Программа "Развития государственно-общественного управления в ДОУ"
методическая разработка по теме
Программа "Развития государственно-общественного управления в ДОУ" начала свое внедрение в 2007 году. В 2008 году программа была представлена в национальном приоритетном проекте "Образование" и получила грант Губернатора ХМАО в номинации "Управление ОУ".
Цель:Построение эффективной системы управления дошкольным учреждением в интересах ребёнка, общества и государства на основе оптимального сочетания государственных и общественных образовательных запросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gou.doc | 219 КБ |
gosudarstvenno-obshchestvennoe_upravlenie_v_doshkolnom_uchrezhdenii.ppt | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующая ИМДОУЦРР
детский сад«Сказка_________Л.П.Чайковская
Заседание общего собрания
От «___» ____________200__ г.
Протокол №________
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Государственно-общественного управления в Излучинском МДОУ центр развития ребенка –детский сад «Сказка»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
- Название программы: «Государственно-общественное управление в дошкольном учреждении».
- Основание для разработки: Повышение конкурентоспособности
учреждения, демократизация управления.
3. Руководитель учреждения: Чайковская Людмила Петровна.
4. Разработчики: Ануфриева И.Л., Чумак Г.В.,
5. Цель государственно -общественного управления
Построение эффективной системы управления образованием в
интересах личности, общества и государства на основе оптимального
сочетания государственных и общественных образовательных запросов
6. Актуальность: Мерило социального развития любой страны –это
характер взаимодействия государства и общества. В социально
развитых странах государство –слуга общества, и общество определяет,
каким быть государству. Образование является составной частью
социальных систем. В последнее время дошкольное образование
претерпевает существенные изменения. Государственная политика
такова, что дошкольное образование считается дополнительным
образованием и государство не обязано его содержать, тем более такие
высокозатратные формы, которые существуют в данное время. Поэтому
ДОУ необходимо в новых экономических условиях переходить на
низкозатратные формы (группы кратковременного пребывания,
выходного дня, подготовки к школе).
ДОУ должны ориентироваться на потребности родителей. Чтобы выжить необходимо развивать различные виды образовательных услуг, в т.ч числе и платные. Дошкольное учреждение должно быть конкурентоспособным, т. е. предоставлять качественные услуги, внедрять новые технологии, иметь разные вариативные формы содержания детей и быть доступными. Расширение сферы деятельности государственно-общественного управления позволяет максимально полно реализовать в деятельности учреждения образовательные потребности местного сообщества.
Единственный путь для этого- дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к жизни ДОУ, влиять на ситуацию. В процессе модернизации образования предстоит обеспечить открытость образования, переход к модели взаимной ответственности в сферах воспитания детей и усилению роли всех субъектов. Система образования в нашем учреждении должна быть рассчитана на реальные потребности конкретных потребителей, т.е. на конкретных семей, местных сообществ, предприятий.
7. Проблема:
Отстраненность семьи и общества от проблем дошкольного учреждения.
8. Основные задачи:
- Укрепление материально-технической базы и финансовых условий учреждения
- Повышение конкурентноспособности и повышение качества предоставляемых услуг
- Расширение демократизация управленческой деятельности
- Создание нормативно-правовой базы учреждения по самоуправлению
9. Этапы реализации:
1 этап – становление /2007 год/ Создание советов, выборы членов комиссий по вопросам самоуправления в дошкольном учреждении
2 этап –реализация решений /2008 год/
Организация работы самоуправления в дошкольном учреждении: составление плана работы, разработка мероприятий по улучшению условий работы в учреждении
3 этап – формирующий /2009 год/
Поиск новых путей по развитию самоуправления в учреждении, повышение качества работы, анализ работы комиссий.
10. Ожидаемые результаты: Расширение участия общественности и всех
участников образовательного процесса в повышение
конкурентоспособности дошкольного учреждения и качества
предоставляемых услуг
11. Мониторинг государственно-общественного управления:
- отчет председателей советов;
- разработка опросников, анкет для выявления мнения о работе комиссий:
- анализ анкет и опросников
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Наименование учреждения по лицензии: Излучинское муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –детский сад «Сказка»
Юридический , фактический адрес: 628634, Тюменская область, ХМАО-Югра, Нижневартовский район, пгт.Излучинск, ул.Школьная дом 1
Телефон/ факс : 28-22-22, 28-29-57.
Учреждение работает в 5-ти дневной рабочей неделе
В здании функционирует 25 групп с 6-30 по 18-30 часов.
Количество групп
№ | Ступени дошкольного образования | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | Группы раннего возраста | - | - | - |
2 | 1 младшие группы | 2 | 2 | 2 |
3 | 2 младшие группы | 5 | 5 | 5 |
4 | Средние группы | 7 | 7 | 7 |
5 | Старшие группы | 6 | 6 | 6 |
6 | Подготовительные | 5 | 5 | 5 |
Логопедические: | 3 | 3 | 3 | |
старшие | 1 | 2 | 1 | |
подготовительные | 2 | 1 | 2 |
Число воспитанников в течение трех лет стабильно.
Количество воспитанников, групп, педагогов по годам
№ | Показатели | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | Число воспитанников в учреждении | 520 | 520 | 533 |
2 | Число групп | 24 | 25 | 25 |
3 | Число педагогов | 74 | 74 | 74 |
Педагогический и управленческий персонал образовательного учреждения
Общее число работающих в учреждении педагогических и руководящих
работников составляет 74 чел.
№ | Категории | Общая численность | Высшая кв.категория | Первая кв.категория | Вторая кв.категория |
1 | Заведующая | 1 | 1 | - | - |
2 | Заместители заведующей по воспитательно-образовательной работе | 2 | 2 | - | |
3 | Заместители заведующей по безопасности | 1 | - | 1 | - |
4 | Заместители заведующей по АХЧ | 1 | - | 1 | - |
5 | Старший воспитатель | 1 | - | 1 | - |
6 | Воспитатель | 57 | - | 4 | 20 |
7 | Музыкальный руководитель | 6 | - | 2 | 1 |
8 | Педагог-психолог | 2 | 1 | 1 | - |
9 | Учитель-логопед | 3 | 1 | 1 | 1 |
10 | Руководитель физического воспитания | 2 | - | - | - |
Итого: | 74 | 3 | 13 | 22 |
Качественный состав педагогических кадров
№ | категории | всего | образование | стаж работы | |||||
высшее | ср.спец. | среднее | 2-5 лет | 5-10 лет | 10-20 лет | свыше 20 лет | |||
1 | Администрация | 3 | 3 | - | - | - | - | 1 | 2 |
2 | Ст.воспитатель | 1 | 1 | - | - | - | - | 1 | - |
3 | Муз.руководитель | 6 | 1 | 4 | - | 2 | 1 | 1 | 2 |
4 | Учитель-логопед | 3 | 3 | - | - | - | - | 1 | 2 |
5 | Педагог-психолог | 2 | 2 | - | - | - | - | - | 2 |
6 | Рук.физ.воспитан. | 2 | 2 | - | - | - | - | 2 | - |
7 | Воспитатель | 57 | 21 | 35 | 1 | 4 | 10 | 24 | 19 |
Всего | 74 | 33 | 39 | 1 | 6 | 11 | 30 | 27 |
Материально-техническая база учреждения укомплектована, что позволяет вести в полном объеме работу по развитию учреждения.
№ | Наименование | Количество |
1 | Количество групп | 25 |
2 | Характеристика здания | типовое |
3 | Отопление | центральное |
4 | Водоснабжение | водопровод |
5 | Канализация | центральная |
6 | Музыкальный зал | 2 |
7 | Физкультурный зал | 3 |
8 | Спортивная площадка | 1 |
9 | Методический кабинет | 2 |
10 | Бассейн | 1 |
11 | Кабинет массажа | 1 |
12 | Стоматологический кабинет | 1 |
13 | Изолятор | 2 |
14 | Процедурный кабинет | 2 |
15 | Кабинет приема | 2 |
16 | Кабинет педагога-психолога | 2 |
17 | Кабинет учителя -логопеда | 2 |
18 | Кабинет муз.руководителей | 2 |
ТСО: | ||
19 | телевизор | 3 |
20 | Магнитофонов | 38 |
21 | Видеомагнитофоны | 1 |
22 | Мультимедийный проектор | 1 |
23 | Ксерокс | 6 |
24 | Цифровой фотоаппратат | 2 |
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Контингент воспитанников
Дошкольное учреждение посещают дети, родители которых работают: - в бюджетных организациях: в школах, в библиотеке, в поликлиннике, в милиции, в жилищно-коммуниальном хозяйстве;
-на производственных предприятиях: Нижневартовской ГРЭС;
-Мостоотряд –95
По социальному запросу родители - это рабочие, интеллигенты и люди, занятие в сфере бизнеса.
Учреждение посещают дети льготных категорий -это 76 человек.
Информация о детях льготной категории:
№ | Льготные категории | Количество человек |
1 | Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | 6 |
2 | Дети из числа МНС | 6 |
3 | Дети- инвалиды | 1 |
4 | Дети из многодетных семей | 43 |
5 | Дети- чернобыльцев, участников локальных конфликтов | 20 |
6 | Дети из малообеспеченных семей | - |
Всего | 76 |
Информация о семьях в дошкольном учреждении:
-неблагополучные семьи -3;
-неполные семьи -35
- полные семьи - 495
Анализ состава семей позволил констатировать факт, что 91 % составляют полные семьи, 9% -неполные. Из них 8 % -многодетные семьи составляют 9 %. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что дети воспитываются в нормальных условиях, в семьях, где заботятся о воспитании и здоровье детей.
Содержание образования
Дошкольное учреждение второго корпуса осуществил переход на новую образовательную программу «Детство» под ред. В.И.Логиновой. Коллектив ведет разработку новой программы развития учреждения и переход первого корпуса на новую образовательную программу.
Педагоги в своей работе применяют современные технологии в воспитании и развитии ребенка. Учитель-логопед Теряева С.В. ведет работу по своей авторской программе «Доверяйкина планета» по развитию коммуникативной компетентности для детей 6-8 лет. Педагог-психолог Кулагина О.В. работает по своей адаптированной программе «Эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии» Музыкальный руководитель Подковыркина Л.А. работает по адаптированной программе музыкального образования в детском саду «Ощути радугу» для детей 5-7 лет.
Анализируя предметно образовательную среду, сделаны выводу о соответствии стандарту.
Управленческая деятельность, кадры и повышение их квалификации.
Использование механизма управления основано на принципах демократизации и участия в нем коллектива сотрудников, родителей и социума поселка. Суть данного механизма заключается в том, что действовали инициативная группа, Совет учреждения, родительский комитет, Совет педагогов, и попечительский совет. Это было достаточно на организационном этапе работы, Однако в рамках концепции модернизации образования этого недостаточно. Требуется большее вовлечение в реализацию основные целей и задач учреждения членов Попечительского совета, повышение мотивации родителей, создание управляющих советов в детском саду. Необходимо вовлечение родителей и общественности не только в воспитательно-образовательный процесс, но и финансовой поддержки учреждения.
Аттестация педагогических работников
Года | 2 кв.категория | 1 кв. категория | Высшая кв. категория | Ученая степень | Всего | % |
2006 | 23 | 8 | 1 | 32 | 43% | |
2007 | 28 | 8 | 2 | 1 | 39 | 52% |
2008 | 35 | 13 | 3 | 1 | 52 | 70% |
47% | 17% | 4%- | 1% |
Курсы повышения квалификации педагогических работников
№ | Название курсов | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | «Мониторинг качества образовательного процесса» | 30 | - | |
2 | «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении» | - | 30 | |
3 | Эффективный менеджмент в управлении» | - | 2 | |
4 | «Доверяйкина планета» | - | 10 | |
5 | «Специальное образование. Особенности работы со слабослышащими детьми в основной школе» | - | 3 | |
6 | Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» | - | 5 |
Сведения о наградах сотрудников коллектива
№ | Ф.И.О. | Грамоты | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | Чайковская Л.П. | Почетная грамота МО РФ | 1 | ||
2 | Еремина Т.М. | Почетная грамота МО РФ | 1 | ||
3 | Чумак Г.В. | Почетная грамота МО РФ | 1 | ||
4. | Подковыркина Л.А. | Почетная грамота ДО и НХМАО | 1 | ||
5 | Теряева С.В. | Почетная грамота МО РФ | 1 | ||
6 | Чудинова В.А. | Почетная грамота ДО и НХМАО | 1 | ||
7 | Шидловская Э.Г. | Почетная грамота ДО и НХМАО | 1 | ||
8 | Альманова Г.И. | Почетная грамота ДО и НХМАО | 1 | ||
9 | Бруй Н.П. | Почетная грамота МО НВ района | 1 | ||
10 | Чумак Г.В. | Почетная грамота МО НВ района | 1 | ||
11 | Тухбатуллина Н.А. | Благодарственное письмо МО НВ района | 1 | ||
12 | Ануфриева И.Л. | Почетная грамота МО НВ района | 1 | ||
13 | Тесленко Е.А. | Почетная грамота МО НВ района | 1 | ||
14 | Урусова М.М. | Благодарственное письмо МО НВ района | 1 | ||
15 | Кузнецова Н.В. | Почетная грамота МО НВ района | 1 | ||
16 | Видякина Н.К. | Почетная грамота МО НВ района | 1 | ||
17 | Гринцова С.В. | Почетная грамота МО НВ района | 1 | ||
18 | Аюпова Н.Ф. | Почетная грамота МО НВ района | 1 | ||
19 | Ануфриева И.Л. | Благодарственное письмо управления образования | 1 | ||
20 | Киреева Г.М. | Почетная грамота управления образования | 1 | ||
21 | Сарбаева Я.М. | Почетная грамота управления образования | 1 | ||
22 | Тухбатуллина Н.А. | Благодарственное письмо управления образования | 1 | ||
23 | Чумак Г.В. | Благодарственное письмо управления образования | 1 | ||
24 | Кузьмина С.Н. | Почетная грамота управления образования | 1 | ||
25 | Аюпова Н.Ф. | Почетная грамота управления образования | 1 | ||
26 | Видякина Н.К. | Почетная грамота управления образования | 1 | ||
27 | Кузнецова Н.В. | Почетная грамота управления образования | 1 |
КОНЦЕПЦИЯ
1.Сущность концепции, основные концептуальные положения.
Коренные изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни России, произошедшие в последние годы, обусловили необходимость продолжения модернизации образования. Как известно, на первом этапе ее реализации система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной. На новом этапе предусматриваются глубокие изменения в структуре и содержании всей системы российского образования.
В самой системе образования продолжает накапливаться внутренний потенциал развития: растет количество новых педагогических концепций, разрабатываются и отрабатываются новые модели образовательных технологий, идет использование современных информационных технологий, растет роль общественной составляющей в управлении образованием. В сфере образования начинает появляться рынок образовательных услуг и продуктов педагогической деятельности. Целостное педагогическое осмысливание сложившейся ситуации приводит к необходимости нахождения действенных путей преобразования управления развитием системы образования в сторону демократизации, привлечения общественности к этому процессу.
Государственно-общественное управление может стать тем гарантийным механизмом, который позволит переводить государственно-общественные отношения в реальное взаимодействие.
Это взаимодействие целесообразно строить на основе правовой базы, в формировании которой общество должно принимать непосредственное участие. Государственно-общественное взаимодействие – это форма отношений, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью в понимании ситуации, единым смыслом действий, солидарностью и согласием.
В Законе РФ "Об образовании" № 3266-1 от 10 июля 1992 года в
статье 2. «Принципы государственной политики в области образования» написано, что государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: - свободе и плюрализме в образовании;
- демократическом, государственно-общественном характере управления образованием.
В Концепции модернизации Российского образования до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р раскрывается необходимость расширения участия общества в выработке, принятии реализации правовых и управленческих решений в образовании.
Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования.
Задачи модернизации:
- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе:
- распределения ответственности между субъектами образовательной политики;
- повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающего, педагога, родителя)
На заседании Комитета по образованию и науке Государственной Думы - 2001-2003 г.г. председателем комитета по образованию и науке Государственной Думы (1999–2003 г.г.) Шиловым А.В. были произнесены следующие слова: "Необходимо преодолеть существующее отчуждение школы от общества, чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию. Для этого предлагается создать систему Управляющих Советов
общеобразовательных учреждений".
В нашем округе в единственных был принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования ХМАО –Югры» от 29.09.2006 г. в целях эффективной реализации на территории ХМАО- Югра одного из ключевых принципов государственной политики РФ в сфере образования –принципа демократического, государственно-общественного управления образованием.
После анализа нормативной документации, можно сделать вывод о необходимости «перестройки» образования на компетентный подход и прямого вовлечения образованных, теоретически подкованных родителей и общественности в управление образовательным учреждением.
2.Обновление содержания, методов и форм работы.
Совершенствую систему управления, мы тем самым совершенствуем образовательный процесс, повышаем качество образования. Коллектив детского сада строит свою работу по здоровьесберегающим технологиям. Инициативная группа педагогов разрабатывает проекты по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Целостность педагогического процесса, применение образования, согласованный подход ко всем направлениям необходим при тесном контакте родителей, педагогов и детей. Важным является принцип вовлечение семьи и общественности в жизнь детского сада, активное использование потенциала семьи в подготовке компетентной личности.
Поставив перед собой цель: выпустить компетентного ребенка, готового к обучению к школе, необходимо работать над повышением уровня компетентности педагогов учреждения. Решение данной задачи мы видим в следующих формах работы: самообразование, курсы повышения квалификации, работа творческой группы, поощрение талантливых педагогов, обобщение и распространение опыта работы, издание печатной продукции, создание кружков по запросам родителей, открытие платных дополнительных услуг для детей.
Перспективный план по внедрению государственно-общественного управления
№ | Советы | Задачи | Мероприятия | Ответственные |
1 | Совет учреждения | Демократизация в управлении дошкольным учреждением | 1.Утверждение правил трудового распорядка 2.Утверждение образовательных программ. 3.Решение спорных вопросов. 4.Заслушивание отчетов руководителя 5.Выдвижение работников и учреждение на конкурсные мероприятия 6.Организация низкозатратных форм дошкольного учреждения / групп кратковременного пребывания, прогулочных, групп подготовки к школе/ 7.Проведение агитпробегов на предприятия с целью благодарности за оказанную помощь и заинтересованностью проблемами учреждения. 8.Опрос родителей по созданию платных дополнительных услуг в детском саду. | Председатель совета учреждения |
2 | Попечительский совет | Оказание содействия в решении актуальных задач развития детского сада | 1.Оказание материальной спонсорской помощи 2.Решение спорных вопросов 3.Работа с неблагополучными семьями 4.Проведение заседаний по распределению мест в детский сад | Члены попечительского совета |
3 | Родительский комитет | Повышение активности родителей в вопросах воспитания и развития детей | 1.Проведение групповых и общих родительских собраний 2.Избрание родительского комитета 3.Соствление плана работы 4.Создание семейных клубов. 5.Работа кружков «Игры и поделки всей семьей» 6.Организация выставок детских рисунков. 7.Изготовление семейных альбомов. 8.Проведение совместных праздников, соревнований. | Председатель родительского комитета |
4 | Совет педагогов | Организация воспитательно-образовательного процесса | 1.Анализ, оценка и планирование работы по воспитанию детей 2.Организация работы по повышению квалификации педагогов в форме проведение педагогических советов, обобщения опыта работы 3.Разработка апробация и экспертиза образовательных программ 4.Обсуждение и составление годового плана работы 5. Разработка программы кратковременного пребывания детей. 6.Анкетирование родителей по возникающим проблемам 7.Обновление информации в уголках для родителей 8.Проведение дней открытых дверей для родителей и учителей поселка. 9.Организация кружковой работы в детском саду. | Педагогический персонал учреждения |
5 | Комиссия по охране труда | Улучшение условий охраны труда, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний. | 1.Составление плана работы по охране труда 2.Проведение обучения сотрудников 3.Составление инструкций по охране труда на рабочем месте и в чрезвычайных ситуациях. 4. Проведение учебных тренировок в чрезвычайных ситуациях 5.Анализ деятельности учреждения 6.Подготовка материалов для аттестации рабочих мест 7.Разбор несчастных случаев на производстве. | Заместитель заведующей по безопасности |
6 | Комиссия по трудовым спорам | Соблюдение законодательства в учреждении | 1.Разработка положения о работе комиссии. 2.Заседание комиссии. 3.Оформление документации 4.Решение спорных вопросов | Члены комиссии |
7 | Аттестационная комиссия | Повышение профессионального мастерства педагогов | 1.Информация коллектива о процедуре аттестации 2.Разработка нормативных актов, связанных с вопросами аттестации. 3.Принятие заявлений 4.Подготовка материалов на аттестующих 5.Проведение аттестации и принятие решений. | Аттестационная комиссия |
8 | Психолого-медико-педагогический консилиум | Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников, связанных с отклонениями в развитии. | 1.Профилактика и предупреждение неблагополучия в психическом и речевом развитии. 2. Проведение обследования детей 3.Заседание с вынесение решений консилиума 4.Консультирование, работа с родителями. | Члены комиссии |
9 | Комиссия народного контроля | Соблюдение и выполнение режима работы дошкольного учреждения | 1.Составление плана контроля 2.Внесение проблемных вопросов на общее собрание 3. Проверка выполнения правил трудового распорядка | Члены комиссии |
10 | Комиссия по контролю за выполнением коллективного договора | Улучшение условий работы сотрудников | 1.Составление проекта коллективного договора 2.Контроль за соблюдение трудового законодательства 3.Обрашение к независимым юристам | Члены комиссии |
ПЕРСПЕКТИВЫ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ – это создание Управляющих советов в дошкольном учреждении
Актуальность: Анализ деятельности различных комиссий позволил сделать выводы, что у каждого совета свои цели и задачи, направления работы. В каждом совете свои члены и председатель. Порой не все понимают значение данных советов, в чем заключается их работа и взаимосвязь. Проанализировав, в нашем учреждении положения о самоуправлении, мы пришли к выводу, что подчас существующие положения не всегда полностью освещают направления работы и не имеют преемственности между собой.
Создание большого количества советов не несет результативность в управлении качеством образования. Поэтому возникла необходимость создания общего органа управления, в котором будут объединяться все категории прежних советов и быть помощниками в эффективной работе дошкольного учреждения.
Задачи:
1.
Привлечение дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения;
2. Легализации разных способов получения внебюджетных денег, привлечения средств спонсоров и родительских денег;
3.Активного привлечения общественности и родителей на выполнение текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий);
4.Защиты педагогических инноваций (получения обратной связи от родителей по вопросам организации учебного процесса в учреждении).
Причины, затрудняющие становление и развитие Управляющих советов:
Как любое что-то новое у нас воспринимается в «штыки», не понимая сути вещей, тем самым возникают ряд причин:
-нежелание меняться самим и боязнь, чего-то нового;
-отсутствие знаний по внедряющим понятиям;
- отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей и раскрывающей правовые механизмы создания и развития государственно-общественной системы управления образованием.
- авторитарность значительной части педагогов образовательных учреждений и систем, их нежелание поделиться частью своих властных полномочий с органами общественного управления и самоуправления;
- низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса, затрудняющий обретение ими законом определенных прав на участие в управлении образовательными учреждениями и системами;
- необходимость обучения родителей, общественности правовым и финансовым документам, поэтому лучше, чтобы в нем были люди с юридическим и экономическим образованием для строгого соблюдения законодательства;
- отсутствие социально-экономических стимулов у педагогических работников для развития общественной инициативы, самодеятельности и самоуправления обучающихся и их родителей (законных представителей) в сфере образования, и др.
Изучение мнения о формах самоуправления в дошкольном учреждении и анализ его результатов
Организация проведения опроса
Опрос участников образовательного процесса проходил на базе ИМДОУ центр развития ребенка- детский сад «Сказка» в декабре 2007 г.
Исследование проводилось в виде анкетирования педагогов, родителей, работников учреждения и общественности.
В нем приняли участие 38 педагогов, 3 члена общественности и 62 родителя.
Целью анкетирования было знание различных форм самоуправление, их целеполагание и изучение мнения о их влиянии на управление в ДОУ
Анализ результатов опроса.
После проведенной работы было выявлено, что 103 опрошенных:
- 19 человек, что составляет 18 %, знают о наличии различных форм управления, но путаются в том, какие функции они выполняют;
- 46 человек, что составляет 45%, вообще затрудняются ответить на поставленные вопросы;
- 38 человек, что составляет 37%, знают только о том совете, в котором сами находятся, и не имеют понятия, что делает другой совет.
- 50 человек, что составляет 49 %, хотят, чтобы был создан единый орган в управлении, который бы объединял, всех участников образовательного процесса.
Полученные результаты, позволяют сделать вывод о том, что те формы самоуправления, которые существуют в нашем ДОУ себя исчерпали, и не несут, той важной функции, которую должны выполнять в рамках новой государственной политики.
И очень скудные знания о формах самоуправления и государственно-общественного управления выявили необходимость обучения всех участников образовательного процесса.
Этапы внедрения Управляющих советов:
- Аналитический этап:
-создание рабочей группы по изучению нормативно-правовой базы;
-обучение рабочей группы нормативно-праовой документации;
-изучение нормативно-правовых документов;
-изучение мнения общественности, родителей.
-разработка первичных моделей Управляющих советов;
- Основной этап
-активная работа со средствами массовой информации;
- проведение обучающих семинаров;
-внесение изменение в Устав;
-разработка системы показателей оценки эффективности работы советов
- Реализующий этап
-выборы участников совета;
-разработка плана работы;
обучение членов совета, проведение заседаний;
-повышение качества предоставляемых услуг в дошкольном учреждении;
-создание собственно имиджа учреждения
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
№ | Мероприятия | Источник | 2007 | 2008 | 2009 |
1 | Разработка анкет, опросников для изучения мнения общественности | бюджет | 500 | 500 | 500 |
2 | Анкетирование участников образовательного процесса | спонсорство | 1000 | 500 | 500 |
3 | Проведение смотров-конкурсов | спонсорство | 1000 | 1000 | 1000 |
4 | Проведение рекламных акций о работе дошкольного учреждения | спонсорство | 1000 | 1000 | 1000 |
5 | Укрепление материально-технической базы | гранты, бюджет | 10000 | 10000 | 10000 |
6 | Обучающие семинары | бюджет | 500 | 500 | 500 |
7 | Курсы повышения квалификации | гранты | 3000 | 3000 | 3000 |
8 | Распространение опыта работы | гранты | 1000 | 1000 | 1000 |
9 | Выпуск печатной продукции | спонсорство | 1000 | 3000 | 3000 |
10 | Услуги юриста, нотариуса | аренда | 1000 | 1000 | 1000 |
11 | Поддержка инновационных проектов педагогических лидеров | спонсорство гранты | 5000 | 5000 | 5000 |
12 | Кружковая работа в учреждении | бюджет | 500 | 500 | 500 |
13 | Открытие платных дополнительных услуг | договор | - | - | 3000 |
На реализацию программы развития государственно-общественного управления по предварительным данным потребуется 82 500 руб.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Построение эффективной системы управления дошкольным учреждением в интересах ребёнка, общества и государства на основе оптимального сочетания государственных и общественных образовательных запросов.
Основные задачи : Защита педагогических инноваций (получение обратной связи от родителей по вопросам организации воспитатель-образовательного процесса; Привлечение дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения; Активное привлечение родителей и общественности на выполнение текущей работы (благоустройство, ремонт, организация мероприятий) Легализация разных способов получения внебюджетных денег, привлечение спонсоров и родительских денег; Организация вариативных форм дошкольного образования: групп кратковременного пребывания, групп подготовки детей к школе.
Этапы реализации : 1 этап-становление /2008 год/ Создание советов, выборы членов комиссий по вопросам самоуправления в дошкольном учреждении Изучение нормативно-правовой базы по данному вопросу, создание советов, выборы членов комиссий по вопросам самоуправления в дошкольном учреждении 2 этап –реализация решений /200 9 год/ Организация работы государственно-общественного управления в дошкольном учреждении: составление плана работы, разработка мероприятий, открытие групп кратковременного пребывания , работа по созданию банка инноваций 3 этап – формирование /20 10 год/ Поиск новых путей по развитию самоуправления в учреждении, повышение качества работы, анализ работы учреждения.
Мониторинг государственно-общественного управления : Отчет председателей совета ; Разработка опросников, анкет для выявления мнения о работе комиссий ; Анализ анкет и опросников Публичные отчеты Анализ деятельности учреждения по выполнению программы Победа в конкурсе профессионального мастерства Участие в приоритетном национальном проекте «Образование »
Советы самоуправления
Изучение мнения о работе различных советов самоуправления в ДОУ Из 103 опрошенных педагогов, родителей и общественности: 18% - знают о наличии различных форм самоуправления, но путают их функции. 45% - вообще затрудняются ответить на вопросы 37% - знают лишь о том, совете в котором сами находятся и не представляют, чем занимается другой совет 49% -хотят, чтобы был единый орган, который бы объединял всех участников образовательного процесса
Мероприятия Организация педагогических слушаний Обобщение и распространение педагогического опыта Издание печатной продукции Проведение смотров-конкурсов профессионального мастерства Обучение педагогов на курсах повышения квалификации Поощрение педагогического персонала за качество предоставляемых услуг Участие приоритетном национальном проекте «Образование» Создание рабочей группы по изучению нормативной базы Реклама в средствах массовой информации Проведение работы попечительского совета Создание Управляющих советов Проведение собраний
Составление плана работы Публичные слушания о деятельности учреждения Организация работы взаимодействия с предприятиями поселка Проведение агитпробегов Приглашение на выпускные праздники детей в школу Проведение юбилейных праздников детского сада Опрос общественности об открытие групп кратковременного пребывания Создание группы Организация работы в группе Обучение педагогов по программе кратковременного пребывания детей Открытие кружковой работы по запросу родителей Организация платных дополнительных услуг по запросу родителей
Перспективы – это создание Управляющего совета Коллегиальный орган государственно-общественного управления , состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательного учреждения. При этом оперативное управление, по-прежнему, остается в руках руководителя
Роль Управляющих Советов Стратегическая – разработка стратегии развития образовательного учреждения, определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ; Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и их участие в финансово–экономической деятельности школы, то есть КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ для ОБРАЗОВАНИЯ ; Информационная-координирующая – обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами с целью содействия развитию образования, то есть КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ
Управляющий Совет создается Для привлечения дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения; Для легализации разных способов получения внебюджетных денег, привлечения средств спонсоров и родительских денег; Для более активного привлечения общественности и родителей на выполнение текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий); Для защиты всякого рода педагогических инноваций (получения обратной связи от родителей и детей).
Общественный (Управляющий) Совет образовательного учреждения: 8(11) – 21(25) Работники ДОУ – не более 1/4 от всех членов Совета, из них не менее 2/3 педагогические работники; Заведующая – по должности Представитель учредителя – 1 человек Родители (законные Представители) от 1/3 до 1/2 всех членов Представители общественности Состав Управляющего Совета
Этапы внедрения Управляющих советов Аналитический - создание рабочей группы; -обучение рабочей группы; -изучение нормативно-правовой документации; -изучение мнения общественности, родителей; -разработка первичных моделей Управляющих советов Основной -активная работа со средствами массовой информации; -проведение обучающих семинаров; -внесение изменений в Устав; -разработка системы показателей оценки эффективности работы советов Реализующий -выборы членов совета; -разработка плана работы; -обучение, проведение заседаний; -создание собственного имиджа учреждения
Состав Управляющего совета Квота Количество при 11 членах Совета Количество по 25 членах Совета Работники ДОУ (до1/4) Из них педагоги, включая руководителя 3 (2) 6 (4) Представитель учредителя 1 1 Родители (от 1/3 до 1/2) 4 (3) 9 Представители общественности (выпускники, работодатели, общественные и научные деятели и т.д.) 1 7 (5) Итого: 9 23
Права членов Управляющих советов Члены Совета имеют право: – участвовать в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета; – инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета; – требовать и получать от администрации ДОУ, от членов Совета предоставления всей необходимой для работы Совета информации по вопросам компетенции Совета; – присутствовать на заседаниях педагогического совета и других органов самоуправления с правом совещательного голоса; – представлять Совет в составе экспертных комиссий по лицензированию и аттестации ДОУ, а также в конкурсной комиссии при замещении должности руководителя ДОУ (кроме членов Совета из числа работников ДОУ); – досрочно выйти из состава Совета.
Обязанности членов Управляющих советов Члены Совета обязаны: - принимать активное участие в деятельности Совета. Действовать при этом добросовестно, рассудительно и ответственно; - Присутствовать на всех заседаниях Совета, не пропускать их без уважительной причины. Член Совета может быть выведен из его состава за: - пропуск более двух заседаний без уважительной причины; - совершение аморального проступка, несовместимого с членством в Совете; - совершение противоправных действий, несовместимых с членством в Совете.
Ответственность членов Управляющих Советов Совет несет ответственность перед Учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Заведующая ДОУ вправе самостоятельно решать вопросы в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки. Учредитель вправе распустить Совет, если он: - не проводит свои заседания в течение полугода; - не выполняет свои функции; - принимает решения, противоречащие действующему законодательству России. В этом случае происходит: - либо формирование нового Совета по установленной процедуре; - либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данной ДОУ совета на определенный срок. В случае возникновения конфликта между Советом и заведующей ДОУ, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.
Основные полномочия Совета Исключительные полномочия Совета, которые определяются следующими словами: Совместные полномочия с заведующей, которые определяются следующими словами: Утверждает; Устанавливает; Определяет; Принимает решение. Согласовывает; Содействует; Координирует; Рекомендует; Ходатайствует; Предлагает.
Основные полномочия Совета: 1. В определении путей развития образовательного учреждения: утверждает программу развития ДОУ; утверждает внесение изменений и дополнений в Устав ДОУ с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации; представляет ДОУ по вопросам своей компетенции в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.
Основные полномочия Совета: 2. В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет: устанавливает режим занятий детей; определяет время начала и окончания занятий; осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и развития; содействует деятельности педагогических организаций и методических объединений; ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в ДОУ.
Основные полномочия Совета: 3. В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет: утверждает сметы расходования средств, полученных ДОУ от уставной приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ДОУ, определяет цели и направления их расходования; дает согласие на сдачу в аренду ДОУ в установленном порядке закрепленных за ней объектов собственности; заслушивает и утверждает отчет заведующей ДОУ по итогам воспитательно-образовательного процесса и финансового года.
Основные полномочия Совета: 4. В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса совет: рассматривает жалобы и заявления родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала и принимает по ним решения; дает рекомендации заведующей ДОУ по вопросам заключения коллективного договора; ходатайствует при наличии оснований перед заведующей о расторжении трудового договора с работниками ; ходатайствует при наличии оснований перед учредителем ДОУ о расторжении трудового договора с заведующей ДОУ; вносит учредителю предложения о поощрении работников и заведующей ДОУ.
Основные полномочия Совета: 5. В сфере разработки и принятия локальных актов Совет утверждает: Положение "О порядке приема детей в ДОУ"; "Правила внутреннего трудового распорядка; Положение "О принципах взаимоотношений участников образовательного процесса при осуществлении совместной образовательной деятельности"; Положение "О порядке оказания дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг"; Положение "Об управляющем совете ДОУ"; Положение "О родительских комитетах ДОУ, родительских собраниях и конференциях";
Желаем успехов в развитии государственно-общественного управления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родитель и детский сад: развитие государственно-общественного управления
Проект на московский городской конкурс "Детский сад для всех и каждого" - 2012 год. Номинация "Родитель и детский сад: развитие государственно-общественного управления"...
Опыт деятельности государственно - общественного управления образовательной организацией
Государственно-общественное управление - это тип управления, при котором субъекты, осуществляющие политику в области образования, и образовательные организации осуществляют постоянное взаим...
Проектная работа «Социальное партнерство в условиях государственно-общественного образовательного управления в ДОО."
Представляю вам материал, подготовленный мною по результатам прохождения курсов повышения квалификации....
Опыт работы деятельности государственно-общественного управления в МАДОУ ДС №62 "Журавушка"
О функциях управления и полномочиях органа государственно-общественного управления образовательной организацией....
"Эффективное взаимодействие ради здоровья детей: опыт работы государственно-общественного управления в дошкольном учреждении"
Практика представляет опыт работы дошкольного учреждения по взаимодействию с родительской общественностью, социальными институтами в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Модель упр...
Опыт работы по государственно -общественному управлению в дошкольном учреждении
Представлена структура государственно -общественного управления...
Проектное управление в дошкольной образовательной организации в условиях реализации государственно-общественного управления
Проектное управление в дошкольной образовательной организации в условиях реализации государственно-общественного управления...