Теоретико-практический семинар с педагогами ДОУ "Технология системы закаливания в ДОУ"
методическая разработка по теме
Одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений является здоровье воспитанников. Необходимым становится поиск эффективных путей сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из них является - закаливание организма.
Данный материал включает теретические основы по закаливанию дошкольников в условиях ДОУ. Раскрыта технология контрастного водного закаливания.
В практической части семинара описан игровой массаж с использованием адаптированного варианта спецзакаливания детей по методике А.Уманской и К.Динейки:
- Закаливающее дыхание
- Массаж рук
- Массаж ушных раковин
- Закаливающий массаж ступней ног
- Обширное умывание
- Босохождение
Приложение к семинару включает методические рекомендации по проведению закаливающих процедур в ДОУ.
Материалы семинара будут полезны старшим воспитателям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений в работе по оздоровлению воспитанников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_tehnologiya_sistemy_zakalivaniya_v_dou_.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г.ВОРКУТЫ
ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Тема: «Технология системы закаливания в ДОУ»
Е.А.Нестерук
старший воспитатель МБДОУ
«ЦРР-детский сад №26» г.Воркуты
СОДЕРЖАНИЕ:
I ч. Теоретическая:
- Вступление.
- Стратегия и тактика системы закаливания (медиапрезентация)
- Технология контрастного водного закаливания.
- Вариативные методики спецзакаливания А.Уманской и К.Динейки.
II ч. Практическая:
- Методы закаливания (творческие группы).
- Игровой массаж (по А.Уманской и К.Динейки»)
III ч. Подведение итогов «Росток»
Медиа-презентация «Простые правила здоровья»
Приложение к семинару:
- Медиапрезентация
- Методические рекомендации по проведению закаливающих процедур в ДОУ.
- Памятка для воспитателей «Закаливание дошкольников с использованием игрового массажа».
I ч. Теоретическая:
Вступление.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.Л. Сухомлинский
Одной из важнейших задач ОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Не секрет, что экстремальные климатические условия – продолжительная зима с сильными морозами, полярная ночь полярный день, резкие перепады атмосферного давления, нехватка кислорода не позволяет наиболее рационально реализовать двигательную активность детей в зимний период на улице, наличие промышленных предприятий (шахт, цементного завода), выделяющих вредные вещества, наносят вред здоровью жителям нашего города.
Все вышеназванные факторы влияют и на здоровье наших детей, вызывая рост показателей заболеваемости. Необходимым становится поиск эффективных путей сохранения и укрепления дошкольников. Одним из них является - закаливание организма. Сегодня мы возвращаемся к вопросам технологии системы закаливания, рассмотрим методы, вспомним принципы, познакомимся с методикой игрового массажа. Работа семинара предполагает ваше активное участие.
Стратегия и тактика системы закаливания (медиапрезентация)
Закаливание по праву считается одним из средств физического воспитания детей.
Закаливание - это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам
внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.
Выделяют специфическое и неспецифическое действие закаливания на организм.
Специфическое действие проявляется в повышении устойчивости к метеорологическим факторам, совершенствовании реакции гомеостаза.
Неспецифическое действие закаливания обеспечивает общий оздоровительный эффект: повышается белковый и углеводный обмен, увеличивается содержание гемоглобина и
эритроцитов в крови, возрастает фагоцитарная активность лейкоцитов, количество кальция и фосфора, усиливается процесс свертывания крови, увеличивается выработка антител,
витаминов А, Д, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения нервной системы.
В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.
Организация и методы использования факторов внешней среды с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в вопросах закаливания персонала (медицинского и педагогического), состояние материально-технической базы дошкольного учреждения.
При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:
I группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.
II группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с физическим развитием ниже среднего, анемией, рахитом, гипертрофией небных миндалин 1-й и 2-й степени, с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации и редкими обострениями (хронический бронхит, хроническая пневмония, астматический бронхит, хронический холецистит, хронический отит).
Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 2°С, чем для детей I подгруппы. Показано закаливание воздухом.
III группа – дети с органическими заболеваниями сердца (врожденный порок сердца), хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, легких), хроническим отитом, бронхиальной астмой. Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия. При выборе системы закаливания, с одной стороны следует учитывать степень ее эффективности, а с другой – организационные
сложности проведения процедуры. В организационном плане сложны процедуры, требующие строгой индивидуализации в дозировке. Учитывая неоднородность детского коллектива по уровню закаленности, состоянию здоровья, преимущество имеют воздушное закаливание, полоскание горла холодной водой, контрастное обливание ног.
Принципы закаливания:
1) комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;
2) индивидуализация закаливающих воздействий с учетом состояния здоровья, степени закаленности ребенка;
3) постепенное увеличение силы воздействия природного фактора;
4) систематичность закаливания – должно осуществляться круглый год, а виды и методики меняться в зависимости от сезона и погодных условий;
5) спокойное радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.
Закаливание детей в дошкольном учреждении состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованные прогулки, физические упражнения, проводимые в облегченной (спортивной) форме одежды в помещении и на открытом воз-
духе.
Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.
Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в групповые. Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповых.
Оно проводится в присутствии детей, в теплое время года –непрерывно, в холодное время – до снижения температуры воздуха до +19° С.
К специальным закаливающим процедурам относятся - закаливание воздухом, водой, хождение босиком и др.
Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна.
Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в теплом помещении. Температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 мин до подъема проветривание прекращают.
Одним из важных моментов закаливания детей являются прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже -15°С, а 4–7 летние – при температуре не ниже –18 –-22°С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать.
Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.
Хорошим средством закаливания, укрепления свода стопы является хождение босиком. Утром и после дневного сна проводят контрастные воздушные ванны. Ребенок в трусах и майке, в обуви или босой (не потный) перебегает из прохладной (+18˚С) комнаты в теплую (+23˚С) и обратно в течение 5- 6 мин.
Закаливание водой - всегда сочетается с закаливанием воздухом, так как выполняется в закрытом или открытом воздушном пространстве, что усиливает закаливающий эффект.
К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питье холодной воды, обливание ног, хождение по воде, игры
с водой.
К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоемах. К общим закаливающим процедурам переходят тогда, когда ребенок хорошо переносит местное закаливание.
Общие схемы закаливающих процедур представлены в приложении 11.
К числу закаливающих процедур можно отнести метод закаливания в сауне, который помимо оздоравливающих процедур обладает выраженным седативным (успокаивающим) эффектом. Банные процедуры снижают уровень молочной кислоты в мышцах - одного из основных факторов усталости. Под влиянием жаропаровых процедур происходит тренировка сердечно-сосудистой системы за счет усиления кровообращения. Улучшается газообмен и вентиляционная способность легких. Горячая баня является великолепным тренажером кожи, способствует усилению процессов торможения в центральной нервной системе - развивает успокаивающий эффект. Данный физкультурно-оздоровительный комплекс осуществляется 1 раз в неделю после дневного сна.
Время пребывания детей в сауне при первых посещениях должно быть ограничено 4–5 минутами, температура воздуха – +60˚С. Постепенно, после адаптации, время пребывания в помещении обогревочной камеры детей 3–4-х лет может быть увеличено до 6–7 минут, 5–7 летних – до 7-10 мин.
Пребывание в сауне чередуется с разнообразными видами охлаждения:- плаванием в бассейне с температурой воды 25˚С в течение 1-1,5 мин (обязательно в медленном темпе);
- пребыванием в более прохладном помещении (температура воздуха +20 – +25˚С) в течение 5-7 мин в махровом халате или полотенце;
- обливанием в душе (температура воды 25˚С) без сильного напора.
При обливании из шланга вначале поливают ноги, а затем - руки в направлении от кисти к плечу.
По мере закаливания по согласованию с врачом-педиатром температура воздуха или воды в период охлаждения может быть снижена.
Выбор вида охлаждения определяется в зависимости от планировки помещений теплопроцедур в сауне и степени подготовленности и закаленности детей.
Закаливание, которое проводится в системе и постоянно – укрепляет не только нервную систему, но и сердце, легкие, улучшает обмен веществ, словом, активизирует работу всех органов и систем.
Методика закаливания.
- Умывание.
- Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки и умыть лицо.
- Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
ПРИМЕЧАНИЕ: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз, два».
- Полоскание полости рта.
Хорошим средством закаливания и предупреждением заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки является систематическое полоскание рта водой комнатной температуры. Для полоскания используется 1/3 стакана воды.
Обучают детей постепенно. Для этого приглашают не более 2-3 ребят. Ставят на стол тазик, дают им стаканчики с кипяченой водой, сажают напротив игрушку («зайчик смотрит, как надо полоскать ротик, учится у нас») и воспитатель показывает, сколько нужно набрать в рот воды, как сжать челюсти, как работать щечками, чтобы водичка «урчала», как «выпустить ее на свободу». Когда ребенок научен этой процедуре, он выполняет ее под наблюдением младшего воспитателя в умывальной комнате каждый раз после еды.
Вода готовится заранее и ставится на отведенное для этого место. Использованные стаканчики дети оставляют в специальном пластмассовом ведерке.
- Ходьба босиком.
В начале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу. Затем просто по полу. Лучше делать это во время ежедневных физических упражнений.
Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2-х до 3-х месяцев в зависимости от подбора детей.
Технология контрастного водного закаливания
(топтание в ванночках с водой контрастной температуры)
Закаливание основано на методике контрастного обливания ног.
Ставится три ёмкости. На дно ёмкости с прохладной водой насыпаны камушки небольшого размера. Начальная температура воды 360С – 240С – 360С. Количество воды не должно превышать высоты ступни ног ребенка.
Дети друг за другом, поточным способом проходят по «Дорожке здоровья» (коврики массажные, ребристая доска) + все три емкости, топая ножками в каждой из них. Затем наступают на сухое покрытие (одеяло) или резиновый коврик с шипами. Дети после ванночек растирают ноги полотенцем. Закаливание проводится после сна.
ДОЗИРОВКА:
Первые три дня начальная температура воды для закаливания 360С – 240С– 360С. Дети проходят один круг и топают ножками в ёмкостях с водой 2 раза. Через каждые три дня температура теплой воды повышается на 10С; температура холодной воды снижается на 10С. Температуру теплой воды доводят до 400С; температуру холодной воды снижают до 160С. Количество кругов увеличивается до 3-4.
Т.С.Казаковцева «Здоровье с детства» г.Киров рекомендует следующую схему:
Возрастные группы |
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Начальная t +360С -+240С -+260С Длительность 10с-10с-10 сек. | Начальная t +360С -+240С -+360С Длительность 10с-9с-10сек | Начальная t +320С -+180С -+320С Длительность 30с-30с-30 сек. | Начальная t +280С -+170С -+280С Длительность 30с-30с-30 сек. |
Конец года +320С -+180С -+320С Довести до 2-х раз 15 сек - 30 сек. | Конец года +300С -+160С -+300С Длительность 10с-9с-10сек | Конец года +280С -+170С -+280С +260С -+150С -+260С Длительность 30с-30с-30 сек. | Конец года +260С -+160С -+260С +240С -+150С -+240С Длительность 30с-30с-30 сек. 40с-40с-40 сек. |
Если ребенок по какой–либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2–3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание
II часть: практическая.
Игровой массаж (по А.Уманской и К.Динейки»)
Игровой массаж включает адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки:
- Закаливающее дыхание.
- Массаж рук.
- Массаж ушных раковин.
- Закаливающий массаж ступней ног.
- Обширное умывание
- Босохождение.
ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
а) «Найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
б) «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
в) «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
г) «Носик балуется»
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
д) «Носик нюхает приятный запах»
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
е) «Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
ж) «Погреем носик»
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.
3. Заключительный этап
з) «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди, Тете покажи.
— Надо носик очищать, На прогулку собирать.
— Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.
— Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.
— Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.
— Хорошо гулять в саду И поет нос: «Ба-бо-бу».
— Надо носик нам погреть, Его немного потереть.
— Нагулялся носик мой, Возвращается домой.
МАССАЖ РУК
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
2. Основная часть
а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
3. Заключительный этап
Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.
С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.
МАССАЖ ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК.
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.
Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть
Упражнения с ушками.
а) «Найдем и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
б) «Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
в) «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
г) «Покрутим козелком»
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.
д) «Погреем ушки»
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количествоповторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
— Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.
— Ушки ты свои найди И скорей их покажи.
— Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.
— А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!
— А потом, а потом Покрутили козелком.
— Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно.
— Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.
— А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!
ЗАКАЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ ПОДОШВ.
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
«Поиграем с ножками»
1. Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).
2. Основная часть
а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап
а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
— Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали. Сядем все мы, отдохнем
И массаж подошв начнем.
— На каждую ножку крема понемножку. Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
— Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!
— Разминка тоже обязательна, Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся И не отвлекайся.
— По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно — Это всем давно понятно.
— Рук своих ты не жалей И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они, Потом попробуй догони!
— Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда.
Раз — сгибай, два — выпрямляй Ну, активнее давай!
— Вот работа, так работа, Палочку катать охота. Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
— В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить, Чтобы всем здоровым быть.
— Скажем все: «Спасибо!» Ноженькам своим. Будем их беречь мы И всегда любить.
ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.
Проводится после сна.
Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.
«Умывайка»
«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть.
«Два» — обмывает левой рукой правую кисть.
«Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.
«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.
«Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.
«Шесть» — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.
«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» — ополаскивает руки.
«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.
«Десять» — вытирает руки насухо.
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:
Раз — обмоем кисть руки,
Два — с другою повтори.
Три — до локтя намочили,
Четыре — с другою повторили.
Пять — по шее провели,
Шесть — смелее по груди.
Семь — лицо свое обмоем,
Восемь — с рук усталость смоем. Девять — воду отжимай, Десять — сухо вытирай.
«Босоножье»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Группа | Виды ходьбы и дозировка |
Теплый период | Время | Холодный период | Время |
Ранний возраст 2-3 лет | Ходьба и бег по одеялу и полу | 5—30 мин | Ходьба и бег по ковру в носках | 5:—30 мин |
Младшая группа 3-4 г. | Ходьба и бег по теплому песку, траве | 5—45 мин | Ходьба по ковру босиком | 5—30 мин |
Средняя группа 4-5 лет | Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве | 5—60 мин | Ходьба босиком по ковру и в носках по полу Бег босиком по полу | 5—30 мин |
Старшая группа 5-6 лет | Ходьба и бег по земле, воде | 5—90 мин | Ходьба и бег босиком по комнатному полу | 5—30 мин |
Подготовительная к школе группа 6-7 лет | Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям | От 5 мин и неограни- ченно | Свободный бег и ходьба в группе | 5—30 мин |
ТИПЫ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ БИОРИТМОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
«Жаворонки» - рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. Дети быстро устают, с трудом воспринимают происходящее. К вечеру они вялы, сонливы, капризны, рано ложатся спать.
«Совы» - полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материл усваивают с трудом. Но во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, охотно выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.
«Голуби» - у «голубей» отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков». У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.
III ч. Подведение итогов «Росток»
Педагогам предлагается выразить свое мнение по результатам семинара в игровой форме «Росток».
А в заключение хочется подарить вам «Простые правила здоровья. (медиапрезентация «Простые правила здоровья»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"
Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...
Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"
"Наши веселые пальчики" - презентация из опыта работы...
Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...
Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"
Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"...
Городской теоретико-практический семинар "Ребёнок и Педагог в высокотехнологичном обществе: секреты интерактивной доски".
Городской теоретико-практический семинар "Ребёнок и Педагог в высокотехнологичном обществе: секреты интерактивной доски"....
Городской теоретико-практический семинар " Ребенок и Педагог в высокотехнологическом обществе: секреты интерактивной доски"
Городской теоретико-практический семинар: " Ребенок и педагог в высокотехнологическом обществе: секреты интерактивной доски"...
Теоретико-практический семинар "Технология закаливания в ДОУ"
Теоретико-практический семинар для педагогов ДОУ и раздаточный материал для педагогов, участвующих в семинаре....
Комментарии
Спасибо за материал!Мне он
Спасибо за материал!Мне он очень пригодился