Некоторые аспекты подготовки детей с нарушениями речи старшего возраста к обучению грамоте
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Кускова Мария Николаевна

   Общее недоразвитие речи – это такое нарушение речи, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Дети с ОНР, имея нарушения всех компонентов языковой системы, нуждаются именно в раннем обучении грамоте: буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизируются через чтение в слогах, словах. При обучении грамоте детей развиваются фонематические процессы, аналитико-синтетическая деятельность, уточняется и обогащается словарь, дети овладевают навыками словообразования и словоизменения, появляются коммуникативные связи.

 При нарушении фонематической стороны речи у детей с ОНР выявляется несколько состояний:

 - недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);

 - нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относящихся к разным фонетическим группам, при сформированной их артикуляции в устной речи (средняя степень недоразвития);

 - неразличение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития).

  Учитывая все эти состояния, необходимо проводить очень тщательную работу по развитию фонематической стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekotorye_aspekty_podgotovki.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты подготовки детей с нарушениями речи

старшего возраста к обучению грамоте

   Общее недоразвитие речи – это такое нарушение речи, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Дети с ОНР, имея нарушения всех компонентов языковой системы, нуждаются именно в раннем обучении грамоте: буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизируются через чтение в слогах, словах. При обучении грамоте детей развиваются фонематические процессы, аналитико-синтетическая деятельность, уточняется и обогащается словарь, дети овладевают навыками словообразования и словоизменения, появляются коммуникативные связи.

 При нарушении фонематической стороны речи у детей с ОНР выявляется несколько состояний:

 - недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);

 - нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относящихся к разным фонетическим группам, при сформированной их артикуляции в устной речи (средняя степень недоразвития);

 - неразличение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития).

  Учитывая все эти состояния, необходимо проводить очень тщательную работу по развитию фонематической стороны речи.

   Дети учатся ориентироваться в звуко-буквенном составе слова, что является той минимальной основой, которая позволит в дальнейшем усваивать грамоту, а также правила грамматики и правописания. Для образования такого навыка необходимо научить ребенка четко различать и выделять звуки речи, что возможно в том случае, если будет сформировано фонематическое представление об изучаемом звуке с опорой на акустико-кинестетическое воздействие.

   С детьми проводится систематическая работа по выделению заданного звука из ряда звуков, слогов, слов (игры «Поймай звук, слог, слово», «Выбери нужное слово» и др.).

   В работе с  дошкольниками с ОНР используется прием наглядного моделирования, позволяющий ребенку зрительно представить абстрактные понятия (на первом этапе – «звук», а в дальнейшем – «слог», «слово», «предложение»), научиться работать с ними. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Оно начинается с усвоения и анализа сенсорного материала, затем происходит его переход на знаково-символический язык, и лишь потом – работа с моделью. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия ребенка. Навык наглядного моделирования также позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой, т.е. происходит коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей (игры и упражнения «Рисуем слова», «Пирамида», «Хлопки», «Найди свое место» и т.д.). Кроме того, метод наглядного моделирования позволяет:

- познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слова к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

- отработать навык послогового чтения.

   При решении названных задач используются игры и упражнения «Звуковые домики», «Кубик - ватка», «Чьи следы» и др.

   При овладении навыком графического моделирования детям параллельно дается понятие «буква», как графический образ звука. Для закрепления материала используются разнообразные упражнения в тетрадях: прописываются элементы буквы или обводят букву по точкам; дописывают недостающие элементы буквы; самостоятельно пишут букву; обводят по точкам и раскрашивают разнообразные картинки, в названии которых есть буква, изучаемая на данном занятии и многое другое. Вся эта работа способствует не только развитию зрительного восприятия, но и мелкой моторики. Кроме работы в тетради, которую дети продолжают с воспитателем и родителями, проводится множество других видов работ для закрепления графического образа буквы: выкладывание буквы из палочек, веревочек и других материалов, обводка буквы, сделанной из наждачной бумаги, «написание» буквы на каком-либо участке собственного тела – прием дермолексии (позволяет развивать тактильные ощущения), рисование буквы в воздухе (развивается общая моторика, координация движений). Все эти виды работ помогают детям запомнить букву, представить ее в пространстве, а в дальнейшем умело ориентироваться на листе бумаги при написании буквы.

   Таким образом, подготовка к обучению грамоте ребенка с ОНР, начинавшаяся в раннем возрасте, успешно повлияет на развитие всех компонентов языковой системы ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

тематические игры для детей с нарушением речи старшего возраста

Сборник игр для руководителей физического воспитания. ...

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...

Консультация для родителей "Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте"

В консультации для родителей раскрывается понятие "Речевая готовность ребенка к школе", говорится  об основных задачах в процессе обучения грамоте и об особенностях протекания этого процесса у де...

Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка. Готовность к обучению грамоте – это осознание ребенком звукового ст...

Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте

Школа предъявляет к своим первоклассникам очень высокие требования. Без сформированности определенных навыков и умений ребенку очень трудно будет войти в ритм школьной жизни и не отстать от одноклассн...

Консультация для родителей по теме «Подготовка детей с нарушением речи к обучению грамоте»

Школа предъявляет к своим первоклассникам очень высокие требования. Без сформированности определенных навыков и умений ребенку очень трудно будет войти в ритм школьной жизни и не отстать от одноклассн...