Формирование эстетического вкуса и представлений у родителей воспитанников (проект)
методическая разработка на тему
Современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Но именно поэтому в условиях семьи необходима разумная организация эстетического воспитания ребёнка.
Важно, чтобы родители вдумчиво выбирали то, что следует посмотреть и послушать ребёнку, помогали ему осмыслить полученные впечатления.
Цель данного проекта - формирование педагогической грамотности родителей; установление единства средств воспитания и обучения ребенка.
Задачи деятельности педагога:
• информировать родителей воспитанников о значимости эстетического воспитания;
• привлекать родителей к тесному сотрудничеству. Родители и педагоги партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог → родители → дети;
• создать в семье воспитанника благоприятного микроклимата;
• приобщать родителей к искусству;
• развивать эстетическую восприимчивость ко всему окружающему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_esteticheskogo_vkusa_i_predstavleniy_u_roditeley.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»
Формирование эстетического вкуса и представлений у родителей воспитанников
проект
Разработал:
Митроченко Татьяна Владимировна
старший воспитатель
МБДОУ д/с№1 «Рябинка»
Промышленная 2012
Содержание
Актуальность проекта 3
Цель и задачи проекта 5
Стратегия достижения поставленных целей и задач 7
Содержание деятельности по реализации проекта 7
Развитие интереса к искусству у детей в семье 10
Музыка 10
Хореография 12
Изобразительная деятельность 14
Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию 15
Ожидаемые результаты 17
Список литературы 18
Актуальность проекта
Семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.
Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей столку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию.
Способность воспринимать красоту окружающей природы и наслаждаться произведениями искусства развивается по мере того, как дети знакомятся с тем прекрасным, которое доступно их восприятию и пониманию.
Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства.
Известную роль в развитии этой стороны личности играют врождённые задатки, о которых позволяет, например, судить высокая восприимчивость одних детей к музыке, других - к изобразительному искусству, и активное желание овладеть каким-либо из этих искусств.
Современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Но именно поэтому в условиях семьи необходима разумная организация эстетического воспитания ребёнка.
Важно, чтобы родители вдумчиво выбирали то, что следует посмотреть и послушать ребёнку, помогали ему осмыслить полученные впечатления.
Цель и задачи проекта
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию «прекрасного».
Эмоциональное (эстетическое) воспитание - один из базовых компонентов цели воспитания и воспитательной системы, обобщающих развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания, можно условно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи приобщения:
формирование эстетических знаний;
воспитание эстетической культуры;
овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
формирование эстетического отношения к действительности.
развитие эстетических чувств;
приобщение человека «прекрасному» в жизни к природе, труде.
развитие потребности стороны жизни и деятельность по законам красоты;
формирование эстетического идеала;
формирование стремление быть прекрасным во всём: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде;
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидание прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих студиях, группах и т.д.
В воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает важное место. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботится о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения. Искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой стороны средством воспитания.
Объект исследования - родители воспитанников МБДОУ д/с №1 «Рябинка».
Предмет – воздействия педагогов на родителей посредством рекомендаций, приобщения к искусству.
Цель данного проекта - формирование педагогической грамотности родителей; установление единства средств воспитания и обучения ребенка.
Задачи деятельности педагога:
информировать родителей воспитанников о значимости эстетического воспитания;
привлекать родителей к тесному сотрудничеству. Родители и педагоги партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог → родители → дети;
создать в семье воспитанника благоприятного микроклимата;
приобщать родителей к искусству;
развивать эстетическую восприимчивость ко всему окружающему
Стратегия достижения поставленных целей и задач
Реализация проекта, а именно, апробация его как модели, рассчитана на 1 год и будет проходить в три этапа:
I этап – аналитический (анкетирование родителей, обработка результатов, индивидуальные беседы) – сентябрь.
II этап – основной (разработка и проведение комплексных мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта) – октябрь – май.
III этап – итоговый (систематизация материалов) – июнь.
Разрабатывается план мероприятий проекта по сотрудничеству ДОУ и родителей.
Содержание деятельности по реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Анкетирование родителей | сентябрь, май | Старший воспитатель, воспитатели |
2 | Дни открытых дверей (экскурсии в ДОУ, непосредственно образовательная деятельность – художественное творчество, музыка, хореография, коммуникация, познание) | в течение года | Старший воспитатель, воспитатели, педагоги доп. образования, музыкальный руководитель |
3 | Родительское собрание «Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка. Как создать условие для эстетического воспитания детей в семье». | октябрь | Заведующая, старший воспитатель |
4 | Выставка поделок «Чудеса осени» | октябрь | Старший воспитать, педагог доп. образования по изо |
5 | Консультация для родителей «Эстетические требования к одежде» | ноябрь | Старший воспитатель |
6 | Концертная программа, посвященная празднованию Дня матери | ноябрь | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог доп. образования |
7 | Выставка новогодних игрушек «Рождественский букет» | декабрь | Старший воспитать, педагог доп. образования по изо |
8 | Лекторий «Художественно – педагогические требования к детской литературе» | январь | Старший воспитатель |
9 | Концертная программа, посвященная празднованию Дня Защитника Отечества | февраль | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог доп. образования |
10 | Конкурс поделок «Вместе с папой» | февраль | Старший воспитать, педагог доп. образования по изо |
11 | Выставка «Открытка для папы» | февраль | Старший воспитать, педагог доп. образования по изо |
12 | Лекторий «Детское творчество и изобразительная деятельность» | март | Старший воспитать, педагог доп. образования по изо |
13 | Выставка «Моя мамочка» | март | Старший воспитать, педагог доп. образования по изо |
14 | Работа с родителями по подготовке к поселковому конкурсу «Мисс и мистер детский сад» | март | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог доп. образования |
15 | Выставка Пасхальных поделок своими руками | апрель | Старший воспитать, педагог доп. образования по изо |
16 | Работа с родителями по подготовке к районным конкурсам «Мисс Дюймовочка», «Мультипесенка» | апрель | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог доп. образования |
17 | Круглый стол «Природа – могучий источник эстетического воспитания» | май | Старший воспитатель |
18 | Выставка детских рисунков «Мой край родной» | май | Старший воспитать, педагог доп. образования по изо |
19 | Отчетный концерт для родителей «Нам весело живется!»» | май | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог доп. образования |
Развитие интереса к искусству у детей в семье
Музыка
С раннего детства музыка способствует развитию в ребенке интеллекта, ощущений правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств, расширению кругозора, формированию его духовного мира и творческого потенциала.
Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом : о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях…
Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызывать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности;
способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального восприятия, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, его общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, проникает народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой.
Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример, совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, посещение концертов не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят его с родителями духовно.
Хореография
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в каком творческом направлении «отправить» ребёнка и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребенка занятия танцами, для детей, как правило, все начинается с ритмики и музыкально-ритмических движений. На таких занятиях ребенок научится не только красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, это именно тот вид искусства, который поможет ребенку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
Некоторые родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий с целью, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает.
Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно.
Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, с изучения простых движений. В дошкольном возрасте занятия по обучению детей танцевальным движениям зачастую больше похожи на игру, но в этой игре ребенок учится тем вещам, которые пригодятся ему в будущем.
Советы родителям
1. Раннее проявление музыкально- ритмических способностей говорит о необходимости начинать музыкально- ритмическое развитие как можно раньше. Время, упущенное как возможность развить способности ребенка, будет невосполнимо.
2. Путь развития ритмики каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у Вашего малыша нет настроения что-нибудь станцевать, а если и возникают подобные желания, и на Ваш взгляд кажутся далекими от совершенства, не расстраивайтесь, количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
3. «Не приклеивайте» Вашему ребенку ярлык «не музыкальный», «не пластичный», если Вы ничего не сделали для того, чтобы это у него развить.
Таким образом, при организации работы по развитию интереса к танцевальным движениям детей, в условиях дошкольных учреждений, важно планирование и реализация последовательной, систематической работы; постепенное формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков на основе комплекса различных методов и приемов; учет индивидуальных и возрастных возможностей детей и тесное сотрудничество со всей семьей.
Изобразительная деятельность
Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка в семье, говоря при нем, что это будущий художник, но и нельзя относиться бережно, как ненужному баловству, к его творчеству.
Рисуя, ребенок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослым маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется не так.
Самое главное – вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Это будет хорошим подспорьем в воспитательном процессе. Надо поддерживать и развивать у ребенка интерес к рисованию, подсказывать новые интересные темы для рисования.
Дети любят яркие узорные украшения на предметах обихода и сами охотно создают красочные затейливые узоры. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходима помощь в его изобразительной деятельности, всяческое его поощрение и, наконец, продуманная организация общения с ребенком с искусством – все это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.
Методы работы с родителями по эстетическому воспитанию
Центральное место следует отвести педагогическому лекторию, который познакомит взрослых с особенностями детей определённой группы, конкретными задачами эстетического воспитания.
Достижению наибольшей результативности будет способствовать сочетание различных форм работы:
а) регулярные задачи педагогического лектория, куда можно отнести:
лекции
педагогические практикумы
семинарские занятия
тематические вечера
встречи с солистами района, художниками района
б) организация Дней открытых дверей
в) индивидуальные консультации с родителями.
г) организация концертов для родителей силами детей.
д) совместные походы на спектакли, на концерты, в школу искусств.
Организация лектория для родителей – одна из эффективных форм связи детского сада и семьи. Разрабатывая тематику занятий лектория, необходимо искать разнообразные способы донесения рекомендаций до родителей. В частности, стремиться, чтобы все методические советы подкреплялись художественными наглядными материалами и чтобы в работе лектория принимали участие сами родители. Тематика лекций касалась как общих задач эстетического воспитания, так и более частных, например: рекомендации по эстетике одежды, художественно-педагогические требования к литературе, музыкальным произведениям для детей, особенности музыкальной, изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Не менее важно создание дома благоприятного микроклимата: родители должны показать детям, что их любимые музыкальные и художественные произведения доставляют им радость, удовольствие, вызывают бодрость, желание делать большие, хорошие дела улучшают настроение. Эстетическое воспитание является одним из компонентов содержания семейного воспитания. Оно призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.
С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые интегрированные занятия, встречи с представителями искусства района, посещение выставок, музейных композиций. Родители охотно участвуют в театрализованных постановках, исполняют роли на утренниках, помогают в оформлении музыкального зала к праздникам, подборе литературного материала.
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта ожидается:
Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка.
Повышение компетентности родителей в вопросах эстетического воспитания.
Повышение уровня доверия родителей к детскому саду.
Осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса ДОУ, вовлеченность каждого родителя в процесс воспитания и развития своего ребенка, понимание своей значимости в эстетическом развитии ребенка.
После апробации план мероприятий данного проекта корректируется в зависимости от полученных результатов и вносится в план учреждения на следующий год. Полученный опыт обобщается.
Финансирование деятельности осуществляется в рамках муниципального бюджетного финансирования МБДОУ д/с№1 «Рябинка».
Список литературы
Воспитатели и родители: Из опыта работы. [Текст] / сост. Л.В.Загик, В.М. Иванова. – М.: Просвещение, 1985
Островская, Л.Ф. Педагогические знания – родителям: (Материалы семинаров для родителей). Пособие для воспитателя дошкольного учреждения. [Текст] / Л.Ф. Островская – М.: Просвещение, 1983
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения [Текст] / авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада [Текст]/ под ред Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1985
Юдина, Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия: у тебя получится:/ [Текст] / Е.И. Юдина – М.: Аквариум, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников»
В последнее время педагоги все чаще сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка родители не понимают его нужд, сосредоточены на том, как должно быть, то у ребенка воз...
Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников
“Расскажи мне – и я забудуПокажи мне – и я запомнюВовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного...
Конспект образовательной деятельности в области «Формирование элементарных математических представлений» для родителей воспитанников подготовительной группы.
Обучение составлению и решению простых арифметических задач на сложение и вычитание чисел в пределах 10; Ознакомление детей со структурой задачи; упражнение в счете в пределах 20....
Использование различных техник в создании объемных аппликаций при формировании эстетического вкуса младших дошкольников.
Объемная аппликация - прекрасный способ увлечь ребенка, раскрыть его творческий потенциал, подарить радость от созидания и развить основные навыки в работе с бумагой....
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Консультация для педагогов "Формирование эстетического вкуса у детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...
Образовательный потенциал прикладного творчества в формировании эстетического вкуса детей дошкольного возраста
quot;В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, активно мыслящей личности. Изменение в социально - экономической, нравственной и культурной жизни общества вно...