Проектная работа «Социальное партнерство в условиях государственно-общественного образовательного управления в ДОО."
методическая разработка по теме

Михайлова Ирина Илаевна

Представляю вам материал, подготовленный мною по результатам прохождения курсов повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mikhaylova_2.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ ДПО  "ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №152 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА" АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ

Проектная работа

«Социальное партнерство в условиях государственно-общественного образовательного управления в ДОО."

По результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по теме "Профессиональная компетентность работников дошеольных образовательных организаций в условиях государственно-общественного управления"

Выполнила:

 слушатель Михайлова Ирина Илаевна

Проектная работа допущена к защите

Руководитель

Старший преподаватель кафедры

 дошкольного и начального образования

Республики Татарстан

__________________ И.Т.Сабдиева.

Актуальность

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. (Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761) одной из задач государства выдвигает формирование новой общественно- государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение. Среди прочих мер, стратегия определяет внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.

ФГОС дошкольного образования закрепляют необходимость расширения сфер самореализации дошкольников в специальных организациях и объединениях. Следовательно, расширение взаимодействия с детскими общественными объединениями и организациями по вопросам обучения и воспитания детей – одна из форм модернизации системы образования.

Социальное партнерство в обществе основывается, прежде всего, на готовности участников взаимодействия к выявлению, определению и согласованию общих целей. По этому показателю для детей ДОУ ближе всего цели учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, реализующих социальные функции содействия самореализации, создания условий для познания.

В реальности новых федеральных стандартов детский сад также становится одним из основных социальных партнеров сторонних детских объединений, так как введение их направлено на обеспечение «демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления» и на получение личностных результатов образования на каждой ступени, которые включают освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей и др.

Следующим условием эффективного взаимодействия партнеров является признание их равноправия и самостоятельности в принятии решений. Здесь ДОУ испытывают трудности, так как равноправие и самостоятельность ДОУ весьма зависимы от позиции руководителей, этапа развития и подготовленности участников осуществлять совместную деятельность, самоуправление и координацию, разработку и реализацию проектов.

С нашей точки зрения, как педагогическое явление взаимодействие детского сада с социальными партнерами – это специально созданные условия для совместной деятельности участников детского общественного объединения и участников организации-партнера. Известны научно обоснованные модели взаимодействия детских организаций с государственными структурами (Е. Е. Чепурных), с органами управления образованием (Е. Л. Родионова), с образовательными учреждениями (А. В. Волохов).

Согласно результатам исследований А. В. Волохова, основными условиями взаимодействия двух социально ориентированных и педагогически целесообразных для ребенка систем являются:

  • учет интересов и потребностей детей,
  • предоставление каждому участнику воспитательно-образовательного процесса возможностей помощи в саморегуляции в широком спектре форм деятельности;
  • продуманная деятельность органов управления как в системе учреждений образования, так и в детских общественных объединениях и организациях, действующих на их базах;
  • защита интересов и прав всех членов организации;
  • доверие лидерам организации;
  • преемственность деятельности общественных объединений и организаций в системе общего (дошкольного), специального и дополнительного образования;
  • необходимость расширения базы детских организаций в системе образования.

При этом целесообразно на уровне учреждения образования осуществлять:

  • развитие форм детской, родительской инициативы и самодеятельности;
  • обеспечение единства и взаимосвязи управления в образовательных учреждениях;
  • предоставление специальных помещений для внеучебных мероприятий самого детского объединения и для программной деятельности, включающих всех воспитанников ДОУ;
  • оказание повседневной помощи ребенку в развитие его личностного, общественного и творческого потенциала.

Практика демонстрирует несколько типов взаимодействия ДОУ с партнерами, которые могут по-разному влиять на самореализацию их участников.

1. Разовые контакты. Субъекты привлекают некоторые ресурсы друг друга: помещение, методическую, консультативную помощь, человеческие ресурсы. Реализуют кратковременные проекты. Взаимодействие, характеризующееся разовыми контактами, нельзя считать эффективным, так как отсутствует необходимое педагогическое условие – системность.

2. Системное взаимодействие. Субъекты ориентированы друг на друга в долгосрочном планировании. Существуют договоренности о совместной деятельности, закрепленные в документах (договорах, соглашениях). Взаимодействие может отличаться более или менее интенсивным педагогическим управлением.

3. Интеграция. Еще один тип взаимодействия представляет собой интегративные формы общественной организации в качестве детского объединения в структуре образовательного учреждения и учреждения  культуры.

Достаточно часто встречаются примеры первого и третьего типов. В рамках каждого из этих типов различается готовность субъектов к взаимодействию.

Цель проекта: Объединить усилия ДОУ с учреждениями дополнительного образования детей: МДОБУ Детский сад №11 и МБУ «Централизованная библиотечная система» ГО г.Нефтекамск Центральной детской и юношеской библиотекой для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.

Задачи проекта: 

  • методическое обеспечение образовательного процесса;
  • социализация детей в общество;
  • формирование у детей общей культуры ( правил поведения в учреждениях культуры, этики общения и т.д.);
  • повышение читательской и педагогической компетентности родителей;
  • читательское развитие детей;
  • содействие в вопросах нравственного, эстетического, экологического воспитания;
  • обогащение представлений детей о профессии «библиотекарь»;
  • оказание детям психологической помощи средствами чтения и др.

Тип пректа: долгосрочный( октябрь-апрель).

Участники: дети, родители,воспитатели,социальный педагог, сотрудники библиотеки.

Предпологаемый результат: организация цикла совместных с сотрудниками библиотеки мероприятий, направленных на воспитание у детей любви и интереса к книгам, формирование у  подрастающего поколения положительного образа сверстников с ограниченными возможностями здоровья, позволяющих улучшить условия социализации детей -инвалидов. В результате-максимальное количество семей воспитанников, записавшихся в детскую библиотеку.

Этапы реализации проекта.

1 этап.

Анкетирование родителей.

Беседы на тему: «Как появилась первая книга»,  «Где появился первый печатный станок»,  «Любимые книги разных стран».

С\р игра «Библиотека», С\р игра «Книжный магазин».

Дидактические игры: «От каждого по словечку» , «Задай вопрос герою».

Развивающие игры: «Закончи сказку», «Придумай новый конец сказки», «Хорошо-плохо».

2 этап

1) Экскурсия  в МБУ Централизованная библиотечная система ГО г. Нефтекамск.

2)Участие в мероприятии для детей-инвалидов «Дари добро».

3) Изготовление тактильной книги для слабовидящих детей.

4)Участие  в новогоднем утреннике

5)Конкурс чтецов - участие.

3 этап

Подведение итогов.

Содержание работы

Так случилось, что мою группу прошлогоднего выпуска посещали несколько детей – инвалидов. Планируя ежедневную работу в группе, я конечно же задумывалась, как организовать деятельность детей с учетом их индивидуальных возможностей. Я строила совместную деятельность, привлекая к непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда, физинструктора и музработника. Огромную помощь оказала социальный педагог ДОУ, которая уже не первый год сотрудничает с МБУ «Централизованная библиотечная система» ГО г. Нефтекамск Центральной детской и юношеской библиотекой.

 Мероприятия, в которых мы принимали участие совместно с библиотечным центром, проводились с целью формирования у подрастающего поколения положительного образа сверстников с ограниченными возможностями здоровья, позволяющих улучшить условия социализации детей-инвалидов.

Мы принимали участие в различных чтениях, соревнованиях, лекциях, беседах, экскурсиях и благотворительных акциях.

Так в ходе Благотворительной акции «Дарите добро» участникам необходимо было собрать для детей-воспитанников интерната канцелярские товары, игры и игрушки. Для проведения этой работы я привлекала родителей, и в результате мы собрали много интересных и полезных книг, игр и игрушек. Для вручения собранных материалов нас пригласили на торжественное мероприятие.  Вручение проходило вздании библиотечного центра, где присутствовали знаменитые люди города и дети-воспитанники школы-интерната.  Наши дети познакомились с ребятами из школы-интерната, с детьми-инвалидами и увидели, что, несмотря на свои болезни, они любят жизнь и умеют радоваться ей.

Теперь я с моим новым набором являемся частыми посетителями библиотеки, где не только читаем книги. Здесь мы весело проводим время в Игровой комнате, принимаем участие в развлекательных мероприятиях для детей и получаем квалифицированную помощь специалистов.  

Консультируя родителей детей, я обязательно рассказываю им о своей дружбе с библиотекой, акцентирую внимание на необходимости разностороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  

Я буду продолжать крепить дружбу детей с нашей библиотекой. У нас много планов на будущее. И я думаю, что вместе мы сможем многое.

Результаты:

  • Мои наблюдения показали, что дети с удовольствием посещают библиотеку, читают книги и беседуют о прочитанном.
  • Здесь они учатся высказывать свое мнение, выражать свое отношение к миру, у них появляется тяга к общению, к дружбе.
  • Участвуя вместе с взрослыми (родителями и педагогами) в праздниках, фестивалях, конкурсах, в познавательно-развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими. Им есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком-то заботу. Бывая со своими творческими работами на конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что их работа не хуже других. И тогда в глазах появятся блеск, а на лицах – улыбка.
  • А в разговорах с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья чувствуется пусть и робкая, но надежда: не все так безнадежно! И тихая затаенная радость за успех своего ребенка. Так естественно происходит социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среде сверстников.

       

Используемая литература:

  • Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 3 – Том II (Психолого-педагогические науки);  © Гусева Н. А., 2012 , 214 Н. А. Гусева, УДК 37.04, Н. А. Гусева.
  • Волохов, А. В. Основные проблемы социализации детей в условиях детской общественной организации и модели взаимодействия детских объединений и образовательных учреждений: аннотация программы [Электронный ресурс]. – Сайт ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи». – М., 2004 г. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство в условиях государственно-общественного характера дошкольного образования

Социальное партнерство в условиях государственно-общественного характера дошкольного образования...

Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

В статье  рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....

«Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста»

В статье представлен опыт работы детского сада по эффективному взаимодействию с социальным партнёром ОДБ№11 г.о.Тольятти.Современное дошкольное учреждение нацелено, прежде всего, на достижение с...

Социальное партнерство как ресурс государственного общественного управления в дошкольном образовательном учреждении в период инновационной деятельности.

Таким образом, социальное партнерство ДОУ как ресурс государственного общественного управления способствует дальнейшему развитию дошкольного учреждения, совершенствованию вариативных форм дошкольного ...

Социальное партнерство как ресурс государственного общественного управления в дошкольном образовательном учреждении в период инновационной деятельности.

Таким образом, социальное партнерство ДОУ как ресурс государственного общественного управления способствует дальнейшему развитию дошкольного учреждения, совершенствованию вариативных форм дошкольного ...

Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...

Система организации экологического воспитания детей 5-6 лет «Природа Шатков глазами детей» на основе регионального компонента через социальное партнерство в условиях детского сада.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающ...