"Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников.
презентация к уроку по теме
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla.docx | 49.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса.
Тема: "Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников.
Разработала и провела: О.А. Игнатьева, педагог-психолог.
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Пояснительная записка.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.
Психолого-педагогическая работа по освоению образовательной деятельности «Здоровье», включает в себя охрану здоровья детей и формирование основы куль туры здоровья.
Развитие интегративных качеств в образовательной деятельности «Здоровье» осуществляется через сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
«Куклотерапия» является эффективным методом работы с детьми по сохранению и укрепление психического здоровья детей;
Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.
Показания для применения метода «Куклотерапии»:
- различные отклонения в развитии речи;
- эмоциональная неуравновешенность,
- неадекватная самооценка;
- тревожность, страхи;
- проблемы в общении.
Функции, которые выполняет куклотерапия:
• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Структура проведения коррекционно-развивающего занятия:
1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.
2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу (Приложение 1, «Волшебная сказка об Ангеле»).
3. Основная часть. Изготовление непосредственно самого образа куклы.
4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей (приобретение волшебной сила Ангела - пожелание чего-нибудь хорошего своим родным и близким).
5. Рефлексия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено.
Занятия могут проводиться в различных формах:
индивидуальной (15-20 минут) и групповой (30 минут) в течение 10 дней.
Технологическая карта.
Изготовление «Ангела»
№ | Последовательность выполнения операций | Инструменты и материалы | |
1 | Выбрать материал | 3 лоскутка ткани 20х20 см. (2 одним цветом, один (белый) для основы) декоративный шнур (3 х15-20 см), шарик ваты, форма в виде крыльев из прозрачной грубой ткани. | |
2 | Взять лоскуток ткани для основы и комочек ваты, находим середину на лоскутке и формируем голову ангела, фиксируя декоративным шнуром. | один лоскуток (для основы) ткани, декоративный шнур, комочек ваты. | |
3 | Взять декоративный шнур и завязать его в верхней части головы, | декоративный шнур | |
4 | Взять 2 лоскутка ткани одного цвета и сложить треугольником, приложить сложенные лоскутка к основной части с двух сторон фиксируя декоративным шнуром. | два лоскутка ткани, декоративный шнур | |
5 | Взять форму крыльев и зафиксировать декоративным шнуром из предыдущего шага. | форма крыльев | |
6 | Все части выровнять, придать ангелу единый образ | ||
7 | Вот и готов наш ангел!!!! |
Литература.
- Е. Берстенева. Н. Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010. – 112с.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей.- СПб.: Речь,2006.-224с.
- Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.- СПб.: Речь, 2008г.-218с.
- Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст)/Фаустова И.В.//Управление ДОУ.-2008.-№5-С.100-107-с.2008
- Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И.// начальная школа(журнал).-2004.-№12-с.54-56.-с.2004
Приложение
АНГЕЛ
(волшебная сказка)
Однажды, морозной зимней ночью, одному Человеку приснился сон.
Он оказался на берегу океана. Дул теплый ветерок, ласково шумел прибой. Человек смотрел на белые барашки волн, вдыхал свежий воздух и огорченно думал о том, что он совсем одинок, и никто не может разделить с ним это мгновение.
- Мы вместе - вдруг сказал кто-то, совсем рядом.
- Кто здесь? - спросил Человек, оглянулся и увидел
прекрасное Существо.
- Кто ты? - спросил Человек, уже догадываясь.
- Я твой Ангел-хранитель. Я с тобой всю твою жизнь. В горе и в радости. Посмотри назад. Видишь следы на песке?
На песке действительно были следы.
Человек оглянулся и воскликнул - Следы не всегда вместе, иногда лишь один след тянется вдоль берега, и довольно долго. Ты меня обманул! Где же ты был? Когда я нуждался в помощи, в поддержке?
- Я был с тобой.
- Но след- один?!
- В это время я нес тебя на руках.
- Благодарю тебя, Ангел мой! - произнес Человек, - Что я могу сделать для тебя?
- Живи и люби, как я люблю тебя. Человек почувствовал как нежность, тепло и силы переливаются в него от Ангела.
- Благодарю тебя, Ангел мой...- прошептал Человек сквозь слезы и проснулся. Наступало утро.
- Неужели это только сон? - огорчился Человек. На елочке висела маленькая фигурка ангела.
- Благодарю тебя, Ангел мой!
И, вновь, любовь и тепло окутало его, словно нежное облако. МЫ ВМЕСТЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»
программа предназначена для детей дошкольного возраста...
Методичесая разработка круглого стола «Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.Как известно, р...
ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, живший в 19 веке. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого ...
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни».
Мотивация детей к здоровому образу жизни....
Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»
Актуальность программы Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можн...
Педагогический проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но...
«Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников».
Методическая разработка (круглый стол)«Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников».с использованием технологий:...