Теоретико-практический семинар "Технология закаливания в ДОУ"
методическая разработка

Трутнева Екатерина Алексеевна

Теоретико-практический семинар для педагогов ДОУ и раздаточный материал для педагогов, участвующих в семинаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Веселоярский детский сад «Сказка»

ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Тема: «Технология системы закаливания в ДОУ»

Подготовила

Е.А.Трутнева, старший воспитатель

с. Веселоярск, 2017

I ч. Теоретическая:

Вступление.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.Л. Сухомлинский

Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста

Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Здоровье детей – это будущее нашей страны.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

Укрепление здоровья детей должно осуществляться совместными усилиями семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит дошкольному учреждению, где ребенок проводит большую часть своего активного времени. Следовательно, укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Сегодня мы возвращаемся к вопросам технологии системы закаливания, рассмотрим методы, вспомним принципы, познакомимся с методикой игрового массажа. Работа семинара предполагает ваше активное участие.

С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья. Поэтому закаливающие мероприятия должны составлять основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

Закаливание по праву считается одним из средств физического воспитания детей.

Закаливание - это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам

внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

Выделяют специфическое и неспецифическое действие закаливания на организм.

Специфическое действие проявляется в повышении устойчивости к метеорологическим факторам, совершенствовании реакции гомеостаза.

Неспецифическое действие закаливания обеспечивает общий оздоровительный эффект: повышается белковый и углеводный обмен, увеличивается содержание гемоглобина и

эритроцитов в крови, возрастает фагоцитарная активность лейкоцитов, количество кальция и фосфора, усиливается процесс свертывания крови, увеличивается выработка антител,

витаминов А, Д, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения нервной системы.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

Организация и методы использования факторов внешней среды с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в вопросах закаливания персонала (медицинского и педагогического), состояние материально-технической базы дошкольного учреждения.

При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:

I группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.

II группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с физическим развитием ниже среднего, анемией, рахитом, гипертрофией небных миндалин 1-й и 2-й степени, с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации и редкими обострениями (хронический бронхит, хроническая пневмония, астматический бронхит, хронический холецистит, хронический отит).

       Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 2°С, чем для детей I подгруппы. Показано закаливание воздухом.

III группа – дети с органическими заболеваниями сердца (врожденный порок сердца), хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, легких), хроническим отитом, бронхиальной астмой. Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия. При выборе системы закаливания, с одной стороны следует учитывать степень ее эффективности, а с другой – организационные

сложности проведения процедуры. В организационном плане сложны процедуры, требующие строгой индивидуализации в дозировке. Учитывая неоднородность детского коллектива по уровню закаленности, состоянию здоровья, преимущество имеют воздушное закаливание, полоскание горла холодной водой, контрастное обливание ног.

Принципы закаливания:

1) комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;

2) индивидуализация закаливающих воздействий с учетом состояния здоровья, степени закаленности ребенка;

3) постепенное увеличение силы воздействия природного фактора;

4) систематичность закаливания – должно осуществляться круглый год, а виды и методики меняться в зависимости от сезона и погодных условий;

5) спокойное радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.

Закаливание детей в дошкольном учреждении состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованные прогулки, физические упражнения, проводимые в облегченной (спортивной) форме одежды в помещении и на открытом воздухе.

Разработан комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий для укрепления здоровья детей.

  1. сквозное проветривание;
  2. соблюдение санитарно–гигиенического режима;
  3. утренняя гимнастика;
  4. гимнастика в постели после дневного сна;
  5. хождение босиком по “чудо” – коврикам;
  6. умывание прохладной водой;
  7. прогулка на свежем воздухе;
  8. подвижные игры;
  9. дни здоровья;
  10. совместные развлечения родителей и детей;
  11. оптимальное чередование различных видов деятельности

Утренняя гимнастика. Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.

Кроме оздоровительного значения утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. С помощью утренней гимнастики дети приучаются к определенному режиму.

Путем ежедневных упражнений у детей улучшаются основные движения: бег, ходьба, прыжки. Дети приобретают и закрепляют навыки размещения в пространстве – построение в колонны на определенном расстоянии друг от друга при помощи глазомера, а не вытянутых рук. У детей воспитывается выдержка, организованность, дисциплинированность. Утренняя гимнастика способствует развитию внимания у детей. Без внимания нельзя добиться хорошего качества выполнения движений. У детей развивается память, умение делать упражнения по показу, по слову. Ежедневно проводимая утренняя гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.

Чтобы ребенок получил заряд бодрости, хорошего настроения и чувствовал себя после зарядки комфортно, нужно проводить ее как можно интереснее, используя художественное слово, различные предметы (кубики, платочки, флажки, мячики, султанчики).

Игровой массаж является основой закаливания и оздоровления детского организма.

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру,

улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках. Суть же ее заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

На ушной раковине расположено большое количество биологически активных точек, связанных рефлекторно со всеми органами тела. Игра с ушными раковинами полезна, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Упражнения проводятся 2–3 раза в день, используя различные стишки, соответствующие выполняемым действиям. Дети с большим удовольствием включаются в такую игру.

Гимнастика в постели. После дневного сна проводится закаливающая зарядка в постели. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой нарастает. Гимнастику проводят с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем использую игровые упражнения, сопровождая их различными стихами.

Солевые дорожки, “чудо” – коврики. Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями.

Процедура состоит в следующем.

Ребенок встает ногами на первую салфетку, смоченную солевым раствором, а затем переходит на вторую влажную, стирает соль с подошвы ног, и проходит на сухую, вытирая ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. Стопа легко разминается и разогревается от естественных упражнений. Поэтому дети, сначала проходят по “чудо” – коврикам. “Чудо” – коврики изготавливаются из различного бросового и природного материалов: фломастеров, пробок от бутылок, пуговиц, галек, шишек. Такие упражнения нравятся всем детям.

Воздушные процедуры. Практика показывает, что любое воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т.е. улучшает физическую терморегуляцию.

Поэтому, хождение раздетыми по “чудо”-коврикам, переодевание ребенка перед сном, сон в холодное время в майке, а в теплое – в трусиках, а также прохождение по “чудо” – коврикам после сна является ценнейшим закаливающим мероприятием.

Водные процедуры. Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям младшего возраста рекомендуется ежедневно умывать не только лицо, но и руки до локтя.

Дети любят играть с водой; такие занятия улучшают настроение, вызывают у них радостные эмоции. Это использую для оздоровления детского организма.

Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже -15°С, а 4–7 летние – при температуре не ниже –18 –-22°С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать.

Прогулка организуется так, чтобы она была интересной для детей. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чихания и т.д. Прогулка включает подвижную игру с повышенным двигательным режимом, в которой преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом). Во время прогулки проводятся 2–3 различных игры. Народные групповые игры способствуют поддержанию активного двигательного режима. Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре полезна: систематически повторяясь, способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Дни здоровья. Проводятся дни здоровья. Детей ожидают сюрпризные моменты (в гости приходит Буратино, Карлсон и др.). Дни здоровья зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.

Работа с родителями. Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями, так как считаю, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья, включающая всех ее членов. Внедряются активные методы и формы с семьей. Стало традицией проведение физкультурных развлечений для родителей и детей. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители лучше понимают друг друга, получают большой эмоциональный заряд. Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей включает.

– анкетирование “Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости”

– проведение родительских собраний: “Профилактика простудных заболеваний через проведение закаливающих мероприятий”,

– консультаций: “Закаливание организма солнцем, воздухом, водой”,

– папки-передвижки: “Полезные советы родителям”, “Игры, которые лечат”, “Предупреждение простудных заболеваний”,

– педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам закаливания

– организация совместных дел: физкультурное развлечение “Ярмарка”

– фотовыставки: “С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей”, “В здоровом теле – здоровый дух”.

Оптимальное чередование различных видов деятельности. При проведении занятий, необходимо применять здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. На занятиях дети ходят, стоят, сидят на стуле, на полу, ищут предметы, тянутся за ними. Комплекс физических минуток, проводимых во время занятий, носит игровой и творческий характер, включает в себя: элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, упражнения для спины, шеи, рук, ног. Физкультминутки подбираются в соответствии с темой занятия, они не являются какой-то отдельной частью занятия.

Физкультминутки можно проводить, также в течение дня, при переходе от одного вида деятельности к другому.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.

Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в групповые. Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповых.

Оно проводится в присутствии детей, в теплое время года –непрерывно, в холодное время – до снижения температуры воздуха до +19° С.

К специальным закаливающим процедурам относятся - закаливание воздухом, водой, хождение босиком и др.

Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна.

Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в теплом помещении. Температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 мин до подъема проветривание прекращают.

Одним из важных моментов закаливания детей являются прогулки на свежем воздухе. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.

Хорошим средством закаливания, укрепления свода стопы является хождение босиком. Утром и после дневного сна проводят контрастные воздушные ванны. Ребенок в трусах и майке, в обуви или босой (не потный) перебегает из прохладной (+18˚С) комнаты в теплую (+23˚С) и обратно в течение 5- 6 мин.

Закаливание водой - всегда сочетается с закаливанием воздухом, так как выполняется в закрытом или открытом воздушном пространстве, что усиливает закаливающий эффект.

К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питье холодной воды, обливание ног, хождение по воде, игры

с водой.

К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоемах. К общим закаливающим процедурам переходят тогда, когда ребенок хорошо переносит местное закаливание.

Закаливание, которое проводится в системе и постоянно – укрепляет не только нервную систему, но и сердце, легкие, улучшает обмен веществ, словом, активизирует работу всех органов и систем.

Методика закаливания.

  • Умывание.
  1. Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  2. Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  3. Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.

ПРИМЕЧАНИЕ: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз, два».

  • Полоскание полости рта.

Хорошим средством закаливания и предупреждением заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки является систематическое полоскание рта водой комнатной температуры. Для полоскания используется 1/3 стакана воды.

Обучают детей постепенно. Для этого приглашают не более 2-3 ребят. Ставят на стол тазик, дают им стаканчики с кипяченой водой, сажают напротив игрушку («зайчик смотрит, как надо полоскать ротик, учится у нас») и воспитатель показывает, сколько нужно набрать в рот воды, как сжать челюсти, как работать щечками, чтобы водичка «урчала», как «выпустить ее на свободу». Когда ребенок научен этой процедуре, он выполняет ее под наблюдением младшего воспитателя в умывальной комнате каждый раз после еды.

    Вода готовится заранее и ставится на отведенное для этого место. Использованные стаканчики дети оставляют в специальном пластмассовом ведерке.

  • Ходьба босиком.

В начале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу. Затем просто по полу. Лучше делать это во время ежедневных физических упражнений.

   Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2-х до 3-х месяцев в зависимости от подбора детей.

Технология контрастного водного закаливания

(топтание в ванночках с водой контрастной температуры)

Закаливание основано на методике контрастного обливания ног.

 Ставится три ёмкости. На дно ёмкости с прохладной водой насыпаны камушки небольшого размера. Начальная температура воды 360С –  240С – 360С. Количество воды не должно превышать высоты ступни ног ребенка.

 Дети друг за другом, поточным способом проходят по «Дорожке здоровья» (коврики массажные, ребристая доска) + все три емкости, топая ножками в каждой из них. Затем наступают на сухое покрытие (одеяло) или резиновый коврик с шипами. Дети после ванночек растирают ноги полотенцем.  Закаливание проводится после сна.

ДОЗИРОВКА:

      Первые три дня начальная температура воды для закаливания 360С – 240С– 360С. Дети проходят один круг и топают ножками в ёмкостях с водой 2 раза. Через каждые три дня температура теплой воды повышается на 10С; температура холодной воды снижается на 10С. Температуру теплой воды доводят до 400С; температуру холодной воды снижают до 160С. Количество кругов увеличивается до 3-4.

   

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм.

II часть: практическая.

Игровой массаж (по А.Уманской и К.Динейки»)

Игровой массаж включает адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки:

  • Закаливающее дыхание.
  • Массаж рук.
  • Массаж ушных раковин.
  • Закаливающий массаж ступней ног.
  • Обширное умывание
  • Босохождение.

ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а)  «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в)  «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г)  «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д)  «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е)  «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж)  «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

—  Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди, Тете покажи.

— Надо носик очищать, На прогулку собирать.

—  Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.

— Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.

— Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.

— Хорошо гулять в саду  И поет нос: «Ба-бо-бу».

— Надо носик нам погреть, Его немного потереть.

— Нагулялся носик мой, Возвращается домой.

МАССАЖ  РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в)  Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г)  Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д)  Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

МАССАЖ  ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.

Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

 1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а)  «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в)  «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г)  «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д)  «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количествоповторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

—  Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди И скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом Покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно.

—  Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!

ЗАКАЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ ПОДОШВ.

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б)  Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г)  Похлопать подошву ладонью.

д)  Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е)  Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

— Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали. Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

— На каждую ножку крема понемножку. Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

— Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

— Разминка тоже обязательна, Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся И не отвлекайся.

— По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно — Это всем давно понятно.

— Рук своих ты не жалей И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они, Потом попробуй догони!

—  Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда.

Раз — сгибай, два — выпрямляй Ну, активнее давай!

— Вот работа, так работа, Палочку катать охота. Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

— В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить, Чтобы всем здоровым быть.

— Скажем все: «Спасибо!» Ноженькам своим. Будем их беречь мы И всегда любить.

ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» — обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.                                                  

«Шесть» — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» — ополаскивает руки.

«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» — вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз — обмоем кисть руки,

Два — с другою повтори.

Три — до локтя намочили,

Четыре — с другою повторили.

Пять — по шее провели,

Шесть — смелее по груди.

Семь — лицо свое обмоем,

Восемь — с рук усталость смоем. Девять — воду отжимай, Десять — сухо вытирай.

«Босоножье»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Группа

Виды ходьбы и дозировка

Теплый период

Время

Холодный период

Время

Младшая группа

3-4 г.

Ходьба и бег по теплому песку, траве

5—45 мин

Ходьба по ковру босиком

5—30 мин

Средняя группа

4-5 лет

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве

5—60 мин

Ходьба босиком по

ковру и в носках по

полу

Бег босиком по полу

5—30 мин

Старшая группа

5-6 лет

Ходьба и бег по

 земле, воде

5—90 мин

Ходьба и бег босиком по комнатному полу

5—30 мин

Подготовительная к школе группа

6-7 лет

Ходьба и бег по

различным видам

почвы, покрытиям

От 5 мин

 и

неограни-

ченно

Свободный бег и

ходьба в группе

5—30 мин

ТИПЫ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ БИОРИТМОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

 «Жаворонки» - рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. Дети быстро устают, с трудом воспринимают происходящее. К вечеру они вялы, сонливы, капризны, рано ложатся спать.

«Совы» - полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материл усваивают с трудом. Но во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, охотно выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.

«Голуби» - у «голубей» отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков». У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.

Во времена Советского Союза поездка на курорты Балтийского моря была не менее престижна, чем на теплое Черное. Почему? А просто потому, что там  в Литве в городе Друскининкай жил и работал директором Парка лечебной физкультуры и климатотерапии Каролис Динейка. Пациенты называли его " волшебник из Друскининкай". Еще в 20-е годы прошлого века Каролис Динейка и его брат создали систему тренировок баскетбольных команд. Издали небольшую книгу "Учебник баскетбола  для мужчин".  Его брат выступал в команде Каунасского университета. Был знаменит. Каролис , работал тренером , потом преподавателем и организатором в Каунасском институте физкультуры. Всю свою жизнь он посвятил изучению вопросов личной гигиены, физкультуры, спорта.  Используя свой опыт преподавания , великолепные знания по физиологии и психологии он создал уникальную систему оздоровления.

 В основе его метода лежит комплексное воздействие физкультуры, обогащение кислородом при правильном дыхании и аутогенные тренировки.Кроме самовнушения он использовал асаны хатха йоги, точечный самомассаж, водолечение. Он одним из первых предложил вести дневник самоконтроля . Каролис Дейнека полагал, что физическая тренировка должна сочетаться с тренировкой памяти, внимания, реакции. Необходимо сочетание силовых нагрузок и полного мышечного расслабления.

Каролис Динейка написал несколько книг на литовском и русском языках. Вот некоторые из них: "Оздоровительная система Каролиса Динейки", " 10 уроков психофизической тренировки" и другие.  Я недавно нашла в собственном книжном шкафу его книгу " Дыхание, движение, здоровье".  С рисунками Арнаса Динейки. С пометками моей мамы. И вспомнила что когда я училась в школе, мама как раз увлеклась аутогенными тренировками, а физкультурой она и так занималась профессионально.  А мы с сестрой были ученицами.

И, напоследок, несколько правил здоровья Каролиса Дейнеки:

  1. Человек - это часть природы. Поэтому вся его жизнь должна идти в соответствии с этими ритмами.
  2. Начало сна и пробуждение должно быть связано с восходом и заходом солнца.
  3. Дыхание - это жизнь! Нужно дышать чистым воздухом как можно чаще и как можно дольше.
  4. Мы - дети солнца! Пусть солнце чаще заглядывает в наши открытые окна.
  5. Нужно больше двигаться на свежем воздухе.
  6. Нужно ежедневно купаться и закаляться водой.
  7. Нельзя сгибать свой позвоночник, надо видеть солнце в зените, стремиться вверх, не отрываясь от земли.
  8. Пищеварительный тракт должен периодически отдыхать, пользуйтесь разгрузочными днями.
  9. Если хотите долго жить, надо ежедневно заниматься физической работой и закалять свой организм.
  10. Храните силу мозга, не перенапрягайте нервную систему, Не травите организм ядами (алкоголем и никотином), избегайте отрицательных эмоций.

И не забывайте при появлении недомоганий обращаться к врачу.



Предварительный просмотр:

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а)  «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в)  «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г)  «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д)  «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е)  «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж)  «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

—  Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди, Тете покажи.

— Надо носик очищать, На прогулку собирать.

—  Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.

— Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.

— Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.

— Хорошо гулять в саду  И поет нос: «Ба-бо-бу».

— Надо носик нам погреть, Его немного потереть.

— Нагулялся носик мой, Возвращается домой.

ЗАКАЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ ПОДОШВ.

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б)  Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г)  Похлопать подошву ладонью.

д)  Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е)  Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

— Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали. Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

— На каждую ножку крема понемножку. Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

— Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

— Разминка тоже обязательна, Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся. И не отвлекайся.

— По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно — Это всем давно понятно.

— Рук своих ты не жалей. И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они, Потом попробуй, догони!

—  Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда.

Раз — сгибай, два — выпрямляй. Ну, активнее давай!

— Вот работа, так работа, Палочку катать охота. Веселее ты катай

Точечный массаж.

Приемы точечного массажа очень легко освоить. Итак,  вы готовы? Давайте будем учиться! Массаж делаем пальцем, массируя очень хорошо 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки.

Точка 1 – между грудей на уровне сосков, над бугром (2 точки одновременно) Всегда надо начинать именно с первой точки, первой зоны, т.к. грудина важный кроветворный орган. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кровообращение.

Точка 2 – яремная ямка (нежно) связана со слизистой оболочкой, борется с болезнями артрит, аллергия, улучает состояние больных раком.  

Точка 3 -  на 1 см ниже сонных артерий (нежно) хорошо определяется при глотании, улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку гормонов. Улучает состояние при диабете и заболеваниях щитовидной железы.

Точка 4 – под мочкой и рядом (2 пальца)

Бугорок, подбугорок, шея (3 пальца)

Через эти точки проходят все сигналы в мозг. Массаж этой точки помогает при болях и шуме в голове и ушах, облегчает состояние при заболеваниях уха.  у маленьких детей при воспалении уха.

Точка 5 – справа, слева от 7 позвонка (3 пальца) можно массировать точки, а можно водить сверху вниз, но нельзя снизу вверх. Массаж шеи можно делать на работе даже через каждые 30 мин и день не будет таким утомительным, проходят боли в затылке и голове.

Точка 6 -  прямо над зубами клыками Здесь находится тройничный нерв (глаза, верхние и нижние зубы). Дыхание через нос становиться свободным, проходит  насморк и гайморит.  

Точка 7 -  уголки бровей, от внутренних уголков глаза вверх если болит голова, то эти точки чувствуются. Улучшается зрение, стимулируется умственное развитие, проходит головная боль, улучшается настроение.

Точка 8  перед козелком массаж этой точки снижает шум в ушах, укрепляет слух, проходят головокружения.  

Точка 9 -  на кистях рук, на пересечении костей  это самая важная точка массаж нормализует  многие функции организма, т.к руки это внешнее проявление мозговой деятельности. Уманская советует, как можно чаще массировать и поглаживать руки.

 Обязательно  нужно воздействовать на 9 зон в том порядке, который указан на рисунке.

Для профилактики массаж надо делать ежедневно 3 раза в день по 3 секунды (девять раз в одну сторону, девять в противоположную). Если вы заболели, то чем больше, тем лучше! А если его выполнять регулярно, в течение 3-х лет, то вообще можно избавиться от хронических заболеваний, жить долго и счастливо.

точечный массаж

МАССАЖ  ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.

Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

 1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а)  «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в)  «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г)  «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д)  «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

—  Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди И скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом Покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно.

—  Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!

МАССАЖ  РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в)  Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г)  Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д)  Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

Да за нею поспевай.

— В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить, Чтобы всем здоровым быть.

— Скажем все: «Спасибо! Ноженькам своим. Будем их беречь мы. И всегда любить»

ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» — обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.                                                  

«Шесть» — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» — ополаскивает руки.

«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» — вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз — обмоем кисть руки,

Два — с другою повтори.

Три — до локтя намочили,

Четыре — с другою повторили.

Пять — по шее провели,

Шесть — смелее по груди.

Семь — лицо свое обмоем,

Восемь — с рук усталость смоем. Девять — воду отжимай, Десять — сухо вытирай.

Точечный массаж.

Приемы точечного массажа очень легко освоить. Итак,  вы готовы? Давайте будем учиться! Массаж делаем пальцем, массируя очень хорошо 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки.

Точка 1 – между грудей на уровне сосков, над бугром (2 точки одновременно) Всегда надо начинать именно с первой точки, первой зоны, т.к. грудина важный кроветворный орган. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кровообращение.

Точка 2 – яремная ямка (нежно) связана со слизистой оболочкой, борется с болезнями артрит, аллергия, улучает состояние больных раком.  

Точка 3 -  на 1 см ниже сонных артерий (нежно) хорошо определяется при глотании, улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку гормонов. Улучает состояние при диабете и заболеваниях щитовидной железы.

Точка 4 – под мочкой и рядом (2 пальца)

Бугорок, подбугорок, шея (3 пальца)

Через эти точки проходят все сигналы в мозг. Массаж этой точки помогает при болях и шуме в голове и ушах, облегчает состояние при заболеваниях уха.  у маленьких детей при воспалении уха.

Точка 5 – справа, слева от 7 позвонка (3 пальца) можно массировать точки, а можно водить сверху вниз, но нельзя снизу вверх. Массаж шеи можно делать на работе даже через каждые 30 мин и день не будет таким утомительным, проходят боли в затылке и голове.

Точка 6 -  прямо над зубами клыками Здесь находится тройничный нерв (глаза, верхние и нижние зубы). Дыхание через нос становиться свободным, проходит  насморк и гайморит.  

Точка 7 -  уголки бровей, от внутренних уголков глаза вверх если болит голова, то эти точки чувствуются. Улучшается зрение, стимулируется умственное развитие, проходит головная боль, улучшается настроение.

Точка 8  перед козелком массаж этой точки снижает шум в ушах, укрепляет слух, проходят головокружения.  

Точка 9 -  на кистях рук, на пересечении костей  это самая важная точка массаж нормализует  многие функции организма, т.к руки это внешнее проявление мозговой деятельности. Уманская советует, как можно чаще массировать и поглаживать руки.

 Обязательно  нужно воздействовать на 9 зон в том порядке, который указан на рисунке.

Для профилактики массаж надо делать ежедневно 3 раза в день по 3 секунды (девять раз в одну сторону, девять в противоположную). Если вы заболели, то чем больше, тем лучше! А если его выполнять регулярно, в течение 3-х лет, то вообще можно избавиться от хронических заболеваний, жить долго и счастливо.

точечный массаж

МАССАЖ  ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.

Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

 1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а)  «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в)  «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г)  «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д)  «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

—  Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди И скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом Покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно.

—  Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретико-практический семинар с педагогами ДОУ "Технология системы закаливания в ДОУ"

Одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений является здоровье воспитанников. Необходимым становится поиск эффективных путей сохранения и укрепления здоровья дошкольников. ...

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"...

Городской теоретико-практический семинар "Ребёнок и Педагог в высокотехнологичном обществе: секреты интерактивной доски".

Городской теоретико-практический семинар "Ребёнок и Педагог в высокотехнологичном обществе: секреты интерактивной доски"....

Городской теоретико-практический семинар " Ребенок и Педагог в высокотехнологическом обществе: секреты интерактивной доски"

Городской теоретико-практический семинар: " Ребенок и педагог в высокотехнологическом обществе: секреты интерактивной доски"...