Педагогическая компетенция
статья по теме

Шамонова Светлана Альбертовна

 

 «Психологическая безопасность педагогов в ДОУ» Всем известно, что профессия педагога — одна из наиболее энергоемких, для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_psihologicheskaya_bezopasnost.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Психологическая безопасность педагогов в ДОУ»

Всем известно, что профессия педагога — одна из наиболее энергоемких, для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. «Синдром эмоционального выгорания»  лежит во многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души. В результате повышается тревожность и агрессивность. Степень высокой ответственности, экономическая нестабильность, бесконечные напутствия родителей воспитателям («это можно моему ребенку, а это нельзя», «вещи дорогие — поаккуратней»), большой объем документации и различных отчетов  часто вызывают чувство отчаяния, депрессивную беспомощность и постоянное напряжение.  А прибавьте сюда многочисленные  домашние дела, требующие пристального внимания. Возникает ощущение  зацикленности жизни  в постоянном оказании услуг  окружающим людям.

Находясь в жестких производственных рамках психологической перегруженности, педагог  часто находится на грани срыва. Это проявляется в различных формах грубости, резкости в поведении, в громком разговоре и крике, что негативно сказывается на жизнедеятельности всего коллектива и на воспитательном процессе в целом.

Надо признать, что если в системе образования и воспитания появляются какие-то инновации, то они направлены в основном на ребенка. Словно педагога не существует! У него только растет объем отчетности и повышается уровень контроля. Педагог остается наедине со своими проблемами.  И если мы не можем реально помочь друг другу, то следует хотя бы не травмировать. Этим занимается гуманная педагогика  восстановления души и тела  - арт-терапия, т.е. излечение искусством.

Музыка, пение, танец, изобразительное искусство поэзия, прикладное искусство — все это у каждого из нас ассоциируется с детством — тем временем, когда все были беззаботны и счастливы. Арт-терапия позволяет человеку расслабиться, освободиться от зажимов, быть свободным от запретов. Главное — разрешить самому себе качественно отдохнуть, узнать о самом себе, о людях, о мире в целом что-то новое и интересное. Такое самосовершенствование напрямую связано с признанием собственной ценности: человек должен себя любить. Ведь для нас, как и для детей, основными вопросами являются следующие:

  1. есть ли Я на свете, замечают ли меня?
  2. Я хороший?
  3. Могу ли я?

За всю свою жизнь человек использует только 4% мозга и всего 1% своей ДНК, остальное не востребовано. Остается  поверить в то, что мы можем многое, и, если забудем слова «не могу», «не знаю», «не умею», многое изменится к лучшему.

Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, а конкретно — с цветом  («Цвет твоей судьбы»).попробуем заглянуть в самих себя и увидеть все богатство разноцветного и необъятного своего собственного «Я».

Тестирование по Люшеру

Мы проявляем свою личность по-разному, но основные её черты уже знаем. С помощью цветодиагностики, по тому, какой цвет человек ставит на первое место, можно узнать собственный характер более детально. Решите для себя, какой из 8 цветов вы поставите на первое место.... Теперь я назову черты характера, типичные для выбранного цвета, а вы соотнесете их с тем, что знаете о себе. Если возникнет несогласие — что ж, 100% попадания быть не может, мы ведь непрерывно меняемся. Но, возможно, это повод задуматься над тем, знаем ли мы себя.

«Презентация цвета»

В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он многоцветен. Чтобы эту радость себе вернуть, мы сейчас попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я  говорю «синий», и вы находите в этом зале  среди нас предметы синего цвета. И так далее.

«Цветное дыхание»

Если у человека проблемы с печенью, ему рекомендуют носить желтое, если с сердцем — зеленое. Ведь часто от цвета зависит не только настроение, но и здоровье и судьба человека.

Цвет лечит — это бесспорно. Я сейчас вам предлагаю проделать простое, но эффективное упражнение, с помощью которого человек может помочь самому себе снять боль, поднять настроение.

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, минуту последите за своим дыханием. А теперь отметьте место в теле, которое болит, или проблемную зону, которая беспокоит и представьте, что на вдохе в это место вы вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете всякую грязь. И так дышим 2 минуты.

Эти несложные упражнения помогут Вам избавиться от лишних эмоций, вернуть ощущение комфорта и уверенности в своих силах.

Уважаемые коллеги!

  1. Помните, что люди не умирают от чрезмерной работы. Люди умирают от бессмысленной траты сил и беспокойства.
  2. Следует избегать любой критики и осуждения, потому что они несовместимы с доброжелательностью и доверием, к тому же разрушают психику любого человека.
  3. Любите  кого-нибудь и тогда у  Вас будет все в  порядке.
  4. Если к Вам пришли на занятие, вспомните, что Вы-актриса, Вы-лучший педагог страны, вы-самый счастливый человек.
  5. Отдайте  работе все, а выйдя из стен детского сада, начните  новую жизнь.
  6. Помните: если Ваш голос становится угрожающе хриплым, значит Вы делаете что-то не то.
  7. Если вы сорвались, постарайтесь уединиться на несколько минут, подойдите к окну  и осознайте «Сейчас шумела, грубила моя усталость. Я совсем другая» Сделайте 10-15 глубоких вдохов, подтянитесь 3-4 раза, затем выпейте стакан холодной воды. Это снимет перенапряжение и остановит внутреннее волнение.
  8. Помните, что единственный способ обрести счастье — это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической компетенции работников БДОУ в современных условиях

Способность к самообразованию – один из показателей профессиональной компетентности педагога. Это выражается в неудовлетворённости, осознанием несовершенства, стремлением к росту....

Повышение педагогической компетенции работников БДОУ в современных условиях

Способность к самообразованию– один из показателей профессиональной компетентности педагога. Это выражается в неудовлетворённости, осознанием несовершенства, стремлением к росту. ...

Педагогические компетенции педагогических работников в соответствии с ФГОС ДО

В Российской Федерации,  Федеральным законом  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ устанавливаются следующие уровни общего образования:1) дошкольное образование;2) начальное о...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"

В рамках решения годовой задачи в детском саду прошел педагогический совет "Совершенствование педагогических компетенций по художественно-эстетическому развитию дошкольников"....

Сообщение на педагогическом совете "Формирование педагогических компетенции педагога ДОО, их влияние на образовательный процесс"

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение"Гимназия имени Н.В. Пушкова"(Дошкольное отделение №2)  Сообщение на педагогическом совете «Формирование профессио...