КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ воспитательно-образовательной работы с учётом федеральных государственных требований
методическая разработка по теме
С введением в образовательный процесс ДОУ Федеральных государственных требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогическими коллективами ДОУ встал вопрос нового планирования образовательного процесса. Вопрос трудно решаемый, т.к. конкретного алгоритма нам не предоставили. У педагога должно быть несколько планов, а вот, сколько и каких – мы, выходит дело, должны решать самим. Изучив ФГТ, прослушав курсы повышения квалификации, мы пришли к решению, что нам необходимы следующие планы для воспитателей на группу…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексно-тематическое планирование в ДОУ по ФГТ. | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»
р.п. Духовницкое Саратовской области
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
воспитательно-образовательной работы
с учётом федеральных государственных
требований
на 2012 – 1013 учебный год
(из опыта работы)
Старший воспитатель:
АНУФРИЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА
С введением в образовательный процесс ДОУ Федеральных государственных требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогическими коллективами ДОУ встал вопрос нового планирования образовательного процесса. Вопрос трудно решаемый, т.к. конкретного алгоритма нам не предоставили. У педагога должно быть несколько планов, а вот, сколько и каких – мы, выходит дело, должны решать самим. Изучив ФГТ, прослушав курсы повышения квалификации, мы пришли к решению, что нам необходимы следующие планы для воспитателей на группу: годовой, комплексно-тематический и календарный.
Если вы ещё не начинали работу по организации нового планирования по ФГТ, то вам будет полезна эта статья.
Наряду с тем, что ФГТ фиксируют структуру основной общеобразова- тельной программы – положения ФГТ являются и основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделю некоторые из положений:
«Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;
далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…;
далее «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».
В ФГТ также содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.
В начале мы для себя определили: что же лежит в основе комплексно-тематического планирования? Это примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
- явлениям нравственной жизни ребенка (Дни доброты, красоты, всемирный день приветствий и др.);
- окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.),
- сезонным явлениям (Осенины, Зимушка снежная, Весняночка),
- народной культуре и традициям.
Мы решили, что количество тем самостоятельно будут определяться педагогами, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями). Указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для дошкольников международными, российскими праздниками или событиями. А также формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.
Учитывая всё это, мы составили шаблон годового плана.
«ГОДОВОЙ ПЛАН»
Ме- сяц | Тематичес- кая неделя | Проект | Сезон- ное явление | Праздники | Традиции | Эксперим-ная деятельн. |
Реализация комплексно-тематического принципа у нас основываться на примерном календаре праздников, проектно-исследовательской деятельности (эксперимент), тематических недель, сезонных явлений и, конечно же, годовых задач ДОУ на текущий год.
Годовой план пишется воспитателями на год, с сентября по август. Примерно он выглядит так:
Месяц | Тематическая неделя | Реализация проекта | Сезонное явление | Праздники | Традиции | Эксперименталь- ная деятельность |
Сентябрь | «Дары осени» | «Осенний сундучок» | Сентябрь – «урожай собирай на зиму запасай» | *День знаний. *День дошкольного работника. | *Экскурсия в школу *День посёлка. | «Узнаем, какая вода» |
Октябрь | «Люблю берёзку русскую» | «Братья наши меньшие» | Октябрь – «время листопада, листья жёлтые летят, скоро голым будет сад» | *День рождения детского писателя С.Я. Маршака. *День музыки. *День животных | Конкурс поделок «Осени богатство» | «Что плавает- что тонет?» |
Ноябрь | «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» | Ноябрь – «осени конец, а зиме начало» | *День народного единства *День матери. | Подарок маме | «Как обнаружить воздух в помещении» | |
Декабрь | «Наш посёлок» | Декабрь – «зиме начало» | *Новый год *День прав человека *День конституции | Новогодний утренник | «Свойства песка» | |
Январь | «Зимняя карусель» | «Какие разные снежинки» | «В январе, в январе, много снега на дворе» | *Рождество *Всемирный день спасибо | «Зимняя сказка» (постройки из снега) | «Как снег становиться водой» |
Февраль | Мой любимый папочка | «Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко» | *День Защитников Отечества. *День рождения А.Барто | «Мама, папа, я-спортивная семья» | «Цветные льдинки» | |
Март | Приметы ранней весны | «Рыхлый снег темнеет, в марте тают льдинки на окне» | *«Международный женский день» *День рождения К.Чуковского. | Утренник ко Дню 8 Марта | «Сосульки» |
…и так далее.
Следующий план – «Комплексно-тематический план воспитательно-образовательной работы» – это расписывание годового плана более подробно.
«КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН»
Месяц, неделя, число | Название мероприятия | Форма работы, содержание | Цель | Интеграция образовательных областей |
Сентябрь 1 неделя 1.09. | Праздник «День знаний» | 1.Беседа «Здравствуй, школа» с показом иллюстраций. 2.Показ постановки «Лесная школа» 3.Экскурсия в школу: обобщение всех знаний, которые получили дети в этот день. 4.Сюжетно-ролевая игра «Школа». Правильное распределение ролей, обязанностей. Знакомство со школьными принадлежностями. | 1.Расширить знания детей о школе, о дне знаний. 2.Вызвать интерес к школе, учёбе. 3.Вызвать у детей эмоционально-положительное состояние от этого праздника. | «Социализация» «Коммуникация» «Познание» «Музыка» «Художественное творчество» |
2 неделя 11.09. | Традиция «День посёлка» | Беседа «Мой дом»: о членах их семьи, о доме, о 2.Рассматривание альбома с фотографиями достопримечательностей посёлка. Обсуждение вопроса «Что значит выражение: Родина и мама – одна» | 1.Формировать у детей начальные представление о семье, о доме, о родном посёлке, его названии. 2.Воспитывать любовь к малой родине. | «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Социализация». |
14.09. | Сезонное явление «Сентябрь – урожай собирай, на зиму запасай» | 1.Беседа «Что изменилось в сентябре в природе?» (признаки сентябрьских изменений). 2.Наблюдение на прогулке за деревьями, птицами; подвижная игра «Звери осенью»; сбор семян в цветнике и вьющихся растений вокруг беседки. 3.Заучивание стихотворения Н. Светлячок «Пришёл сентябрь с красками» | 1.Расширение и углубление знаний детей об изменениях в живой и неживой природе в сентябре. 2.Научить детей правильно собирать семена. | «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Социализация» «Здоровье» «Физическая культура» «Безопасность» «Труд» |
3 неделя 18.09 – 20.09 | Проект «Осенний сундучок» (3-х дневн.) | 1. Игра-эксперимент «Угадай что это?» 2. Продуктивная деятельность «Овощи и фрукты-цвет и форма». 3.Конкурс салатов из даров осени (домашние заготовки с помощью родителей). | 1.Учить различать овощи и фрукты по вкусу. 2.Закреплять умения различать и называть овощи и фрукты по форме и цвету. Вызвать у детей удовольствие от совместной деятельности со сверстниками. 3.Прививать детям дух соперничества, соревн-ия. Приобщать родителей к жизни детского сада. | «Познание» «Коммуникация» «Художественное творчество» «Здоровье» |
4 неделя 27.09 | Праздник «День дошкольного работника» | 1.Экскурсия по детскому саду, знакомство с профессией дошкольного работника: повар, прачка, воспитатель, дворник и т.д. 2.Беседа по тематике праздника. 3. Предложить детям нарисовать один день из жизни детского сада, организовать выставку рисунков. | 1.Формирование представлений о профессии дошкольного работника, положительного отношения | «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы» «Коммуникация» «Социализация». |
…и так далее, до конца года.
И третий план «Календарный план воспитательно-образовательной работы». В его основу мы взяли принцип планирования Ксении Белой. Он заключается в следующем: сначала мы должны выделить принципы отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой, решить, что на сегодняшний день не из трех, а из двух частей может состоять образовательный процесс: первое – это непосредственная образовательная деятельность и решение содержания еще в режимных моментах; второе – самостоятельная деятельность детей, где очень большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства. Нужно уходить от жесткого регламентирования уголков, зон, которые часто не меняются в течение всего учебного года, жить под тему, под содержание, проживать через все виды детской деятельности, а значит, предметная среда должна гибко меняться.
Исходя из этого, шаблон календарного плана выглядит так:
Совместная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Изменения в предметно-развивающей среде | |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Непосредственно образовательная деятельность (НОД) | ||
В этом году начали апробировать эти планы. Педагогам очень трудно перестроиться, ведь всегда всё новое даётся с трудом. И я думаю, что эти планы будут терпеть многочисленные изменения.
Если кому-то поможет моя статья при организации планирования по-новому – буду очень рада…
Литература:
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ № 665 Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г.
К. Белая «Три модели организации образовательного процесса в ДОУ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно - тематические планирование в старшей группе с учётом ФГТ.
перспективное планирование на делю в старшей группе с учётом ФГТ по теме "Моя малая Родина"...
Комплексно - тематическое планирование с учётом ФГТ и регионального компонента (подготовительная группа)
Представленное комплексно - тематическое планрование составленное на основе практической работы, предполагающая интеграцию образовательной деятельности по всем тематическим раздлам в соответстви...
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе с учётом ФГОС ДО
Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование с учётом ФГОС ДО...
Комплексно-тематическое планирование с учётом ФГОС
Здесь представлено комплексно-тематическое планирование с учетом 5 образовательных областей: социально-коммуникативное развитие. познавательное развитие, речевое развитие, художественно=эстетическое р...
Комплексно-тематическое планирование в группе раннего возраста с учётом ФГОС ДО
Приложение 1САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Курортный районГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 26197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк,у...
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе с учётом ФГОС
Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование с учётом ФГОС ДО для саршего дошкольного возраста....
Организация образовательной деятельности с учётом комплексно – тематического планирования.
Организация образовательной деятельности с учётом комплексно – тематического планирования....