Некоторые аспекты диагностики реализации музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного» в условиях МДОУ «Детский сад №20».
статья (подготовительная группа) по теме

Статья посвящена опыту организации диагностики реализации музейно-образовательной программы "Мы входим в мир прекрасного" , которая успешно реализуется на базе детского сада в старшей и подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_avmukhinoy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты диагностики реализации музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного»  в условиях МДОУ «Детский сад №20».

Мухина А.В.,

МДОУ «Детский  сад №20»

Музей рассматривается как инструмент овладения визуальной грамотностью, которая, через произведения изобразительного искусства, помогает ребенку адаптироваться  к окружающей среде. Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка.

Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейно-педагогическая программа – «Здравствуй музей!», дошкольный раздел которой называется «Мы входим в мир прекрасного».

Раздел «Мы входим в мир прекрасного» ориентирован на дошкольное образование, программа имеет парциальный характер и ставит своей миссией  - формирование у ребенка целостного впечатления об изобразительном искусстве на основе формирования у него основ визуальной грамотности и первоначального знакомства с выразительными средствами изобразительного искусства.

Подпрограмма «Мы входим в мир прекрасного» представляет различные аспекты освоения художественной среды ребенком, которая помогает ребенку формироваться как личность (иметь своё мнение, убеждение, доказывать его и т.д.), учит видеть и замечать, выделять многое в одном, помогает целостно воспринимать мир и познавать красоту окружающего мира во всем его разнообразии.  

В ходе реализации данной программы дети посещали «Музей изобразительных искусств», где участвовали в различных мастер-классах,  в рамках которых воспитанники знакомились с произведениями искусства и сами создавали их, это было полезно и увлекательно.  Но диагностика освоения данной образовательной программы является важным аспектом отслеживания результативности.

Следует остановиться на определении понятия «диагностика». В толковых словарях  «диагностика» понимается как процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).

Сущность педагогической диагностики — это изучение результативности… воспитательно-образовательного процесса…  на основе изменений в уровне воспитанности ….. и росте педагогического мастерства учителей» (А.И. Кочетов).

Специфика предлагаемого подхода оценивания результатов освоения музейно-образовательной программы через новые качества, возникающие у ребенка, заключается в том, что используемая психолого-педагогическая диагностика должна строиться по принципу диагностики развития, т.е. должны проводиться обследования детей «на входе» (до образовательной работы) и «на выходе» (после образовательной работы). В связи с этим и были определены направления данного процесса.

Особое внимание в  реализации программы уделялось мониторингу реализации данной программы, которое представлено следующими аспектами:

  • Диагностика условий реализации
  • Материально-техническое обеспечение реализации программы
  • Кадровое обеспечение
  • Диагностика освоения программы
  • Диагностика представлений детей об искусстве
  • Диагностика художественного вкуса детей
  • Диагностика эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста

Диагностика освоения программы необходима для коррекции воспитательно-образовательной программы.  На начало года в подготовительной группе лишь 17 %  воспитанников имеют высокий уровень освоения программы, средний уровень имеют 54 % детей,  29% имеют низкий уровень освоения программы. В конце года - 31 %  воспитанников имеют высокий уровень освоения программы, средний уровень имеют 69 %  детей,  низкий уровень освоения программы отсутствует.

Данные результаты представлены на диаграмме ниже.

Результаты диагностики освоения в подготовительной к школе группе

 

По результатам мониторинга можно сделать вывод, что большинство детей  проявляют интерес к изучению искусства, посещению музеев. Практически все дети нашей группы умеют наблюдать, видеть красоту окружающих нас   эстетически привлекательных объектов; выражают собственное мнение и отношение к тому или иному произведению искусства (картине, скульптуре и т.д.); в своей речи используют образные сравнения, эстетические категории при рассматривании и  обсуждении предметов искусства; проявляют радость и интерес  при знакомстве с новыми произведениями искусства.  У всех детей наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий изобразительной деятельностью. У многих детей есть хобби или любимое занятие эстетической направленности.

Результаты диагностики накапливаются. Диагностирование показало, что у  многих детей нашей группы наблюдается позитивное эмоциональное состояние в процессе занятий изобразительной деятельностью и ознакомление с искусством, они задают вопросы эстетической направленности, обращают внимание на эстетически привлекательные предметы, а самое главное высказывают собственное мнение об увиденной новой картине, могут самостоятельно без помощи воспитателя описать её. За два года музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного» успешно заявила о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в реализации музейно – педагогической программы

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского цен...

Календарно-тематическое планирование по программе "Мы входим в мир прекрасного"

Календарно-тематическое планирование по программе "Мы входим в мир прекрасного". Старшая группа....

Диагностические задания для детей по программе "Мы входим в мир прекрасного"

Диагностические задания для детей по программе "Мы входим в мир прекрасного"...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по программе «Мы входим в мир прекрасного» на тему «Иллюстрации В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина»

Данное занятие предназначенно для воспитателей детских садов. Занятие направленно на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.М.Конашевича. Занятие было организованно в общеобр...

Конспект интегрированного занятия по музейно-образовательной программе «Мы входим в мир прекрасного» в подготовительной к школе группе

Программное содержание:1.Обогащать опыт восприятия детьми фантастических образов, представленных в скульптурных и архитектурных (элементах декора) объектах, предметами народных промыслов, наскальными ...

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности МДОУ "Детский сад "Солнышко" на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности МДОУ "Детский сад "Солнышко" на 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа разновозрастной группы «А» составлена на основе ООП «МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» срок реализации программы 2020 -2021 г.г.

Рабочая программа разновозрастной группы «А»составлена на основе ООП «МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»срок реализации программы 2020 -2021 г.г....