Оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ.
методическая разработка по теме
Оздоровительная работа в ДОУ. Режим группы. Работа в оздоровительной группе. Работа в бассейне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_po_provedeniyu_ozdorovitelnoy_raboty_dlya_dou.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 комбинированного вида
Курортного района Санкт – Петербурга
Рекомендации по проведению оздоровительной и профилактической работы для ДОУ С оздоровительными группами при наличии бассейна.
Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития детей, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность. Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от утомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
Все режимы дня согласовываются и утверждаются на установочном педагогическом совете. Согласовываются с врачом, старшим воспитателем и утверждаются заведующей ГДОУ.
Все режимы соответствуют САНПИН 2.4.1.26.60-10
Режимы дня
- на холодный период года (гибкий режим в связи с занятиям и в бассейне)
- на теплый период года,
- режим двигательной активности детей,
- щадящий режим для ослабленных детей и детей в период адаптации
Поскольку 2 раза в неделю воспитанники ДОУ посещают бассейн, режим на холодный период года для младшего дошкольного возраста включает прогулку после 1 завтрака, а образовательная деятельность (в том числе и плавание) переноситься на время после прогулки, чтобы исключить переохлаждение детей. Старший дошкольный возраст после бассейна выходит на прогулку не раньше чем через 30 мин. (Требования САН ПИН 2.4.1.26.60-10)
Режим дня младшей группы на холодный период года
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, Дежурства | 7.00 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 –9.00 |
Образовательная деятельность | 9.00 - 9.45 |
Самостоятельная деятельность, игры | 9.45 – 10.15 |
II завтрак | 10.15- 10.25 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.25-12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00 –12.20 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.20 –15.00 |
Подъем, бодрящая гимнастика, | 15.00 –15.35 |
Полдник | 15.35-15.50 |
Совместная и самостоятельная деятельность, игры | 15.50. –16.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.10 –19.00 |
Изменения в режиме в связи с плаванием в бассейне | Вторник - четверг |
Прием детей, индивидуальная работа | 7.00-8.00 |
Утренняя гимнастика, дежурства | 8.10-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.00-10.00 |
Плавание | 10.10-11.00 |
II завтрак | 10.30–10.40 |
Образовательная деятельность, игры | 11.00-12.00 |
Соблюдение двигательного режима дня дошкольника – важная составляющая общего режима дня ребенка. Достаточная двигательная активность – залог правильного физического и психического развития ребенка.
№ п/п | Виды двигательной активности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Все |
Время в минутах |
1. | Утренняя гимнастика | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 1 ч 15 мин |
2. | Совместная деятельность (образовательная область «Физическая культура») по подгруппам | 25 | 25 | 50 |
3. | Динамические паузы, физкультминутки | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 |
4. | Совместная деятельность (образовательная область «Музыка») | 25 | 25 | 50 |
5. | Совместная деятельность (образовательная область «Физическая культура») на прогулке | 25 | 25 |
6. | Физкультурные упражнения на прогулке | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 1 ч 15 мин |
7. | Подвижные игры на прогулке (ежедневно 2 подвижные игры -на утренней и вечерней прогулке) | 15+15 | 15 + 15 | 15+15 | 15 + 15 | 15 + 15 | 2 ч 30 мин |
8. | Гимнастика после сна | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 |
9. | Спортивные игры (бадминтон, городки, хоккей, теннис) | 15 | 15 | 30 |
10. | Дозированная ходьба | 20 | 20 |
11. | Спортивные упражнения (самокат, велосипед, лыжи, скольжение по ледяным дорожкам) | 25 | 25 | 25 | 25 | 1 ч 40 мин |
12. | Физкультурные досуги | 30 минут один раз в месяц |
Итого в неделю | 2 ч 05 мин | 1 ч 55 мин | 2 ч 25 мин | 2 ч 05 мин | 2 ч 20 мин | 10 ч 50 мин |
Специфика работы с детьми оздоровительной группы (часто болеющими ОРЗ, имеющими 3-ю группу здоровья, с повышенной реактивностью нервной системы) заключается в создании благоприятного эмоционально-психологического микроклимата: увеличение продолжительности дневного сна, укладывание первым и подъём последним, в спокойной обстановке, строгое соблюдение режима со своевременной сменой различных видов деятельности и чередования их с отдыхом, с использованием спокойных и подвижных игр в течение дня.
№ п/п | Режимные моменты | Рекомендации |
1 | Утренняя гимнастика | Снижение физической нагрузки за счёт: уменьшение числа упражнений; темпа выполнения упражнений |
2 | Непосредственно образовательная деятельность | Снижение физической нагрузки Следить за внешними признаками утомления |
3 | Подготовка к прогулке, прогулка | Одевание на прогулку последними. уменьшить пребывание детей на свежем воздухе до 20 – 30 минут. |
4 | Возвращение с прогулки | Раздевание первыми |
5 | Дневной сон | Увеличить продолжительность сна (укладыванием ребенка первым и подниманием последним) |
6 | Закаливающие процедуры | При проведении бодрящей гимнастики ограничивать упражнения с большой нагрузкой |
7 | Режим прививок по назначению врача | По назначению врача |
8 | Совместная (организованная) деятельность педагога с детьми | Не допускать переутомления детей, не начинать обучение с нового материала |
9 | Двигательная активность | Освободить от занятий ФИЗО в зависимости от перенесённых заболеваний (по назначению врача) |
Осуществляется система оздоровительной работы на всех группах:
- занятия в бассейне 2 раза в неделю, 1 раз физкультурное занятие на улице
- закаливание
- массаж
- кварцевание спальных комнат, очищение воздуха аппаратами «Дезар»
- контроль санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима
- контроль двигательной активности, соблюдения режима питания, сна и прогулки, контроль над продолжительностью занятий
- обеспечение экологической безопасности (экологический гомеопатический комплекс)
- профилактика гриппа и ОРВИ:
а) специфическая профилактика (оксалиновая мазь)
б)неспецифическая профилактика (фитоаэронизация маслами, использование фитонцидов свежего лука и чеснока), УФО, препарат Анаферон детский по графику
- «С» витаминизация третьего блюда
- хлебобулочные изделия с микронутриентами
Индивидуальные профилактические мероприятия
(специальные лечебно-оздоровительные и воспитательные мероприятия) направленные на коррекцию отклонения в здоровье и развитии, а так же на ведение детей в период адаптации и после перенесенного острого заболевания или после обострения хронических заболеваний.
Организованы разнообразные виды двигательной активности:
- Физкультурные занятия 3 раза в неделю (2 раза в бассейне, 1 раз в спортивном зале (ясли, младшая и средняя группы) или 1 раз на улице (старшая, подготовительная группы)
- Бодрящая гимнастика после сна
- Оздоровительный бег на улице
- Подвижные игры, физические упражнения на улице.
- Активный отдых.
а) физкультурный праздник (2-3 раза в год с 4-7месяцев)
б) физкультурный досуг (с 3-7 лет 1-2 раза в месяц)
в) день здоровья с 3-х лет 1 раз в квартал
6. Самостоятельная двигательная активность детей в помещении и на прогулке.
7. Элементы физического воспитания в режиме дня (включая упражнения по дыхательной гимнастике, упражнения на большие группы мышц)
8. Включение в утреннюю и бодрящую гимнастику дыхательных упражнений, комплексов по профилактике нарушения осанки, плоскостопия.
В осенне-зимний период при организации питания детей проводятся следующие мероприятия по профилактике простудных заболеваний:
- проведение «С» витаминизации напитков
- включение в рацион детей цитрусовых (лимоны, апельсины, мандарины)
- использование витаминизированных инстантных напитков
- при приготовлении салатов использование квашенной капусты, лука репчатого, чеснока
- обеспечена отдельная подача чеснока при отпуске супов
- обеспечено наличие в рационе хлебобулочных изделий с микронутриентами
Помимо мониторинга по всем образовательным областям и интегративным качествам дошкольника в нашем ДОУ используется расширенный мониторинг по образовательным областям «Физическое развитие и здоровье», так как сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников - приоритетное направление работы учреждения. Развитие физических качеств ребенка возможно только при хорошем здоровье и отличном настроении, поэтому точная и своевременная диагностика в области здоровья и физического развития ребенка позволяет проводить планомерную и индивидуальную работу с детьми в этих направлениях.
Выбраны четыре направления мониторинга в образовательных областях «Физическое развитие» и «Здоровье»
1. Мониторинг состояния здоровья детей
2. Сформированность культурно-гигиенических навыков
3. Уровень физических качеств и овладения необходимыми двигательными навыками и умениями
4. Уровень компетентности в здоровом образе жизни.
Особым способом закаливания детского организма является плавание. Купание, игры на воде и плавание благоприятно и всесторонне влияют на физическое развитие ребенка. При движении ребенка в воде идет чередование напряжения и расслабления мышц в воде, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде снижается нагрузка на позвоночник. Плавание является так же средством профилактики нарушения осанки и сутулости. Движения ног в воде в безопорном положении укрепляют стопы ребенка и предупреждают развитие плоскостопия. Систематическое занятие плаванием ведет к совершенствованию работы органов кровообращения и дыхания. Регулярные занятия плаванием закаливают детский организм. Укрепляется нервная система ребенка.
Умение плавать не является врожденным навыком человека. Поэтому большое значение имеет наличие бассейна в дошкольном учреждении.
Первый навык ребенок получает даже при не систематическом посещении бассейна. Это гигиеническое воспитание. Закрепляются привычки к водным процедурам и приобретаются такие навыки как чистоплотность, аккуратность, умение самостоятельно одеваться, мыться, вытираться и сушить волосы.
На предварительном этапе большое значение приобретает диагностика успехов ребенка в воде, поэтому нашим инструктором разработана схема диагностики плавания.
Мониторинг достижений детей в образовательных областях «Физическое развитие и здоровье»
(Мониторинг составлен инструктором по бассейну Лаврентьевой Татьяной Николаевной.)
Плавание.
Младшая группа.
Высота воды – начало года 40-45 см.
Конец года – 45 см.
№ п/п | Фамилия, Имя ребенка | Прыжки на 2 ногах с продвиж. вперед (без падения)* | Выдох в воду (пускание пузырей) – 5 раз** | Ходьба по дну на руках от 0 до 5 метров (упражнение «Крокодил»)*** |
1. |
2. |
* Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (без падения)
1. высокий уровень – выполнение - 7 метров
2. средний уровень – 5-7 м
3. низкий уровень – 3-5 м
** Выдох в воду (пускание пузырей) – 5 раз
- высокий уровень - выполнение с промежутками 2-3 сек
- средний уровень – с промежутками 4-5 сек.
- низкий уровень – неуверенное выпонение с большими промежутками
*** Ходьба по дну на руках (ноги вытянуты назад параллельно дну), упражнение «Крокодил» - от 0 до 5 метров
- высокий уровень – 5 метров
- средний уровень – 3-4 метра
- низкий уровень – неуверенное выполнение от 1до3 метров – низкий уровень или отказ
Средняя группа.
Высота воды:
Начало года – 45 см.
Конец года 50 см.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Ходьба по дну на руках «Рыбка»* | Погружение с головой под воду** | Технично работать ногами сидя на мелком месте (ступеньках) 10 сек.*** | Скольжение по воде с предметом **** |
1. |
2. |
* Ходьба по дну на руках с работой ног вверх-вниз – («Рыбка»), ноги вытянуты назад горизонтально дну от 0до 7 метров.
1. высокий уровень – 7 метров
2. средний уровень – 5 метров
3. низкий уровень – 0-3 м.
** Погружение под воду с головой (прятать лицо в воду)
- высокий – выполнение без страха
- средний – неуверенное выполнение или с закрыванием лица руками
- низкий уровень отказ от упражнения
*** Технично работать ногами вверх-вниз (кролем) сидя на мелком месте (ступеньке) в течении 10 сек.
- высокий уровень – правильное выполнение (с прямыми ногами) в течении 10 сек.
- средний уровень – сгибание ног через 3-5 сек.
- низкий уровень – постоянно согнутые ноги
**** Скольжение по воде с предметом (возможно без опускания лица в воду), использую доску или нудл.
- высокий уровень – скольжение 3м
- средний уровень – 2 м
- низкий уровень – сколжение 1 м или от
Аналогично составлен мониторинг на остальные группы ДОУ.
Полноценная оздоровительная и профилактическая работа не возможна без взаимодействия всех специалистов ДОУ и семьи. Именно в семье складывается представление ребенка о здоровом образе жизни, поэтому задача сада не только обеспечить все условия для физического здоровья детей, но и заниматься просветительской работой среди родителей. Для этого в саду по плану проводятся совместные мероприятия с родителями, а также консультирование родителей по вопросам физического развития и оздоровления детей, с привлечением медицинского персонала, психолога ЦПМСС центра, инструкторов ФИЗО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме:«Комплексное использование профилактических и оздоровительных мероприятий в работе по здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста»
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье… » Н. М. Амосов: Здоровье детей – будущее страны!...
"Система оздоровительной и профилактической работы средствами моторно-сенсорной коррекции"
Здоровьесберегающие технологии в группе комбинированного типа....
Доклад "Содержание лечебно-оздоровительной и профилактической работы в дошкольном учреждении"
Лечебно-оздоровительная и профилактическая работа с детьми дошкольного возраста....
Технологии оздоровительной и профилактической работы
Технологии и методики на занятиях физической культурой в ДОУ...
Использование сухого бассейна, как элемента оздоровительной и профилактической работы в группе раннего возраста для часто болеющих детей.
Использование сухого бассейна, как элементаоздоровительной и профилактической работы в группе раннего возраста для часто болеющих детей....
Система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы по укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Система физкультурно-оздоровительной и профилактической работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, создание оптимальных здоровьесберегающих условий в детском сад...
Анкетирование для родителей "Организация физкультурно-оздоровительной и профилактической работы в ДОУ и семье".
Уважаемые родители!данный опрос проводится с целью выявления Вашего мнения по поводу организации физкультурно-оздоровительной и профилактической работы в ДОУ и семье.Результаты анкетирования поз...