Консультация для педагогов "Формирование эстетического вкуса у детей дошкольного возраста"
статья
Предварительный просмотр:
Формирование эстетического вкуса у детей дошкольного возраста.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.», сказал В. А. Сухомлинский. Эти слова В. А. Сухомлинского явились стимулом для начала работы по исследованию организации художественно-эстетического развития средних дошкольников (детей 4-5 лет).
Прежде всего, в групповой комнате должна быть зона, в которой дошкольники в свободное время могли бы перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, слушать сказки, записанные на диски или на другие электронные носители; пересказывать прочитанное своим сверстникам с помощью театра игрушек, теней, кукол; играть в литературные игры, готовиться к праздничным и литературным утренникам, вечерам развлечений.
Хорошо, если в зоне художественно-эстетического направления выделено четыре подзоны, назовем их уголками.
Уголок книги — книжный шкаф или витрина, книжная полка, портреты детских писателей, круглый журнальный столик, четыре стула, настольная или настенная лампа, иллюстрированные детские книги, предусмотренные программой для соответствующего возраста, книги, с которыми дети познакомились в предыдущих группах
Уголок иллюстраций и картин — детский столик, тематические папки и альбомы с картинами и открытками (по темам), книжки-ширмы, иллюстрированные детьми, витрина для рисунков детей по литературным произведениям, принадлежности для рисования.
Уголок технических средств — проигрыватель, радиоприемник, экран для просмотра видео (либо компьютер)
Уголок театра условно разделяется на две части — «волшебных превращений» и «встреч с героями театра».
В уголке «волшебных превращений» находится «волшебный ларец» (раскрашенный сундучок) с материалами для инсценировок и игр-драматизаций, в котором хранятся шапочки-маски, элементы костюмов, декорации, в уголке. «Встреч с героями театра» — пособия для показа театра кукол, теней, игрушек, настольного. Здесь находятся детская ширма (1,2х1 м), куклы-перчатки для показа кукольного театра, экран и комплекты силуэтов (объединенные по сюжетам отдельных произведений) в специальных конвертах для теневого театра, «сцена» и игрушки, сделанные из однородного материала (мягкие, пластмассовые, деревянные, резиновые), для театра игрушек, фигуры-силуэты на подставках для настольного театра.
Для того, чтобы вовлечь детей в более активную деятельность в «уголках», следует на занятиях по развитию речи уделять больше внимания игровым приемам, упражнениям, использовать произведения изобразительного искусства и музыки, формировать у детей умение пользоваться книгами; иными материалами, обучать правилам показа кукольного, настольного, теневого театров; научить, как надо пользоваться проигрывателем, приемником.
В уголке картин и иллюстраций, который расположен рядом с книжным уголком, дети под руководством воспитателя должны иметь возможность рассматривать иллюстрации разных художников к одному и тому же тексту, сравнивать их, подбирать открытки и рисунки для тематических папок и альбомов, рисовать на тему любимых произведений, мастерить свои книжки-ширмочки, готовить шапочки-маски для инсценировок. В этом уголке необходимо поместить не только необходимый материал для рисования (бумагу, карандаши, краски), но и цветную бумагу, ножницы и клей для аппликации, пластилин для лепки. Тут же ребята в свободное от занятий время, находясь под впечатлением содержания прослушанных литературных произведений (сказок, рассказов, стихов), могут воссоздавать понравившиеся им образы в рисунке, в аппликации или лепке. Чаще всего ребята занимаются индивидуально, но иногда, по предложению воспитателя, могут создать коллективные работы, объединяясь в группы но 4-5 человек.
Работы детей нужно демонстрировать родителям. Через несколько дней эти работы возвращаются детям для использования в игровой деятельности.
Дошкольники чаще всего играют в следующие литературные игры: «Нарисуем сказку», «Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картине)», «Угадай, к какой книге иллюстрация», «Отгадай, кто нарисован», «Расскажи сказку по картинкам», «На выставке наших картин». Основные цели, которые ставятся при организации литературных игр,— развитие художественного и эстетического вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Для игр используются различные иллюстрации и картинки, а также книжки, игрушки.
В уголке технических средств дети самостоятельно, под присмотром и с помощью воспитателя должны слушать сказки, рассказы, стихи в исполнении мастеров художественного слова. В специальном шкафу воспитателя должны храниться переносные технические средства, соответствующие возрасту детей «волшебные шкатулки», в которых сохраняются записи рассказов, придуманных детьми, пересказов любимых литературных произведений. Воспитатель включает записи по просьбам детей.
Рядом с уголком технических средств должен располагаться театральный уголок, в котором дети, надевая соответствующие костюмы, шапочки-маски, становятся актерами, героями сказок, рассказов или показывают различные спектакли, отрывки из знакомых произведений с помощью театров кукол, теневого, настольного и др.
Например: В уголке технических средств один ребенок, пользуясь наушниками, может слушать сказку, а другие дети играть в игру «Телевизор» — с помощью игрушечного телевизора рассматривать свои новые рисунки.
В театральном уголке в это время небольшая группа детей может выбрать и примерить костюмы, декорации для предстоящего «театрализованного представления» или показать театр игрушек.
Некоторые дети любят уединение, играют индивидуально, другие, наоборот, не умеют играть самостоятельно, их надо учить выбирать тему для игры. Поэтому при организации деятельности детей в этой зоне htpekmnfnbdytt bcgjkmpjdfnm индивидуально-дифференцированный подход.
Чтобы дети могли сконцентрировать свое внимание и играть в каком-либо уголке, не мешая друг другу, можно дать возможность отделиться от сверстников занимающихся в соседнем уголке, ширмой. Эта ширма в процессе детской игровой деятельности может служить символической стеной, и подгруппа детей, занятая одной игрой, оказывается как бы в «своем домике», где они чувствуют себя независимо, самостоятельно распределяют роли и пособия, действуют с ними более уверенно.
В свободное от занятий время в зоне художественно-эстетического развития дети совместно с воспитателем могут организовать обмен мнениями о книге, телепередаче, о дидактических и сюжетно-ролевых играх «Почтальон принес посылку с книгами», «В библиотеке», «На концерте», «В театре», «На книжной выставке». В этой зоне детям также удобно готовиться к праздничным и литературным утренникам, к вечерам развлечений, здесь они находят все необходимые им материалы. Играя в соседних зонах (музыкальной, изобразительного искусства, конструирования), ребята могут пользоваться материалами из зоны художественно-эстетического развития .
Для качественной организации деятельности детей необходимо создание специальной зоны, в которую входили бы уголки книги, иллюстраций и картин, технических средств, театра, учитывая, конечно, есть ли место в помещении для них.
Все уголки зоны художественно-эстетического развития должны быть хорошо оснащены пособиями, необходимыми для данной деятельности ,т. е. соответствующими назначению зоны.
Решающую роль при организации детской деятельности в этой зоне играет наличие у детей хороших знаний по литературе и элементарных навыков и умений использования имеющихся знаний в новых условиях, в самостоятельной деятельности. В правильной организации этой деятельности вне занятий на первоначальном этапе направляющая и руководящая роль принадлежит воспитателю. Постепенно, по мере формирования у ребенка необходимых умений и навыков, приобретения нужных знаний, роль воспитателя становится второстепенной, детям предоставляется большая свобода, и воспитатель только помогает им в тех случаях, когда они в чем-то затрудняются
При наличии хорошо оборудованных уголков, а также соответствующих знаний, умений и навыков у детей можно добиться, чтобы вся группа включалась в художественно-эстетическое развитие, чтобы дошкольники занимались как индивидуально, так и коллективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями....
Консультация для педагогов: Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.
Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения между детьми и взрослыми....
Консультация для педагогов "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста" с использованием ТРИЗ технологии
С древних времён человечество пыталось определить, что такое «время». Уже с трёх - четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать то, что живут во времени. Они привыкают к последовательности событий...
Консультация для родителей "Воспитание эстетического вкуса у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста»Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим ...
Консультация для педагогов: «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста»
В старшем дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать з...
консультация для педагогов "Формирование морфологической речи у детей дошкольного возраста "
консультация для педагогов...
Консультация для родителей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста»Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим ...