Программа по здоровьесбережению в ДОУ "Неболейка"
рабочая программа (старшая группа) по теме
Программа напралена на решение вопросов оздоровления детей дошкольного возраста в комплексе: с участием всех участников воспитательно - образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона. В основу программы легли принципы : научности, доступности и преемственности. Прорамма "Неболейка" реализуется по нескольким направлениям, в каждом из которых определены мероприятия по их реализации и ожидаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад №5»
УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете Директор МОУ «Начальная
протокол № 1 школа – детский сад № 5
от «___»_______ 20__г. приказ №___
от _________г.
___________ Ф.И.О.дир.
ПРОГРАММА
«НЕБОЛЕЙКА»
Муниципального образовательного учреждения
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад №5»
на основе здоровьесберегающей программы
«Образование и здоровье»
Составитель: Черногузова Е.В
старший воспитатель
Юрга 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………5
1.Основные принципы программы………………………………………8
2. Анализ здоровья и физического развития воспитанников…………..10
3. Оценка результативности системы и содержания оздоровительной работы…………………………………………………………………………….15
3.1 Консультативно – информационное образование детей, персонала, родителей…………………………………………………………………………15
3.2 Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ…………………………18
3.3 Организация полноценного питания………………………………...20
3.4 Комплексная система физкультурно – оздоровительной работы....21
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….24
Приложение 1 «Функциональные обязанности работников дошкольного отделения в рамках реализации Программы «Неболейка»…...26
Приложение 2 «Физкультурно – оздоровительная работа»……………29
Приложение 3 «Новые подходы, используемые в физкультурно – оздоровительной работе дошкольного отделения»…………………………...31
Приложение 4 «Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов дошкольного отделения ОУ»…………………………………..32
Приложение 5 «Стратегический план улучшения здоровья детей дошкольного отделения МОУ «Начальная школа – детский сад №5»………35
Приложение 6 «Планирование методической деятельности»………...37
Приложение 7 «Фотоматериал»………………………………………….39
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа «Неболейка» на 2011-2015 гг. |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | Педагогический совет №4 от 29.04. 2011г. Педагогический совет № 1 от 31.08.2011г. |
Основание для разработки Программы | Высокая заболеваемость детей. Повышение заинтересованности родителей в организации сотрудничества с детским садом в проведении физкультурно-оздоровительной работы и профилактических мероприятий по формированию привычки к ЗОЖ.. |
Исполнители Программы | Педагоги, старшая медсестра, дети, родители |
Важнейшие целевые индикаторы Программы | 1. Выполнение режима дня с включением в него здоровьесберегающих технологий. 2. Показатели заболеваемости (снижение количества дней пропущенных ребенком по болезни; средней продолжительности болезни одним ребенком при простудных заболеваниях ). 3. Активное участие всех участников образовательного процесса в совместной деятельности по здоровьесбережению. 4. Рабочие материалы по контролю: диагностические карты, опросники, анкеты, циклограммы |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа рассчитана на 2011-2015гг. 1-й этап- аналитический, апрель-май 2011г., анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2008-2011гг 2-й этап- разработка проекта программы – май- ноябрь 2011г. 3-й этап- внедрение программы- 2011-2015гг 4-й этап – итогово - диагностический – апрель-май 2015г. |
Ожидаемые конечные результаты | 1.Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей. 2. Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи. 3. Сформированная система контроля выполнения задач программы «Неболейка». 4. Снижение заболеваемости у воспитанников и сотрудников дошкольного отделения. 5. Уменьшение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком до 3-х дней: |
Управление программой и осуществление контроля за ее реализацией | Директор МОУ «Начальная школа – детский сад №5» (дошкольного отделения) |
ВВЕДЕНИЕ
Одним из приоритетных направлений государственного национального проекта «Образование» является улучшение качества образования, состояния здоровья детей и профилактика их заболеваний.
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у ребенка появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведева) [11]
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, физкультурные занятия, в том числе спортивные досуги, праздники и развлечения, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья дошколят. В 2011 -2012 учебном году вводится новый норматив занятий физической культурой - не менее трёх занятий в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.[15]
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных здоровьесберегающих программ, которые разовьют у ребенка интерес к сохранению собственного здоровья. Система образования в обществе на современном этапе ее развития выполняет не только образовательную функцию, но и все больше становится институтом здоровья человека. В современных условиях развития общества проблема сохранения здоровья детей является самой актуальной. Особенно остро этот вопрос стоит в дошкольных учреждениях, где вся практическая работа, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.[1]
Разработка педагогическим коллективом муниципального образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад №5» этой программы, привела коллектив дошкольного отделения к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и их валеологическом просвещении. Роль педагога дошкольного отделения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.
Особого внимания заслуживает вопрос о влиянии регионального фактора на физическое состояние детей, проживающих в г.Юрга . Природно – климатические условия Юрги в сочетании с экологическим неблагополучием (наличие в городе предприятий с вредным производством), предъявляют к организму ребенка высокие требования в процессе учебы, труда и отдыха, поэтому значительное количество детей дошкольного возраста имеет различные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Программа «Неболейка» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом условий нашего города и микрорайона.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
На сегодняшний день в дошкольном отделении практически здоровые дети составляют 5%.
Цель программы: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Задачи:
1. Повышение показателей здоровья воспитанников на 5%, за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
2. Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
3. Разработка системы медико-педагогического контроля за организацией образовательного процесса на его соответствие требованиям здоровьесбережения .
- Основные принципы реализации программы
1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
Основные участники реализации программы:
- Воспитанники дошкольного образовательного учреждения.
- Педагогический коллектив.
- Родители (законные представители) детей посещающих ДОУ.
Основные направления программы
1. Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей: раскрываются новые подходы учреждения в организации физкультурно-оздоровительной работы, система работы специалистов, стратегический план улучшения здоровья детей );
2. Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ (кадры, медицинский кабинет, спортивный зал, спортивная площадка);
3. Организация рационального питания;
4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа: раскрываются виды и типы занятий , проводимых в ДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа. Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
5. Реализация дополнительных образовательных программ:
« Экологическое воспитание» и «Три сигнала светофора».
- Анализ здоровья и физического развития воспитанников
Анализ сведений о здоровье воспитанников за период с декабря 2008 по декабрь 2010г. показал неуклонный рост процента заболеваемости детей и рост дней, пропущенных по болезни одним ребенком дошкольного возраста. При этом распределение детей по группам здоровья с 2008г. почти не меняется. Возникает вопрос: если в ДОУ приходят дети с примерно одинаковым уровнем здоровья из года в год, почему количество заболеваний в дошкольном отделении ежегодно растет? Дошкольное отделение открылось в декабре 2008 года. В сад пришли домашние дети из частного сектора, где основная часть домов имеет печное отопление, т.е. в вечернее время температура в помещении имеет высокий показатель, а к утру помещение остывает до t-14-160. Дети зачастую ходят дома без комнатной обуви. В связи с резкими перепадами t0 в домашних условиях – высокие показатели простудных заболеваний в детском саду. В 2009-2010г. высокий процент заболеваемости обусловлен эпидемией ветрянки (более трех месяцев из группы в группу переходил карантин по ветряной оспе), в 2010-2011г.- эпидемия гриппа. Мы пришли к выводу, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению должна находиться семья и дошкольное отделение образовательного учреждения, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».[12]
В дошкольном отделении проводится большая работа по созданию благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада. При открытии дошкольного отделения на базе начальной школы, дети поступали в детский сад неравномерно, декабрь массово, с января по май постепенно, до 2-3 человек в день в одну группу одновременно. Педагогами осуществлялся весь комплекс адаптационных мероприятий, направленных на создание психологически комфортных условий пребывания ребенка в группе: индивидуальный подход, щадящий режим, консультации для родителей. Для родителей вновь поступающих детей ежегодно в начале сентября проводится организационное родительское собрание «Первый раз в детский сад». Однако положительной динамики по степени легкой и средней адаптации детей к детскому саду не происходит, и это связано с возрастным контингентом детей. В дошкольное отделение поступает большой процент домашних детей в возрасте 3-6 лет. Группы, организованные в дошкольном отделении – разновозрастные и поэтому дети чаще болеют и соответственно адаптация у них затягивается.
В 2010-2011 учебном году выросло количество детей с высоким уровнем физического развития на 7%. Положительная динамика связана с планомерной работой педагогов детского сада, высоким качеством работы с детьми инструктора по физической культуре Бирюковой О.М.
Сравнительный анализ заболеваемости за 2009– 2010 и 2010 – 2011 учебные года
(с сентября по май месяц каждого года)год | Число рабочих дней | Фактическое число детей | Посещаемость | Пропуск | Заболеваемость на 1 ребёнка, д/дн. | Простудные заболевания | Посещаемость на 1 ребёнка, д/дн. | Пропуск на 1 ребёнка, д/дн. | |||||||||||||||||||
Всего | По болезни | По с/о | |||||||||||||||||||||||||
II младшая группа | Разновозрастная группа | Всего | II младшая группа | Разновозрастная группа | Всего | Всего | ОРВИ | Ангина | Отит | Пневмония | Бронхит | Стрептодермия | Стоматит | Псевдотуберкулеза | Ветреная оспа | Лямблиоз | г/энтнрит | Прочие | |||||||||
% от общей | д/дн. | ||||||||||||||||||||||||||
XII - V 2009 -2010г. | 185 | 37 | 17/1983 | 20/2624 | 37/4607 | 1162 | 1076 | 2238 | 888 | 673 | 0 | 0 | 0 | 41 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 174 | 1350 | 24 | 75,7% | 17,7 | 124 | 48 |
IX - V 2010 -2011г. | 176 | 40 | 20/2025 | 20/2430 | 40/4455 | 1495 | 1090 | 2585 | 1172 | 743 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 0 | 0 | 100 | 83 | 46 | 194 | 1447 | 29,3 | 65% | 18.5 | 112 | 64 |
Сводная таблица заболеваемости по МОУ «Начальная школа – детский сад №5» (дошкольное отделение)
Показатели | 2008-2009 у/г | 2009-2010 у/г. | 2010-2011 у/г | 2011-2012 у/г | 2012-2013 у/г | |||||||||||
II мл. группа | Разнов. группа | Всего | Группа №1 | Группа №2 | Всего | Группа №1 | Группа №2 | Всего | Группа №1 | Группа №2 | Всего | Группа №1 | Группа №2 | Всего | ||
Заболеваемость на 1 ребёнка, д./ дн. | 23,8 | 24,1 | 47,9 | 34.3 | 24,3 | 58,6 | ||||||||||
В том числе | Простудная заболеваемость д./ дн. | 22,5 | 16,5 | 39 | 23.6 | 13.5 | 37.1 | |||||||||
Инфекционная заболеваемость д./ дн. | 0 | 0 | 0 | 3.8 | 8.6 | 12.4 | ||||||||||
Прочая заболеваемость д./ дн. | 1,2 | 7,6 | 8,8 | 4.5 | 2.1 | 6.6 | ||||||||||
Травмы, д./ дн. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||
Простудная заболеваемость в % от общей | 94,8 | 68,3 | 81,5 | 68.8 | 59.9 | 65 | ||||||||||
% часто болеющих детей | 41,1% | 55% | 48% | 30% | 10% | 20% | ||||||||||
% детей с хроническими заболеваниями | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||
Группы здоровья в % | 1 | |||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 |
Травматизм детей в ОУ (дошкольное отделение):
Показатели | Случаи травматизма | |||||
2008 уч.г.
| 2008-2009 уч.г. | 2009-2010 уч.г. | 2010-2011 уч.г. | 2011-2012 уч.г.
| 2012-2013 уч.г. | |
Количество случаев травматизма детей | - | - | - | - | - | - |
% от общего числа детей в ДОУ | - | - | - | - | - | - |
3. Оценка результативности системы и содержания
оздоровительной работы
3.1 Консультативно-информационное образование детей, персонала, родителей.
Администрацией совместно с медицинскими работниками определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования у детей - это потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.
Но представление о здоровом образе жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
- Привитие стойких гигиенических навыков;
- Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;
- Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
- Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;
- Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.
Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;
- Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
- Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
- Предоставление дополнительных услуг для детей (работа кружка оздоровительной направленности «Экология»;
- Проведение тематических занятий на группах;
- Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);
- Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.
Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. При этом, одной из основных задач, является задача по созданию системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка.
В педагогическом коллективе внедряются новые системы социального сопровождения дошкольников при выпуске в школу. Внедряются современные методы мониторинга здоровья. Разрабатываются критерии оценки состояния здоровья. При взаимодействии с КШП, внедряется сбалансированное питание (десятидневное меню).
Педагогическим коллективом организуются и проводятся мероприятия по созданию комфортных условий и психологического благополучия во время пребывания ребенка в детском саду:
- по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:
- создание развивающей среды в группах;
- создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;
- спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
- создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
- оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
- предоставление дополнительных услуг (работа кружков оздоровительной направленности) для детей
- проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
- проведение с детьми практических занятий по теме «Опасные ситуации»
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольном отделении, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
- Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.
Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т.д.), проводятся и новые формы работы:
- Ежемесячный выпуск газеты по здоровьесбережению «Неболейка»;
- Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»;
- Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);
- Родительские собрания на данную тематику;
- Педагогические советы с участием родителей и т.д.
Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т.д.
Особой популярностью среди родителей в дошкольном учреждении пользуется такой конкурс семейных команд как «Папа, мама, я –спортивная семья!», «Большие гонки», оформление семейных фотоальбомов на тему: «Спорт и семья». Для реализации этой работы используются коллективные и индивидуальные формы деятельности, итогом которой будет индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, который приведет к оптимальным способам решения проблем воспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
3.2 Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ
(дошкольного отделения)
Здоровьесберегающая инфраструктура, поддерживается благодаря постоянной связи с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия. Наше дошкольное учреждение курирует врач-педиатр, по назначению которого дети получают витаминопрофилактику.
Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном отделении помогает медико-педагогический контроль, в который входят:
- Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
- Обследование физического развития детей;
- Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;
- Медико-педагогическое наблюдение за осуществлением системы закаливания;
- Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (спортивный зал, участок), оборудования, спортивной одежды , обуви и т.д.
Профилактическо-оздоровительная работа в дошкольном отделении направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделяется профилактическим мероприятиям:
- Осуществление проветривания помещений, в которых пре бывают дети, в соответствии с графиком;
- Дважды в день влажная уборка групповых помещений;
- Для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах укорочены;
- 2 раза в год выполняется сушка, выморозка постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
- 2 раза в год осуществляется чистка ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
- Правильно осуществляется подбор и расстановка комнатных растений;
- Своевременно (до начала цветения) производится покос газонов и участков;
- Соблюдение правил применения (дезинфекции) и хранения моющих средств;
- Во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.
В период подъема ОРВИ и гриппа, в группах проводятся профилактические мероприятия:
- Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания;
- Контроль за качеством проведения утреннего приема детей в группах (измерение t0 тела, осмотр кожных покровов);
- Максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
- Контроль за режимом проветривания в группах, регулярной влажной уборкой;
- Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок, лук);
- Использование рециркуляторов для очистки воздуха групповых помещений (люстра Чижевского).
3.3 Организация полноценного питания
При организации питания необходимо придерживаться естественных потребностей малыша, исключить насильственное кормление. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых, по договоренности. Приучать к еде правильной, здоровой пищи.
- Систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к пищеблоку;
- Контроль за соблюдением ассортимента продуктов;
- Соблюдение нормативных требований к качеству и количественному объему пищи в соответствии с возрастом детей;
- Обеспечение питьевого режима;
- Витаминизация третьего блюда (на период подъема инфекционных заболеваний – гриппа, ОРВИ);
- Эстетика организации питания и гигиена приема пищи;
3.4 Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы.
Забота о здоровье детей в дошкольном отделении, складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому на всех видах занятий статического характера применяются:
- Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- Гимнастика для глаз;
- Физминутки (динамические паузы);
- Хождение по дорожкам «здоровья»
Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья. А двигательная активность сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами. Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Воздушное закаливание (физкультурные занятия в зале босиком), соблюдение температурного режима в течение дня, водное закаливание (мытье прохладной водой рук по локоть после дневного сна), утренняя гимнастика (в теплое время года средние, старшие группы на свежем воздухе, младшие в спортивном зале), правильная организация прогулки, ее длительность, дозированный оздоровительный бег на воздухе ( течение года) и многое другое способствует повышению иммунитета ребенка и сопротивляемости детского организма вирусным инфекциям (приложение 1).
Заключение
Данная программа предлагает системный подход к формированию и укреплению здоровья детей. Стиль жизни, общения и педагогической работы с детьми направлен в первую очередь на сохранение самостоятельности, неповторимости дошкольного периода детства. При планировании оздоровительной работы с детьми необходимо учитывались:
- Медико-гигиенические требования к последовательности, длительности и особенностям проведения различных режимных моментов;
- Местные, региональные условия (климат, природные условия);
- Специфику контингента детей, посещающих группу (время подъёма, характер ухода дома, жилищно - бытовые условия и т.д.);
- Индивидуальные особенности каждого ребёнка (пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности);
- Чередование и соотношение организованной и самостоятельной деятельности детей с обязательным временем для свободных игр -ведущей деятельности ребёнка дошкольного возраста;
- Изменение работоспособности детей в течении дня;
- Включение моментов, способствующих эмоциональной разрядке. Творческие, доброжелательные, компетентные педагоги, работая по данной программе в системе и в содружестве с семьёй обязательно добьются снижения заболеваемости детей, укрепления их здоровья, сформированности навыков здорового образа жизни и дети будут активнее, самостоятельнее, проявлять инициативу и творчество в разных видах деятельности. Станут более открыты к общению со взрослыми, дружелюбнее и терпеливее по отношению к сверстникам, любознательней и интеллектуально развиты, эмоционально отзывчивыми на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей, любящие свою Родину, свой народ.
Ведь в здоровом теле - здоровый дух.
Список литературы
1. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – СПб.2000.- 192с.
2. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128с.
3. Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. [Текст]: методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.- 108с.
4. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В., В стране здоровья. [Текст]:программа эколого – биологического воспитания дошкольников/ В.Т. Лободин , А.Д. Федоренко, Г.В. Александрова - М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 80с.
5. Маханева М.Д.С физкультурой дружить – здоровым быть. [Текст]: методическое пособие/ М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 240с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.
7. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112с.
Нормативно – правовое обеспечение Программы
8. Конституция Российской Федерации. – М.: НПП Гаранд - Сервис. 2001. – С. 43,72
9. Семейный кодекс Российской Федерации (новая редакция, испр. и доп.) – М.: Мозаика – Синтез, 2011.- 335с.
10. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 26.01.2011г.
11. Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году.
12. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666
13. «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», утвержденная приказом Минздрава РФ № 139 от 04.04.2003г.
14. Письмо Минообразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
15. «Санитарн-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2791-10) от 20.12.2010, №164
16. Устав и другие локальные акты ДОУ.
Приложение 1
Функциональные обязанности работников дошкольного отделения
в рамках реализации программы «Неболейка »
Директор МОУ:
- общее руководство по внедрению программы «Неболейка»;
- анализ реализации программы «Неболейка»- 2 раза в год;
- контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей;
Старший воспитатель:
- проведение мониторинга (совместно с воспитателями и специалистами);
- контроль за реализацией программы «Неболейка».
Педиатр:
- обследование детей по скрининг-программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;
- определение оценки эффективности оздоровления, показателей физического развития.
Инструктор по физкультуре:
- определение показателей двигательной подготовленности детей;
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- включение в физкультурные занятия:
- упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия;
- упражнений на релаксацию;
- закаливающие мероприятия:
- сниженная температура воздуха;
- облегченная одежда детей;
- проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья;
- пропаганда здорового образа жизни.
Воспитатели:
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- пропаганда здорового образа жизни;
- проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
- закаливания;
- упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей и в семье
Старшая медсестра:
- пропаганда здорового образа жизни;
- организация рационального питания детей;
- иммунопрофилактика;
- лечебные мероприятия;
- фитотерапия;
- реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану
Заведующий хозяйством:
- создание материально-технических условий;
- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы «Неболейка»;
Заместитель директора по БЖ:
- создание условий для предупреждения травматизма в дошкольном отделении;
- обеспечение ОБЖ.
Повар:
- организация рационального питания детей;
- контроль за соблюдением технологий приготовления блюд;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на пищеблоке.
Младший обслуживающий персонал:
- соблюдение санитарно-охранительного режима;
- помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий;
Приложение 2
Физкультурно-оздоровительная работа
Виды занятий | Особенности организации | |
11. | Утренняя гимнастика. | Ежедневно на открытом воздухе или в спортивном зале. Длительность в соответствии с возрастом. |
12. | Физкультминутка | Ежедневно, на занятиях статического характера. Длительность 3-5 мин. |
13. | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. | Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами. Игры подобранны с учетом возрастных особенностей детей |
14. | Оздоровительный бег. | 2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин. |
15. | Гимнастика после дневного сна | Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин. |
Учебные занятия
2 1. | Физическая культура | Три раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-30 мин |
Самостоятельные занятия
31 | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей. |
Праздники и развлечения
41 | Неделя здоровья | 2 раза в год |
42 | Спортивные развлечения | 1раз в неделю на улице или в спортивном зале. Длительность как на занятии. |
43 | Физкультурно – спортивные праздники на воздухе. | 2 раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут |
44 | Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп | 1 -2 раза в квартал на воздухе или в зале. Длительность 30 минут |
Совместная физкультурно – оздоровительная работа дошкольного отделения и семьи
61 | Совместные физкультурные занятия родителей и детей | 1 раз в квартал |
62 | Участие родителей в физкультурно – оздоровительных праздниках и развлечениях | В течение года |
Приложение 3
Новые подходы, используемые в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного отделения МОУ «Начальная школа – детский сад №5»
№ п/п | Направление деятельности | Виды деятельности | Обоснование | Частота занятий |
11 | Физкультурно-оздоровительное
| Занятия | Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой | Три занятия в неделю |
Интегрированные занятия, совместные с родителями занятия | Опыт работы | По плану | ||
Утренняя гимнастика на свежем воздухе со средней группы | Планирование | Ежедневно | ||
22 | Эмоциональное развитие | Совместные занятия музыкального руководителя и инструктора по физической культуре | Тематическое планирование, Опыт работы педагогов Кобец Н.А., Бирюковой О.М. | Рефераты «Из опыта работы» |
Занятия в кружке «Экология» | «экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова | Дети 5-7 лет |
Приложение 4
Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов дошкольного отделения ОУ
Педагогические специалисты | Задачи работы | Формы работы, направления деятельности
| Периодичность |
Инструктор по физической культуре | 1.Оздоровительные задачи: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 2.Образовательные задачи: - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии его индивидуальным особенностям; - создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; 3.Воспитательные задачи: - воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх; - воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности. | 1.Проведение диагностики. 2.Проведение физкультурных занятий. 3.Индивид. работа с детьми, имеющими отставание в физическом развитии 4.Проведение спортивных праздников и развлечений. 5.Консультации для педагогов и родителей. | В соответствии с требованиями программы и возрастными особенностями детей. |
Воспитатель | 1.Воспитание здорового ребенка через организацию и проведение всей системы физкультурно-оздоровительных мероприятий. 2. Привлечение родителей к организации сотрудничества по вопросам оздоровления и закаливания детского организма. | 1.Соблюдение скорректированного режима дня 2.Проведение бодрящей, общеразвивающей гимнастики и других (пальчиковая, для глаз) 3.Проведение оздоровительного закаливания. 4.Работа с родителями. 5.Взаимодействие с инструктором по физической культуре, старшей медсестрой, учителем логопедом. | |
Учитель-логопед | 1.Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. 2.Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами. 3.Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды. 4.Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения речевой работы с детьми. | 1.Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. 2.Проведение диагностики. 3.Консультативная помощь воспитателям и родителям. | |
Старшая медсестра | 1.Осуществление первичной профилактики 2.Контроль организации питания 3.Контроль физического воспитания 4.Гигиеническое воспитание в детском коллективе 5.Иммунопрофилактика 6.Мероприятия по обеспечению благоприятной адаптации детей к дошкольному учреждению 7.Организация витаминотерапии 8.Анализ состояния здоровья. Диспансеризация
| 1.1.Контроль санитарно – гигиенических условий в учреждении. 2.1. Контроль состояния калорийности питания и анализ качества питания ; 2.2.контроль выполнения натуральных норм; 2.3.контроль санитарно – гигиенического состояния пищеблока; 2.4.составление меню; 2.5.бракераж готовой продукции. 3.1.Распределение воспитанников на медицинские группы для занятий физкультурой; 3.2.анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей; 3.3.осуществление контроля организации физического воспитания, закаливающих мероприятий. 4.1.Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни; 4.2.организация мероприятий по профилактике близорукости, нарушения осанки, плоскостопия; 4.3.контроль гигиенического воспитания 5.1.Планирование и анализ вакцинации; 5.2. осмотр детей перед прививкой; 5.3.контроль состояния здоровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку. 6.1.Рекомендации по адаптации детей и ее коррекции (совместно с педагогом); 6.2. контроль течения адаптации и проведение медико – педагогической коррекции; 6.3.работа в ППМС службе сопровождения. 7.1.витаминизация 3 блюда витамином «С» (аскорбиновой кислотой); - витаминизация мультивитаминами (ревит, аскорбиновая кислота) - элеутерококк, оксалиновая мазь - чаи с лимоном, фито – чай 8.1.Анализ состояния здоровья воспитанников, разработка медико – педагогических мероприятий; 8.2.проведение профилактических медицинских осмотров; 9.2.рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья. Контроль их выполнения | Постоянно
Ежедневно 2 раза в год 2 раза в год Ежемесячно По необходимости Постоянно В соответствии с национальным календарем прививок Постоянно В период массовых заболеваний осень, зима осень – зима в течение года Ежемесячно Один раз в год В течение года
|
Приложение 5
Стратегический план улучшения здоровья детей дошкольного отделения МОУ «Начальная школа – детский сад №5»
№ | Содержание | Группа | Периодичность выполнения | Ответственные | Срок выполнения | |
1. | Оптимизация режима | |||||
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима | Все группы | ежедневно | Воспитатели Старшая медсестра | В течение года | ||
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей | Все группы | ежедневно | Старший воспитатель Специалисты ДОУ | В течение года | ||
2. | Физкультурные занятия | Все группы | 3 раза в неделю | Инструктор по физической культуре | В течение года | |
3. | Гимнастика после дневного сна | Все группы | ежедневно | Воспитатели
| В течение года | |
4. | Прогулки с включением подвижных игровых упражнений | Все группы | ежедневно | воспитатели | В течение года | |
5. | Музыкально – ритмические занятия | Все группы | 2 раза в неделю | Музыкальный руководитель, воспитатели | В течение года | |
6. | Спортивные праздники | Все группы | 2 раза в год | Инструктор по физической культуре воспитатели | В течение года | |
7. | Спортивные развлечения | Все группы | 1 раз в неделю | Инструктор по физической культуре Воспитатели | В течение года | |
8. | Неделя здоровья | Все группы | 2 раза в год | Старший воспитатель Воспитатели | В течение года | |
9. | Гимнастика для глаз | Все группы | ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
10. | Пальчиковая гимнастика | Все группы | 3-4 раза в день | Воспитатели | В течение года | |
11. | Физкультминутки | Все группы | ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
. | Подвижные игры | Все группы | ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
Медико-профилактическое направление | ||||||
1. | Использование оксолиновой мази и элеутерококка ( профилактика гриппа) | Все группы | Ежедневно 2 раза в день перед прогулкой | Ст. медсестра воспитатели | Октябрь Апрель (период массовых заболеваний) | |
2. | Витаминотерапия: ревит, аскорбиновая кислота | Все группы (согласование с родителями) | 1 раз в день (10 дней) | Ст. медсестра | 2 раза в год | |
3. | Витаминизация 3 –го блюда | Все группы | ежедневно | Ст. медсестра повар | В течение года | |
4. | Ароматизация помещений (чеснок) Ведение в меню лука, чеснока | Все группы | по плану профилактических мероприятий | Ст. медсестра воспитатели | 2 раза в год Октябрь – апрель | |
Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка | ||||||
| Воздушные ванны | Все группы | ежедневно | воспитатели | В течение года | |
2. | Прогулки на воздухе | Все группы | 2 раза в день | воспитатели | В течение года | |
3. | Гимнастика после сна босиком | Все группы | ежедневно | воспитатели | В течение года | |
4. | Мытье рук по локоть после сна | Все группы | ежедневно | воспитатели | В течение года | |
5. | Игры с водой | Все группы | по плану | воспитатели | В течение года | |
Профилактическая работа с детьми (профилактика плоскостопия, нарушения осанки) | ||||||
1. | Включение в утреннюю гимнастику и занятия физкультурой упражнений по профилактике плоскостопия и осанки | Все группы | Ежедневно | Инструктор по физической культуре, воспитатели | В течение года |
Приложение 6
Планирование методической деятельности
№ | Мероприятия | Тема | Ответственные | Год |
11. | Педсоветы | 1. Воспитание активной жизненной позиции личности ребенка в сохранении и укреплении здоровья. - Физиолого – гигиенический аспект организации занятий. 2. Организация оздоровительной работы образовательного учреждения ( дошкольного отделения) в неблагоприятных экологических условия г. Юрги. 3. Создание условий для реализации программы по здоровьесбережению в группе (классе) и на спортивной площадке (групповом участке). 4. Взаимодействие в деле укрепления и сохранения здоровья, как сотворчество взрослых и детей. | Зам директора по ВР Старший воспитатель | Январь 2012 г.
Январь 2013г.. 2014г. 2015г. |
22 | Творческая группа по здоровьесбережению в рамках работы МО | 1.Двигательный режим в дошкольном отделении. 2. Реализация оздоровительной программы в дошкольном отделении. 3. Результаты контрольно обследования по разделу физическое развитие. | Старший воспитатель Старший воспитатель Директор Инструктор по ФК | 2011-2012. 2011 -2015г. Ежегодно (2 раза в год) |
33 | Совещание при директоре | 1.Выполнение санитарно – гигиенического режима. 2. Охрана здоровья воспитанников. 3. Анализ питания, заболеваемости. 4. Санитарно – эпидемиологическая работа в ОУ. | Старшая медсестра Зам директора по БЖ Директор Старшая медсестра Старшая медсестра | Ежегодно ежегодно 1 раз в месяц 1 раз в месяц |
44 | Педагогические часы | 1. Анализ адаптации вновь поступающих детей. 2. Оздоровительная работа в дошкольном отделении. 3. Закаливающие процедуры. 4. Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольного отделения. | Старший воспитатель Старший воспитатель Старшая медсестра
Старший воспитатель | 1 раз в год 2 раза в год 1 раз в год 1 раз в год |
55. | Семинары – практикумы (добавить) | 1. Принципы использования физкультурных тренажеров. 2.Пальчиковые игры , как средство подготовки руки к письму. 3. Речь на кончиках пальцев 4. Принципы реализации оригинальных систем закаливания | Инструктор по Ф.К. Воспитатели Логопед Старшая медсестра | 2012г. 2013г. 2014г. 2015г |
66. | Консультации разработка буклетов, памяток | 1. Оформление участков зимой. 2. Адаптация в жизни ребенка. 3. Как снять усталость. 4. Психологические минутки в работе с детьми. И т.д. | Старший воспитатель Старшая медсестра Инструктор по Ф.К. Старшая медсестра | по плану ВОР |
77. | Проекты | 1. Витаминный калейдоскоп 2. Оздоровительная тропа 4. Лекарственные травы для детей | Старший воспитатель Инструктор по Ф.К. Старший воспитатель | 2012. 2013г. 2014 г. |
88. | Повышение профессионального мастерства | 1. Курсы повышения квалификации. 2. Городские методические объединения. 3. Мастер – классы | Старший воспитатель | 1 раз в 5 лет 4 раза в год по плану |
19. | Проверка знаний | Сдача санминимума. | Директор МОУ Зам директора по БЖ | 1 раз в 2 года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/10/picture-612916-1441892116.jpg)
Рабочая программа по здоровьесбережению "Здоровые дети"
Предназначена для инструкторов по физической культуре в ДОУ...
программа по здоровьесбережению "Здоровый малыш"
Прграмма по здоровьесбережению в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/14/picture-767872-1457951071.jpg)
Программа по здоровьесбережению воспитанников ДОУ
Содержание программы:1. Пояснительная записка.2. Цели и задачи Программы.3. Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников.4. Содержание работы ДОУ по здоровьесбережению воспитанников.5. ...
Целевая программа по здоровьесбережению "Здоровому все здорово"
Целевая программа по здоровьесбережению....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-814486-1473680968.png)
Программа по здоровьесбережению «Детский сад - территория здоровья» старшего воспитателя Дамыймаа Светланы Байыртыевны в МБДОУ д/с «Теремок» на 2016-2017 учебный год
Проблема сохранения и укрепления здоровья воспитанников дошкольного учреждения должна рассматриваться как комплексная и основная в системе обучения и воспитания. Потребность и необходимость построения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-895934-1487387743.jpg)
Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми средней группы «Витамины с грядки-наши верные друзья»
ЗОЖ с детьми...
Программа по здоровьесбережению "Здоровей-ка"
Даная программа предназначена в использовании педагогами , работающими с детми 2-7 лет...