Программа развития ДОУ «Сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условия социально-психологической готовности к школе»
рабочая программа на тему
Цели, задачи, направления развития, этапы деятельности, критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз потерь и негативных последствий в ходе реализации Программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_dou_2008-2010gg.rar | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы
«Сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условие социально-психологической готовности к школе».
Сроки реализации программы
Сентябрь 2008 г. – май 2011 г.
База для реализации программы
1 младшая, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы детского сада.
Решение о разработке программы
принято решением педагогического совета ДОУ от 30.05.2008 г.
Составители программы
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 2» Коновалова О.В., заведующая МДОУ «Детский сад № 2» Обухова Л.Н.
Исполнители программы
педагогический коллектив МДОУ «Детский сад № 2» .
Цель программы
Создание в ДОУ психолого–педагогических условий, направленных на сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условие обеспечивающее успешность детей в разных видах деятельности, в т.ч. и социально-психологическую готовность детей к школе.
Стратегическая цель программы
Создание условий в ДОУ для перехода его в статус развивающего центра с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.
Главное направление изменений определяется в содержании образовательного процесса:
- Культуросообразность, гуманизация и оптимизация пед. процесса, его диффренциация на основе диагностики;
- Апробация эффективных техник и способов активизации пед. процесса, устранение перегрузки, укрепление здоровья детей;
- Расширение поля самостоятельной деятельности детей и педагогов для повышения эффективности самообразования и самовоспитания;
- Обновление содержания – реализация программы нового поколения «Детство», методических пособий, дидактических материалов.
Задачи программы
- Овладение педагогами здоровьесберегающими технологиями.
- Разработка «паспорта социального развития» дошкольника.
- Создание условий для совместной деятельности медицинского персонала, психолога, воспитателей и специалистов с целью развития социальных навыков и способностей дошкольников.
- Создание программно – методического обеспечения педагогического процесса в ДОУ с учетом решения поставленной проблемы и выбор эффективных форм подготовки педагогических и медицинских работников по решению проблемы.
Объект исследования
Педагогический процесс, направленный на сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников.
Предмет исследования
- Структура социального здоровья дошкольника (как система критериев социального благополучия ребенка):
1.социальная адаптивность;
2.социальный статус ребенка в деферентной группе (в группе сверстников с близкими интересами и близким уровнем развития);
3.коммуникативные способности и развитая система взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
4.адекватная самооценка, позитивная « Я – концепция» (положительное самоотношение);
5.осознание и выражение основных эмоций;
6.успешность в разных видах деятельности (для внутреннего психически благополучного самочувствия человеку необходимо, чтобы он был успешен в большинстве видов деятельности. Желательно, чтобы хотя бы в одном из ее видов он был успешнее других).
- Условия при которых происходит сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников:
1) структура и содержание ОП в ДОУ;
2) дополнительное образование;
3) деятельность службы сопровождения УВП;
4) программно – методическое обеспечение педагогического процесса в ДОУ.
Гипотеза исследования
Если образовательный процесс в ДОУ будет включать в себя организацию корекционно – развивающих занятий, направленных на развитие у дошкольников эмоционально-личностной, коммуникативной и поведенческой сферы, средствами психогимнастики, тренингов , целенаправленную организацию игровой и театрализованной деятельности, организован обмен опытом работы , взаимоконтроль и взаимоподдержка педагогов внутри ДОУ («гостевой обмен»), скоординирована деятельность психолого – медико – педагогической службы,
то вполне реально обеспечить развитие социально – психологической готовности дошкольников к школе, развить социальную адаптивность, коммуникативные и поведенческие навыки, эмоционально – личностную сферу, адекватную (или близкую к адекватной) самооценку детей.
Методы исследования
- Изучение нормативных и инструктивно-методических документов, а также литературы по исследуемой теме.
- Анализ документации ДОУ (годового плана ДОУ, планов работы специалистов и воспитателей).
- Педагогическое наблюдение.
- Мониторинг социального здоровья дошкольников.
- Социологические опросы и анкетирование педагогов и родителей.
- Знакомство с опытом работы других ДОУ по данному направлению.
- Обобщение результатов.
Руководство реализацией программы
1. Координацию и оперативное руководство по реализации программы осуществляет администрация ДОУ.
Контроль за реализацией программы
осуществляется РУО в установленном им порядке.
Информационно-аналитическая справка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» Управления образования Администрации Верещагинского муниципального района расположен по адресу: г. Верещагино, ул. Фабричная, 81.
Детский сад был открыт 10.10.1978 г. и рассчитан на 110 мест.
Списочный состав на 01.09.2008 г. составляет 130 человек (с 2 до 7 лет).
Сведения об администрации дошкольного образовательного учреждения:
Заведующая – Обухова любовь Николаевна. Образование средне–специальное, I квалификационная категория, награждена грамотой Департамента образования и науки Пермской области. Стаж работы 32 года, в том числе в данной должности 3 года.
Старший воспитатель – Коновалова Оксана Владимировна. Образование высшее, I квалификационная категория, награждена грамотой Министерства образования РФ, «Благодарностью за вклад в развитие Пермского края Губернатора Пермского края О.А. Чиркунова». Стаж работы 19 лет, в том числе в данной должности 10 лет.
В ДОУ функционирует 6 групп, из них 1 группа для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет).
Режим работы ДОУ – «пятидневка» с двенадцатичасовым пребыванием детей с 7.30 час. – до 19.30 час.
Образовательная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с Уставом. Высшим органом самоуправления является Управляющий Совет ДОУ. В число участников образовательного процесса входят сотрудники, дети, родители.
От районного логопедического Центра в ДОУ работает логопункт.
Укомплектованность кадрами составляет 100%. Из общего числа сотрудников (41 человек) – 17 педагоги. Все педагоги имеют педагогическое образование.
Образовательный ценз: с высшим педагогическим образованием - 5 человек; со средне-специальным – 8 человек; получает среднее-профессиональное образование 1 педагог.
Педагогический коллектив работоспособный, творческий.
В ДОУ создаются благоприятные условия для работы коллектива. Соблюдаются правила охраны труда, пожарной безопасности, инструкции по охране жизни и здоровья детей.
В ДОУ организованы следующие кружки:
2005-2006 учебный год – «Развивающие игры» (руководитель: Тиунова С.Б.); «Оригами» (руководитель: Леушканова А.П.); «Звукарик» (руководитель: Поносова О.В.); «Логоритмика» (руководитель: Федосимова Н.С.); «Этическая грамматика» (руководитель: Вешнякова Г.Л.).
2006-2007 учебный год – «Развивающие игры» (руководитель: Тиунова С.Б.); «Правоведение для дошкольников» (руководитель: Мокеева М.А.); «Волшебная, ниточка» (руководитель: Леушканова А.П.); «Логоритмика» (руководитель Федосимова Н.С.); «Театр и дети» (руководитель: Вешнякова Г.Л.); «Удивляюсь, злюсь, радуюсь» (руководитель: Поносова О.В).
2007-2008 учебный год – «Теремок» (руководитель: Тиунова С.Б.); «Оригами» (руководитель: Леушканова А.П.); «Логоритмика» (руководитель: Федосимова Н.С.); «Умелые руки» (руководитель: Вешнякова Г.Л.); «Волшебные прописи» (руководитель: Поносова О.В.).
2008-2009 учебный год – «Теремок» (руководитель: Тиунова С.Б.); «Волшебная, ниточка» (руководитель: Леушканова А.П.); «Логоритмика» (руководитель: Федосимова Н.С.).; «Разноцветные ладошки» (руководитель: Мокеева М.А.); «Развиваем внимание детей» (руководитель: Балуева Т.В.); «Первые шаги к интеллекту» (руководитель: Вешнякова Г.Л.); «Волшебные прописи» (руководитель: Поносова О.В.).
Микросоциальный заказ родителей на образовательные услуги ДОУ – это заказ на развитие индивидуальности каждого ребенка, его познавательной активности, творческого освоения окружающего мира на основе сохранения физического и психического здоровья.
Начиная с 2000 года ДОУ реализует программу нового поколения «Детство». Приоритетное направление в работе педагогического коллектива – социализация личности дошкольника.
На деятельность ДОУ оказывает влияние тот факт, что оно расположено рядом с такими социокультурными учреждениями, как детская библиотека, ЦДТ «Радуга», Кинотеатр «Комсомолец», средняя общеобразовательная школа № 1, Станция Юных Техников, Детская поликлиника.
Педколлектив ДОУ взаимодействует со всеми социокультурными объектами по обеспечению единства культурного и образовательного пространства.
В тоже время необходимо отметить «узкую» специфическую направленность работы всех специалистов в ДОУ. Остро встает необходимость комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной и профилактической работе по проблеме «социального взросления» дошкольников, и осуществляться этот процесс должен с участием специалистов разного профиля: педагогов, психологов, психиатра, логопеда.
Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не просто выявить отдельные проявления нарушений психического развития , но и вскрыть причины их появления, взаимосвязь и взаимовлияние, а также определить наиболее эффективные пути их коррекции.
Весьма актуален вопрос о необходимости проведения комплексного обследования в привычной для ребенка игровой и бытовой деятельности. Только в этом случае диагностика будет всесторонней и объективной. Комплексный подход необходим также и в психокоррекционной работе. В противном случае информация об индивидуальных особенностях развития ребенка не найдет своего применения, и он не получит своевременной квалифицированной помощи тех специалистов, которые установили отклонение в его развитии.
Оптимальным на данном этапе деятельности могло бы быть создание целостной системы, в которой все этапы работы с ребенком, имеющим особые проблемы в развитии, были бы взаимосвязаны. Эта система представляется нам в виде следующей цепи:
- комплексное обследование;
- индивидуальная коррекционно-профилактическая работа в условиях интегрированного обучения детей;
- анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием рекомендации для дальнейшего воспитания и обучения детей.
Таким образом, интегрированное обучение ребенка предусматривает использование диагностической, коррекционной и профилактической программы в ходе учебно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста (с 2-х до 7 лет) с проблемами в психическом и социальном развитии.
Обоснование темы программы
Исходя из идей национальной доктрины образования, можно констатировать, что соблюдение права ребенка на охрану здоровья в образовательном учреждении является одним из важных и, в тоже время, необходимым условием для повышения качества образования и показателем достигнутого качества образования.
По определению ВОЗ «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия». К сожалению, забота взрослых о здоровье детей чаще всего бывает обращена к первым 2 –м его составляющим, а именно: к физическому и иногда и психологическому комфорту. А социальное здоровье часто уходит на дальний план. В погоне за реализацией государственных образовательных стандартов педагоги ДОУ ради высокого уровня интеллектуальной готовности детей к школе упускают этот немаловажный фактор, что в свою очередь, может привести к слабому развитию коммуникативных способностей, непринятию ребенка в группе сверстников, внутреннему психологическому дискомфорту в связи с отсутствием ситуации успеха в деятельности, неадекватной самооценке. Вслед за этим вполне закономерно может последовать еще ряд проблем. Опыт работы ДОУ № 2 показывает, что при достаточно высоком уровне интеллектуальной готовности детей к школе (2006 г. - 78 %; 2007 г. – 89 %; 2008 г. – 92 %) педагоги детского сада недостаточно уделяют внимание социальному развитию дошкольников, а именно: у детей слабо развита эмоциональная сфера и коммуникативные навыки; многие дети имеют низкий социальный статус; у старших дошкольников не сформировано позитивное самоотношение (таким образом, уровень развития произвольности поведения, как показателя социализации детей в 2005 г. составлял 48%; 2006 г. – 54%;2007 г. – 57%). Причиной социальной неуспешности детей является отсутствие в ДОУ психолого – педагогических условий, направленных на развитие у дошкольников социальнозначимых навыков и способностей, в т.ч. нескоординированная деятельность педагогов, психолога и мед.персонала; недостаточное количество программно-методического обеспечения пед. процесса; отсутствие целенаправленной коррекционной и профилактической работы по развитию социальной сферы дошкольников. Но очевидно, что социальное благополучие ребенка – есть условие его нормального психического развития. А адекватное возрасту психическое и социальное развитие детей неразрывно связаны и с физическим здоровьем. Без соблюдения такого «триединого» подхода к здоровью невозможно существенно изменить уровень образованности детей, создать оптимальные условия для личностного развития. Именно поэтому проблема, которую мы выделяем, состоит в противоречии между декларируемыми нормативными документами, гуманистическими ценностями образования через реализацию Госстандарта и фактором угрозы социальному благополучию дошкольников.
В связи с этим особенно актуальным является сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условие обеспечения социально-психологической готовности к школе.
Анализ достижений ДОУ, его потенциала
с точки зрения развития
Опыт работы ДОУ № 2 в 2002 – 2003 учебном году в статусе «опорного» образовательного учреждения по проблеме социализации дошкольников, апробация программы «Детство» в ДОУ, опыт работы педагогов в данном направлении, их заинтересованность, желание работать с «трудными» детьми, методическое обеспечение по теме позволяет сделать вывод об актуальности и развитии данного направления в деятельности ДОУ.
Концептуальные основы программы
Среди прав детей, соблюдение которых в сфере образования зависит от деятельности образовательного учреждения, важное место занимает право на охрану здоровья, которое соседствует и в определенной степени зависит от соблюдения таких прав ребенка, как право свободно выражать свое мнение, право на личную жизнь, право пользоваться благами социального обеспечения, право на защиту от всех форм физического и психического насилия. Другими словами, право ребенка на охрану здоровья должно рассматриваться не только под углом адекватного возрасту физического развития. Для оптимального становления личности ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.
Для психологов, педагогов, валеологов очевидно, что самооценка ребенка, отношение к себе и восприятия себя во многом определяют его поведение и успеваемость.
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную Я – концепцию, которая определяется тремя факторами:
- чувством собственной значимости;
- уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетенции;
- убежденностью в импонировании другим людям.
Чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) является производным от общей оценки, которую ребенок интуитивно выносит себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность.
Все эти факты имеют социальный характер.
Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться с начала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.
Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отраженная оценка социума – таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптационных характеристик и , по сути, таково его психическое и социальное здоровье.
Отклонение от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают социально неуверенное поведение – а это путь к нездоровью.
Задача дошкольного учреждения не в том, чтобы уберечь ребенка от дискомфорта и конфликтов, а в том, чтобы развить эмоционально-поведенческую сферу; научить соотносить свои эмоции и чувства, с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, регулировать таким образом, чтобы было комфортно и самому, и окружающим («Именно через других мы становимся самими собой», - отмечал Л.С. Выготский). Именно такой подход поможет педагогам сформировать у детей на основе мониторинга социального здоровья и специальным образом организованного образовательного процесса социальную (личностную) готовность к обучению в школе, т.е. готовность детей к новым формам общения, к новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения (Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков).
В качестве научной основы нашей концепции мы использовали труды известных теоретиков и практиков в области психологии, педагогики, теории управления:
- Л.С.Выготский , А.Н. Леонтьев, А.В . Петровский – вопросы психологии, социализации личности;
- Л.В. Коломейченко, Т.П. Колодяжная, Л.М. Шипицина, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, Т.В. Юхина, Е.В. Прима, Л. В. Филиппова и др. – вопросы социализации личности ребенка – дошкольника;
- Б.М. Чарный, И.Г. Никитин, Н.Зубов, К.Ю. Белая – вопросы теории управления.
В современном образовании ЦЕЛЬЮ И РЕЗУЛЬТАТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСТУПАЕТ РЕБЕНОК как высшая гуманистическая ценность, обладающая гуманными чертами, дающими ему возможность жить, выживать, преодолевать и предупреждать конфликты в себе и в социуме и сполна развивать свои способности.
Главное заключается в том, чтобы взрослый человек привил ребенку один принцип: твоя свобода, то, что разрешено тебе, не должно ущемлять свободу другого. Показателями индивидуальной свободы выступают:
- активность;
- динамичность;
- самоопределение;
- самоорганизация;
- умение управлять своими психическими процессами (данные показатели обозначены в Федеральной Программе развития образования в России).
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ – развития субъектности личности, поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся ранее в ней адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа» тоталитарного строя.
Гуманистические перспективы возрождения востребуют личность глубоко знающую себя, владеющую собой, самореализующуюся, творца своей субъектности и своей жизни, а не личность ведомую и управляемую.
Гуманистические тенденции образования сместили акценты с понимания роли знаний в образовательном процессе. ЗУНы сегодня выступают СРЕДСТВОМ развития ребенка, его ума, мыслительных процессов, познавательной активности, свободы в выборе способов достижения цели, эмоционального равновесия, самостоятельность в решении конфликтных ситуаций. ЗУНы призваны РАЗВИТЬ ЯДРО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ СОБСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙТСВИТЕЛЬНОСТИ.
Очевидно, что сегодня возрастает интерес к выявлению факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей.
Ведется поиск психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных состояний и создание благоприятного психологического микроклимата в ДОУ и в семье. Это направления развития ДОУ определяется как поиск путей организации развивающей среды в соответствии с природосообразностью ребенка, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Успешность ребенка в процессе любой его деятельности должна быть в поле зрения педагогов и становиться достоянием, как самого ребенка, так и группы сверстников.
Среда как универсальный механизм социализации ребенка выполняет защитную (адаптивную), регулятивную и самоактулизирующую функции. Основными требованиями в среде являются создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональное созвучие. В ней должны быть заложены возможность для самореализации свободы, творчества, эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом.
Это, в свою очередь требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способность строить педагогический процесс по модели субъект – субъектного взаимодействия с ребенком на основе его диагностики. Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача воспитателя - бережно относиться к этому процессу, создавать условия для его естественного – индивидуального личностного роста.
Особая роль в процессе гуманизации деятельности ДОУ отводится воспитателю – главному действующему лицу, выступающему в роли «социального агента» для ребенка. Администрация ДОУ должна обеспечивать условия для проявления педагогами активности, побуждать их к профессионально- личностной рефлексии, а не давать готовые формы и способы организации педагогического процесса. Гуманная миссия педагога заключается в смягчении социальной напряженности, восстановлении душевного равновесия ребенка. Современный педагог – это свободная , творческая личность, обладающая развитым научно-педагогическим мышлением, способная к самоопределению.
Таким образом, гуманизация и социализация современного образования призваны коренным образом изменить модель образовательного процесса в нашем ДОУ, придав ему личностно-ориентированный характер и , реализуя главную цель – создание условий для сохранения и укрепления социального здоровья дошкольников, как условия обеспечения социально-психологической готовности к школе.
Программа развития включает
3 основных блока
1 блок: «Я и моя страна». История, география, культурные традиции, природа города, края, страны. Профессиональная особенность трудовой деятельности города, края, страны. Знакомство с экономической азбукой.
2 блок: «Я и мое ближайшее окружение». Формирование основ семейного воспитания: понятие «Семья», изучение истории рода («родословная моей семьи»), социальная значимость семьи, ее традиция, права и обязанности членов семьи.
Межличностные отношения в обществе (детском коллективе): понимание разных эмоциональных и физических состояний людей, проявляющихся в мимике, жестах, действиях, интонации голоса (радость, печаль, огорчение, любовь, одобрение, усталость и т.п.); развитие коммуникативных способностей на основе доброжелательного общения.
Формирование основ полоролевого поведения, понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; понятие о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим людям. Упражнять детей в анализе своих поступков.
Формирование основы здорового образа жизни. Введение понятия «здоровья». Влияние образа жизни на состояние здоровья человека.
Формирование потребности в природоохранительной деятельности.
3 блок: «Защита ребенка в социальных условиях».
Знакомство с основными статьями «Декларации прав человека», с «Конвенцией о правах ребенка». Расширение представлений по организации безопасности жизни (техника безопасности в быту, на отдыхе, в процессе труда, правила оказания первой помощи пострадавшему, общение с незнакомыми людьми).
Содержание деятельности МДОУ «Детский сад № 2»
Образовательный блок (базовый) | Дополнительное образование | Оздоровительно – профилактическая работа | Служба сопровождения | Научно- методическая работа (повышение квалификации) | Работа с родителями, общественностью |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
*Реализация программы «Детство», включающей раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений». * Организация игровой деятельности, через которую формируется произвольность поведения. В играх с правилами, соревнованиях формируется отношение к сверстникам; в сюжетно- ролевых играх – отношение к взрослым; отношение к самому себе - в режиссерских играх и играх - драматизациях. *Разработка системы занятий. *Разработка циклограммы организации ОП с учетом развития социальной сферы дошкольников. (перспективного плана работы). | *Театрализованная деятельность с детьми, начиная с 3-х лет. *Кружковая работа: - Правоведение для дошкольников; - Теремок; -Логоритмика; -Волшебная, ниточка; - Светофорик. | *Физкультурные занятия в зале и на улице с использованием релаксации; * Развитие положительного психоэмоционального состояния детей посредством проведения дней здоровья и физ. досугов; * Просыпательная гимнастика; * Щадящий лечебно – оздоровительный режим. | Психолог - 0,5 ст. (ст. воспитатель -1,0 ст.) * Принимает участие в разработке и внедрению новых педагогических технологий , осуществляет проектировочную и диагностико-контрольную функцию за развитием детей в условиях образовательного процесса. * Диагностика психического развития детей на момент поступления и отслеживание его динамики в процессе развития, воспитания и обучения. *Психопрофилактика детских страхов и неврозов через организацию специальных занятий, тренингов, игротерапии, психогимнастики. * Коррекция поведенческих расстройств через организацию тренингов и игротерапии. * Психологическое просвещение родителей и воспитателей. * Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей. Логопед - 1,0 ст. * Диагностика речевого развития; * Коррекционная работа (подгрупповая и индивидуальная) *Индивидуальные и групповые консультации с родителями. Медицинский работник – 1,0 ст. *Участие в планировании и организации работ по устранению факторов риска (неуклонное выполнение САНПИН). | *Повышение квалификации педагогов и специалистов ДОУ по вопросам организации игровой деятельности, личностно ориентированному общению, организации ОП в соответствии с требованиями программы «Детство» и использование социометрических методик через семинары, тренинги, моделирование и т.д. *Организация «гостевого обмена " между педагогами, т.е. педагоги делятся практическим опытом работы по организации разных видов деятельности с детьми в разных возрастных группах. * Организация работы «Педагогической мастерской» по правовому воспитанию дошкольников в ДОУ (руководитель Мокеева М.А.) | *Организация целенаправленной работы по вопросам воспитания и развития детей, актуальным социально-психологическим проблемам. *Преемственность работы с начальной школой. *Организация работы с детской поликлиникой и др. соц. институтами, в т.ч. дополнительным образованием и культурой. |
План реализации программы
№ п/п | Мероприятия | Исполнитель /ответств./ | Объем финан-сирования | Срок испол-нения | Ожидаемый результат |
1 год работы Аналитико – подготовительный этап
| |||||
1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11. 12. 13. | Разработка норматив-но-правовой базы для реализации программы Составление «паспорта социального здоровья» дошкольников. Мониторинг развития социального здоровья дошкольников Повышение квали-фикации специалистов ДОУ через организацию мето-дической работы в ДОУ. Введение в штат ДОУ должности: Педагог-психолог 1,5 ст. Соц. педагог 1,0 ст. Анализ и определение содержания пед. про-цесса с точки зрения здоровьесбережения и социализации дошк-ков Разработка здоровьесберегающего учебного плана. Определение функци-ональных обязанностей и схемы взаимодействия работы специалистов и воспитателей в ДОУ. Подбор учебных прог-рамм для базового и до-полнительного образо-вания. Создание програмно-ме-тодического обеспече-ния пед. процесса в ДОУ Материально-техничес-кое оснащение, в т.ч. ос-нащение методического кабинета. Вовлечение семьи в ре-ализацию программы. Установление содержа-тельных связей ДОУ с социумом:
Информирование участ-ников программы о ходе ее реализации. | заведующая ст м/с, ст.восп, спец-ты педагоги заведующая заведующая ст. м/с, ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель заведующая ст. воспит., ст. м/с, спец-ты заведующая, ст. воспитатель, ст. м/с заведующая, специалисты. | Целевое финан-сирование Целевое финан-сирование Целевое финан-сирование | 2008- 2009 у.г. 2009-2010, 2008- 2011гг. 2008- 2011гг. - 11 - 2008-2009 гг. 2008-2011 гг. 2008-2009 гг. 2008-2009 гг. 2008-2009 гг. 2008-2011 гг. 2008-2011 гг. | Пакет документов Диагностический инструмен-тарий. Результаты диагно-стики с целью планирования и организации профилак-тической и коррекционной работы. Результаты мониторинга. «Наращивание» специфической компетентности педагогов. Кадровое обеспечение Составление учебного плана Координация деятельности пед. коллектива, мед. персонала и специалистов. Адекватная нормативная база. Трудовая дисциплина. Методическое сопровождение программы. Создание МТБ в соответствии с САН ПИН и требованиями программы. Информирование и устано-вление преемственных связей с семьями воспитанников. Установление преемственных связей с социумом. Сбор и анализ информации о результатах работы. |
2 год работы Этап действующей программы
| |||||
1. 2. 3. 4. 5. | Выявление точек роста в программе. Корректировка содержания ОП. Отслеживание резуль-татов реализации про-граммы .Мониторинг. Создание механизма эффективного управ-ления программой Организация образо-вательных услуг для детей не посещающих ДОУ. Анализ и обобщение результатов 2 этапа. | ст. медсестра, ст. воспитатель ст. медсестра, ст. воспитатель заведующая заведующая | Целевое финанси-рование | 2009 – 2010 гг. 2009 – 2010 гг. 2009 – 2011 гг. 2004 – 2006 у.г. 2009-2010 гг. | Выявление динамики роста здоровья и социализации дошкольников. Отработка оптимальных режимов организации жизнедеятель-ности детей и учебной нагрузки. Выявление динамики роста здоровья и социализации дошкольников. Анализ результатов работы. Создание системного подхо-да в управлении ДОУ, в т.ч. организационной структуры. Организация групп кратко-временного пребывания детей. Анализ результатов работы за год. |
3 год работы Этап оперативного анализа
| |||||
1. 2. 3. 4. | Анализ и обобщение 1-3 этапов программыАнализ адаптации выпускников детсада в 1-ом классе школы. Обобщение опыта работы по реализации программы. Подготов ка документов к аттес-тации ДОУ. Определение перспектив дальнейшей работы. | заведующая, ст. медсестра, ст. воспитатель | 2010 –2011 гг. 2010-2011 гг. 2010-2011гг. | Анализ управленческой деятельности. Подготовка программы развития ДОУ на следующий период. |
Критерии оценки ожидаемых результатов
Оценка в детях:
Показатели развития произвольности (предпосылки учебной деятельности):
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия,
- умение ориентироваться на заданную систему требований,
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме,
- умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Критерии развития произвольности в общении отслеживаются через использование психологических диагностик:
- «Графический диктант»,
- «Домино»,
- «Да и нет не говорите»,
- «Лабиринт»,
- «Карандаши»,
- Решение косвенных задач,
- Решение вербальных и практических задач,
- «Три шашки».
Показателем является высокий и средний уровень по результатам диагностики (30 %, 70 %).
Оценка в педагогах:
- Владение педагогами социометрическими методами исследования;
- Владение педагогами здоровьесберегающими технологиями;
- Владение педагогами методами организации и управления игровой деятельности детей;
- Развитие педагогической рефлексии.
Оценка деятельности администрации:
1. Создание системы работы в ДОУ по сохранению и укреплению социального здоровья дошкольников, закрепленной в локальном акте ДОУ.
Прогноз положительных результатов
- Повышение уровня социально – психологической готовности выпускников детского сада к школьному обучению.
- Создание благоприятного психологического климата в ДОУ, стимулирующего социальное развитие ребенка дошкольника.
- Апробация и внедрение программы нового поколения «Детство».
- Обеспечение психолого – медико – педагогического сопровождения воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с целью сохранения и укрепления социального здоровья дошкольников.
- Повышение статуса ДОУ в микрорайоне.
- Аккредитация ДОУ.
Прогноз потерь и негативных последствий
- У педагогов возрастут требования к материально-технической базе
- Потребуется специальная курсовая подготовка педагогов по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников.
- Возникнут проблемы управления коллективом в связи с перестройкой организационной культуры управления.
- Повышение требовательности к социально-эмоциональному воспитанию дошкольников может привести к снижению показателей интеллектуального развития у некоторых дошкольников на 1 этапе.
Формы предоставления результатов программы
- Создание системы работы в ДОУ по сохранению укреплению социального здоровья дошкольников, закрепленной в локальном акте.
- Отчеты на педагогическом совете по завершении каждого этапа программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Организационная культура управления
ЗАВЕДУЮЩАЯ
Совет родителей
Психиатр
Научный руководитель эксперимента
Совет педагогов
ДЕТИ И ИХ РОДИТЕЛИ
Технический персонал
Младшие воспитатели
Воспитатели
Специалисты
завхоз
Старшая медсестра
Методист
Педагог -психолог
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Новые ориентиры управления
УПРАВЛЕНИЕ: воодушевление интересами дела, обретение доверия людей
РУКОВОДИТЕЛЬ – генератор идей, педагог, интересный, доброжелательный человек.
СООБЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛОВ – с позицией : «Главное делай, но … если не творчески, то зачем?»
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: развитие поисковых возможностей – каждый педагог – мастер в одном из вопросов новых технологий. Научное обоснование экспериментальной деятельности.
ИНТЕГРАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПСИХОЛОГ. Главная задача: РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСТВЕННОСТИ
Между детьми
Между взрослыми и детьми
Между педагога-ми и роди-телями
Между админист-рацией и сотрудни-ками
Между коллегами
МЕТОДИСТ – передача инициативы педагогам, оказание поддержки.
НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: все начинать с вопроса к детям, учитывать «выбор» детей, не «давать» знания, а организовывать их поиск. Учиться работать по ситуации. Вести детей к осмыслению себя , окружающего. Способствовать самовыражению, формированию адекватных поведенческих реакций, развитию эмоционально-волевой сферы и системы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...
"Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного разви...
статья "Сотрудничество детского сада и семьи в сохранении и укреплении физического здоровья дошкольников"
Новые формы работы с родителями в детском саду...
Сущность социально-психологической, нравственно-волевой, психологической и физиологической готовности к школе.
Данная статья о том, насколько ребенок должен быть подготовлен к школе....
«Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников»
Методическая разработка для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему:«Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)
В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного учреждения
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.Обеспечение психологического здоровья детей дошкольного возраста это главная...
Комментарии
спасибо большое. ИНТЕРЕСНО!
спасибо большое. ИНТЕРЕСНО!
!!!!
!