетней работы коллектива МБДОУ Детский сад компенсирующего вида «Центр коррекции «Сказка».

        Принципы  взаимодействия педагогов с родителями:

  1. Родители являются первыми воспитателями ребенка. Без родителей весь образовательный процесс будет неполноценным. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости. В эмоциональном общении с родителями закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир,  развивается  познавательный интерес чувство защищенности, уверенность  в себе.  

 2. Дошкольные учреждения компенсирующего вида  действуют в помощь семье для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития. Специфика деятельности такого учреждения требует особых подходов к организации образовательного процесса, где кроме педагогического сопровождения необходима коррекционно – развивающая и оздоровительная работа, психологическая поддержка каждого ребенка. Во внимании педагогов находятся и родители, которые нуждаются в повышении педагогической компетенции.

3. Взаимодействие педагогов,  детей и родителей способствует развитию каждого из участников  этого процесса. Основная тенденция развития современного дошкольного образования связана с формированием полноценного пространства развития ребенка и организацией комплексного сопровождения его индивидуального развития. Насыщенная событиями жизнедеятельность, тесное взаимодействие взрослых и детей в образовательном процессе способствуют благоприятной социализации детей в процессе усвоения ими опыта общественной жизни и отношений.   Участие родителей доставляет детям особое удовольствие. Благоприятствует их успехам. Активность  родителей приводит к  оптимизации педагогического потенциала родителей, снижению эмоционального дискомфорта, которое обусловлено проблемами ребенка,  формированию адекватного представления о возможностях своих детей.  Устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями. Возникает доверие к воспитателям.  У педагогов появляется возможность понять,  как родители мотивируют своих детей к деятельности. Появляется возможность использования увлечений, талантов, знаний родителей в процессе работы с детьми, обеспечивая индивидуально- личностный подход.  

4. Применение  педагогами различных  форм работы значительно  повышает родительскую заинтересованность вопросами  воспитания и развития   своих  детей, жизнедеятельности детского сада, где каждый предполагает степень своего участия, исходя из личных возможностей.

5.  Ежедневное доброжелательное общение педагогов с родителями формирует   позитивное отношение семьи к детскому  саду.  

          Педагогическим  коллективом МБДОУ Детский сад компенсирующего вида «Центр коррекции «Сказка» разработана  адаптивная  модель  учебно-воспитательного  комплекса  с  глубоким  направлением  театрализованной  деятельности.  В  основе    лежит  преемственность,  взаимосвязь  всех

 служб  учреждения во взаимодействии с родителями.      

         Центральным   и  постоянно действующим    является проект «Театр «Золотой ключик». Театральная студия  основана в 1994 году. Название символично -  это ассоциация со знаменитой сказкой, где все артисты лишь куклы, делающие свои первые шаги на сцене,  именно,  золотой ключик открывает волшебную  дверцу в мир театра.   Цель  проекта: построить воспитание и обучение детей на основе театрализованных игр и совместной творческой деятельности: дети – педагоги – родители. Ввести  детей в мир   прекрасного, пробуждать и развивать  творческие и сценические способности, активизировать  все психические процессы, оказывать помощь  в психологической адаптации ребёнка в коллективе.

Стержень всей работы -   театрализованная  деятельность, на  которую    как  бусинки  нанизываются  другие  виды  деятельности, через  которые  проходят    дети и взрослые.

За  годы существования  театральной  студии творческим коллективом взрослых и детей создан арсенал костюмов, атрибутов, декораций. Существует видеотека спектаклей. Как реликвии хранятся в музее театра афиши, пригласительные билеты, программки, поделки, сувениры,  рисунки открытки  к  театральным  постановкам   прошлых лет.   Маленькие   экскурсоводы проводят экскурсии,  проекты которых  разрабатывают  взрослые и дети.  Постоянно издается сборник «Сказки из «Сказки».  Он содержит творческие  сочинения родителей и детей:  сказки наоборот, сказки с продолжением приключений полюбившихся героев спектакля. 

Оформлен стенд.  Фотографии рассказывают об артистах, о подготовке спектаклей, о прошлом и настоящем  в  жизни театра «Золотой ключик».    

 Чтобы сделать родителей своими союзниками и помощниками, мы пригласили их к участию в театральных постановках. Были приятно удивлены, когда родители проявили искренний  интерес и выразили желание попробовать свои силы в актёрском искусстве наравне с маленькими актёрами.

          Велико  воспитательное значение театрализованных игр, а если рядом папа или мама  ценность  процесса неизмерима. Здесь, во время таинства на театральных подмостках  у детей и родителей  формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Взрослые возвращаются в мир детства,  а дети с удивлением обнаруживают, что взрослые  тоже умеют   играть.

        На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа. Но маленькому ребенку очень трудно порой  просто выйти на сцену.   А если  рядом мама или папа, то эта задача решается гораздо  легче. Увлеченность детей и родителей совместной театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.   Надо видеть счастливые лица ребят во время и после спектакля. Дети  полны гордости:  ведь играют любимых персонажей  их любимые родители. Бывает так, что час совместной игры и общих впечатлений остается  в памяти ребенка на всю жизнь.

        Казалось бы,  арсенал совместных мероприятий исчерпан, но это не так!  Мы организуем после проведения постановки в театре ДОУ совместные чаепития в группе.  Выпечку и сладости готовят мамы, бабушки. Дети и родители в сказочных  костюмах  участвуют в конкурсах.  Самым ловким и находчивым вручают призы, сделанные  маленькими умельцами.

        Уютная и  теплая обстановка способствует  воспоминаниям родителей о своем детстве, что когда - то они сами были маленькими артистами. Результатом  удивительных историй   стал  альбом  с детскими  фотографиями  мам и пап, бережно хранимый, находящийся под пристальным надзором  девчонок и мальчишек.

        А затем родители предложили помощь в оформлении театральных уголков,  проект был придуман совместно с детьми.   Особенно приятно детям, когда папы включаются в общее дело.   Мальчишки пока наблюдали,  как папы выпиливают, собирают конструкции для предстоящих театральных постановок в группе. Мамы  -  рукодельницы научили нас, педагогов и  детей делать куклы для театра  способом валяния шерсти.   Такое лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! К счастью, подобное происходит в каждой группе.

         Творческая группа МБДОУ Детский сад «Сказка» в ответ на добро со стороны родителей решили «по секрету всему свету»   рассказать о маленькой стране, в которой живут добрые волшебники взрослые и дети! Так появился журнал  нашего дошкольного учреждения под название «Маленькая страна «Сказка».

        В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

        Лучший способ для  педагога воспитывать творчество в детях — это самому быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне применимой и к родителям. Родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель — прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример. Нельзя  говорить  и о полноценной  коррекции   отклонений в развитии детей в отрыве от внутрисемейных отношений.   Именно поэтому мы стараемся сблизить ребёнка с родителями. Совместная творческая деятельность  детей и взрослых всегда эффективна. Родители  наших воспитанников принимают участие не только  в театрализованных постановках,  а также в изготовлении декораций,  костюмов,  афиш;  являются авторами текста сцен  спектакля;  участвуют в творческих выставках, конкурсах, концертах, соревнованиях; проводят с детьми мастер – классы.  

          Совместные мероприятия  помогают  родителям лучше узнать своего ребенка, его сильные и слабые стороны, некоторые особенности, их творческий потенциал.  В результате  формируется     единое пространство развития ребенка «семья – детский сад», в котором всем участникам   педагогического процесса  уютно, интересно, безопасно,  полезно и благополучно.           

        Критерием оценки  успеха   театральной постановки  становится  увеличение  количества родителей и  семейных пар,  которые включаются в разнообразную совместную деятельность с детьми.  Это  благотворно влияет не только на воспитания детей, но и на взаимоотношения в семье.

        Мы стремимся,  чтобы каждый родитель,  уходя из детского сада после разнообразных мероприятий,   чувствовал и  понимал, что рядом с ним существует мир детства, который не терпит фальши и  равнодушия.  Этот мир     нужно чувствовать и понимать, уважать и беречь. Он  приносит не только заботы, но и огромную человеческую радость!

Используемая литература:

Т.Н.  Доронова., Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко – М ЛИНКА _ ПРЕСС.2001.

Т.Н.  Доронова. Играют взрослые и дети. ЛИКА _ ПРЕСС. Москва . 2006

Т.Н. Зенина. Родительские собрания в детском саду. Центр педагогического образования. Москва. 2007.

В.Н. Волкова, Н.В. Степанова. Система воспитания индивидуальности дошкольников. Воронеж. 2007.

Л. Свирская.  Работа с семьей: необязательные инструкции. ЛИНКА _ ПРЕСС. Москва. 2007.

А.И. Буренина, Л.И. Колунтаева. Проетирование интегративной программы предшкольного образования. Санкт – Петербург. 2007.

Л.Е. Осипова. Работа детского сада с семьей. Издательство Скрипторий. 2003.

О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. Общение педагога с родителями  Творческий центр. Москва 2010.

А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. Творческий Центр «Сфера». Москва.2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования проектов в работе с родителями воспитанников.

Словами  Сухомлинского было сказано  «От того, как прошло детство, кто вёл  ребенка за руку в детские годы, что вошло  в его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей...

Использование педагогом нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников

Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, их индивидуальными особенностями, рациональными методами и п...

Проект "Вместе весело шагать" (формы работы с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста)

Тип проекта:по доминирующей: в проекте деятельности: воспитательно-образовательный.по содержанию: психолого-педагогический.Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.Предм...

Особенности развития и воспитания ребенка до года. Консультация для родителей, не посещающих дошкольное учреждение

В материале изложены основные стадии воспитания ребенка от 0 до 1 года. Предложены основные правила воспитания ребенка до года....

Консультация для родителей детей посещающих дошкольное учреждение по лечебно-профилактическому и физическому развитию

Государственное бюджетное дошкольноеОбразовательное учреждение детский сад № 34 компенсирующего вида Пушкинского района г. Санкт-Петербурга  Консультация для родителей детей посеща...

Презентация для педагогов "Использование интерактивных методов в работе с родителями воспитанников"

Презентация для педагогов по использованию с родителями интерактивных методов работы...

Из опыта работы. ГМО педагогов эстетического цикла "Использование цифровых технологий в работе воспитателя по ИЗО деятельности дошкольного учреждения"

Использование компьютера, на занятиях изобразительного искусства, становится наиболее естественным, благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно интегрируется со всеми образовате...