«Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников»
консультация по физкультуре

Казакова Анастасия Дмитриевна

Методическая разработка для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему:

«Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №36»

Методическая разработка для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему:

«Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников»

Выполнила:

Инструктор по физической культуре

Казакова Анастасия Дмитриевна

Дзержинск, 2020.

Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал:

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».  

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания.

Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей человека. С рождения до семи лет у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей  здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения.

Поэтому необходимо обогащать физическое воспитание дошкольников новыми методами и приёмами.

        Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В этой связи представляются весьма наболевшими вопросы, связанные с совершенствованием и поиском оригинальных форм, средств методов физического воспитания детей дошкольного возраста.

          Существует много различных форм проведения физкультурных занятий в детском дошкольном учреждении. Главное, чтобы все они были направлены на решение следующих задач:

  • укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
  • гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
  • формирование правильной осанки;
  • совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
  • воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов и средством для поднятия эмоционального тонуса детей. 
Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, нужно изменить ее форму и место проведения:
 - Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры.

- Упражнения на полосе препятствий.
- Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе.
- Комплекс музыкально-ритмических упражнений.

Одной из главных форм укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении является проведение физкультурных занятий

Существует несколько видов занятий:

традиционные, которые состоят из 3-х частей: вводная, основная, заключительная;

- занятия, построенные на подвижных играх (основная часть занятия построена на использовании подвижных игр на различные основные движения);

сюжетно – ролевые (использование имитаций и образных сравнений, музыкального сопровождения, увлекательность сюжета, общение с игровыми персонажами);

- контрольно – тренировочные;

- с использованием литературных произведений;

- на открытом воздухе;

- занятия-соревнования.        

На занятиях используются следующие приёмы и методы:

- словесные;

- наглядные.

Физминутки.

 Физминутки представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия

напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания. Это 
наиболее эффективный способ, который предупреждает утомление. Для детей это способ восстановить работоспособность, минутка отдыха, здорового и активного.

Физминутки для дошкольников проводятся в виде весёлых игровых действий, которые продолжаются около 2 минут.

Виды физминуток:

1.физминутки-разминки;

2. физминутки для глаз;

3.пальчиковая гимнастика;

4. упражнения для релаксации;

5. упражнения для дыхания.

Гимнастика после сна.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

Виды гимнастики после дневного сна.

  • Разминка в постели и самомассаж;
  • Гимнастика игрового характера;
  • Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
  • Пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребёнка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. С помощью игр улучшается физическое развитие ребёнка: он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому, что у ребёнка работают лёгкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена веществ.

Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания, можно разделить на три относительно самостоятельных вида: 

- подвижные игры (сюжетные и бессюжетные)

- спортивные игры (городки, баскетбол, бадминтон и т.п.) 

- игры с пением и хороводные.

Подвижные игры проводятся каждый день, как в помещении, так и на прогулке с учётом возрастных особенностей детей.

Спортивные праздники и развлечения.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей. Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально-ритмических движениях.

Работа с родителями.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Понимая важность этой проблемы, необходимо проводить  работу  с родителями по охране и укреплению здоровья детей. В работе по физическому воспитанию, организованную с семьями воспитанников, используются разнообразные формы, средства и методы:

- участия в родительских собраниях;

- анкетирование;

- консультации, рекомендации, памятки;

- совместные занятия, спортивные праздники и развлечения;

- выставок совместных работ детей и родителей.

Закаливание.

Закаливание следует начинать с раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя формы и методы в зависимости от возраста, придерживаясь следующих принципов:

- регулярность

- постепенность (постепенное увеличение нагрузки, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата);

- интенсивность, т.е. увеличение времени воздействия;

- сочетаемость общих и местных охлаждений (например, при босохождении одежда также должна быть облегчённой);

- комплексность, т.е. процедуры закаливания должны восприниматься шире, чем просто ходить босиком. Это прогулки, бег, сон при хорошем доступе воздуха;

- положительный эмоциональный настрой ребёнка.

Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим  перед собой следующие задачи:

- повысить стойкость организма в борьбе с заболеваниями;

- приучать чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;

- воспитывать потребность в свежем воздухе.

Традиционные виды закаливания детей:

  • утренний прием на свежем воздухе, гимнастика
  • оздоровительная прогулка
  • воздушные ванны
  • воздушные ванны с упражнениями
  • сон с доступом свежего воздуха
  • умывание в течение дня прохладной водой
  • полоскание рта прохладной водой
  • хождение босиком до и после дневного сна
  • хождение босиком по «дорожке здоровья»
  • массажные коврики после дневного сна
  • солнечные ванны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для сохранения и укрепления психофизиологического здоровья педагогов через организацию клуба «Гармония»

Создание условий для сохранения и укрепления психофизиологического здоровья педагогов через организацию клуба «Гармония»...

"Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей"

Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет...

Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.

Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ....

Конспект досуга на тему: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование их здорового образа жизни и санитарной культуры». «Урок в пчелиной школе»

laquo;Урок в пчелиной школе»Цель: Формировать навыки здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Научить отличать вредную еду от полезной.Задачи:- Сформировать представление о...