Некоторые аспекты внедрения ФГТ в ДОУ
материал по теме
Некоторые аспекты внедрения ФГТ в работу дошкольных образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_aspekty_vnedreniya_fgt_v_dou.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона)
Эта норма в Закон была введена с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта. В связи с этим, необходимо было определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал.
Разработка проекта федеральных требований осуществлялась с привлечением ведущих ученых, научных сотрудников Российской академии образования.
Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития.
В чем заключается сущность Федеральных Государственных Требований (далее ФГТ):
1. Это, прежде всего, изменение модели организации образовательного процесса (ООП):
Если ранее модель ООП состояла из трех блоков:
- учебный блок (основная форма занятие в соответствие с сеткой занятий);
- блок совместной деятельности взрослого и детей (режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач: утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.)
- самостоятельной деятельности детей (актуальная предметно – развивающая среда) СЛАЙД № 1
То модель ООП в соответствии с ФГТ состоит из двух блоков:
- совместная деятельность взрослого и детей (1. Непосредственно образовательная деятельность: основные формы - игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2. Решение образовательных задач в ходе режимных моментов)
- самостоятельная деятельность детей (актуально предметно-развивающая среда) СЛАЙД № 2.
Таким образом: Принципиальными отличиями модели ООП в соответствии с ФГТ от «старой» модели можно назвать:
- Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
- Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность;
- Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
- Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Выделяют шесть основных признаков различия моделей ООП:
№ п\п | Учебная модель | Совместная деятельность взрослого и детей |
1. | Непосредственно образовательная деятельность. Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. | Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого) |
2. | Решение образовательных задач в ходе режимных моментов | Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей |
3. | Основная форма – учебное занятие, основная деятельность - учебная | Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах |
4. | Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) | Диалог (общение) взрослого и ребенка |
5. | Рассадка «взрослый напротив ребенка» | Рассадка взрослых и детей «по кругу» |
6. | Обязательность участия в образовательном процессе | Необязательность участия |
7. | Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога | Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка |
8. | Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса | Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса |
ФГТ исключают такие привычные для нас понятия как сетка занятий, учебный план, занятие. Педагогические коллективы вправе самостоятельно придумать и заменить данные термины.
На сегодняшний день предлагаются такие варианты:
- занятие – занимательное дело;
- учебный план - план организации образовательной деятельности;
- сетка занятий – сетка непосредственно образовательной деятельности.
Также ФГТ точно определили направлениями развития содержания дошкольного образования:
- физическое
- познавательно- речевое
- социально- личностное
- художественно-эстетическое
И само содержание дошкольного образования, которое представляет собой следующую совокупность образовательных областей, или структурно-смысловых и функциональных единиц их 10:
- Физическая культура;
- Здоровье;
- Социализация;
- Труд;
- Безопасность;
- Коммуникация;
- Познание;
- Чтение художественной литературы;
- Музыка
- Художественное творчество.
Каждая образовательная область относится к определенному направлению:
Физическое: - физкультура;
- здоровье.
Познавательно-речевое: - чтение художественной литературы;
- познание;
- коммуникация.
Социально-личностное: - труд;
- социализация;
- безопасность.
Художественно-эстетическое: - музыка;
- художественное творчество.
ФГТ определяет распределение учебной нагрузки (или как мы теперь должны говорить непосредственно образовательной деятельности) по 25 % на каждую линию развития ребенка.
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста и какая образовательная область (исключение – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности:
- Физическая культура – двигательной;
- Социализация – игровой;
- Труд – трудовой;
- Коммуникация - коммуникативной;
- Познание – познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной);
- Чтение художественной литературы – восприятия худ. литературы;
- Музыка – музыкально-художественной;
- Художественное творчество - продуктивной.
Для каждого вида детской деятельности разработчики ФГТ, определяют формы работы с детьми (Приложение № 1)
Реализация всей непосредственно образовательной деятельности решается через организацию этих видов деятельности или их интеграции с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Таким образом, ФГТ:
· Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) всеми ОУ, имеющими государственную аккредитацию;
· ФГТ учитывают особенности реализации ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
· Обеспечивают единое образовательное пространство РФ в условиях модернизации всех уровней образования;
· На основе федеральных требований разрабатывается:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
· На основе ФГТ осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании и государственной аккредитации ОУ.
На сегодняшний день существующие общеобразовательные программы дошкольного образования перерабатываются в соответствии с ФГТ и должны пройти экспертизу. Доработаны, но не прошли экспертизу: Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса (бывшая ПВиО под ред. Васильевой), «Радуга», «Из детства в отрочество», «Истоки». Примерная общеобразовательная программа Успех (Доронова, Ерофеева, Гризик и др.), концептуально новая, только проходит апробацию в семи регионах.
В 2010 г. планируется утвердить ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а в 2011-2012 – завершить разработку Примерных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты сексуального воспитания дошкольников
Что делать и как говорить с детьми о некоторых вопросах, касающихся пола....
Некоторые аспекты организации образовательной деятельности с детьми в адаптационном периоде
Опыт может быть использован любым педагогом, понимающим значимость его и принимающим данный подход, как одну из форм организации жизни детей раннего возраста в адаптационном периоде. Цель этой р...
Семинар - практикум для педагогического коллектива "Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи"
В конспекте семинара представлен практический материал по формированиею звуковой культуры речи в области "Коммуникация". В ходе проведения семинара педагогам были даны рекомендации по проведению артик...
Некоторые аспекты работы воспитателя в логопедической группе
Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а так же процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, преду...
Некоторые аспекты диагностики реализации музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного» в условиях МДОУ «Детский сад №20».
Статья посвящена опыту организации диагностики реализации музейно-образовательной программы "Мы входим в мир прекрасного" , которая успешно реализуется на базе детского сада в старшей и подготовительн...
«Психолого-педагогическое обследование детей младшего дошкольного возраста и некоторые аспекты коррекционной работы»
Коррекционная работа с детьми младшего дошкольного возраста...
Некоторые аспекты подготовки детей с нарушениями речи старшего возраста к обучению грамоте
Общее недоразвитие речи – это такое нарушение речи, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой систем...