Некоторые аспекты диагностики реализации музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного» в условиях МДОУ «Детский сад №20».
статья (подготовительная группа) по теме
Статья посвящена опыту организации диагностики реализации музейно-образовательной программы "Мы входим в мир прекрасного" , которая успешно реализуется на базе детского сада в старшей и подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_avmukhinoy.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые аспекты диагностики реализации музейно-педагогической программы «Мы входим в мир прекрасного» в условиях МДОУ «Детский сад №20».
Мухина А.В.,
МДОУ «Детский сад №20»
Музей рассматривается как инструмент овладения визуальной грамотностью, которая, через произведения изобразительного искусства, помогает ребенку адаптироваться к окружающей среде. Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творчества и субъектных проявлений личности ребенка.
Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейно-педагогическая программа – «Здравствуй музей!», дошкольный раздел которой называется «Мы входим в мир прекрасного».
Раздел «Мы входим в мир прекрасного» ориентирован на дошкольное образование, программа имеет парциальный характер и ставит своей миссией - формирование у ребенка целостного впечатления об изобразительном искусстве на основе формирования у него основ визуальной грамотности и первоначального знакомства с выразительными средствами изобразительного искусства.
Подпрограмма «Мы входим в мир прекрасного» представляет различные аспекты освоения художественной среды ребенком, которая помогает ребенку формироваться как личность (иметь своё мнение, убеждение, доказывать его и т.д.), учит видеть и замечать, выделять многое в одном, помогает целостно воспринимать мир и познавать красоту окружающего мира во всем его разнообразии.
В ходе реализации данной программы дети посещали «Музей изобразительных искусств», где участвовали в различных мастер-классах, в рамках которых воспитанники знакомились с произведениями искусства и сами создавали их, это было полезно и увлекательно. Но диагностика освоения данной образовательной программы является важным аспектом отслеживания результативности.
Следует остановиться на определении понятия «диагностика». В толковых словарях «диагностика» понимается как процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).
Сущность педагогической диагностики — это изучение результативности… воспитательно-образовательного процесса… на основе изменений в уровне воспитанности ….. и росте педагогического мастерства учителей» (А.И. Кочетов).
Специфика предлагаемого подхода оценивания результатов освоения музейно-образовательной программы через новые качества, возникающие у ребенка, заключается в том, что используемая психолого-педагогическая диагностика должна строиться по принципу диагностики развития, т.е. должны проводиться обследования детей «на входе» (до образовательной работы) и «на выходе» (после образовательной работы). В связи с этим и были определены направления данного процесса.
Особое внимание в реализации программы уделялось мониторингу реализации данной программы, которое представлено следующими аспектами:
- Диагностика условий реализации
- Материально-техническое обеспечение реализации программы
- Кадровое обеспечение
- Диагностика освоения программы
- Диагностика представлений детей об искусстве
- Диагностика художественного вкуса детей
- Диагностика эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста
Диагностика освоения программы необходима для коррекции воспитательно-образовательной программы. На начало года в подготовительной группе лишь 17 % воспитанников имеют высокий уровень освоения программы, средний уровень имеют 54 % детей, 29% имеют низкий уровень освоения программы. В конце года - 31 % воспитанников имеют высокий уровень освоения программы, средний уровень имеют 69 % детей, низкий уровень освоения программы отсутствует.
Данные результаты представлены на диаграмме ниже.
Результаты диагностики освоения в подготовительной к школе группе
По результатам мониторинга можно сделать вывод, что большинство детей проявляют интерес к изучению искусства, посещению музеев. Практически все дети нашей группы умеют наблюдать, видеть красоту окружающих нас эстетически привлекательных объектов; выражают собственное мнение и отношение к тому или иному произведению искусства (картине, скульптуре и т.д.); в своей речи используют образные сравнения, эстетические категории при рассматривании и обсуждении предметов искусства; проявляют радость и интерес при знакомстве с новыми произведениями искусства. У всех детей наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий изобразительной деятельностью. У многих детей есть хобби или любимое занятие эстетической направленности.
Результаты диагностики накапливаются. Диагностирование показало, что у многих детей нашей группы наблюдается позитивное эмоциональное состояние в процессе занятий изобразительной деятельностью и ознакомление с искусством, они задают вопросы эстетической направленности, обращают внимание на эстетически привлекательные предметы, а самое главное высказывают собственное мнение об увиденной новой картине, могут самостоятельно без помощи воспитателя описать её. За два года музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного» успешно заявила о себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ в реализации музейно – педагогической программы
На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского цен...
Календарно-тематическое планирование по программе "Мы входим в мир прекрасного"
Календарно-тематическое планирование по программе "Мы входим в мир прекрасного". Старшая группа....
Диагностические задания для детей по программе "Мы входим в мир прекрасного"
Диагностические задания для детей по программе "Мы входим в мир прекрасного"...
Конспект ООД в подготовительной к школе группе по программе «Мы входим в мир прекрасного» на тему «Иллюстрации В.М.Конашевича к сказкам А.С.Пушкина»
Данное занятие предназначенно для воспитателей детских садов. Занятие направленно на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством В.М.Конашевича. Занятие было организованно в общеобр...
Конспект интегрированного занятия по музейно-образовательной программе «Мы входим в мир прекрасного» в подготовительной к школе группе
Программное содержание:1.Обогащать опыт восприятия детьми фантастических образов, представленных в скульптурных и архитектурных (элементах декора) объектах, предметами народных промыслов, наскальными ...
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности МДОУ "Детский сад "Солнышко" на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности МДОУ "Детский сад "Солнышко" на 2016-2017 учебный год...
Рабочая программа разновозрастной группы «А» составлена на основе ООП «МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» срок реализации программы 2020 -2021 г.г.
Рабочая программа разновозрастной группы «А»составлена на основе ООП «МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»срок реализации программы 2020 -2021 г.г....