Интерактивные формы работы с кадрами
статья по теме

 

Интерактивные формы  и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов базового МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка»  г. Ставрополя стажировочной площадки СКИРО ПК и ПРО.

 

Заведующий МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка» Марченко О.А.

 

  Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная методической службой, курирующей работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.

Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.

 

Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).

Значение использования интерактивных методов в нашем дошкольном учреждении:

  1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
  3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
  4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
  5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Задачу методической службы дошкольного учреждения мы видим в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения  квалификации педагогов.

Поэтому мы считаем, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения, из которых мы применяем следующие:

  1. традиционные:
  • проблемные семинары
  • семинары-практикумы
  • дни открытых дверей
  • творческие микрогруппы
  • наставничество
  • эстафеты педагогического мастерства
  • педагогические советы
  1. инновационные:
  • «копилка» педагогического мастерства
  • мастер-классы
  • проектная деятельность
  • создание банка инновационных идей
  • творческие конкурсы
  • творческая лаборатория молодых специалистов
  • школа родительской любви
  • школа  психологии
  • педагогический маркетинг
  • ярмарка инновационных идей
  • творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)
  • музыкально – литературная гостиная
  1. Новейшие интерактивные методы:

- кейс – метод;

- квик – настройка

 

   Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая нами в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

   Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

   Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему мы особое внимание акцентируем на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко используем различные формы и  методы в работе с педагогами.

    Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

 Подобранные нами формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.

  На первом этапе мы проводим мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцируем педагогов по степени мастерства и находим для каждого соответствующие формы методической работы:

- Индивидуальное шефство;

- наставничество;

- Самообразование;

- выступления перед аудиторией;

- обобщение опыта работы;

- проблемные консультации;

- творческие группы;

- «Школа молодого педагога»;

- взаимопосещения занятий;

- методические посиделки;

- методические объединения специалистов;

- открытые НОД – приглашения;

- Смотры-конкурсы;

- Конкурс методических находок;

- Проектирование воспитательно – образовательной работы с педагогами.

   Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, мы выделили три уровня педагогического мастерства:

- низкий (интуитивный),

- средний (поисковый),

- высокий (мастерский).

   В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя мы разработали индивидуальные варианты методической работы.

    Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня мы ориентируемся на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, через такие формы работы как:

- классические пары (в процессе обучения робототехнике, планшетным технологиям, т.д., анализа открытых занятий, проектов),

-  «Змейка опыта» - дискуссионный метод

-  «Круглые столы»,

- презентации, изучение опыта педагогов ДОУ.

         В первую очередь, с такими воспитателями проводятся конкурсы на тему «Лучшее педагогическое портфолио», «Лучшая презентация образовательной деятельности». В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается  уровень теоретической подготовки.

   Цели методической работы с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаем педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.

    Методическую работу с воспитателями высокого уровня мы строим на принципах стимулирования их творчества, интеграции деятельности с воспитателями - новичками.

В образовательной системе нашего ДОУ практикуются следующие творческие группы:

- Рабочая группа по разработке проектов, презентаций, мероприятий для проведения базовой стажировочной площадки,

- «Клуб молодого воспитателя»,

- педагоги – наставники,

- молодые педагоги – новаторы.

   Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в работе клуба творчества молодых, в конкурсе педагогического мастерства, в педагогических викторинах.

  В результате создаётся модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.

   В этом учебном году у нас в ДОУ появилась еще одна формы работы «Мультимедийный  салон», целью которого является повышение компьютерной грамотности педагогов. Он включает в себя мастер – классы в компьютерном классе, классические пары (обучение в парах), демонстрация презентаций, портфолио, видеофильмов.  В конце прошлого 2011 года нашему дошкольному учреждению поставлено новое оборудование, в связи с чем возникла необходимость в разработке нового проекта «Использование ИКТ – технологий в процессе реализации эксперимента в ДОУ». На педсовете было проведено анкетирование, в результате которого выявлены педагоги – новаторы и новички в проблеме ИКТ. Рабочей группой был составлен ИКТ – проект, который реализуется в настоящее время.

Можно выделить следующие этапы  и формы методической работы с кадрами:

1. Теоретический (осмысление передовых систем):

- Теоретический семинар «Особенности работы по программе «Успех» - Проблемный семинар «Деятельность педагогов в проекте «Ожившие страницы городской истории»,

- Презентация «Игровая терапия с родителями и детьми».

- Консультации: «Правила оформления портфолио педагога», «Мониторинг формирования интегративных качеств дошкольника на основе программы «Успех»,

-  Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ».

 

2. Методический (показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы)

- Клуб творчества молодых.

- Школа психологии

- Организационно - деятельностные игры («Защита проекта» и др.).

- Методические недели.

- Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ.

 

3. Практический (самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания)

- Практикум «Экскурсия в творческую лабораторию педагога».

- Взаимопосещения.

-  Творческая мастерская «Сказочная куклотерапия».

- Мультимедийный конкурс

- Творческие отчеты «Совместная деятельность педагога и детей», «По ступенькам творчества».

- Научно-практический семинар по экспериментальной работе «Формирование социального здоровья детей в едином пространстве: ДОУ -  Семья – Социум».

- Эстафета передового опыта «Змейка опыта».

- Педагогические совещания – брифинги, форумы с обсуждением актуальных, инновационных идей.

  В целях повышения активности, пробуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков мы используем такую распространенную форму методической работы, как «Методические недели».

План методической недели по теме «ИКТ – технологии в педпроцессе»

Понедельник – Мастер – класс с педагогами по использованию ИД

Вторник  - Мастер – класс по обучению планшетным технологиям.

Среда – Творческий час «Робототехника и дошкольник»

Четверг - Панорама творческих занятий: создание тематических дидактических игр для ИД (классические пары, подгрупповая работа)

Пятница – практикум «Создание электронных брошюр, буклетов, журналов»

 

При проведении методических недель мы учитываем следующие факторы:

1) Количественный и качественный состав педагогического коллектива;

2) Результаты изучения личности и деятельности воспитателей, причины их затруднений в работе;

3) Традиции и опыт методической работы (с учетом того, что можно сохранить и от чего следует отказаться);

4) Передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой.

Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов. Сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать  педагоги - новички.

 

Инновационные подходы к управлению методической работой мы связываем с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Убеждены, что важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике  инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_formy_raboty_dou_no14.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные формы  и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов базового МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка»  г. Ставрополя стажировочной площадки СКИРО ПК и ПРО.

Заведующий МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка» Марченко О.А.

  Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная методической службой, курирующей работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.

Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.

Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).

Значение использования интерактивных методов в нашем дошкольном учреждении:

  1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.
  2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
  3. Повышение уровня активности и самостоятельности.
  4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
  5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Задачу методической службы дошкольного учреждения мы видим в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения  квалификации педагогов.

Поэтому мы считаем, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения, из которых мы применяем следующие:

  1. традиционные:
  • проблемные семинары
  • семинары-практикумы
  • дни открытых дверей
  • творческие микрогруппы
  • наставничество
  • эстафеты педагогического мастерства
  • педагогические советы
  1. инновационные:
  • «копилка» педагогического мастерства
  • мастер-классы
  • проектная деятельность
  • создание банка инновационных идей
  • творческие конкурсы
  • творческая лаборатория молодых специалистов
  • школа родительской любви
  • школа  психологии
  • педагогический маркетинг
  • ярмарка инновационных идей
  • творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)
  • музыкально – литературная гостиная
  1. Новейшие интерактивные методы:

- кейс – метод;

- квик – настройка

   Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая нами в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

   Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

   Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему мы особое внимание акцентируем на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко используем различные формы и  методы в работе с педагогами.

    Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

 Подобранные нами формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.

  На первом этапе мы проводим мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцируем педагогов по степени мастерства и находим для каждого соответствующие формы методической работы:

- Индивидуальное шефство;

- наставничество;

- Самообразование;

- выступления перед аудиторией;

- обобщение опыта работы;

- проблемные консультации;

- творческие группы;

- «Школа молодого педагога»;

- взаимопосещения занятий;

- методические посиделки;

- методические объединения специалистов;

- открытые НОД – приглашения;

- Смотры-конкурсы;

- Конкурс методических находок;

- Проектирование воспитательно – образовательной работы с педагогами.

   Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, мы выделили три уровня педагогического мастерства:

- низкий (интуитивный),

- средний (поисковый),

- высокий (мастерский).

   В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя мы разработали индивидуальные варианты методической работы.

    Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня мы ориентируемся на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, через такие формы работы как:

- классические пары (в процессе обучения робототехнике, планшетным технологиям, т.д., анализа открытых занятий, проектов),

-  «Змейка опыта» - дискуссионный метод

-  «Круглые столы»,

- презентации, изучение опыта педагогов ДОУ.

         В первую очередь, с такими воспитателями проводятся конкурсы на тему «Лучшее педагогическое портфолио», «Лучшая презентация образовательной деятельности». В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается  уровень теоретической подготовки.

   Цели методической работы с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаем педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.

    Методическую работу с воспитателями высокого уровня мы строим на принципах стимулирования их творчества, интеграции деятельности с воспитателями - новичками.

В образовательной системе нашего ДОУ практикуются следующие творческие группы:

- Рабочая группа по разработке проектов, презентаций, мероприятий для проведения базовой стажировочной площадки,

- «Клуб молодого воспитателя»,

- педагоги – наставники,

- молодые педагоги – новаторы.

   Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в работе клуба творчества молодых, в конкурсе педагогического мастерства, в педагогических викторинах.

  В результате создаётся модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.

   В этом учебном году у нас в ДОУ появилась еще одна формы работы «Мультимедийный  салон», целью которого является повышение компьютерной грамотности педагогов. Он включает в себя мастер – классы в компьютерном классе, классические пары (обучение в парах), демонстрация презентаций, портфолио, видеофильмов.  В конце прошлого 2011 года нашему дошкольному учреждению поставлено новое оборудование, в связи с чем возникла необходимость в разработке нового проекта «Использование ИКТ – технологий в процессе реализации эксперимента в ДОУ». На педсовете было проведено анкетирование, в результате которого выявлены педагоги – новаторы и новички в проблеме ИКТ. Рабочей группой был составлен ИКТ – проект, который реализуется в настоящее время.

Можно выделить следующие этапы  и формы методической работы с кадрами:

1. Теоретический (осмысление передовых систем):

- Теоретический семинар «Особенности работы по программе «Успех» - Проблемный семинар «Деятельность педагогов в проекте «Ожившие страницы городской истории»,

- Презентация «Игровая терапия с родителями и детьми».

- Консультации: «Правила оформления портфолио педагога», «Мониторинг формирования интегративных качеств дошкольника на основе программы «Успех»,

-  Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ».

2. Методический (показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы)

- Клуб творчества молодых.

- Школа психологии

- Организационно - деятельностные игры («Защита проекта» и др.).

- Методические недели.

- Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ.

3. Практический (самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания)

- Практикум «Экскурсия в творческую лабораторию педагога».

- Взаимопосещения.

-  Творческая мастерская «Сказочная куклотерапия».

- Мультимедийный конкурс

- Творческие отчеты «Совместная деятельность педагога и детей», «По ступенькам творчества».

- Научно-практический семинар по экспериментальной работе «Формирование социального здоровья детей в едином пространстве: ДОУ -  Семья – Социум».

- Эстафета передового опыта «Змейка опыта».

- Педагогические совещания – брифинги, форумы с обсуждением актуальных, инновационных идей.

  В целях повышения активности, пробуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков мы используем такую распространенную форму методической работы, как «Методические недели».

План методической недели по теме «ИКТ – технологии в педпроцессе»

Понедельник – Мастер – класс с педагогами по использованию ИД

Вторник  - Мастер – класс по обучению планшетным технологиям.

Среда – Творческий час «Робототехника и дошкольник»

Четверг - Панорама творческих занятий: создание тематических дидактических игр для ИД (классические пары, подгрупповая работа)

Пятница – практикум «Создание электронных брошюр, буклетов, журналов»

При проведении методических недель мы учитываем следующие факторы:

1) Количественный и качественный состав педагогического коллектива;

2) Результаты изучения личности и деятельности воспитателей, причины их затруднений в работе;

3) Традиции и опыт методической работы (с учетом того, что можно сохранить и от чего следует отказаться);

4) Передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой.

Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов. Сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать  педагоги - новички.

Инновационные подходы к управлению методической работой мы связываем с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Убеждены, что важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике  инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Клуб "Мамина школа". "Ранний возраст - золотая пора сенсорного развития". (Интерактивные формы работы)

Конспект занятия в клубе для родителей "Ранний возрас - золотая пора сенсорного развития", консультация для родителей "Сенсорные игры дома"...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ДОО (Методические материалы) в рамках городского фестиваля методических практик и разработок «Педагогические открытия» 2019 г.

Методическая практика работы с педагогами в ДОООрганизационно-методическая организация работы педагогов ДОО, которые содействуют созданию благоприятной среды для обмена информацией, педагогическим опы...

Нетрадиционная форма работы с кадрами "Школа молодого педагога". Тема встречи "Если только захотим - на планету полетим"

Нетрадиционная форма работы с кадрами "Школа молодого педагога".Считается, что игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника. На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети. Данная форма ра...

Доклад из опыта работы для педагогов на тему: «Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников»

       На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми.Здоровье детей напрямую зависит от ...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

Интерактивные формы работы с педагогическими кадрами

Интерактивные формы работы с педагогическими кадрами...