спецкурс Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67—69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский). С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. На современном этапе развития педагогической системы воспитания и обучения дошкольников обращает на себя внимание недостаточная подготовленность к организации театрально – игровой деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. В современных условиях необходимо определить основные направления работы воспитателя дошкольного учреждения в создании условий для всестороннего развития детей посредством театра. Как известно, успешное развитие ребенка - целенаправленный процесс, осуществляемый окружающими его взрослыми, поэтому правильное отношение к ребенку и помощь ему со стороны взрослых составляет единое целое и определяет результаты его всестороннего развития. Этот факт ставит вопрос о специальной подготовке воспитателей.
Пояснительная записка Предлагаемый спецкурс «Организация театрально – игровой деятельности в детском саду » направлен на развитие и обучение творчески ориентированных педагогов детских дошкольных учреждений, овладение ими умением саморазвития и самообразования в профессиональной деятельности. Основная цель спецкурса Углубленно изучить проблему организации театрально – игровой деятельности дошкольников в детском саду, её влияние на всестороннее развитие дошкольников, воспитать интерес педагогов к научно-исследовательской работе, развивать умение сочетать теоретические знания с практикой, развивать научное творчество в разработке новых способов организации развивающей работы с детьми, разработке и построении коррекционно – развивающего пространства ДОУ. Задачи спецкурса: • углубить и систематизировать теоретические знания педагогов по данной проблеме . • формировать умения собирать фактический материал, анализировать и обобщать его; • делать выводы на основе анализа теории и практики обучения детей, учить разрабатывать методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. Спецкурс рассчитан на 30 часов. Предполагает формы работы: лекции, семинары, практическую работу педагогов.
Лекции спецкурса имеют своей целью: подготовить педагогов к творческому поиску эффективных путей совершенствования работы по организации развития детей посредством самостоятельной театрально – игровой деятельности и ознакомления их с театром, как видом искусства. Семинары проводятся через определенный промежуток времени, так как необходимо время для осмысления, усвоения и углубления знаний. Итоговой формой спецкурса является зачет. Спецкурс предназначен для педагогов дошкольных учреждений. Требования к знаниям и умениям:
Специалист в области дошкольной педагогики должен знать: • методику организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. • современные требования к деятельности педагога в процессе организации развивающего обучения; • владеть определенной терминологией; • знать возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. уметь: • правильно строить воспитательно – образовательный процесс, с учётом индивидуально – типологических особенностей детей. • проводить диагностические исследования, на основе полученных данных делать выводы; • интегрировать деятельности детей в соответствии с поставленными целями. • Составлять библиографию по определенной теме; • Изготавливать пособия с учетом конкретных целей, задач и методики использования. На лекциях спецкурса необходимо применять как можно больше методов активизации умственной деятельности, использовать различные формы проведения: проблемная лекция, классическая лекция. Данный спецкурс имеет учебно-тематический план, по которому планируется содержание курса и количество часов, отведенных на ту или иную форму обучения, предусмотренную спецкурсом. Таким образом, настоящий спецкурс будет способствовать обогащению педагогов новыми знаниями , развитию навыков самостоятельной работы с дошкольной литературой, справочным материалом. Учебно-тематический план
«Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития»
Разработан
Старшим воспитателем
МДОУ Комаричского д/с № 3
О.Л.Щукиной. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67—69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Все это может дать театрализованная деятельность.
Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
На современном этапе развития педагогической системы воспитания и обучения дошкольников обращает на себя внимание недостаточная подготовленность к организации театрально – игровой деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В современных условиях необходимо определить основные направления работы воспитателя дошкольного учреждения в создании условий для всестороннего развития детей посредством театра.
Как известно, успешное развитие ребенка - целенаправленный процесс, осуществляемый окружающими его взрослыми, поэтому правильное отношение к ребенку и помощь ему со стороны взрослых составляет единое целое и определяет результаты его всестороннего развития.
Этот факт ставит вопрос о специальной подготовке воспитателей.
Пояснительная записка
Предлагаемый спецкурс «Организация театрально – игровой деятельности в детском саду » направлен на развитие и обучение творчески ориентированных педагогов детских дошкольных учреждений, овладение ими умением саморазвития и самообразования в профессиональной деятельности.
Основная цель спецкурса
Углубленно изучить проблему организации театрально – игровой деятельности дошкольников в детском саду, её влияние на всестороннее развитие дошкольников,
воспитать интерес педагогов к научно-исследовательской работе, развивать умение сочетать теоретические знания с практикой, развивать научное творчество в разработке новых способов организации развивающей работы с детьми, разработке и построении коррекционно – развивающего пространства ДОУ.
Задачи спецкурса:
углубить и систематизировать теоретические знания педагогов по данной проблеме .
формировать умения собирать фактический материал, анализировать и обобщать его;
делать выводы на основе анализа теории и практики обучения детей,
учить разрабатывать методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей.
Спецкурс рассчитан на 30 часов.
Предполагает формы работы: лекции, семинары, практическую работу педагогов.
Лекции спецкурса имеют своей целью: подготовить педагогов к творческому поиску эффективных путей совершенствования работы по организации развития детей посредством самостоятельной театрально – игровой деятельности и ознакомления их с театром, как видом искусства.
Семинары проводятся через определенный промежуток времени,
так как необходимо время для осмысления, усвоения и углубления знаний.
Итоговой формой спецкурса является зачет.
Спецкурс предназначен для педагогов дошкольных учреждений.
Требования к знаниям и умениям:
Специалист в области дошкольной педагогики должен знать:
методику организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
современные требования к деятельности педагога в процессе организации развивающего обучения;
владеть определенной терминологией;
знать возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
уметь:
правильно строить воспитательно – образовательный процесс, с учётом индивидуально – типологических особенностей детей.
проводить диагностические исследования, на основе полученных данных делать выводы;
интегрировать деятельности детей в соответствии с поставленными целями.
Составлять библиографию по определенной теме;
Изготавливать пособия с учетом конкретных целей, задач и методики использования.
На лекциях спецкурса необходимо применять как можно больше методов активизации умственной деятельности, использовать различные формы проведения: проблемная лекция, классическая лекция.
Данный спецкурс имеет учебно-тематический план, по которому планируется содержание курса и количество часов, отведенных на ту или иную форму обучения, предусмотренную спецкурсом.
Таким образом, настоящий спецкурс будет способствовать обогащению педагогов новыми знаниями , развитию навыков самостоятельной работы с дошкольной литературой, справочным материалом.
Учебно-тематический план
№ | Содержание курса Тема | Количество часов |
Лекции | Семинары | Практи-кумы | Всего |
1 | Философско – культурологические подходы к проблемам влияния театрального искусства на развитие детей. | 2 | 2 |
Сущность и виды театрального искусства в его историческом развитии. | 2 | 2 |
2 | Театрализация – как вид деятельности старших дошкольников Формы и методы организации теат- рально-игровой деятельности в д/с дошкольников. | 2 | 2 |
3 | Роль театрализованной деятельности в решении задач всестороннего развития детей | 2 | 2 |
4 | Своеобразие эмоционального развития детей в процессе театрально - игровой деятельности | 2 | 2 |
5 | Опыт работы детских садов России по организации театрализованной деятельности дошкольников | 2 | 2 |
Программирование процесса всестороннего развития дошкольников посредством театрализованной деятельности в д/с. | 2 | 2 | 4 |
6 | Принципы построения предметно – развивающей среды в ДОУ, способствующей обогащению их театрально – игровой деятельности | 2 | 2 | 4 |
7 | Построение модели взаимодействия педагогов, детей и родителей в процессе работы по развитию детей средствами театра. | 2 | 2 | 4 |
8 | Диагностика развития творческих способностей дошкольников | 2 | 2 | 4 |
9 | Зачет | 2 |
Итог: | 12 | 8 | 8 | 30 |
«Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития»
Разработан
Старшим воспитателем
МДОУ Комаричского д/с № 3
О.Л.Щукиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».
«Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...
Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей
Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...
Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"
Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"...
«Театральная деятельность в детском саду, как средство всестороннего развития ребёнка»
Статья из опыта работы...
Статья «Театральная деятельность в детском саду как средство всестороннего развития ребёнка»
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовнымценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают...
Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи
Актуальность Жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный о...
"Театральная деятельность в детском саду как средство всестороннего развития дошкольников"
Аннотация: Авторами описывается влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста. В статье раскрываются виды театра, описывается опыт работы воспитателей с детьми дош...