Тренинг Командообразования в двух частях.
методическая разработка по теме
Данные программы является комбинаторными , получены путем комбинации нескольких программ.
Для создания программ использованы материалы таких авторов, как К. Фоппель, Е.В. Сидоренко, М.Р. Битянова, Дж. Бераби и др.
Использование этих программ повышает эффективность взаимодействия субъектов на различных уровнях межличностного общения, способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности.
Применение этих программ способствует сплочению коллектива, умению слушать и слышать другого человека, развивает способность к эмпатии и рефлексии.
Продолжительность программы 4 полных дня (выездной вариант) или несколько занятий, в зависимости от занятости коллектива.
Программу составили и провели:
Кабалина Е.А. - педагог-психолог МБДОУ №15 "Жар-птица" г.о.Химки
Косцова М.Г. - педагог-психолог ГОУ СОШ № 919 г. Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_komandoobrazovaniya_ch.i.doc | 247.5 КБ |
broshyura_dlya_uchastnikov_treninga_1.doc | 107.5 КБ |
trening_komandoobrazovaniya_ch.ii_.doc | 163.5 КБ |
broshyura_dlya_uchastnikov_treninga_2.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Произошла ошибка на сервере Google Диска. Обновите страницу. Если это не помогло устранить проблему, свяжитесь с нами.
Обсудить этот и другие вопросы можно на справочном форуме Google Диска. Вы также можете ознакомиться со списком известных неполадок.
Приносим извинения и благодарим за помощь!
- Команда Google Диска
Предварительный просмотр:
Брошюра для участников тренинга 1
Цель программы: повышение эффективности системы взаимодействия с деловыми партнерами. Задачи:
- Освоение концепции коммуникативной компетентности в партнерском взаимодействии
- Отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту сигналов:
- вербальных;
- невербальных;
- паралингвистических.
3. Отработка навыков активного слушания:
- Формулирования правильных вопросов
- «Малого разговора»
- Уточнения и побуждения к развертыванию ответа
- Перефразирования
- Интерпретации
4. Отработка техник снижения эмоционального напряжения:
- Подчеркивание общности
- Подчеркивание значимости
- Вербализация эмоциональных состояний
Определения
Партнерское взаимодействие – взаимодействие равных |
Коммуникативная компетентность - совокупность способов, знаний и умений, необходимых для эффективного общения |
Четыре драмы общения
Название драмы | Суть драмы | Пример |
1. Драма слушания | Слушаю, но не слышу | |
2 Драма понимания | Слышу, но не понимаю | |
3 Драма действия | Понимаю, но сделать не могу | |
4 Драма самовыражения | Могу сделать сан, но сформулировать, как это делается, не йогу |
Фазы ведения деловой беседы
- Вступление в контакт
- Обсуждение
- Прояснение проблемы
- Решение
Коммуникативные сигналы
Вербальные сигналы | смысл высказываний, подбор выражений, правильность речи и разные виды ее неправильности |
Паралингвистические сигналы | особенности произнесения речи и неречевых звуков, качества голоса |
Невербальные сигналы | взаимное расположение в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи |
Психологические сигналы при вступлении в контакт
Вербальные сигналы, располагающие к контакту
- Отчетливое приветствие
- Обращение к человеку по имени
- Предложение сесть
Невербальные сигналы, располагающие к контакту
1. Проксемика
- угол поворота тела от 45 до 90 градусов (боковое положение
передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений») - угол наклона тела меньше прямого («Тупой угол между собеседниками — это провал переговоров»)
- дистанция — индивидуализированная, с учетом общих закономерностей:54
Интимная 0-45 см
Личная 45-60-120 см
Социальная 120-210-360 см
Публичная 360-750 — ... см
- соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что глаза собеседников находятся на одном уровне
2. Позы
- Открытая, а не закрытая (нескрещенность конечностей, развернутость корпуса и головы, раскрытость ладоней, расслабленность мышц, контакт глаз)
- Асимметричная, а не симметричная
- Мимика
улыбка - живое, естественно изменяющееся выражение лица
4. Взгляд
- продолжительность контакта глаз 3—5 сек О частота контакта — не реже 1 раза в минуту
- частота моргания — раз в 3-5 сек
5. Такесика — движение собеседников в пространстве
Не допускаются:
- ритмические движения
- движения большой амплитуды
- резкие движения
- неритуализированные прикосновения
6. Прикосновения
- ритуализированные прикосновения допускаются
- неритуализированные прикосновения не допускаются
Теория статуса и прикосновения М. Нео1еу (1977): Прикосновение есть выражение не только тепла и заботы, но и статуса и подавления. «Я имею право к тебе прикасаться» |
Паралингвистические сигналы при вступлении в контакт
- Отчетливость речи
- Доброжелательная интонация
- Громкость голоса — средняя
- Высота тона — низкая
- Быстрота речи — умеренная
«При первом контакте люди доверяют на 55% невербальным сигналам, на 38% паралингвистическим и лишь на 1% содержанию вашей речи» (А. Меграбян, 1988) |
Структура техник активного слушания
Техники активного слушания
Задача 1: Умение «разговорить»
Коммуникативные техники | Определения | Как это сделать? | |
1 | Открытые вопросы | Вопросы, предполагающие развернутый ответ | Начинайте вопрос со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? При каине условиях? и т.п. «На какие факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) мы должны обратить внимание?» «Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?» «Какой результат был бы приемлемым для вас?» «Как мы могли бы сформулировать свою задачу?» «Что вы имеете в виду, когда говорите о...» «Если вы займете эту позицию, то какими будут ваши первые действия?» |
2. | Закрытые вопросы | Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо и т. п.) или ответ «да» или «нет» | Когда истекает срок сдачи проекта? Сколько единиц у вас осталось в резерве? Ты хочешь отказаться от проекта? Вас больше всего интересует график работы? и т. п. |
3. | Альтернативные вопросы | Вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов | Ты предпочитаешь воспринимать информацию на слух, зрительно или комбинированно? Ты предпочитаешь, чтобы я дал тебе ответ по телефону, прислал по факсу или по электронной почте? Вас интересуют проблемы мотивации студентов, мотивации персонала или мотивации политических деятелей?. |
Техники «малого разговора»
- Цитирование партнера
- Позитивные констатации
- Информирование
- Интересный рассказ
Все техники должны применяться в «экспертных зонах» партнера
Экспертная зона - область, которой человек интересуется и в которой он является, хочет являться или считает себя экспертом |
Мои собственные экспертные зоны
Цитирование партнера
Ссылки на ранее сказанное партнером, его рассказы о себе, своих занятиях, хобби и др.:
- Вы говорили, что раньше бывали в Суздали?
- Я помню, ты любишь пастельные тона...
~ Ты собирался посетить эту выставку...
- Помню, мы говорили о том, что ты любишь париться в баньке у себя на даче...
- Я запомнил разницу между воблером и блесной после того нашего разговора...
Позитивные констатации
Высказывания о фактах, интересных для партнера, с положительным настроем:
- Я заметил, как увеличилось количество компьютеров в вашей фирме...
- Я уже много раз обращал внимание на эту кожаную обложку вашей тетради...
- Похоже, ты стал пользоваться разноцветными маркерами при работе с текстом. Это кажется очень эффективным. Я, наверное, последую твоему примеру.
- Вот такой экран у компьютера действительно не будет утомлять глаза...
Информирование
Сообщение информации, важной, интересной и приятной для партнера.
- Я уже видел в продаже резиновые лодки с эхолотом, в спортивном
магазине на Литейном. - Марина только что показывала мне журнал с карнавальными костюмами к Новому году. По-моему, там есть и костюм лошади, очень забавный. А Марина, кстати, еще не ушла с факультета. Она сейчас в буфете.
— Оказывается, можно выбрать себе вегетарианское меню на весь период семинара. Сегодня будет грибной суп и жаркое из овощей.
- Я узнал, что все желающие могут присоединиться к экскурсии в Эрмитаж. Записываться нужно у девушки по имени Ольга. Высокая блондинка, у нее бейдж с именем на пиджаке.
- Яблочный сок есть на том конце стола и т. п.
- В последнем номере журнала «Невербальное поведение» опубликованы данные о том, что женщины дольше смотрят на тех, кто им нравится, а мужчины — на тех, кому нравятся они...
Интересный рассказ
Увлекательное, захватывающее повествование, неожиданное, приятное или пикантное и т. п.
— Один преподаватель с нашего факультета должен был читать лекцию в Академии художеств по психологии восприятия. По расписанию он узнал, что его лекция должна быть в аудитории 315. Он пошел на третий этаж, нашел аудиторию 313, а следующая дверь оказалась без номера. Ну, он на всякий случай входит туда, видит студентов и спрашивает у них: «Это третий курс?» Они отвечают: «Нет». Он пошел дальше. Смотрит, еще одна дверь, и тоже без номера. Он открывает ее, видит студентов и спрашивает: «Это третий курс?» А студенты почему-то стали смеяться и тоже сказали «Нет». Он пошел дальше, открывает третью дверь, которая тоже была без номера, и спрашивает: «Это третий курс?» В ответ раздался громовой хохот! Сотня студентов буквально визжала от восторга. Дело в том, что все три двери вели в одну и ту же аудиторию, 313-ю, и он три раза обращался к одним и тем же студентам, но из разных дверей.
Критерии «правильного» малого разговора:
|
Задача 2
Умение слушать
Структура техник активного слушания
Задача 1
Умение разговаривать
Техника формулирования вопросов, прежде всего открытых
,
Техники малого разговора
Техника повторения (вервализация, ступень А)
Техника перефразирования (вербализация ступень Б)
Техника интерпретации (вербализация ступень В)
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
(Часть II. Повышение эффективности взаимодействия).
Цель: повышение эффективности системы взаимодействия среди педагогов школы
Задачи:
- отработка навыков работы в команде и навыков командного взаимодействия (умение ставить общую цель и соотносить свои задачи с основной задачей команды);
- способствование сплочению команды;
- повышение уровня доверия команды;
- снятие эмоционально-психологического напряжения;
Структура тренинга.
I День:
- Утверждение правил работы группы;
- Разминка:
- Упражнение «Построиться по…»
- «Три горы»
- Основная часть:
- Упражнение «Болото»
4. Завершающая часть:
- Упражнение «Удержи равновесие в круге»
- Рефлексия
II День
- Разминка
- Упражнение «Хождение вслепую»
2. Основная часть
- Упражнение «Метафора»
- Теория команды + упражнения - иллюстрации
- Упражнение «Удержи мяч»
- Упражнение «Шлагбаум»
3. Завершающая часть
- Игра «Муравьиная дорожка»
- Упражнение «Признание заслуг»
- Игра «Летний дождь»
- Рефлексия
Сценарий тренинга
I День:
Здравствуйте дорогие коллеги. Рассаживайтесь, пожалуйста в круг. Мы продолжаем нашу работу. И сегодня у нас начинается второй большой тренинг, можно сказать вторая часть или ступень – это как кому захочется. Основная наша тема на эти два дня – командное взаимодействие во всех его проявлениях, начиная с теории и заканчивая сплочением. В этот раз будет много движения, так что говьтесь к мобилизации всех своих сил и возможностей. А начнем мы, конечно же, с правил нашей работы. Давайте вспомним, что же это за правила.
- Принятие правил работы группы;
- Первое правило – 00. Это значит, что начинать работу мы будем точно в назначенное время. (Познакомить с графиком на 2 дня). Просьба не опаздывать. Давайте договоримся, что опаздывающих мы традиционно встречаем бурными аплодисментами.
- Следующее правило называется психологическое равенство. Это значит, что на время работы в группе, мы предлагаем освободиться от всех статусных различий и погрузиться в атмосферу психологического равенства. Поэтому предлагаем обращаться друг к другу по имени и на «Вы» ( использовать можно полное имя или то имя, каким предпочитает называть себя сам участник).
- Третье – правило активности. Под этим мы подразумеваем, что каждый из членов группы участвует во всех предлагаемых упражнениях. В тренинге очень важно не только услышать или увидеть, но и попробовать самому. Правда всякое правило имеет свои исключения. Если кто-то почувствует, что ему полезнее быть наблюдателем, а не участником, он может сказать об этом. В таком случае он получит задание наблюдать, а потом дать нам обратную связь, ответить на наши вопросы. Все согласны?
- Следующее правило – психологическая безопасность. Мы будем экспериментировать с разными техниками и приемами общения. Иногда придется действовать по методу проб и ошибок. Важно, чтобы мы доверяли друг другу и свободно экспериментировали, не боясь ошибиться. Важно, чтобы каждый знал, что никто не будет рассказывать другим людям о том, какие ошибки он допустил во время работы, с какой стороны он себя показал и какой информацией с нами поделился. Предлагаем сохранять тайну нашей деятельность во всем, что касается поступков, мыслей, настроения и т. д. членов группы. Пусть все, что касается непосредственно участников группы, а не темы встречи, останется в этом кругу. Согласны ли Вы с этим?
- И последнее – конструктивность критики. Иными словами можно сказать – отвергаешь – предлагай. То есть, если кто-то с чем-то не согласен, нужно предложить свое видение или понимание ситуации.
Итак, все правила названы. Если кто-то хочет внести свои предложения, возможно кому-то покажется, что мы упустили какой-то важный момент – пожалуйста. Если других предложений нет – то мы предлагаем принять эти правила и работать дальше, ориентируясь на них. Принимаем?
Хорошо. Теперь, когда организационные моменты позади, давайте немного разомнемся и отдохнем.
- Разминка:
- «Построиться по…»
Внимание! Вам предлагается совсем не сложное задание: расположиться вдоль этой стены с учетом того, в каком месяце ваш день рождения, т.е. от января (эта сторона стены) и до декабря (противоположная сторона) соответственно. Но сделать это надо будет не просто, а, не произнеся при этом ни единого слова. При этом, с помощью пантомимы можно показать что же это за месяц, в какое время года входит. Показывать цифры на пальцах так же нельзя. Мы думаем, труда вам это не составит, т.к. все-таки вы уже достаточно друг друга знаете, а уж тем более, когда у кого день рождения, мы же в школе так весело их празднуем. Готовы. Тогда начинаем.
Отлично, с первой частью задания вы успешно справились и вот вам второе условие: проделайте все тоже самое, только учитывайте цвет глаз – от самых темных к самым светлым. Помните, разговаривать запрещается. Понятно? Тогда, пожалуйста, начинайте.
Молодцы, ну и чтобы закрепить навык, еще вариация – постройтесь, учитывая размер ноги – от самого маленького, до самого большого, выполняя все те же условия.
И последняя вариация, считается более сложной, чем предыдущие, но посмотрим, может в нашем случае это совсем не так. Возьмите, пожалуйста эти повязки и завяжите глаза. Сейчас мы очень аккуратно и бережно разведем вас в разные стороны, а вам, в свою очередь, надо будет вернуться обратно к привычной уже стенке и расположиться там по росту – от самого высокого, до самого миниатюрного. Задание понятно? Тогда начнем. Приятное добавление – разговаривать сейчас разрешено – общайтесь!
Замечательно, на этом наша разминка закончена. Возвращаемся в круг. Только несколько вопросов относительно последнего действия и этого задания в целом.
- Легко или сложно вам было при выполнении этого упражнения?
- Заметили ли вы какие-нибудь интересные особенности? Если да, то чем они вам запомнились? (признак построения – место в команде)
- В варианте с завязанными глазами, было ли ощущение, что вас кто-то строил или такого не происходило?
- Отвечали ли вы только за себя или старались помочь кому-нибудь, направить человека, натолкнуть на правильный путь?
Спасибо за ваши ответы и образы, а сейчас приготовьтесь, вам предстоит сложное испытание. Оно потребует от вас всех ваших способностей и дипломатических и организаторских и физических в том числе.
- Основная часть:
- «Три горы»
А сейчас вашему вниманию представляются горы. Они расположены здесь, вокруг вас. Одна - небольшая, пологая, легко преодолимая. Вторая – повыше, с более крутым подъемом, взобраться на которую вы сможете, потратив больше усилий, нежели на первую. И третья – высокая скала с отвесными стенами, для преодоления которой понадобится специальное снаряжение и много сил. Обратитесь к своему опыту и решите, на какую гору вы бы предпочли забраться. Все мы знаем поговорку: «Умный в гору не пойдет, умный в гору обойдет» или цитату из песни «Лучше гор могут быть только горы…» И вот горы перед нами. Чего же мы ждем, что предполагаем увидеть на вершине, чего хотим достичь. Вам следует решить, на какую гору вы готовы подняться, ради чего вам будете прилагать усилия, и какого результата предполагаете достичь. После того, как вы определитесь с выбором, напишите на выбранной вами горе ожидаемый результат.
Выбор сделан, а теперь ответьте на следующие вопросы:
- Почему была выбрана именно эта гора?
- Был ли кто-то, кому было трудно сделать выбор? В чем состояли затруднения?
- С чем из вашего профессионального опыта ассоциируются у вас эти три горы?
Необходимые материалы: листы ватмана, фломастеры, музыкальное сопровождение
2. «Болото»
Замечательно, а теперь снова подвигаемся. Встаньте, пожалуйста перед этой чертой, она обозначает некую границу, а вот границу между чем – мы вам сейчас и расскажем.
Итак, слушайте, ваша команда попала в зачарованную страну, здесь с людьми случается много чудесного и загадочного. И сейчас с некоторыми из вас случились разного рода маленькие, а может и большие неприятности, которые исчезнут сразу после того, как вся команда пройдет через зачарованный лес (распределение ролей). Сам по себе лес не опасен и даже достаточно красив, но в самой глубине этого леса есть страшное болото, которое обойти не представляется возможным. Придется нам его преодолеть. Чтобы не утопнуть в вязкой трясине, надо обязательно быть в связке, вот таким образом: каждую свою ногу вы должны связать с ногой рядом стоящего человека. Понятно? Итак, все готовы, можно начинать переход. Но прежде, чем начать, хочу вам дать несколько полезных советов и рекомендаций, а также познакомить вас с условиями, при которых прохождение будет считаться успешным. Болото, конечно страшное, но вот островки на нем совершенно безвредные, поэтому пока вы стоите на таком островке-кочке, вы в полной безопасности. Очень важно помнить об этом и не терять контакта со спасительным островком, т.к. если контакт будет потерян – кочка сразу же утопнет в жидкой трясине. До другой кочки возможно будет далековато и придется возвращаться назад и начинать все сначала, т.к. напрямую перейти это болото невозможно. Также, если кто-то оступится или хотя бы краешком ноги, руки и прочими частями тела коснется болота, придется опять же возвращаться назад. Болото очень ядовитое и если утонуть вам не позволит то, что вы в связке, то от быстрого разъедания тела вам не спастись, пока вы в пути. Потерять нам никого нельзя, и придется возвращаться назад на спасительный берег, земля которого нейтрализует болотный яд. Заботьтесь друг о друге, слушайте друг друга, будьте очень внимательны и победа будет за нами. Хоть задача и сложна, но вы обязательно справитесь. Предлагаю начать.
Молодцы, вы все-таки справились с этим испытанием. Видно, что очень устали и совсем скоро наступит долгожданное время для отдыха. А сейчас хотелось бы обсудить некоторые моменты, услышать о ваших ощущениях и впечатлениях.
- Сначала, мы бы хотели, чтобы поделились впечатлениями те, на кого подействовало волшебство нашей зачарованной страны. Кто на время был лишен возможности видеть происходящее или участвовать в обсуждении стратегий в силу временного онемения. Как вам было в этой роли? Что вы чувствовали? Смогли ли каким-то образом реализоваться или предпочли не мешать? Пожалуйста, кто начнет?
- Эффективно ли было взаимодействие участников вашей команды в ходе выполнения задания?
- Был ли среди вас кто-то, кто не полностью реализовался или вообще не был услышан?
- Были такие, кто играл роль лидера? Мешало это или помогало?
- Что позволило вашей группе все-таки выполнить задание, преодолеть это испытание и не опустить руки?
Необходимые материалы: повязки на глаза, мягкие веревки, коврики.
3. «Найди равновесие в круге»
Много эмоций мы получили благодаря предыдущему испытанию, и положительных и, вероятно, отрицательных, но, безусловно, утомительных для организма и даже в какой-то степени выматывающих. Именно поэтому мы предлагаем закончить сегодняшний день упражнением, которое называется «Найди равновесие в круге». Для этого упражнения нам необходимо образовать большой круг. Давайте отодвинем стулья в сторону и освободим место для игры.
Итак, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и рассчитаемся на первый и второй. Сейчас вам необходимо крепко держаться за руки и стоять совершенно прямо, не сгибаясь и не сутулясь, так чтобы спина и ноги были на одной прямой. Те участники, которые при расчете оказались «первыми», медленно наклоняются вперед к центру круга, в то время, как остальные отклоняются назад. Таким образом, мы, поддерживая друг друга, попытаемся удержать равновесие.
Положение сбалансировано и теперь поменяем позицию: каждый «первый» отклоняется назад, а «второй» - вперед.
А теперь попробуем синхронно поменять свое положение, раскачиваясь взад и вперед.
А еще можно попробовать при этом медленными шагами идти по кругу.
Отлично, у нас замечательно получилось, но у вас есть замечательная возможность улучшить это простое упражнение, чтобы оно доставило еще больше удовольствия. Вы сами можете решить, где должны стоять отдельные игроки, чтобы всему кругу было легче держать равновесие.
Ну вот, первая часть нашей работы завершена, можно отдыхать. Встретимся завтра утром.
II День.
- Разминка.
- Упражнение «Хождение вслепую»
Доброе утро! Мы продолжаем нашу работу. И для начала немного разомнемся.
Итак, все, что от нас требуется - стоять в кругу и быть внимательными к человеку, находящемуся внутри. Каждый по - очереди будет заходить внутрь круга, вставать в середину и завязывать глаза. После чего из середины он может двигаться в любом направлении в свойственном ему темпе. Когда наш «слепой» приблизится к краю круга, его нужно будет осторожно, бережно, максимально доброжелательно остановить и развернуть, чтобы он не ударился о воображаемую преграду и снова мог пройти через внутреннее пространство круга. Очень важно, чтобы каждого попробовал походить вслепую внутри круга.
- Как вы себя чувствовали в роли «слепого»? Насколько уверенно?
- Как удавалось ориентироваться в этой непростой ситуации?
- Насколько вы можете рассчитывать на помощь других участников?
- Что вас удивило в поведении других участников?
- На какую меру надежности и взаимопомощи вы хотели бы рассчитывать в этой группе?
- «Метафора»
Поскольку наша вторая встреча посвящена целиком и полностью команде, мы предлагаем вам сейчас поговорить о команде вот в каком ключе: нам бы хотелось, чтобы каждый из вас выразил свое личное видение команды как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Например, можно сказать: "Она похожа на клетку со львами, где прекрасные могучие звери втиснуты в очень маленькое пространство, и поэтому мешают друг другу. Прутья мешают им двигаться, теснота делает их агрессивными, и, помимо всего этого, их еще недостаточно кормят". Другую команду можно было бы описать так: "Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед".
Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы к вашей команде...
А теперь, расскажите, какие метафоры у вас получились.
Обсуждение:
- Есть ли со всех этих образах что-то общее?
- Почему возникли те или иные образы?
- Все ли образы вам понравились?
— Какие вопросы мы должны себе задать, чтобы понять, какой образ характеризует команду в нынешнем состоянии?
Вариации:
- придумать метафоры, характеризующие идеальную команду, то есть такую, в которой люди могли бы работать с радостью и увлечением.
II. Основная часть
3. Теория команды
Метафорические образы команды у нас получились неплохо. А что же такое КОМАНДА в реальности. Немного теории. Обратимся к нашим брошюрам. Напоминаем, брошюра - это некая шпаргалка, которая поможет нам не потерять то, что мы обсуждали и проживали здесь.
Считается, что команды способны достигать более впечатляющих результатов, чем отдельные сотрудники или обычные рабочие группы (о них мы поговорим немного позже), особенно в тех случаях, когда для решения задачи группе необходимо задействовать профессиональные качества всех своих сотрудников.
Эффективность командной работы — вовсе не открытие последних лет. Команды часто формируются стихийно — в ситуациях, когда перед людьми встают неожиданные и сложные задачи. Как в научной, так и в практической литературе по управлению тема командной работы давно занимает важное место. Тем не менее, не совсем ясно, как провести границу между очень хорошими рабочими группами и командами в собственном смысле этого слова.
Поэтому приведем важнейшие отличительные особенности команды.
1. Истинная команда может возникнуть только тогда, когда группа решает сложную, может быть, даже уникальную задачу. Хорошие личные отношения сотрудников или их желание стать командой могут способствовать формированию команды, но этого недостаточно. Другими словами: не тесные отношения между сотрудниками делают из них команду, на этот процесс в гораздо большей степени влияют стоящие перед ними задачи, требующие вложения всех сил, задачи, которые члены команды должны и хотят решить, задачи, для решения которых требуется именно команда как слаженно действующая единица.
Слишком часто создание команды рассматривается как самоцель, но при этом упускается из виду, что лишь внешняя по отношению к команде, сложная, требующая полной отдачи сотрудников цель способствует эффективности совместной деятельности. Того, что члены команды ценят друг друга, доверяют друг другу и свободно общаются между собой, совершенно недостаточно. Лучше всего команды развиваются, когда руководители и рядовые сотрудники решают сложные, противоречивые задачи, например, стремятся удовлетворить потребности как сотрудников организации, так и инвесторов, в нашем случае являющихся еще и клиентами.
Все это справедливо в отношении любого типа команд. Неординарная задача и общая воля к достижению выдающихся результатов должны присутствовать обязательно. Все это сплачивает людей и побуждает их вырабатывать коллективный стиль работы.
2. На фирмах и предприятиях, чьими высшими приоритетами являются хорошие отношения между работниками и атмосфера сотрудничества, вы не найдете действенных предпосылок для создания команды. Команды формируются в организациях, отличающихся прежде всего сильной мотивацией успеха. Незаурядное стремление к успеху является организующим принципом любой команды. (Команды создаются и работают наиболее эффективно в организациях, отличающихся прежде всего сильной мотивацией успеха.)
3. Естественно, большинство людей придерживаются типичной для нашей культуры философии индивидуализма. Они привыкли к тому, что их награждают за личные достижения, и воспитаны в убеждении, что они и только они несут ответственность за свою работу. Может показаться, что подобный индивидуализм препятствует формированию командного стиля работы. В действительности же все обстоит с точностью наоборот. Без ярко выраженной личной ответственности каждого сотрудника командный дух вообще не может развиться.
Лишь опираясь на личную ответственность, люди могут направить все свои усилия на решение общей задачи. Работа в команде всегда предоставляет отдельным сотрудникам возможность солирования, она же настраивает на то, что все ее участники должны быть готовы ради общего дела сделать все, что в их силах.
Члены команды должны уметь различать ситуации, требующие коллективной ответственности и совместного поиска общего решения, и ситуации, в которых достаточно лишь индивидуальных усилий отдельных людей.
4. Для того чтобы члены команды научились действовать совместно, необходима дисциплина. Рабочая группа становится командой прежде всего благодаря дисциплинированному поведению:
сотрудники должны сформулировать общую задачу, договориться о том, что считать успехом в ее решении, определить общую стратегию работы и развивать необходимые рабочие навыки, вместе неся ответственность за результаты работы. Определение этих принципов и строгое следование им требуют огромной дисциплины.
Итак, Рабочая группа становится командой прежде всего благодаря дисциплинированному поведению: сотрудники должны сформулировать общую задачу, договориться о том, что считать успехом в ее решении, определить общую стратегию работы и развивать необходимые рабочие навыки, вместе неся ответственность за результаты работы. Определение этих принципов и строгое следование им требуют огромной дисциплины.
Если названные предпосылки налицо, команда в состоянии достичь выдающихся результатов, особенно если ее участники сочетают имеющиеся у них профессиональные навыки с богатым индивидуальным опытом. Наличие в команде людей, обладающих разными способностями и умениями, помогает ей справляться со сложными проблемами, четкое взаимодействие сотрудников внутри команды позволяет быстро находить решения и гибко реагировать на внешние изменения. Члены команды могут обрабатывать новую информацию, решать новые задачи с большей скоростью и точностью, нежели участники традиционных рабочих групп
Что отличает команду от других форм коллективного труда?
Слово «команда» вызывает множество разных ассоциаций. Некоторые сразу вспоминают о спортивной команде, члены которой действуют вместе и прилагают все усилия, чтобы одержать победу над командой противника. Другие думают о слаженном взаимодействии, подразумевающем готовность к дискуссии, сотрудничеству и взаимопомощи. Третьи полагают, что командой является любая группа совместно работающих людей. Четвертые считают, что организация априори должна являться командой и что командными нужно называть тесные рабочие отношения между всеми сотрудниками. Когда термин «команда» понимается столь широко, то, естественно, теряется основная его характеристика — взаимосвязь понятий «команда» и «успех». По-настоящему увлеченная команда становится рабочей единицей, способной с высокой степенью вероятности достичь успеха, и эту рабочую единицу можно создать на фирме или предприятии при условии, что сотрудникам предоставляется достаточное пространство действия, что они несут коллективную ответственность за результаты и что у организации есть сильная потребность в достижении успеха и она нуждается в новых идеях.
Для команды нет ничего более важного, чем готовность сотрудников к решению общей сложной задачи и принятию достойной цели, ответственность за достижение которой ощущают все члены группы. Таким же необходимым условием образования команды является твердая убежденность каждого ее участника в том, что стоящая перед ним задача важна для успеха всего предприятия. Все члены группы должны знать, что от результатов их работы зависит успех всей фирмы. Точно так же для успеха команды важно, чтобы деятельность сотрудников всей организации была отмечена сильной мотивацией успеха. В противном случае люди начинают чувствовать себя «белыми воронами» и задаются вопросом: почему мы должны напрягать все силы, если другие на нашей фирме просто отсиживают положенное время?
Рассмотрим разные формы коллективного труда и их основные признаки.
1. Обычная рабочая группа
Рабочая группа опирается на личные достижения и результаты отдельных сотрудников, в то время как команда нацелена на коллективную ответственность и кумулятивный эффект деятельности всех ее участников.
Участники хороших рабочих групп тесно взаимодействуют друг с другом и вырабатывают систему коммуникаций, которая помогает каждому лучше выполнять свою задачу и соответствовать строго определенному уровню требований. Грамотно сформулированная задача помогает отдельному участнику рабочей группы определять свою роль и круг ответственности. Проверке подлежит только личная результативность; в обычной рабочей группе никто не чувствует себя ответственным за трудовые успехи коллег.
Для функционирования такой группы не нужно никаких дополнительных затрат. Ее задачи вполне решаемы с помощью традиционных форм организации трудовой деятельности. Участники и рабочей группы взаимодействуют друг с другом и с руководителем, причем все они стремятся к достижению своей собственной цели.
В этом смысле команды фундаментально отличаются от рабочих групп. «Командные» сотрудники особо выделяют как личную, так и коллективную ответственность, в процессе работы они выходят далеко за рамки обычного взаимодействия; но решение о создании команды связано с большим риском, чем решение о формировании обычной рабочей группы. Члены команды должны настраиваться на кардинальное изменение своих жизненных позиций; они должны начать верить в команду, развивать глубокое доверие друг к другу и убежденность, что только совместными усилиями можно решить поставленную задачу
2. Псевдокоманда
Участники подобной группы действуют так, как будто они могут или должны достичь существенно больших результатов, чем обычная рабочая группа; но ими не определены основная общая задача и общие цели. Возможно, сотрудники в таком случае осознают себя как команду и прилагают усилия к улучшению взаимопонимания, развивают чувство принадлежности к группе и т.д., но, поскольку достойная задача отсутствует, группа достигает более скромных результатов, чем обычная, иерархически построенная рабочая группа. Псевдокоманда лишь имитирует настоящую команду, играет в нее, но ее результаты не отражают истинного потенциала сотрудников.
3. Потенциальная команда
Это рабочая группа, перед которой стоит незаурядная задача и которая в принципе может ее решить. Но в этой группе пока нет коллективной ответственности и общего осознания важности и особенности решаемой задачи. Руководство фирмы еще не осознает, что ради интересов компании следует превратить потенциальную команду в настоящую, поставив перед ней соответствующую цель. Такие ситуации встречаются часто, и для раскрытия своего потенциала группе не хватает лишь руководителя-энтузиаста. Результаты потенциальной команды сопоставимы с результатами деятельности хорошей рабочей группы.
4. Настоящая команда
Это группа, состоящая из небольшого числа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для решения стоящей перед ними задачи члены команды вместе формулируют цели и стратегию своей работы, за которую они несут общую ответственность.
Результаты настоящей команды гораздо более впечатляющи, чем результаты рабочей группы или потенциальной команды.
5. Команда высоких достижений
Такие команды — настоящий клад для организации, поскольку их участники отвечают не только всем требованиям настоящей команды, но и в дополнение к этому весьма заинтересованы в том, чтобы каждый из них в ходе совместной работы полностью раскрывал свой потенциал и достигал максимального успеха. Сотрудники глубоко доверяют друг другу и способны к творческим прорывам.
Итак, сформулируем основную характеристику настоящей команды:
Команда — небольшая группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для решения стоящей перед ними задачи члены команды вместе формулируют цели и стратегию своей работы, за которую они несут общую ответственность.
Важные условия эффективного функционирования команды
Количество людей в команде
Величина команды — переменная, которая выводится из законов групповой динамики. Если количество людей в команде слишком велико, то взаимодействия внутри нее становятся «размытыми» и слабыми. В больших группах возникают проблемы с четким и управляемым ведением дискуссий и согласованием различных мнений. Практика показывает, что взаимодействия в группах численностью от двух до двенадцати человек эффективнее, чем в более крупных объединениях. В командах величиной более двадцати человек легко возникает тенденция разделения на группировки, так что двенадцать человек — предел, продиктованный чисто практическими соображениями. Небольшие команды, скажем, от двух до шести сотрудников, могут быть очень успешными при условии, что их участники обладают необходимыми, дополняющими друг друга качествами.
Итак, можно сказать, что группа размером от 2 до 12 человек является оптимальной для создания эффективной команды.
Взаимодополняющие навыки сотрудников
О команде можно говорить только в том случае, если сотрудники подобраны так, что комбинация их навыков и способностей составляет необходимые и достаточные условия для решения стоящей перед группой задачи.
Во-первых, речь идет о технических и функциональных навыках, без которых задача не может быть решена в принципе.
Во-вторых, команде необходимо, чтобы ее сотрудники умели выявлять проблемы и принимать решения. Для начала, как правило, бывает достаточно, чтобы члены команды овладевали необходимыми умениями, обучаясь на собственном опыте («learning by doing»).
Третья группа навыков касается межличностного взаимодействия. Сотрудники должны быть готовы развивать свои коммуникативные навыки и обладать определенной конфликтоустойчивостью. Они должны уметь находить необходимый для выработки плодотворных и интересных идей баланс между критикой и готовностью помочь.
Когда команда сформирована, стоит обратить внимание на взаимное дополнение качеств и навыков (в том числе и потенциальных), которыми обладают члены команды. Часто способность участников к обучению просто не учитывается. Как правило, если сотрудники сильно замотивированы, они учатся новому быстро и эффективно, в результате чего становятся со временем намного более компетентными.
3.1 Игра «Примеры»
Для иллюстрации этого условия мы предлагаем вам игру, которая называется «Примеры».
Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас проанализировали опыт своей профессиональной жизни в течение некоторого времени. Временной промежуток определите сами. Особенно опыт общения с людьми, которые казались вам достойными уважения и подражания, служили для вас своего рода примером. Разделите свой лист на три части. В первой колонке запишите имена тех, кто на той или иной ступени вашего профессионального развития являлся для вас примером и образцом для подражания. Отметьте, сколько вам в то время было лет, напишите, что для вас в этом человеке было наиболее важным. Переняли ли вы у него что-нибудь такого, что и теперь помогает вам в вашей профессиональной деятельности. Затем подумайте, кто является для вас профессиональным образцом в настоящее время. Какие качества были бы нужным дополнением вашего профессионального образа, что бы вы хотели положить в свой багаж. Эту информацию запишите во второй колонке. И, наконец, подумайте, какие из профессиональных качеств, которыми сейчас вы владеете в полной мере, можно было бы вплести в структуру вашей команды. Какие ваши качества могут быть необходимы для конструктивного взаимодействия с другими членами команды и эффективной работы команды в целом. Работайте в третьей колонке.
Обсуждение
Общая задача и общие результаты
Общая, важная для всего предприятия или фирмы, цель является для членов команды предпосылкой заинтересованности, энергичного творческого отношения к работе. Участники должны соотносить свои задачи с основной задачей команды. Это возможно, как правило, даже тогда, когда задача поставлена руководством предприятия, то есть извне. Главное, чтобы задача была для сотрудников понятной, чтобы она принималась ими и казалась им в принципе решаемой. Когда задача поставлена, команда может начинать действовать. Но для того чтобы ее работа была эффективной, люди должны понять задачу и, при необходимости переформулировав ее, воспринять ее как свою. Как правило, это требует времени и специальных усилий.
Наличие и осознание сотрудниками общей задачи важно и для групповой динамики, поскольку позволяет команде ощутить свою уникальность и обозначить точку отсчета. Когда сотрудники чувствуют себя командой, то даже неизбежные конфликты, возникающие в спорах о достойной цели и лучшей стратегии, разрешаются конструктивно.
Решение главной задачи требует формулирования промежуточных целей. Эти рабочие цели необходимы для развития команды. Они служат критерием, по которому участники оценивают результаты своей деятельности. Важно, чтобы при достижении целей нагрузка на всех участников распределялась приблизительно поровну. Это рождает у них уверенность, что шансы на успех, так же как и нагрузка, будут распределены по справедливости. Кроме того, формулирование и достижение промежуточных целей важно для самосознания команды, чтобы сотрудники могли сказать: решая поставленную задачу, мы шаг за шагом создавали реальные преимущества фирмы. И наконец, уже достигнутые цели помогают команде сконцентрироваться на прогнозировании и достижении результатов следующего этапа.
Общая стратегия работы
С той же энергией, с которой команда решает поставленную перед ней задачу, нужно работать и над выработкой подходящей стратегии. Работа должна быть выстроена так, чтобы каждый, в том числе и руководитель команды, мог и должен был выполнять свою часть работы. Сотрудники решают, кто возьмет на себя решение тех или иных задач и в каких временных рамках он может действовать, какими навыками нужно овладеть каждому, как будут приниматься решения, кто с кем должен и будет взаимодействовать, по каким критериям будет оцениваться работа каждого и как при необходимости следует ее корректировать. Все эти вопросы должны быть обсуждены командой в процессе открытой и честной дискуссии. В связи с этим, естественно, становятся важными и социально-психологические аспекты группового взаимодействия.
В хороших командах каждый участник способен выполнять различные социальные роли — в зависимости от ситуации. Социальная динамика команды развивается прежде всего в связи с решением задачи и достижением промежуточных целей, сама по себе она не является самоцелью. Поэтому команда должна быть в состоянии в процессе открытой дискуссии определять, каким образом каждый сотрудник может внести оптимальный вклад в социальное развитие команды. Каждому надо подмечать свои сильные и слабые стороны и понимать при этом, какие возможности и ограничения есть у других членов команды. Постоянно нужно обсуждать вклад каждого участника в процесс развития команды.
Взаимная ответственность
Это — один из пунктов, отличающих команду от обычного Рабочего коллектива. Благодаря тому, что каждый участник команды берет на себя ответственность за результат всей группы, он получает право выражать свое мнение на всех этапах рабочего процесса, требовать, чтобы его выслушивали и относились к его словам со всей серьезностью. Осознание коллективной ответственности возникает постепенно в ходе становления команды. Когда команда справляется с основной задачей и достигает поставленных целей, осознание коллективной ответственности усиливается. Оно растет по мере того, как команда переживает общий успех, а сотрудники приходят к мысли, что возможно доверие к другим членам команды. Совместно пережитые неудачи и преодоленные трудности, без сомнения, усиливают это чувство
3.2 Игра «Богатство, бедность…»
Для иллюстрации вышесказанного мы предлагаем вам игру, которая называется «Богатство, бедность и Господь Бог». (Возможно деление на группы)
Даже когда наша жизнь протекает вполне благополучно, мы временами испытываем неприятное чувство. Иногда это связано с тем, что мы стремимся реализовать давно поставленные цели, и забываем скорректировать их в соответствии с происходящими внутри нас изменениями.
Жизнь вынуждает нас более обстоятельно задумываться над происходящим и подвергать наши цели пересмотру.
Мы хотим дать вам возможность пережить в воображении несколько необычных ситуаций. Представьте себе, что ваше предприятие (придумайте название и деятельность. Это не обязательно должна быть школа, тем более наша.) внезапно оказалось в ситуации крайней нужды. Что вы как управленческая команда будете делать? Что из вашего имущества вы захотите, пусть даже ценой огромных усилий, сохранить? Какие элементы жизненного уклада вашего предприятия вы захотите оставить неизменными и какой ценой? Какие новые возможности откроет для вас бедность? В чем может заключаться ваш шанс? Опишите, как вы будете действовать в такой ситуации, как будете себя чувствовать, о чем думать. У вас есть на это 10 минут...
А теперь представьте себе, что вашему предприятию досталось огромное состояние. Что это будет означать для вас? Что вы сделаете прежде всего? Какие возможности это для вас откроет? Напишите, что вы будете в этой ситуации делать, какие будете строить планы. Для этого у вас есть еще 10 минут...
Теперь задумайтесь на время о том, что вам хочется — возможно, уже давно, а может быть, лишь с недавних пор — изменить в своей жизни. Какие цели представляются вам важными? Как вы могли бы изменить свои жизненные планы? Запишите свои соображения.
Обсуждение.
Мы продолжаем, и следующее условие работы команды –
Согласование правил поведения
Как и любой группе, команде нужны правила игры. Это могут быть правила поведения на совещаниях (например, «все должны присутствовать», «выключать мобильные телефоны», «на совещаниях нет никаких ограничений»). Правила могут касаться конфиденциальности («только согласованная со всеми информация выходит за пределы нашей группы»), стиля работы («каждый получает от команды задание и работает над его выполнением»), стиля решения проблем («конфликт мнений приветствуется, но нельзя искать "козлов отпущения"»), распределения обязанностей («каждый, включая руководителя, выполняет конкретную работу»).
Правила должны поощрять проявление интереса к решаемой задаче, поддерживать открытость сотрудников, их вовлеченность в работу и прежде всего — заинтересованность в результате и сконцентрированность на нем. Если в условиях действия принятых правил человек чувствует, что теряет эти качества, он должен настойчиво добиваться изменения норм.
3.3 Выработка правил работы в команде.
А сейчас, давайте попробуем выработать правила поведения для действующей команды. Разделитесь, пожалуйста на три группы. Возьмите листы бумаги, подумайте и запишите, какие правила вы бы приняли к действию для будущей работы команды. Помните, что это не просто тренировка, а рабочий материал, который надо будет воплотить в жизнь.
Вот такие правило у нас получились. Теперь их необходимо принять и попробовать придерживаться в повседневной работе. Вы готовы к этому? Тогда давайте проголосуем.
Правила существуют, а что же дальше? Очень важным моментом является -
Постановка первых целей и задач
Важным моментом является как можно более быстрое определение командой начальных целей работы — сложных, но реальных. Достигнув этих целей, команда понимает, что идет по правильному пути, и может перейти к решению более сложных задач. Главное, чтобы цели выходили за пределы возможностей обычной рабочей группы. При этом абсолютно нормально, что команда сталкивается с локальными неудачами и совершает ошибки. Важнейший момент — у сотрудников должно быть достаточно честолюбия и внутренней убежденности в том, что они могут сделать невозможное.
3.4. Формулировка задачи.
Давайте попробуем сформулировать задачу на ближайшую перспективу и распределить ответственность. Какие есть мнения, мысли, предложения?
С задачей и зонами ответственности определились, со сроками решили.
Переходим к не менее важному пункту - условию -
Налаживание обратной связи
Открытая коммуникация членов команды друг с другом подразумевает, что все они могут критиковать друг друга. С другой стороны, очень важна готовность сотрудников признавать чужие успехи. Поскольку каждый участник команды сталкивается с высокими личными рисками, ему необходима внутренняя уверенность в том, что его товарищи соревнуются с ним, сохраняя доброе к нему отношение, что в случае неудачи они готовы поддержать его, а при победе порадоваться вместе с ним.
3.5.Упражнение «Обратная связь»
Для иллюстрации этого условия, просим всех поучаствовать в упражнении, которое поможет вам более эффективно работать в будущем как единой команде. Мы будем исходить из того, что до сих пор каждый из вас делал много такого, что остальные члены группы встречали с одобрением, так как это помогало им или всей команде в целом. С другой стороны, мы допустим, что каждый делал и что-то такое, что другие считали ненужным или даже вредным. Наконец, предположим, что вам хотелось бы, чтобы ваши коллеги действовали в будущем так, чтобы команда смогла работать еще лучше. У каждого из вас есть собственное представление об этом, и мы хотели бы помочь вам объясниться друг с другом и прийти к ясным и четким договоренностям.
Пусть каждый повесит на стену по одному листу А3, написав в верхней части свое имя. Лист должен быть разделен на три колонки.
Над первой колонкой напишите, пожалуйста: "Продолжай и дальше..."
Другие члены команды должны будут вписать сюда все, что они ценят в его работе, и выразить надежду на совершенствование этих качеств в будущем.
Над второй колонкой напишите: "Пожалуйста, перестань..." Записи в этой колонке будут относиться к таким действиям этого сотрудника, которые они считают излишними, обременительными или даже вредными.
Над третьей колонкой напишите: "Начни в будущем..." Записи будут выражать пожелания коллег, касающиеся стиля поведения и действий, которые смогут сделать жизнь и работу команды более эффективной и приятной.
Необходимо придерживаться следующих правил:
- Не вписывайте ничего во 2-ю или 3-ю колонку, пока не сделаете запись в 1-ой колонке.
- Не стойте около своего листа.
- Вы можете написать другому члену команды любое количество пожеланий.
- После того, как вы сделаете все свои записи, садитесь на свое место.
- Вы можете снять свой плакат и прочитать его только после того, как мы объявим этот этап работы завершенным.
После того, как каждый из вас внимательно изучит свой плакат, предлагаем вам обменяться первыми впечатлениями.
- С чем из написанного вы согласны, а с чем нет?
- Какие пожелания им хочется выполнять, а какие — нет?
- Выдвинувший конкретные требования член команды может предложить что-нибудь взамен, например: "Пожалуйста, перестань так часто меня перебивать. А я обещаю, что буду чаще советоваться с тобой".
4. «Удержи мяч »
Большой теоретический блок позади и мы снова переходим к практической работе. И первая небольшая игра - иллюстрация поможет вам непосредственно попробовать применить ту теорию, с которой мы вас познакомили.
Вашему вниманию предлагается вот такая необычная конструкция со множеством веревок, привязанных к подобию тарелки для пляжной игры, на которой мирно покоится обычный теннисный мячик. Ваша задача проста – взявшись все вместе за эти веревки (не волнуйтесь всем хватит), поднять и перенести всю конструкцию, не уронив при этом мяча, на несколько метров в сторону.
Обсуждение
5. Упражнение «Шлагбаум»
В качестве завершения этой большой части, выполним одно упражнение. Встаньте, пожалуйста, в две шеренги друг напротив друга и вытяните вперед руки, но так, чтобы радом с каждой вашей рукой была рука вашего соседа, т.е. руки должны чередоваться (если не поняли, можно показать на примере). А сейчас нам понадобится доброволец-первопроходец. Этот человек должен встать перед коридором из рук и смотря только на руки, которые находятся перед ним, пройти через этот коридор. Оказавшись на противоположной стороне, нужно будет повернуться и пройти обратно, но смотреть теперь надо перед собой, но как бы поверх рук, а не на сами руки. Затем опять повернуться и, закрыв глаза в третий раз преодолеть коридор из человеческих рук. Исполняющие роль коридора из рук, должны будут поднимать руки по очереди непосредственно перед тем, как человеку проходить. По примеру шлагбаума. Старайтесь, чтобы проходящий избежал соприкосновения с вашей рукой. Поднимайте руку только, когда человек окажется непосредственно передней и не раньше. Если задание понятно, давайте начнем. Кто хочет быть добровольцем?
Обсуждение
- Завершающая часть
- Упражнение «Муравьиная дорожка»
И снова испытание для всей команды. Перед вами находится длинная и достаточно широкая доска. Приглашаем вас встать на нее, места должно хватить всем. Задание будет такое: вам необходимо поменяться местами, не сходя с этой доски. Т.е. первый человек с правого (левого) края должен оказаться на левом (правом), затем второй, третий и т.д. Представьте себе, что под вами пустота и эта доска единственная твердыня, которой вы можете располагать по своему усмотрению. Помогайте друг другу, поддерживайте друг друга, цепляйтесь руками, ногами, зубами и остальными частями тела за все, что можете и даже за воздух, но не в коем случае не упадите с доски. Если это все-таки случилось – испытание придется начинать заново. Впрочем, такая тактика вам уже знакома по предыдущим испытаниям. Все готовы? Начинаем.
Испытание закончено, вы замечательно справились. Мы приглашаем вас в круг для традиционного небольшого обсуждения:
- Трудно или легко было справиться с заданием?
- Что помогало и что мешало в ходе выполнения?
- Насколько эффективно было взаимодействие участников вашей команды в ходе выполнения задания?
- Был ли среди вас кто-то, кто что-то предлагал, но не был услышан?
8. «Признание заслуг» А теперь мы всех вас приглашаем вас на праздничную церемонию, которая позволит вам раз понять, за что вы испытываете чувство благодарности друг к другу. У каждого члена команды есть две важные задачи. Первая очевидна для всех: он должен выполнять свою часть общей работы. Вторая же задача далеко не всегда осознается: каждый участник должен помогать другим членам команды, способствовать их обучению и расширению их профессионального кругозора. Это может происходить по-разному. Временами мы учимся у тех, кто противостоит нам, временами у тех, кто нас понимает и помогает советом. С кого-то мы просто берем пример в своей работе.
Мысленно окиньте взглядом последний год: чему новому вы научились, работая в этой команде? Кто помогал вам в этом?
Уясните для себя, кто из членов команды сыграл за последний год наиболее важную роль в вашем развитии. Не путайте, пожалуйста, с вопросом о том, вместе с кем вам лучше всего работалось или вам больше всех нравится...
Сегодня у вас будет возможность поблагодарить этого члена команды. Что вы хотели бы пожелать ему в следующем году? Это пожелание вам надо будет выразить символическим подарком, который вы должны сделать своими руками.
Для изготовления подарка вы можете использовать любые материалы. Не дарите принадлежащие вам вещи. У вас есть … минут. Когда вы вернетесь в группу, постарайтесь, чтобы вашего подарка никто не увидел, чтобы он остался сюрпризом. Никому не говорите, кому вы готовите подарок...
Итак, подарки готовы и сейчас состоится торжественное вручение. Торжественное вручение обычно сопровождается речью, вот и вам мы предлагаем сначала сказать своему коллеге, чему вы у него научились за последний год, а затем вручить ему подарок и высказать свои пожелания.
Обсуждение. После этого предложите группе кратко обменяться впечатлениями. Прежде всего спросите тех, кто не получил никакого подарка, как они себя чувствуют. Нередко они радуются вместе со всеми, временами бывают разочарованы, что уходят домой, ничего не получив.
- Упражнение «Летний дождь»
Наш тренинг подходит к концу, проделана большая работа, все очень устали. Но мы надеемся, что время было проведено не зря. И прежде, чем перейти к рефлексии нашей работы, мы вам хотим предложить последнее в этой программе упражнение, которое, мы надеемся поможет снять эмоциональное напряжение и окажется просто приятным завершающим штрихом.
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. Давайте образуем как можно более правильный круг. Отлично, а теперь все повернитесь направо и сделайте так, чтобы все участники стояли друг за другом на расстоянии вытянутой руки. В этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в группе, тем прекраснее будут ощущения от игры. Мы сейчас будем выполнять некоторые движения:
- положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующий проливному дождю (фаза А);
- потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В);
- теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С);
- вернитесь к фазе В;
- перейдите к фазе А;
- остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера.
Это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза.
Начинаем игру с фазы А. стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше – участнику, стоящему перед ним, и т.д., пока оно не вернется к вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совершают круги по вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движения, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал )
Обмен впечатлениями и завершающая рефлексия всего тренинга.
Предварительный просмотр:
Лист 1
Брошюра для участников тренинга
КОМАНДА
Небольшая группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для решения стоящей перед ними задачи члены команды вместе формулируют цели и стратегию своей работы, за которую они несут общую ответственность.
Лист 2
Отличительные особенности команды
Общая задача | Истинная команда может возникнуть только тогда, когда группа решает сложную, может быть, даже уникальную задачу. Не тесные отношения между сотрудниками делают из них команду, на этот процесс в гораздо большей степени влияют стоящие перед ними задачи, требующие вложения всех сил, задачи, которые члены команды должны и хотят решить, задачи, для решения которых требуется именно команда как слаженно действующая единица. |
Единая цель | Слишком часто создание команды рассматривается как самоцель, но при этом упускается из виду, что лишь внешняя по отношению к команде, сложная, требующая полной отдачи сотрудников цель способствует эффективности совместной деятельности. |
Мотивация успеха | Команды создаются и работают наиболее эффективно в организациях, отличающихся, прежде всего сильной мотивацией успеха. |
Взаимодопол-няемость | Наличие в команде людей, обладающих разными способностями и умениями, помогает ей справляться со сложными проблемами, четкое взаимодействие сотрудников внутри команды позволяет быстро находить решения и гибко реагировать на внешние изменения. Члены команды могут обрабатывать новую информацию, решать новые задачи с большей скоростью и точностью, нежели участники традиционных рабочих групп |
Ответствен-ность | В совместной деятельности каждый член коллектива несет ответственность за какую-либо часть работы. Но без ярко выраженной личной ответственности каждого сотрудника командный дух вообще не может развиться. Работа в команде всегда предоставляет отдельным сотрудникам возможность солирования, она же настраивает на то, что все ее участники должны быть готовы ради общего дела сделать все, что в их силах. Члены команды должны уметь различать ситуации, требующие коллективной ответственности и совместного поиска общего решения, и ситуации, в которых достаточно лишь индивидуальных усилий отдельных людей |
Дисциплина | Рабочая группа становится командой, прежде всего благодаря дисциплинированному поведению: сотрудники должны сформулировать общую задачу, договориться о том, что считать успехом в ее решении, определить общую стратегию работы и развивать необходимые рабочие навыки, вместе неся ответственность за результаты работы. Определение этих принципов и строгое следование им требуют огромной дисциплины. |
Лист 3
Формы и основные признаки коллективного труда
Форма | Признаки | Примечание |
Обычная рабочая группа | Для функционирования такой группы не нужно никаких дополнительных затрат. Ее задачи вполне решаемы с помощью традиционных форм организации трудовой деятельности. Участники и рабочей группы взаимодействуют друг с другом и с руководителем, причем все они стремятся к достижению своей собственной цели. | |
Псевдокоманда | Участники подобной группы действуют так, как будто они могут или должны достичь существенно больших результатов, чем обычная рабочая группа; но ими не определены основная общая задача и общие цели. Возможно, сотрудники в таком случае осознают себя как команду и прилагают усилия к улучшению взаимопонимания, развивают чувство принадлежности к группе и т.д., но, поскольку достойная задача отсутствует, группа достигает более скромных результатов, чем обычная, иерархически построенная рабочая группа. Псевдокоманда лишь имитирует настоящую команду, играет в нее, но ее результаты не отражают истинного потенциала сотрудников. | |
Потенциальная команда | Это рабочая группа, перед которой стоит незаурядная задача и которая в принципе может ее решить. Но в этой группе пока нет коллективной ответственности и общего осознания важности и особенности решаемой задачи. Руководство фирмы еще не осознает, что ради интересов компании следует превратить потенциальную команду в настоящую, поставив перед ней соответствующую цель. Такие ситуации встречаются часто, и для раскрытия своего потенциала группе не хватает лишь руководителя-энтузиаста. Результаты потенциальной команды сопоставимы с результатами деятельности хорошей рабочей группы. | |
Настоящая команда | Это группа, состоящая из небольшого числа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для решения стоящей перед ними задачи члены команды вместе формулируют цели и стратегию своей работы, за которую они несут общую ответственность. Результаты настоящей команды гораздо более впечатляющи, чем результаты рабочей группы или потенциальной команды. | |
Команда высоких достижений | Такие команды — настоящий клад для организации, поскольку их участники отвечают не только всем требованиям настоящей команды, но и в дополнение к этому весьма заинтересованы в том, чтобы каждый из них в ходе совместной работы полностью раскрывал свой потенциал и достигал максимального успеха. Сотрудники глубоко доверяют друг другу и способны к творческим прорывам. |
Лист 5
Положительные и отрицательные стороны в работе некоторых форм коллективного труда
(доработано участниками тренинга)
« + » | « - » |
Рабочая группа | |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
Потенциальная команда | |
|
|
|
|
|
|
| |
Настоящая команда | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимание и принятие общекомандных целей
Психоэмоциональная совместимость и близкие общекультурные ценности
Наличие обратной связи
Согласованность правил поведения
Общая стратегия
Количество людей (оптимально от 2 до12)
Ответственность
Взаимодополняемость
Мотивация успеха
Общая сложная, уникальная задача
Отличительные особенности команды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все о звуке [К]. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей (в двух частях)
Недостатки произношения звука [К], приемы постановки. Автоматизация в картинках. В последнее время все чаще встречаются случаи нарушения произношения звука [К], в каждом новом на...
Тренинг командообразования
Дружный и сплоченный коллектив - это залог успешного взаимодействия, передача опыта. А так же это мощная поддержка начинающим педагогам. Построение доверия внутри группы, выработка навыков взаимодейст...
План-конспект коррекционно-развивающего мероприятия. Тренинг командообразования "Остров сокровищ"
Тренинг командообразования направлен на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной де...
Тренинг по тимбилдингу (тренинг командообразования)
Тренинг командообразования...
"Как звери в лесу зимуют" Путешествие в лес с лесной феей в двух частях.Часть 1 и 2
Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты....
Тренинг командообразования "Веревочные курсы"
Тренинг направлен на сплочение коллектива и решает следующие задачи: постановка единых целей, совместное принятие решений, создание доверительных отношений, эффективное распределение ролей в коллектив...
Тренинг командообразования для педагогов ДОУ
Актуальность: данный тренинг разработан с целью командообразования педагогов детского сада, т.е. повышения сплоченности, доверия друг к другу, нормализации образовательной атмосферы и налаживани...