Оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ.
методическая разработка по теме

Привалова Наталья Николаевна

Оздоровительная работа в ДОУ. Режим группы. Работа в оздоровительной группе. Работа в бассейне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 комбинированного вида

Курортного района Санкт – Петербурга

     Рекомендации по проведению оздоровительной и профилактической работы  для ДОУ С оздоровительными группами  при наличии бассейна.

Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития детей, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность. Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от утомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

    Все режимы дня согласовываются и утверждаются на установочном педагогическом совете. Согласовываются с врачом, старшим воспитателем и утверждаются заведующей ГДОУ.

Все режимы соответствуют САНПИН 2.4.1.26.60-10

     Режимы дня

  1. на холодный период года (гибкий режим в связи с занятиям и в бассейне)
  2. на теплый период года,
  3. режим двигательной активности детей,
  4. щадящий режим для ослабленных детей и детей в период адаптации

  Поскольку 2 раза в неделю воспитанники ДОУ посещают бассейн, режим на холодный период года для младшего дошкольного возраста включает прогулку после 1 завтрака, а образовательная деятельность (в том числе и плавание) переноситься на время после прогулки, чтобы исключить переохлаждение детей. Старший дошкольный возраст после бассейна выходит на прогулку не раньше чем через 30 мин. (Требования САН ПИН 2.4.1.26.60-10)

Режим дня младшей группы на холодный период года

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика,

Дежурства

7.00 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 –9.00

Образовательная деятельность

9.00 - 9.45

Самостоятельная деятельность,

 игры

9.45 – 10.15

II завтрак

10.15- 10.25

Подготовка к прогулке, прогулка

10.25-12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00 –12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20 –15.00

Подъем, бодрящая гимнастика,

15.00 –15.35

Полдник

15.35-15.50

Совместная и самостоятельная деятельность, игры

15.50. –16.10

Подготовка к прогулке, прогулка

16.10 –19.00

Изменения в режиме в связи с плаванием в бассейне

Вторник - четверг

Прием детей, индивидуальная работа

7.00-8.00

Утренняя гимнастика, дежурства

8.10-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Подготовка к прогулке, прогулка

9.00-10.00

Плавание

10.10-11.00

II  завтрак

10.30–10.40

Образовательная деятельность, игры

11.00-12.00

   Соблюдение двигательного режима дня дошкольника – важная составляющая общего режима дня ребенка. Достаточная двигательная активность – залог правильного физического и психического развития ребенка.

№ п/п

Виды двигательной активности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Все

Время в минутах

1.

Утренняя гимнастика

15

15

15

15

15

1 ч 15 мин

2.

Совместная деятельность (образовательная область «Физическая культура»)

по подгруппам

25

25

50

3.

Динамические паузы, физкультминутки

5

5

5

5

5

25

4.

Совместная деятельность (образовательная область «Музыка»)

25

25

50

5.

Совместная деятельность (образовательная область «Физическая культура»)

на прогулке

25

25

6.

Физкультурные упражнения на прогулке

15

15

15

15

15

1 ч 15 мин

7.

Подвижные игры на прогулке (ежедневно 2 подвижные игры -на утренней и вечерней прогулке)

15+15

15 + 15

15+15

15 + 15

15 + 15

2 ч 30 мин

8.

Гимнастика после сна

10

10

10

10

10

50

9.

Спортивные игры (бадминтон, городки, хоккей, теннис)

15

15

30

10.

Дозированная ходьба

20

20

11.

Спортивные упражнения (самокат, велосипед, лыжи, скольжение по ледяным дорожкам)

25

25

25

25

1 ч 40 мин

12.

Физкультурные досуги

30 минут один раз в месяц

Итого в неделю

2 ч 05 мин

1 ч 55 мин

2 ч 25 мин

2 ч 05 мин

2 ч 20 мин

10 ч 50 мин

     

            Специфика работы с детьми оздоровительной группы (часто болеющими ОРЗ, имеющими 3-ю группу здоровья, с повышенной реактивностью нервной системы) заключается в создании благоприятного эмоционально-психологического микроклимата: увеличение продолжительности дневного сна, укладывание первым и подъём последним, в спокойной обстановке, строгое соблюдение режима со своевременной сменой различных видов деятельности и чередования их с отдыхом, с использованием спокойных и подвижных игр в течение дня.


п/п

Режимные моменты

Рекомендации

1

Утренняя гимнастика

Снижение физической нагрузки за счёт: уменьшение числа упражнений;  темпа выполнения упражнений

2

Непосредственно образовательная деятельность

Снижение физической нагрузки

Следить за внешними признаками утомления

3

Подготовка к прогулке, прогулка

Одевание на прогулку последними. уменьшить пребывание детей на свежем воздухе до 20 – 30 минут.

4

Возвращение с прогулки

Раздевание первыми

5

Дневной  сон

Увеличить продолжительность сна (укладыванием ребенка первым и подниманием последним)

6

Закаливающие процедуры

При проведении бодрящей гимнастики ограничивать упражнения с большой нагрузкой

7

Режим прививок по назначению врача

По назначению врача

8

Совместная (организованная) деятельность педагога с детьми

Не допускать переутомления детей, не начинать обучение с нового материала

9

Двигательная активность

Освободить от занятий ФИЗО  в зависимости от перенесённых заболеваний (по назначению врача)

Осуществляется система оздоровительной работы на всех группах: 

- занятия в бассейне 2 раза в неделю, 1 раз физкультурное занятие  на улице

- закаливание

- массаж  

- кварцевание спальных комнат, очищение воздуха аппаратами «Дезар»

- контроль санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима

- контроль двигательной активности, соблюдения режима питания, сна и прогулки, контроль над продолжительностью занятий

- обеспечение экологической безопасности (экологический гомеопатический комплекс)

- профилактика гриппа и ОРВИ:

     а) специфическая профилактика (оксалиновая мазь)

б)неспецифическая профилактика (фитоаэронизация маслами, использование фитонцидов свежего лука и чеснока), УФО, препарат Анаферон детский по графику

- «С» витаминизация третьего блюда

- хлебобулочные изделия с микронутриентами

         Индивидуальные профилактические мероприятия

 (специальные лечебно-оздоровительные  и воспитательные мероприятия) направленные на коррекцию отклонения в здоровье и развитии, а так же на ведение детей в период адаптации и после перенесенного острого заболевания или после обострения хронических заболеваний.

    Организованы разнообразные виды двигательной активности:

  1. Физкультурные занятия 3 раза в неделю (2 раза в бассейне, 1 раз в спортивном зале (ясли, младшая и средняя группы) или 1 раз на улице (старшая, подготовительная группы)
  2. Бодрящая гимнастика после сна
  3. Оздоровительный бег на улице
  4. Подвижные игры, физические упражнения на улице.
  5. Активный отдых.

а) физкультурный праздник (2-3 раза в год с 4-7месяцев)

б) физкультурный досуг (с 3-7 лет 1-2 раза в месяц)

в) день здоровья с 3-х лет 1 раз в квартал

6. Самостоятельная двигательная активность детей в помещении и на прогулке.

7. Элементы физического воспитания в режиме дня (включая упражнения по дыхательной гимнастике, упражнения на большие группы мышц)

8. Включение в утреннюю и бодрящую гимнастику дыхательных упражнений, комплексов по профилактике нарушения осанки, плоскостопия.

          В осенне-зимний период при организации питания детей проводятся следующие мероприятия по профилактике простудных заболеваний:

- проведение «С» витаминизации напитков

- включение в рацион детей цитрусовых (лимоны, апельсины, мандарины)

- использование витаминизированных инстантных напитков

- при приготовлении салатов использование квашенной капусты, лука репчатого, чеснока

- обеспечена отдельная подача чеснока при отпуске супов

- обеспечено наличие в рационе хлебобулочных изделий с микронутриентами

 Помимо мониторинга по всем образовательным областям и интегративным качествам дошкольника в нашем ДОУ используется расширенный мониторинг по образовательным областям «Физическое развитие и здоровье», так как сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников - приоритетное направление работы учреждения. Развитие физических качеств ребенка возможно только при хорошем здоровье и отличном настроении, поэтому точная и своевременная диагностика в области здоровья и физического развития ребенка позволяет проводить планомерную и индивидуальную работу с детьми в этих направлениях.

Выбраны четыре  направления мониторинга в образовательных областях «Физическое развитие» и «Здоровье»

1.      Мониторинг состояния здоровья детей

2.      Сформированность культурно-гигиенических навыков

3.     Уровень  физических качеств и овладения необходимыми двигательными навыками и умениями

4.      Уровень компетентности в  здоровом образе жизни.

    Особым способом закаливания детского организма является плавание. Купание, игры на воде и плавание благоприятно и всесторонне влияют на физическое развитие ребенка. При движении ребенка в воде идет чередование напряжения и расслабления мышц в воде, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде снижается нагрузка на позвоночник. Плавание является так же средством профилактики  нарушения осанки и  сутулости. Движения ног в воде в безопорном положении укрепляют стопы ребенка и предупреждают развитие плоскостопия. Систематическое занятие плаванием ведет к совершенствованию работы органов кровообращения и дыхания. Регулярные занятия плаванием закаливают детский организм. Укрепляется нервная система ребенка.

        Умение плавать не является врожденным навыком человека. Поэтому большое значение имеет наличие бассейна в дошкольном учреждении.

        Первый навык ребенок получает даже при не систематическом посещении бассейна. Это гигиеническое воспитание. Закрепляются привычки к водным процедурам и приобретаются такие навыки как чистоплотность, аккуратность, умение самостоятельно одеваться, мыться, вытираться и сушить волосы.

На предварительном этапе большое значение приобретает диагностика успехов ребенка в воде, поэтому нашим инструктором разработана схема диагностики плавания.

Мониторинг достижений детей в образовательных областях «Физическое развитие и здоровье»

(Мониторинг составлен инструктором по бассейну Лаврентьевой Татьяной Николаевной.)

Плавание.

Младшая группа.

Высота воды – начало года 40-45 см.

Конец года – 45 см.



п/п

Фамилия, Имя ребенка

Прыжки на 2 ногах с продвиж. вперед

 (без падения)*

Выдох в воду (пускание пузырей) – 5 раз**

Ходьба по дну на руках от 0 до 5 метров

(упражнение «Крокодил»)***

1.

2.

* Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (без падения)

1. высокий уровень – выполнение  - 7 метров

2. средний уровень – 5-7 м

3. низкий уровень – 3-5 м

** Выдох в воду (пускание пузырей) – 5 раз

  1. высокий уровень - выполнение с промежутками 2-3 сек
  2. средний уровень – с промежутками 4-5 сек.
  3. низкий уровень – неуверенное выпонение с большими промежутками

*** Ходьба по дну на руках (ноги вытянуты назад параллельно дну), упражнение «Крокодил» - от 0 до 5 метров

  1. высокий уровень – 5 метров
  2. средний уровень – 3-4 метра
  3. низкий уровень – неуверенное выполнение от 1до3 метров – низкий уровень или отказ

Средняя группа.

Высота воды:

Начало года – 45 см.

Конец года 50 см.


п/п

Фамилия, имя ребенка

Ходьба по дну на руках

«Рыбка»*

Погружение с головой под воду**

Технично работать ногами сидя на мелком месте

(ступеньках)

10 сек.***

Скольжение по воде с предметом

****

1.

2.

* Ходьба по дну на руках с работой ног вверх-вниз – («Рыбка»), ноги вытянуты назад горизонтально дну от 0до 7 метров.

1. высокий уровень – 7 метров

2. средний уровень – 5 метров

3. низкий уровень – 0-3 м.

** Погружение под воду с головой (прятать лицо в воду)

  1. высокий – выполнение без страха
  2. средний – неуверенное выполнение или с закрыванием лица руками
  3. низкий уровень отказ от упражнения

 *** Технично работать ногами вверх-вниз (кролем) сидя на мелком месте (ступеньке) в течении 10 сек.

  1. высокий уровень – правильное выполнение (с прямыми ногами) в течении 10 сек.
  2. средний уровень – сгибание ног через 3-5 сек.
  3. низкий уровень – постоянно согнутые ноги

**** Скольжение по воде с предметом (возможно без опускания лица в воду), использую доску или нудл.

  1. высокий уровень – скольжение 3м
  2. средний уровень – 2 м
  3. низкий уровень – сколжение 1 м или от

Аналогично составлен мониторинг на остальные группы ДОУ.

   Полноценная оздоровительная и профилактическая работа не возможна без взаимодействия всех специалистов ДОУ и семьи. Именно в семье складывается представление ребенка о здоровом образе жизни, поэтому задача сада не только обеспечить все условия для физического здоровья детей, но и заниматься просветительской работой среди родителей. Для этого в саду по плану проводятся совместные мероприятия с родителями, а также консультирование родителей по вопросам физического развития и оздоровления детей, с привлечением медицинского персонала, психолога ЦПМСС центра, инструкторов ФИЗО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:«Комплексное использование профилактических и оздоровительных мероприятий в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста»

«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье… »    Н. М. Амосов: Здоровье детей – будущее страны!...

"Система оздоровительной и профилактической работы средствами моторно-сенсорной коррекции"

Здоровьесберегающие технологии в группе комбинированного типа....

Доклад "Содержание лечебно-оздоровительной и профилактической работы в дошкольном учреждении"

Лечебно-оздоровительная и профилактическая работа с детьми дошкольного возраста....

Технологии оздоровительной и профилактической работы

Технологии и методики на занятиях физической культурой в ДОУ...

Использование сухого бассейна, как элемента оздоровительной и профилактической работы в группе раннего возраста для часто болеющих детей.

Использование сухого бассейна, как элементаоздоровительной и профилактической работы в группе раннего возраста для часто болеющих детей....

Система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы по укреплению здоровья детей дошкольного возраста

Система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, создание оптимальных здоровьесберегающих условий в детском сад...

Анкетирование для родителей "Организация физкультурно-оздоровительной и профилактической работы в ДОУ и семье".

Уважаемые родители!данный опрос проводится с целью выявления Вашего мнения по поводу организации физкультурно-оздоровительной и профилактической  работы в ДОУ и семье.Результаты анкетирования поз...