Переход системы образования через инновационный подход.
статья по теме

Кудрявцева Наталия Владимировна

 

Сегодня инновации понимаются как инструмент преобразования педагогами собственной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Переход системы образования через инновационный подход.

Переход системы образования на новое качественное состояние должен осуществляться через освоение новшеств, через инновационный подход. При этом в режиме инноваций работа должна оцениваться по следующим критериям:

Эффективность для воспитанника ДОУ:

Положительная динамика состояния здоровья, обучения, воспитания,

Подход к каждому ребенку – дифференцированный.

Для родителей воспитанников ДОУ:

Информированность о нововведениях, о состоянии дел в ДОУ,

Положительная оценка деятельности педагогов,

Желание и готовность помогать педагогам, детям.

Для педагогов:

Изменение мотивов деятельности, активности в самообразовательной деятельности,

Повышение образовательного уровня, квалификации.

Как показывает практика, сам механизм включения инновационных педагогических технологий в практику зависит от подготовки педагогов, способных преобразовывать свою профессиональную деятельность. Но знание о нововведениях и иногда и  инновационные умения не всегда являются гарантией их применения. Так, например, как отмечают многие исследователи, психологи «при распространении новшеств существует закономерность изменения, преобразования идей по пути от теоретиков и новаторов к массовому сознанию и педагогической работе».

Принятие или непринятие педагога нововведений определяется его установками на себя как педагога, на деятельность, на ребенка. В каждой из них выделяются эмоциональная и поведенческая составляющие. Педагог не склонен принимать данное новшество, если его установки противоречат предлагаемому нововведению. В психологической литературе используется понятие антиинновационного барьера, которое показывает состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности, в данном случае педагога, в ситуации изменений. А значит,  препятствует выполнению им тех или иных действий.

 Отчего зависит психологический внутриличностный барьер? Он обусловлен как индивидуальными особенностями педагога, так и социально-психологическими чертами педагогического сообщества.  Относительно конкретных инноваций  такие педагоги  используют « защитные высказывания», которые содержат стереотипы:  «Да, но…может быть», «Это  не получится», «Есть и другие идеи», «Это не решает наших главных проблем», «Здесь не все равноценно», «Это требует доработки».  Именно механизмы психологической защиты, главной целью которых является достижение  целостности внутреннего мира, устранение тревоги и напряженности, воссоздание нарушенного равновесия являются  способом преодоления антиинновационного барьера.

Какие существуют подходы к нахождению способов преодоления антиинновационных барьеров?

 Конечно же, это и повышения квалификации педагога, и  развитие креативности,  и  совершенствование психологической устойчивости личности. Понятно, что  направленность  личности педагога во многом определяется развитием его ценностной сферы: как он относится к самому себе, ставит цели, оценивает способы деятельности, контролирует  результаты, изменять приемы и методы.

Психолог ДОУ обязан помочь педагогу в личностном осмыслении, помочь  соотнести желаемый образ с реальным состоянием педагогической действительности и постановкой проблем. Это, прежде всего, диалогичность, т. е. принятие других, а значит и эмпатия, терпимость и толерантность, готовность учиться у других. Далее – конечно же, гибкость, способность ориентироваться в новой ситуации, креативность. Третье условие – технологическое обеспечение (учебно-методический комплекс). Для этих целей каждый психолог должен иметь в своем арсенале комплект  активных форм проведения занятий: деловых и организационно-деятельностных,  проблемно-ситуативных, диагностико-рефлексивных игр, педагогических мастерских, представленных банком тренингов.

Такой подход помогает избавиться от стереотипов, способствует преодолению отчуждения от своего труда и ориентации на формальные результаты, а значит  преодолеть антиинновационные барьеры. Ведь повышение мотивов профессиональной деятельности, совершенствование себя, выработка установки сотрудничества и принятия, эмпатическое понимание, диалог, открытость во взаимодействии  являются показателями эффективности проведенной работы. Именно развитие психологической устойчивости личности педагога является одним из эффективных способов конструктивного преодоления антиинновационных барьеров.

Список литературы:

Жук, А.И. Теоретические основы деятельности института повышения квалификации как центра развития образовательной практики: Дис. докт. пед.наук: 13.00.01. Мин-во образования Респ. Беларусь, Бел.гос.ун-т. – Мн., 1998.

Крупник, Е.П. Психологическая устойчивость учителя как условие преодоления инновационных барьеров в его профессиональной деятельности / Е.П.Крупник, Н.А.Подымов // Мир психологии. – 1999. - № 2 (18).

Поляков, С.Д. В поисках педагогической инноватики / С.Д.Поляков. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к организации самообразовательной деятельности в системе повышения профкомпетентности педагогов

Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо  організації  цього проц...

"Инновационные подходы к организации самообразовательной работы в системе повышения профессиональной компетентности педагога"

Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо  організації  цього проц...

ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей сре...

Статья на тему: «Инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования»

В статье описываются возможжные инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования...

Конспект "Инновационные подходы в музыкальном образовании детей дошкольного возраста через восприятие музыки"

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Музыка  является одним из самых богатых и сам...

Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.

Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.Ми...

ПРОЕКТ «Инновационный подход к созданию РППС в условиях перехода к ФГОС»

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию   инновационной модели современной предметно-пространственной развиваю...