Использование сухого бассейна, как элемента оздоровительной и профилактической работы в группе раннего возраста для часто болеющих детей.
методическая разработка

Шемис Александра Иосифовна

Использование сухого бассейна, как элемента

оздоровительной и профилактической работы

в группе раннего возраста для часто болеющих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_konferentsii.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сухого бассейна, как элемента

оздоровительной и профилактической работы

в группе раннего возраста для часто болеющих детей.

Актуальность проблемы

Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей, которое в последнее десятилетие во всем мире ухудшается. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, число здоровых детей уменьшилось в пять раз и составляет лишь десять процентов от общего числа детей дошкольного возраста.

По мнению большинства педиатров, в группу часто болеющих принято относить детей, подверженных частым респираторным заболеваниям, из-за преходящих нарушений защитных систем организма, поэтому возникла необходимость создания специальных групп для таких детей.

Эффективность оздоровления ЧБД во многом зависит от рациональной организации профилактических и оздоровительных мероприятий в ДОУ и семье. Для этого педагогический коллектив совместно с медиками:

  • проанализировал состояние здоровья детей, уровень их физической подготовленности;
  • изучил литературу по данному вопросу;
  • составил план оздоровительных мероприятий для данной группы;
  • установил взаимодействие с педагогами, старшей медицинской сестрой, педагогом-психологом, родителями по вопросам оздоровления ЧБД.

В нашем детском саду имеется группа ЧДБ для детей раннего возраста (от 2 до 3 лет).

В учреждении используются различные формы физкультурно-оздоровительной работы. Но особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры на физкультурных заня- в спортивном зале, второй раз - в оздоровительном центре, третий – на улице). С детьми этой группы ведется работа с использованием сухого бассейна, где проводятся игры и занятия с цветными шариками.

Польза сухого бассейна.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка: нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечнососудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо-эмоциональный фон.

Игры в сухом бассейне с цветными шариками рекомендуют психологи для физического и психологического развития малыша. При пребывании ребенка в бассейне его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует формированию правильной осанки; тренируются различные мышечные группы.

Форма одежды для занимающихся:

сменная, хлопчатобумажная футболка, трико и носки.

Перечень основных упражнений используемых в сухом бассейне:

общеразвивающие и специальные;

дыхательные;

массажные движения;

упражнения в сопротивлении;

упражнения в равновесии;

упражнения с применением дополнительных предметов (валики, ручные мячи,  мячи большого диаметра, утяжелители);

прикладные (ползанье, метание мячей).

Исходные положения, применяемые в сухом бассейне:

лежа на животе;

на спине;

на боку;

сидя;

сидя, ноги скрестив по-турецки;

сидя и лежа ноги свешиваются с бортика бассейна4

стоя на четвереньках;

стоя на коленях.

При проведении занятий в сухом бассейне используется индивидуальный и малогрупповой метод. Занятия проводятся в игровой форме индивидуально, обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес, игры и упражнения подбираются с учетом возможностей малыша.

Продолжительность занятий 5-10 минут каждое, детей – не более 3 человек. Интенсивность занятий – 1-2 раз в неделю.

Примерный перечень упражнений, выполняемых в положении лежа на спине:

Потянуться, удерживать такое положение 10-15 секунд, расслабиться.

Приподнимать голову и плечи, напрягая мышцы спины и живота.

Подтянуть колено к груди, захватив его руками (держать 5-10 секунд), повторить упражнение для другой ноги.

Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, отталкивая шарики ногами.

Поглаживать шарики руками, разводя их в стороны.

Сгребать шарики руками на себя («закопаться»).

Примерный перечень упражнений, выполняемых в положении стоя:

Ходьба по шарикам в сухом бассейне.

Перемещение в бассейне с помощью рук и ног.

Перешагивание через бортик бассейна, держась за него руками.

Примерный перечень упражнений с шариками в сухом бассейне:

И.п.: основная стойка, в обеих руках шарики.

В.: 1 - поднять руки вверх через стороны,

2 - постучать шариками друг о друга,

3 - вернуться в и.п. (повтор 3-4 раза)

И.п.: основная стойка, руки с шариками прижаты к груди.

В: 1 - вытянуть руки с шариками вперед,

2 - вернуться в и.п. (повтор 3-4 раза)

И.п.: основная стойка.

В.:1, 2 - поочередно поднимать правую и левую руки в стороны,

3, 4 - поочередно опустить руки вниз (повтор 4 раза)

И.п.: стоя ноги вместе, один шарик в руке.

В.:1 - поднять правую ногу, согнутую в колене,

2 - постучать шариком о колено,

3 - вернуться в и.п., то же с другой ноги.

И.п.: сидя в бассейне.

В.: Катать шарики обеими стопами вперед и назад, влево и вправо (10 – 20 секунд).

Перечень игр в сухом бассейне

«Сильные ножки». Дети сидят в бассейне прислонившись спиной к бортику. По сигналу педагога они отталкивают от себя шары ногами.

«Ловкие ноги». Дети сидят на бортиках бассейна и стараются ногами поднять шарики. Усложнения: поднимать шарики определенного цвета.

«Спрячем ручки». Дети, лежа на животе, погружают на дно бассейна руки.

«Быстрые ножки». Дети, стоя в бассейне, держатся руками за его бортики. По сигналу педагога они начинают бег по шарикам.

«Рыбки». Лежа на животе, дети имитируют плавательные движения.

«Прятки». Дети стоят в бассейне, держась руками за его бортики. По сигналу педагога они то приседают, то снова встают.

«Жучки». Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.

«Велосипед». Лежа на спине, дети имитируют вращение педалей велосипеда.

«Кто быстрее?». И.п.: стоя в бассейне на четвереньках. По сигналу взрослого дети ползут до ориентира.

«Ежики спрятались». И.п.: лежа в бассейне на спине. Дети прижимают колени к груди, обхватывают их руками.

«Бабочка летит». И.п.: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети разводят и сводят колени.

«Спрячь зайку от волка». Дети произвольно сидят в бассейне. Педагог кладет в центр бассейна игрушку – зайца. Дети набрасывают на него шары.

«Найди мишку». Упражнения выполняется, стоя в бассейне. Педагог прячет игрушку – мишку в шарах. По его сигналу дети должны отыскать ее.

«Строим домик». Дети сидят в бассейне произвольно и руками строят горку из шаров.

«Зайки греются на солнышке». Дети лежат в бассейне, поворачиваясь, то на левый, то на правый бок.

«Кто больше?». Дети сидят в бассейне с шариками. Педагог предлагает набрать и удержать в руках как можно больше шариков.

«Шаловливые ручки».  Ребенок стоит перед бассейном, затем опускают в бассейн обе руки и совершают ими произвольные движения («ручки шалят»). В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

«Солнышко». Ребенок стоит перед бассейном, затем опускает в него обе руки и «рисует» солнце. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

Ожидаемые результаты при регулярном проведении упражнений и игр с использованием сухого бассейна:

снятие психоэмоционального напряжение в период адаптации;

регуляция двигательной активности детей раннего возраста;

активизация защитных сил организма;

развитие тактильной чувствительности, стимуляции зрительного восприятия;

создание положительного эмоционального фона.

Подводя итог, можно сказать, что игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. Ребенок, ныряя в цветные шары, получает огромный положительный заряд. Шары для сухого бассейна позитивно влияют на нервную систему, укрепляют диафрагму легких.

Использование сухого бассейна – это не только безумно веселое развлечение для детей, но и прекрасная возможность регулярно давать детям физическую нагрузку в игровой форме, что непременно способствует укреплению здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о группах для ослабленных и часто болеющих детей

Локальный акт  государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения для функционирования групп для ослабленных и часто болеющих детей....

Положение о группах для ослабленных и часто болеющих детей

Локальный акт государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения  о группах для ослабленных и часто болеющих детей....

ПЛАН РАБОТЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

План включает в себя комплексы утренней гимнастики,комплексы бодрящей гимнастики.работу с родителями,темы консультаций....

ПЛАН РАБОТЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

План включает в себя комплексы утренней гимнастики, комплексы бодрящей гимнастики, работу с родителями и темы консультаций на летний период...

Отчет о проделанной работе за летне-оздоровительный период во второй группе раннего возраста

Лето представляет большие возможности для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, развития их познавательного интереса. Одним из важнейших вопросов в работе нашего детского ...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...