Сообщение старшего воспитателя " Мониторинг в ДОУ"
презентация по теме

Желудкова Лариса Альбертовна

 

  1. Актуальность проблемы использования мониторинга в дошкольном образовательном учреждении.

 

         Создание мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольного образования.

Педагогический мониторинг позволяет не только оперативно отслеживатьпроцесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Слайд 2

Цель мониторинга:выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ требованиям дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к ООП ДО (Приказ Минобрнауки РФ то 23.11.2009г. №655).

 Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а так же дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования широко используются такие способы и оценивания как мониторинг и диагностика. Но мониторинг включает в себя диагностику как метод сбора информации. Такое сочетание и взаимосвязь позволяет получить разносторонние сведения о качестве образования в дошкольном учреждении, а так же отразить  динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Актуальность данного вопроса предполагает результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка.

2. Выявленные проблемы

В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования получила практика проведения психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Выпущена серия диагностических журналов для дошкольников. Материалы включают в себя специально разработанные методические пособия для проведения систематической и профессиональной диагностики результативности обучения и воспитания детей в различных группах дошкольных образовательных учреждений. С их помощью воспитатели и психологи могут сделать мониторинг развития детей, отследить происходящие изменения в их психическом, интеллектуальном и физическом развитии, а значит, вовремя подкорректировать выявленные недостатки.

Слайд 4

 

Само по себе использование диагностики является позитивным моментом  образовательного процесса. Однако необходимо отметить ряд негативных факторов:

- на данный момент используемые  нами технологии и методики разработаны и изданы ведущими педагогами - специалистами в сфере дошкольного образования, ни одна из методик, технологий не имеют грифа Минобрнауки РФ;

- педагоги затрудняются  объяснить критерии оценки исследуемого качества;

- педагоги затрудняются в выборе диагностического материала, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения;

- часто к результатам диагностики педагоги и специалисты относятся более чем формально, не используя их в планировании и организации жизнедеятельности детей;

Эти негативные факторы объясняются рядом объективных причин:

- отсутствие информации, систематических знаний в области психодиагностики;

-       кадровая проблема;

- недостаточная оснащенность дошкольных учреждений диагностическими комплексами для обследования.

3. Опыт работы ДОУ

Мониторинг в дошкольном учреждении предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объектах мониторинга):

- Дети;

- Воспитатели;

- Родители.

Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы, свой собственный опыт, мы создали системы мониторинга в нашем дошкольном учреждении.

Слайд 5

Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств.Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования.

Разработчики ФГТ ООП предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

Слайд 6

Приступая к работе, мы разработали Положение о мониторинге в дошкольном образовательном учреждении, определили время проведения мониторинга, его  цели и задачи, выявили направления и методы, которые будем использовать в работе.

Я не буду останавливать ваше внимание на всех видах мониторинга. Но хочу отметить необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ.

К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся:

- изучение продуктов детской деятельности;

- игровые тестовые задания;

- проведение контрольно- оценочных занятий;

- собеседование с педагогами, детьми, родителями; 

- анкетирование;

- анализ документации и хронометраж режима дня и др.

 

Слайд 7

 

Качество и эффективность образовательной работы с детьми  контролируется педагогами ДОУ два раза в год:

- на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;

- в конце – с целью отслеживания формирования интегративных качеств личности ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов.  В середине года (декабрь) проводится промежуточная диагностика. Результаты диагностики обсуждаются, на их основе разрабатывается медико-психолого-педагогическое развитие каждого ребенка.

 

Слайд 8

 

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а так же определять трудности в формировании определенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, таким образом, оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку воспитателей.

Полученные результаты интегративных качеств личности детей соотносят с результатами мониторинга уровня овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог, физического здоровья – медицинский персонал, физических качеств детей – инструктор по физической культуре.

Основные методы диагностики, используемые в ДОУ  -  это  наблюдение, - игровые тестовые задания, беседа и анализ продуктов деятельности.

Результаты оценки проведения мониторинга оформляются графически и в сводных таблицах.

Наличие математической обработки результатов мониторинга  обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого ребенка в соответствии с ФГТ ООП.

Выделено девять интегративных качеств (в соответствии с ФГТ ООП) на формирование которых направлена работа каждого дошкольного образовательного учреждения.

На примере оценки первого интегративного качества: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Оценку данного интегративного качества осуществляет медицинская сестра и инструктор по физической культуре.

Слайд 9

Создавая систему мониторинга первого интегративного качества, мы опирались на следующие нормативные документы:

- Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Приказ о проведении диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»№109/23-16 от 26.05.99г.

- Методические указания по оценке физического развития детей дошкольного возраста

Слайд 10

Схема медико-педагогического мониторинга представляет собой таблицу, в которой отражены методы диагностики, показатели, оценка, возраст, время проведения, ответственные.

Оценка проводится на основе нормативных документов имеющихся в ДОУ:

- Антропометрические показатели физического развития детей (для центральных районов России);

   - Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей;

   - Средние возрастно-половые показатели физических качеств детей;

 - Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду( количество движений-локомоций по шагомеру);

- Оценка состояния здоровья детей по количеству  заболеваний органов дыхания;

- Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.

 


Схема медико-педагогического мониторинга

Методы диагностики

Показатели

Оценка

Возраст

Время

проведения

Ответственные

 

 

Антропометрия

Рост: - мальчики,   девочки

Антропометрические показатели физического развития

4-7 лет

Сентябрь / Май

 

Медицинская сестра

Вес: мальчики,   девочки

Спирометрия

Жизненная емкость легких

Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей

4-7 лет

Сентябрь / Май

 

Медицинская сестра

Динамометирия

Мышечная сила правой и левой кисти

Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей

4-7 лет

Сентябрь / Май

 

Медицинская сестра

Комплекс двигательных заданий, определяющих уровень развития физических качеств

Уровень развития  физических качеств

Средние возрастно-половые показатели физических качеств детей 4 – 7 лет

4-7 лет

Сентябрь / Май

 

Инструктор по физической культуре, медицинская сестра

Комплекс двигательных заданий, определяющих сформированность необходимых навыков и умений

Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, равновесие, метание, спортивные упражнения

Соответствие возрастным требованиям

3-7 лет

Май

Инструктор по физической культуре

Шагометрия

Объем двигательной активности за полный день пребывания в детском саду

Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду( количество движений-локомоций по шагомеру)

3-7 лет

В течение года в каждой группе  (по плану)

Старший воспитатель

Анализ заболеваемости (ОРЗ) за год

Кратность заболевания

Оценка состояния здоровья детей по количеству  заболеваний органов дыхания

3-7 лет

Сентябрь / Май

 

Медицинская сестра

Инфекционный индекс

Зубная формула

Количество постоянных зубов

Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов

с 5 лет

Сентябрь / Май

 

Медицинская сестра

 


 

Помимо обследования уровня физических качеств детей и освоения ими основных видов движений инструктор по физической культуре  для диагностического обследования использует диагностические карты, раскрывающие  первый интегративный навык (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. ) по следующим параметрам:

Слайд 11

- владеет основными движениями;

- проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях,

- владеет доступными навыками самообслуживания, знаком с понятием «здоровье», «болезнь»;

- знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений, правильном  питании, закаливании, гигиене;

  Выводит показатель по каждому ребенку (среднее значение) и итоговый показатель по группе – т.е. мы видим вновь двухступенчатую оценку:

- считается итоговый показатель  по каждому ребенку;

- считается итоговый показатель по группе.

Таким образом мы можем выделить детей  с проблемами  в формировании интегративных качеств и оперативно осуществлять психолого-педагогическую поддержку педагогов.

 

Представленная диагностическая система позволяет оценить как итоговый результат освоение ООП ДО, так и промежуточные результаты на протяжении всего периода освоения программы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Система мониторинга в ДОУ2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

_ ___ __ ______ ___________ ________ ________ ______________ _______ Педагогический мониторинг

Слайд 3

Программы «От рождения до школы» Программы «Детство» Программы «Детский сад 2100» Программы «Истоки» диагностика речевого развития Психологическая диагностика готовности детей к школе Мониторинг физического развития детей

Слайд 4

На сегодняшний день 1. Доработаны, но не прошли экспертизу: Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса (бывшая ПВиО под ред. Васильевой), «Радуга», «Из детства в отрочество», «Истоки», «Детство», Примерная общеобразовательная программа Успех (Доронова, Ерофеева, Гризик и др.), только проходит апробацию в семи регионах. 2. Пособия и диагностический материал, выпущенные к данным Программам, изданы ведущими специалистами так же не имеют грифа Минобрнауки РФ. 3. Педагоги не имеют достаточной квалификации , испытывают затруднения при проведении диагностики. 4. Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений диагностическими комплексами для обследования детей.

Слайд 5

Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам. Разработчики ФГТ предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы. Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств .

Слайд 6

3.5. В работе по проведению мониторинга качества образования используются следующие методы : 1 .Наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта); 2. Эксперимент (создание исследовательских ситуаций для изучения проявлений); 3. Б еседа; 4. О прос; 5. А нкетирование; 6. А нализ продуктов деятельности; 7. С равнительный анализ. ПОЛОЖЕНИЕ о мониторинге

Слайд 7

Каждый педагогический коллектив самостоятельно решает вопрос о том, в какой форме и как часто будут оцениваться результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. На начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки состояния образовательной работы. Промежуточная оценка (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей; - это результаты мониторинга. Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки)»

Слайд 8

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы. Двухступенчатая система монитогринга позволяет выделять детей с проблемами в развитии личности, а так же определять трудности в формировании определенных интегративных качеств. Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г « Об утвержении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; Приказ о проведении диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»№109/23-16 от 26.05.99г. - Методические указания по оценке физического развития детей дошкольного возраста

Слайд 10

Методы диагностики Показатели Оценка Возраст Время проведения Ответственные Антропометрия Рост: - мальчики, девочки Антропометрические показатели физического развития 4-7 лет Сентябрь / Май Медицинская сестра Вес: мальчики, девочки Спирометрия Жизненная емкость легких Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей 4-7 лет Сентябрь / Май Медицинская сестра Динамометирия Мышечная сила правой и левой кисти Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей 4-7 лет Сентябрь / Май Медицинская сестра Комплекс двигательных заданий, определяющих уровень развития физических качеств Уровень развития физических качеств Средние возрастно-половые показатели физических качеств детей 4 – 7 лет 4-7 лет Сентябрь / Май Инструктор по физической культуре, медицинская сестра Комплекс двигательных заданий, определяющих сформированность необходимых навыков и умений Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, равновесие, метание, спортивные упражнения Соответствие возрастным требованиям 3-7 лет Май Инструктор по физической культуре Шагометрия Объем двигательной активности за полный день пребывания в детском саду Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду( количество движений-локомоций по шагомеру) 3-7 лет В течение года в каждой группе (по плану) Старший воспитатель Анализ заболеваемости (ОРЗ) за год Кратность заболевания Оценка состояния здоровья детей по количеству заболеваний органов дыхания 3-7 лет Сентябрь / Май Медицинская сестра Инфекционный индекс Зубная формула Количество постоянных зубов Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов с 5 лет Сентябрь / Май Медицинская сестра

Слайд 11

Критерии оценки Критерии Баллы - владеет основными движениями; . проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях владеет доступными навыками самообслуживания, знаком с понятием «здоровье», «болезнь»; знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений, правильном питании, закаливании, гигиене;

Слайд 12

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Оценка отдельных характеристик интегративного качества: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 13

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО старших воспитателей "Проведение мониторинга в ДОУ"

Представленный материал направлен на освещение вопросов организации проведения мониторинга по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Содержание материала для старших в...

Сообщение для старших воспитателей и заведующих "Сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания"

В материале отражён механизм сопровождения педагогического коллектива по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию с учётом специфики учреждения. реализуемой программы, кадрового, материально...

1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)

1.2  Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)...

Сообщение для круглого стола старших воспитателей . «Организация деятельности направленной на дополнительное образование в МКДОУ д/с № 156»

Подготовил: старший воспитатель Максименко Н.В.В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дош...

Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них...

Сообщение «Взаимодействие старшего воспитателя и педагога – психолога в системе методической работы».

Сообщение «Взаимодействие старшего воспитателя и педагога – психолога в системе методической работы»....


 

Комментарии

спасибо большое!!!!! очень кстати!!!!!