Переход системы образования через инновационный подход.
статья по теме
Сегодня инновации понимаются как инструмент преобразования педагогами собственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perehod_sistemy_obrazovaniya_cherez_innovacionnyy_podhod.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Переход системы образования через инновационный подход.
Переход системы образования на новое качественное состояние должен осуществляться через освоение новшеств, через инновационный подход. При этом в режиме инноваций работа должна оцениваться по следующим критериям:
Эффективность для воспитанника ДОУ:
Положительная динамика состояния здоровья, обучения, воспитания,
Подход к каждому ребенку – дифференцированный.
Для родителей воспитанников ДОУ:
Информированность о нововведениях, о состоянии дел в ДОУ,
Положительная оценка деятельности педагогов,
Желание и готовность помогать педагогам, детям.
Для педагогов:
Изменение мотивов деятельности, активности в самообразовательной деятельности,
Повышение образовательного уровня, квалификации.
Как показывает практика, сам механизм включения инновационных педагогических технологий в практику зависит от подготовки педагогов, способных преобразовывать свою профессиональную деятельность. Но знание о нововведениях и иногда и инновационные умения не всегда являются гарантией их применения. Так, например, как отмечают многие исследователи, психологи «при распространении новшеств существует закономерность изменения, преобразования идей по пути от теоретиков и новаторов к массовому сознанию и педагогической работе».
Принятие или непринятие педагога нововведений определяется его установками на себя как педагога, на деятельность, на ребенка. В каждой из них выделяются эмоциональная и поведенческая составляющие. Педагог не склонен принимать данное новшество, если его установки противоречат предлагаемому нововведению. В психологической литературе используется понятие антиинновационного барьера, которое показывает состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности, в данном случае педагога, в ситуации изменений. А значит, препятствует выполнению им тех или иных действий.
Отчего зависит психологический внутриличностный барьер? Он обусловлен как индивидуальными особенностями педагога, так и социально-психологическими чертами педагогического сообщества. Относительно конкретных инноваций такие педагоги используют « защитные высказывания», которые содержат стереотипы: «Да, но…может быть», «Это не получится», «Есть и другие идеи», «Это не решает наших главных проблем», «Здесь не все равноценно», «Это требует доработки». Именно механизмы психологической защиты, главной целью которых является достижение целостности внутреннего мира, устранение тревоги и напряженности, воссоздание нарушенного равновесия являются способом преодоления антиинновационного барьера.
Какие существуют подходы к нахождению способов преодоления антиинновационных барьеров?
Конечно же, это и повышения квалификации педагога, и развитие креативности, и совершенствование психологической устойчивости личности. Понятно, что направленность личности педагога во многом определяется развитием его ценностной сферы: как он относится к самому себе, ставит цели, оценивает способы деятельности, контролирует результаты, изменять приемы и методы.
Психолог ДОУ обязан помочь педагогу в личностном осмыслении, помочь соотнести желаемый образ с реальным состоянием педагогической действительности и постановкой проблем. Это, прежде всего, диалогичность, т. е. принятие других, а значит и эмпатия, терпимость и толерантность, готовность учиться у других. Далее – конечно же, гибкость, способность ориентироваться в новой ситуации, креативность. Третье условие – технологическое обеспечение (учебно-методический комплекс). Для этих целей каждый психолог должен иметь в своем арсенале комплект активных форм проведения занятий: деловых и организационно-деятельностных, проблемно-ситуативных, диагностико-рефлексивных игр, педагогических мастерских, представленных банком тренингов.
Такой подход помогает избавиться от стереотипов, способствует преодолению отчуждения от своего труда и ориентации на формальные результаты, а значит преодолеть антиинновационные барьеры. Ведь повышение мотивов профессиональной деятельности, совершенствование себя, выработка установки сотрудничества и принятия, эмпатическое понимание, диалог, открытость во взаимодействии являются показателями эффективности проведенной работы. Именно развитие психологической устойчивости личности педагога является одним из эффективных способов конструктивного преодоления антиинновационных барьеров.
Список литературы:
Жук, А.И. Теоретические основы деятельности института повышения квалификации как центра развития образовательной практики: Дис. докт. пед.наук: 13.00.01. Мин-во образования Респ. Беларусь, Бел.гос.ун-т. – Мн., 1998.
Крупник, Е.П. Психологическая устойчивость учителя как условие преодоления инновационных барьеров в его профессиональной деятельности / Е.П.Крупник, Н.А.Подымов // Мир психологии. – 1999. - № 2 (18).
Поляков, С.Д. В поисках педагогической инноватики / С.Д.Поляков. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к организации самообразовательной деятельности в системе повышения профкомпетентности педагогов
Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо організації цього проц...
"Инновационные подходы к организации самообразовательной работы в системе повышения профессиональной компетентности педагога"
Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо організації цього проц...
ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей сре...
Статья на тему: «Инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования»
В статье описываются возможжные инновационные подходы к развитию современной системы дошкольного образования...
Конспект "Инновационные подходы в музыкальном образовании детей дошкольного возраста через восприятие музыки"
Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Музыка является одним из самых богатых и сам...
Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.
Инклюзивное образование – как инновационный проект в системе дошкольного образования.Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.Ми...
ПРОЕКТ «Инновационный подход к созданию РППС в условиях перехода к ФГОС»
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развиваю...