Доклад «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС дошкольного образования».
статья
Повысить профессиональную компетенцию участников образовательного процесса.Содействовать развитию у педагогов стремления к совершенствованию.Активизировать усилия педагогов на развитие своих профессиональных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_professionalnoy_kompetentsii_pedagogov_v_usloviyah.docx | 21.04 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня мы и поговорим о
«Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях
ФГОС дошкольного образования».
Слайд № 2.
Каждый человек обладает потенциалом двигаться в
естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной
ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.
В.Э. Пахальян.
Слайд № 3. Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года, ФГОС дошкольного образования.
Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека.
Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Слайд № 4. К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.
- информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.
- рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Слайд № 5. При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на:
- укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
- организацию различных видов деятельности и общения воспитанников;
- организацию образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения;
- владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Слайд. №6 Особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога. Методическая деятельность в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС.
Необходимо отметить, что изменилось и понятие о методической работе.
Методическая работа – это систематическая, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. Системой оценивания профессиональной компетентности является аттестация руководящих и педагогических работников.
Обучение педагогов, в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность.
Образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
- Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
- Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
- Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности;
- Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
- Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы реализации образовательного процесса.
Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства:
Слайд № 7. Основные формы методической работы, направленные на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС.
- постоянно действующий обучающий семинар по вопросам внедрения ФГОС (внедрение ФГОС требует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации, поэтому возникла необходимость изучения содержания ФГОС);
- семинары-практикумы (привлечение педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);
- организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;
- планирование педагогами образовательной работы с детьми (создание рабочей программы педагога)
- мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;
- открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ.
- самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
- прохождения курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников.
- проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ города и области.
Обучающие семинары являются, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров является посильное участие всех педагогов.
Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями.
Изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению.
Открытые просмотры играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом.
Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально осуществляя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания. Некоторым педагогам оказалось непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Слайд №16 . Эдуард Асадов
Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.
Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!
Творческих вам успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные понятия Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области Компетенция – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта
Профессиональная компетентность интеллектуально-педагогическая компетентность коммуникативная компетентность информационная компетентность рефлексивная компетентность
Компетенция в ведении образовательного процесса . Компетентность в организации воспитательной работы. Компетентность в установлении контактов с родителями. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Компетентность во владении современными образовательными технологиями. Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Креативная компетентность педагога. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образоваельного процесса. Компетентность в создании предметно-развивающей среды. Профессиональная компетентность педагога
Современному педагогу необходимо быть профессионально компетентным, творчески активным, конкурентноспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения, на муниципальном, областном и всероссийском уровнях .
Методическая работа педагога – это систематическая, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. Исследовательские умения Проектировочные умения Организаторские умения Коммуникативные умения Конструктивные умения
Основные формы методической работы по реализации ФГОС Обучающий семинар Семинар-практикум Консультации (индивидуальные и групповые) Планирование образовательной деятельности Мастер-классы Открытый показ образовательной деятельности Работа по самообразованию Курсовая подготовка Обмен опытом педагогического мастерства
В современном мире педагог должен всегда находиться на инновационной волне
Успехов вам в профессиональной деятельности! Эдуард Асадов Сколько написано в мире статей И сколько прочитано лекций умных О том, как воспитывать нам детей, Пытливых и добрых, смешных и шумных. Советы несутся со всех сторон; Пишут ученые, и писатели, И методисты, и воспитатели, Иные из кожи аж лезут вон. Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто: Будьте хорошими. Вот и все!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования
Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...
Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования
Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...
Дорожная карта по повышению ИКТ- компетенций педагогов в условиях ФГОС
Материал разработан с учетом требований ФГОС и годового план ДОУ 8 "Огонек"...
Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях информатизации ДОУ.
Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы "Кадровое обеспечение реализации образовательной программы"...
Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО
В статье раскрыты пути, методы и приемы работы с педагогами ДОУ, направленные на повышение их профессионального уровня в условиях реализации фГОС ДО...
Профессиональная компетенция педагогов в условиях ФГОС ДО
Круглый стол: "Профессиональная компетенция педагогов в условиях ФГОС ДО"...
Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....