Межмуниципальный Методический мост - 2022 г. «Векторы развития современного дошкольного образования
статья (старшая группа)
Методическая практика работы
Из опыта работы
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного возраста по нравственному воспитанию, через культурные практики формирования направленности на мир семьи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Межмуниципальный Методический мост - 2022 г.
«Векторы развития современного дошкольного образования»
Из опыта работы
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного возраста по нравственному воспитанию, через культурные практики формирования направленности на мир семьи»
МБДОУ «Д/с № 40»
воспитатели: Дроздова М.В.
Зырянова А.Н.
Современные исследования свидетельствуют о приоритетной решающей роли семьи в становлении личности ребенка. Воздействие семьи более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воздействие. Ребёнок, особенно в ранние годы, более открыт к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию. Семья – важнейший институт социализации детей, первое звено, которое связывает жизнь ребенка с окружающей средой. Существенное значение имеет многоаспектное содержание мира семьи: этнографическое, культурологическое, социально-нравственное, трудовое. Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку. Следовательно, здесь на помощь приходит детский сад. Хотя воспитательные функции семьи ДОО различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. В детском саду ребенок получает начальные знания об окружающем мире, приобретает умение взаимодействовать с людьми. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит и от семейного окружения.
Хотим отметить, что, организуя взаимодействие с семьями воспитанников, через культурные практики формирования направленности на мир семьи, значительно способствуют нравственному воспитанию дошкольников.
Направлением данной технологии является формирование у детей направленности на мир семьи в процессе освоения культурных практик (чтение, фольклор и др.), через включение ребенка в поведенческие ситуации. Освоение ребенком культурных практик включает:
-процесс культурной идентификации: духовная взаимосвязь между собой и своей семьей, переживания чувства принадлежности к своей семье;
-процесс социализации: передача семейных ценностей (традиции, обряды, привычки, семейный уклад и др.);
-процесс индивидуализации: самостоятельная преобразующая деятельность ребенка по преобразованию мира семьи;
- процесс освоения образцов семейной культуры: ознакомление с произведениями худ. лит, использование их в семейной и в свободной деятельности.
Исходя из вышеизложенного определили цель – развитие нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста, процессе освоения культурных практик, направленных на мир семьи.
Задачи для воспитанников:
- включить в содержании в ВОР культурные практики – чтение, фольклор, с целью обогащения знаний детей о формах общения, взаимоотношениях в семье, диапазоне семейных ценностей на примере малых фольклорных форм и литературных текстов;
-способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом эмоционально и насыщенного общения;
- воспитывать интерес к миру семьи.
Задачи для родителей, следующие:
- обратить внимание родителей на значение фольклора, чтение худ. лит. для социально-личностного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития;
- способствовать созданию в семье общности интересов, эмоциональной поддержке;
- на конкретных примерах продемонстрировать методы и приемы по приобщению к истокам худ. лит.
Реализуем деятельность через семейный клуб «Ребенок - зеркало семьи». (2020 – 2021 г.)
Цель клуба — проектирование взаимодействия с родителями группы путем организации единого образовательного пространства в ДОО и семье, направленное на ценности мира семьи.
Для достижения цели, решали следующие задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, направленности ребенка на мир семьи;
- формировать умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка.
Встречи с родителями проходили в следующих формах:
- «Анкетирование, консультация для родителей – «Достаточно ли внимания Вы уделяете своему ребёнку?», «Особенности воспитания в Вашей семье»;
- Семинар – практикум: «Самооценка – важнейший фактор успешной жизненной позиции».
- Родительское собрание: «Я и ребенок»;
- Мастер – класс: «Подарок бабушке», «Защити себя на дороге», «Звезда памяти», «Мастер – класс «Прянички для мамочки»;
- Совместный досуг с инсценировкой: «Теремок», январь 2021г.
-В рамках Рождественских чтений 2020 г., родители приняли участие в методической разработке, посвященной 75- ю Победы в Великой Отечественной войне, мастер – класс «Фронтовое письмо».
Итог проделанной работы - поэтапное выполнение практических действий – «Фронтовой конверт», публикация на сайте: https://www.xn--80agaberho7af5bycn.xn--p1ai/files/sb-isbn-978-5-9908210-7-1_07.pdf Сборник статей по теме "Дошкольное образование" 7 часть статьи, опубликованные с 01.01.2020г. по 30.06.2020г. Методическая разработка «Фронтовые письма».
- Ежегодное участие в акции «Доброе сердце»
- Ежемесячное участие в пополнении РППС группы «Творческая мастерская»:
- изготовление наглядного материала по ПДД, декабрь 2020 г;
- «уголок уединения», март 2021 г;
- «книжки – малышки», апрель 2021 г;
- поделки к тематическим выставкам «Осенняя мастерская», «Зимние сказки» «Символ года», «Подарок папе», «Открытка для бабушки».
- Итоговое мероприятие: семейная викторина «Счастливое сердце семье», май 2021 г.
Вручение родителям грамот и благодарственных писем за участие и оказание помощи, делали их более активными и заинтересованными в совместной деятельности.
Результатом клуба стало создание книги: «Ребенок - зеркало семьи»:
- с фотоматериалами;
- письмами «Рассказ о моей семье»;
- отзывами и пожеланиями родителей.
Весь опыт работы дублировали в группу в социальных сетях, доступ к которой был только у родителей, и родители в любой момент могли зайти посмотреть видео и фото.
С этого года работу осуществляется с детьми 2 мл. гр. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
С целью формирования моральных норм и ценностей детей младшего дошкольного возраста, разработан и реализуется детско-родительский проект п нравственному воспитанию: «Уроки доброты».
С самого начала реализации проекта, проявилась заинтересованность родителей в участии, а это важная преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.
Разработаны и реализованы следующие мероприятия:
- проведено анкетирование и родительское собрание: «Связующая нить»;
- День добрых дел – «Мы делаем детей счастливей». Родители приняли активное участие, по уборки прогулочного участка от опавшей листвы.
- Организована совместная работа родителей и детей: «Подарок другу», было задано домашнее задание, изготовить открытку вместе с ребёнком. Затем ребенок по приходу в детский сад, подарит ее своему другу.
- Для заинтересованности привлечения родителей в выполнении следующего задания, организована лотерея: «Лучики добра». Родители вытягивали лотерейный билет, в котором было задание, связанное с «выполнением добрых дел» (покорми птиц, бездомных животных, помоги маме, бабушке, сестре или брату и т.д.); затем прислать фотоотчет. Родители совместно с детьми с интересом, приняли активное участие в выполнении задания. Результатом стало создание видео ролика – интервью с ребенком: «Что такое доброта?».
- в ноябре, для совместного время провождения «ребенок – родитель», нужно было выполнить следующее задание, всей семье поставить отпечаток своих рук на листе бумаги. Выполнение данного задания, способствовало творческой совместной деятельности между ребенком и родителем. В результате разработан коллективный плакат и видеоролик: «Солнце в ладошках».
За активное участие родителям были вручены Благодарственные письма.
Кроме этого, в сентябре создана страница в инстаграме: «Детское радио - 2021», с регулярным оснащением о проведенных мероприятий. Такая взаимосвязь способствует развитию преемственности между родителями и ДОО.
ВЫВОД: Современное состояние дошкольного образования требует целостного подхода к воспитанию личности ребенка, тесно связанного со всеми организованными и стихийными, положительными и отрицательными воздействиями как природного, так и социального окружения. Этим объясняется необходимость педагогического сопровождения по взаимодействию детского сада и семьи на основе объединения их воспитательных усилий в нравственном воспитании детей. Воспитатель и родители действуют в интересах ребёнка, принимают решения о его воспитании и обучении, создают для него надлежащие условия.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Ребёнок, открывая мир, раскрывает в нем и себя. И от того, кто идёт рядом с ним по жизни, кто учит его познавать этот мир, зависит многое.
Литература:
- Виноградова Н., Куликова Т. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1990 - С. 18 - 30.
- Мудрость воспитателя: Книга для родителей/ сост. Б. Бим-Бад и др. М.: Педагогика, 1987 г.
- Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 1987 - С. 27 - 41.
- Счастная A. M. По ступенькам нравственности. - Минск, 1990.
- Штольц К., Хельмут Д. Как воспитать нравственное поведение. - М.: Просвещение, 1986.
- Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986 г.
- Дыбина О.В., Еник О.А., Анфисова С.Е. Технология моделирования формирования у ребенка направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016.
- Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Анфисова С.Е. Технология клубной деятельности формирования у ребенка направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные формы работы с кадрами
Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов базового МБДОУ ЦРР – д/с №14 «Росинка» г. Ставрополя стажировочн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-507981-1415202055.jpg)
Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»
Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/13/picture-993351-1702435229.jpg)
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1203616-1578738164.jpg)
Фотоотчёт с городского фестиваля народных игр в рамках городского МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 2019
В данном материале представлен фототчёт с городского фестиваля народных игр в рамках городского МО по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в 20...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/23/picture-1079533-1711213503.jpg)
Статья в методический сборник по итогам городского фестиваля успешных образовательных практик 2019
Статья в методический сборник по итогам фестиваля успешных образовательных практик 2019...