Проектная работа «Социальное партнерство в условиях государственно-общественного образовательного управления в ДОО."
методическая разработка по теме
Представляю вам материал, подготовленный мною по результатам прохождения курсов повышения квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ ДПО "ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №152 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА" АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ
Проектная работа
«Социальное партнерство в условиях государственно-общественного образовательного управления в ДОО."
По результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по теме "Профессиональная компетентность работников дошеольных образовательных организаций в условиях государственно-общественного управления"
Выполнила:
слушатель Михайлова Ирина Илаевна
Проектная работа допущена к защите
Руководитель
Старший преподаватель кафедры
дошкольного и начального образования
Республики Татарстан
__________________ И.Т.Сабдиева.
Актуальность
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. (Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761) одной из задач государства выдвигает формирование новой общественно- государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение. Среди прочих мер, стратегия определяет внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
ФГОС дошкольного образования закрепляют необходимость расширения сфер самореализации дошкольников в специальных организациях и объединениях. Следовательно, расширение взаимодействия с детскими общественными объединениями и организациями по вопросам обучения и воспитания детей – одна из форм модернизации системы образования.
Социальное партнерство в обществе основывается, прежде всего, на готовности участников взаимодействия к выявлению, определению и согласованию общих целей. По этому показателю для детей ДОУ ближе всего цели учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, реализующих социальные функции содействия самореализации, создания условий для познания.
В реальности новых федеральных стандартов детский сад также становится одним из основных социальных партнеров сторонних детских объединений, так как введение их направлено на обеспечение «демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления» и на получение личностных результатов образования на каждой ступени, которые включают освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей и др.
Следующим условием эффективного взаимодействия партнеров является признание их равноправия и самостоятельности в принятии решений. Здесь ДОУ испытывают трудности, так как равноправие и самостоятельность ДОУ весьма зависимы от позиции руководителей, этапа развития и подготовленности участников осуществлять совместную деятельность, самоуправление и координацию, разработку и реализацию проектов.
С нашей точки зрения, как педагогическое явление взаимодействие детского сада с социальными партнерами – это специально созданные условия для совместной деятельности участников детского общественного объединения и участников организации-партнера. Известны научно обоснованные модели взаимодействия детских организаций с государственными структурами (Е. Е. Чепурных), с органами управления образованием (Е. Л. Родионова), с образовательными учреждениями (А. В. Волохов).
Согласно результатам исследований А. В. Волохова, основными условиями взаимодействия двух социально ориентированных и педагогически целесообразных для ребенка систем являются:
- учет интересов и потребностей детей,
- предоставление каждому участнику воспитательно-образовательного процесса возможностей помощи в саморегуляции в широком спектре форм деятельности;
- продуманная деятельность органов управления как в системе учреждений образования, так и в детских общественных объединениях и организациях, действующих на их базах;
- защита интересов и прав всех членов организации;
- доверие лидерам организации;
- преемственность деятельности общественных объединений и организаций в системе общего (дошкольного), специального и дополнительного образования;
- необходимость расширения базы детских организаций в системе образования.
При этом целесообразно на уровне учреждения образования осуществлять:
- развитие форм детской, родительской инициативы и самодеятельности;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления в образовательных учреждениях;
- предоставление специальных помещений для внеучебных мероприятий самого детского объединения и для программной деятельности, включающих всех воспитанников ДОУ;
- оказание повседневной помощи ребенку в развитие его личностного, общественного и творческого потенциала.
Практика демонстрирует несколько типов взаимодействия ДОУ с партнерами, которые могут по-разному влиять на самореализацию их участников.
1. Разовые контакты. Субъекты привлекают некоторые ресурсы друг друга: помещение, методическую, консультативную помощь, человеческие ресурсы. Реализуют кратковременные проекты. Взаимодействие, характеризующееся разовыми контактами, нельзя считать эффективным, так как отсутствует необходимое педагогическое условие – системность.
2. Системное взаимодействие. Субъекты ориентированы друг на друга в долгосрочном планировании. Существуют договоренности о совместной деятельности, закрепленные в документах (договорах, соглашениях). Взаимодействие может отличаться более или менее интенсивным педагогическим управлением.
3. Интеграция. Еще один тип взаимодействия представляет собой интегративные формы общественной организации в качестве детского объединения в структуре образовательного учреждения и учреждения культуры.
Достаточно часто встречаются примеры первого и третьего типов. В рамках каждого из этих типов различается готовность субъектов к взаимодействию.
Цель проекта: Объединить усилия ДОУ с учреждениями дополнительного образования детей: МДОБУ Детский сад №11 и МБУ «Централизованная библиотечная система» ГО г.Нефтекамск Центральной детской и юношеской библиотекой для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.
Задачи проекта:
- методическое обеспечение образовательного процесса;
- социализация детей в общество;
- формирование у детей общей культуры ( правил поведения в учреждениях культуры, этики общения и т.д.);
- повышение читательской и педагогической компетентности родителей;
- читательское развитие детей;
- содействие в вопросах нравственного, эстетического, экологического воспитания;
- обогащение представлений детей о профессии «библиотекарь»;
- оказание детям психологической помощи средствами чтения и др.
Тип пректа: долгосрочный( октябрь-апрель).
Участники: дети, родители,воспитатели,социальный педагог, сотрудники библиотеки.
Предпологаемый результат: организация цикла совместных с сотрудниками библиотеки мероприятий, направленных на воспитание у детей любви и интереса к книгам, формирование у подрастающего поколения положительного образа сверстников с ограниченными возможностями здоровья, позволяющих улучшить условия социализации детей -инвалидов. В результате-максимальное количество семей воспитанников, записавшихся в детскую библиотеку.
Этапы реализации проекта.
1 этап.
Анкетирование родителей.
Беседы на тему: «Как появилась первая книга», «Где появился первый печатный станок», «Любимые книги разных стран».
С\р игра «Библиотека», С\р игра «Книжный магазин».
Дидактические игры: «От каждого по словечку» , «Задай вопрос герою».
Развивающие игры: «Закончи сказку», «Придумай новый конец сказки», «Хорошо-плохо».
2 этап
1) Экскурсия в МБУ Централизованная библиотечная система ГО г. Нефтекамск.
2)Участие в мероприятии для детей-инвалидов «Дари добро».
3) Изготовление тактильной книги для слабовидящих детей.
4)Участие в новогоднем утреннике
5)Конкурс чтецов - участие.
3 этап
Подведение итогов.
Содержание работы
Так случилось, что мою группу прошлогоднего выпуска посещали несколько детей – инвалидов. Планируя ежедневную работу в группе, я конечно же задумывалась, как организовать деятельность детей с учетом их индивидуальных возможностей. Я строила совместную деятельность, привлекая к непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда, физинструктора и музработника. Огромную помощь оказала социальный педагог ДОУ, которая уже не первый год сотрудничает с МБУ «Централизованная библиотечная система» ГО г. Нефтекамск Центральной детской и юношеской библиотекой.
Мероприятия, в которых мы принимали участие совместно с библиотечным центром, проводились с целью формирования у подрастающего поколения положительного образа сверстников с ограниченными возможностями здоровья, позволяющих улучшить условия социализации детей-инвалидов.
Мы принимали участие в различных чтениях, соревнованиях, лекциях, беседах, экскурсиях и благотворительных акциях.
Так в ходе Благотворительной акции «Дарите добро» участникам необходимо было собрать для детей-воспитанников интерната канцелярские товары, игры и игрушки. Для проведения этой работы я привлекала родителей, и в результате мы собрали много интересных и полезных книг, игр и игрушек. Для вручения собранных материалов нас пригласили на торжественное мероприятие. Вручение проходило вздании библиотечного центра, где присутствовали знаменитые люди города и дети-воспитанники школы-интерната. Наши дети познакомились с ребятами из школы-интерната, с детьми-инвалидами и увидели, что, несмотря на свои болезни, они любят жизнь и умеют радоваться ей.
Теперь я с моим новым набором являемся частыми посетителями библиотеки, где не только читаем книги. Здесь мы весело проводим время в Игровой комнате, принимаем участие в развлекательных мероприятиях для детей и получаем квалифицированную помощь специалистов.
Консультируя родителей детей, я обязательно рассказываю им о своей дружбе с библиотекой, акцентирую внимание на необходимости разностороннего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Я буду продолжать крепить дружбу детей с нашей библиотекой. У нас много планов на будущее. И я думаю, что вместе мы сможем многое.
Результаты:
- Мои наблюдения показали, что дети с удовольствием посещают библиотеку, читают книги и беседуют о прочитанном.
- Здесь они учатся высказывать свое мнение, выражать свое отношение к миру, у них появляется тяга к общению, к дружбе.
- Участвуя вместе с взрослыми (родителями и педагогами) в праздниках, фестивалях, конкурсах, в познавательно-развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими. Им есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком-то заботу. Бывая со своими творческими работами на конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что их работа не хуже других. И тогда в глазах появятся блеск, а на лицах – улыбка.
- А в разговорах с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья чувствуется пусть и робкая, но надежда: не все так безнадежно! И тихая затаенная радость за успех своего ребенка. Так естественно происходит социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среде сверстников.
Используемая литература:
- Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 3 – Том II (Психолого-педагогические науки); © Гусева Н. А., 2012 , 214 Н. А. Гусева, УДК 37.04, Н. А. Гусева.
- Волохов, А. В. Основные проблемы социализации детей в условиях детской общественной организации и модели взаимодействия детских объединений и образовательных учреждений: аннотация программы [Электронный ресурс]. – Сайт ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи». – М., 2004 г. –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/14/picture-642233-1434278452.jpg)
Социальное партнерство в условиях государственно-общественного характера дошкольного образования
Социальное партнерство в условиях государственно-общественного характера дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-371592-1387636353.jpg)
Статья "ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"
В статье рассматривается актуальная проблема социального партнерства как условие эффективного взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в поликультурной образовательной среде....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/08/picture-983763-1512748971.jpg)
«Социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста»
В статье представлен опыт работы детского сада по эффективному взаимодействию с социальным партнёром ОДБ№11 г.о.Тольятти.Современное дошкольное учреждение нацелено, прежде всего, на достижение с...
Социальное партнерство как ресурс государственного общественного управления в дошкольном образовательном учреждении в период инновационной деятельности.
Таким образом, социальное партнерство ДОУ как ресурс государственного общественного управления способствует дальнейшему развитию дошкольного учреждения, совершенствованию вариативных форм дошкольного ...
Социальное партнерство как ресурс государственного общественного управления в дошкольном образовательном учреждении в период инновационной деятельности.
Таким образом, социальное партнерство ДОУ как ресурс государственного общественного управления способствует дальнейшему развитию дошкольного учреждения, совершенствованию вариативных форм дошкольного ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-500870-1615875754.jpg)
Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста
Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/16/picture-1444088-1671169344.jpg)
Система организации экологического воспитания детей 5-6 лет «Природа Шатков глазами детей» на основе регионального компонента через социальное партнерство в условиях детского сада.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающ...