Педагогический совет «Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ»
статья на тему
Задачи:
· совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
· повышать методический уровень;
· способствовать творческому поиску.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы:
1. Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность.
2. Консультация на тему «Создание экологического проекта»
3. Итоги тематического контроля по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
4. На информационный стенд для родителей в группах «Консультации по вашей просьбе» поместить материалы: «Экология и здоровье», «Берегите природу»…
5. Просмотр образцов экологических проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet_ekologiya_cherez_proektnuyu_deyatelnost.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Комсомольский детский сад «Ромашка»
Педагогический совет
«Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ»
Подготовила и провела
старший воспитатель
Потапенко С.В.
Комсомольск, 2012г
Тема педсовета:
«Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
- повышать методический уровень;
- способствовать творческому поиску.
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы:
- Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность.
- Консультация на тему «Создание экологического проекта»
- Итоги тематического контроля по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
- На информационный стенд для родителей в группах «Консультации по вашей просьбе» поместить материалы: «Экология и здоровье», «Берегите природу»…
- Просмотр образцов экологических проектов.
1. Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность.
В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.
Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием не только каких-то механических действий (засорение, уничтожение), но, прежде всего, следствием разрушительного мышления, психической деятельности.
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты.
Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов — сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.
Третья позиция берет начало, в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
- проектная деятельность.
Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран - и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов... А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно - процессуального подхода к реализации проектов.
- Что такое «экологический проект»?
Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру (Приложение 1).
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
Специфика метода проектов
Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
- он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Экологические проекты в ДОУ
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:
1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.
3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.
Заключение
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.
Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.
2. Блицтурнир.
Педагоги делятся на две команды.
Задание. Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях. (Приложение 2.)
3. Домашнее задание:
- Разработать краткосрочный проект по экологическому воспитанию (до 1 мая) в группах.
Приложение 1 *
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА
- Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует.
- Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить эту проблему, и я попробую пойти вот таким путем...»
- Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
- Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
5. Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
(по Н. А. Рыжовой)
- Подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.
- Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
- Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ И МЕТОДОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
- - Экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- уроки мышления;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес»
с экологической тематикой;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;
- трудовой десант;
- «зеленый патруль»;
- клуб исследователей природы;
- лаборатория юного эколога;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- ведение фенологических календарей природы;
- коллекционирование природных объектов;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- Дни (Недели) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
- экологические сказки;
- экологические тренинги;
- инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.
Приложение 3
КОНСУЛЬТАЦИЯ «СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА»
I. Общие положения.
- Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов); способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и профессиональных сообществ города, а также на курсах повышения квалификации.
- Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения.
- Проектная деятельность для педагогов - одна из форм организации воспитательно-образовательной работы, повышения компетентности, качества образования.
П. Цель проектной деятельности.
Создание условий для инновационных процессов в ДОУ; применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).
III. Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности.
- Развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определения основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств).
- Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование).
- Развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление).
- Развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности).
- Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком).
IV. Основные требования к использованию метода проектов.
- Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного подхода, поиска ее решения).
- Практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (групповая, парная, индивидуальная) деятельность педагогов под руководством педагога, координирующего проект.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;
- выдвижение проектной гипотезы;
- поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, бортжурнал, доклад, газета и т. д.);
- формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования;
- распространение педагогического опыта (стажерские площадки, педагогические чтения, дни открытых дверей и т. д.).
V. Содержание проектной деятельности.
- Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности в межаттестационный период.
- Четкое формулирование проекта: целей и средств, программы действий.
- Оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта).
- Внесение руководителем ДОУ корректив в образовательную программу (предполагаемые темы и типы проектов), обеспечение условий для творческого роста педагогов в сфере избранной ими темы в межаттестационный период.
- Проведение презентации и защиты проектов (1 раз в год) и организация конкурса.
Цель презентации:
- предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;
- повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, престижности выполнения проектов;
- обучение педагогов умению презентовать себя и свою работу;
- обучение педагогов технологии проектной деятельности.
Критерии оценки:
- презентации - по технологии проектной деятельности;
- защиты - по содержанию и владению материалом представленного проекта.
- Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки.
- Консультации педагогов по проектной деятельности руководителями ДОУ.
VI. Функциональные обязанности руководителя проектной деятельности.
- Составление календарно-тематического плана занятий, разработка блока совместной деятельности педагога и детей, блока самостоятельной деятельности, форм оценки результатов (промежуточных, тематических, итоговых), мониторинг качества обученное™ дошкольников по теме проекта.
- Необходимое для проекта программно-методическое, материально-техническое, дидактическое обеспечение.
- Формирование проектной группы, разработка сценария проекта.
VII. Функциональные обязанности руководителя проектной группы.
- Выбор проблемной образовательной области, постановка задач, формулирование концептуальной идеи, темы проекта.
- Составление обоснования создаваемого проекта, определение конечного результата, его позитивности.
- Детализация содержания, структуризация материала проекта и определение его объема, исследовательской роли участников проекта.
- Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками его этапов.
- Проведение консультаций с членами проектной группы, оказание помощи педагогам в подготовке документации к защите проекта.
- Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
- Персональная ответственность за грамотное изложение содержания.
VIII. Механизм стимулирования работы членов проектной группы.
- Обладатели лучших проектов могут быть рекомендованы для участия в педагогических чтениях, стажерских и опытно-экспериментальных площадках города (моральное стимулирование).
- За лучшие проекты по итогам учебного года предусматривается выделение материальных средств из фонда доплат и надбавок.
Литература:
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. - №9.
2. Вестник УДО администрации МО «Город Сыктывкар», 2005. - №1.
3. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – М.: Учпедгиз, 1926.
6. Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.
7. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3
8. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. - №3.
9. Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Акцидент, 1998.
10. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3.
11. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы, 1998. - №3.
12. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ
Проект по экологическому воспитанию...
Презентация к педагогическому совету - «деловая игра» по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
Педагогический совет проведен с участием родителей в форме деловой игры. Родителям было очень интересно не только посмотреть, но им самим почаствовать в образовательной деятельности педагогов....
Доклад для воспитателей на тему: " Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность"
Доклад для воспитателей на тему: " Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность"...
Консультация -презентация для воспитателей «Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ»
В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда прои...
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная задача настоящего времени. Правильно органи...
Консультация для воспитателей и педагогов Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период складываются основы личностной культуры. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культу...
Педагогический совет «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
Педагогический совет проблемно-ориентированный«Формирование экологических представлений через проектную деятельность»...
Комментарии
Прекрасный материал, который
Прекрасный материал, который пригодится многим педагогам. Спасибо ВАМ. Творческих успехов.