Сообщение для старших воспитателей и заведующих "Сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания"
учебно-методический материал на тему
В материале отражён механизм сопровождения педагогического коллектива по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию с учётом специфики учреждения. реализуемой программы, кадрового, материально-технического обеспечения. отражены основные задачи методической работы, содержание блоков, направления и формы работы с детьми, родителями. социальными партнёрами.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Дубовый Умёт
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»
СООБЩЕНИЕ
на территориальном семинаре
«Сопровождение деятельности педагогов в рамках
патриотического воспитания детей»
Выполнила: старший воспитатель
Донскова Наталия Владимировна
с. Дубовый Умет
2017г.
В условиях каждого ДОО выстраивается свой механизм сопровождения педагогического коллектива с учётом специфики учреждения, реализуемой образовательной программы, кадрового материально-технического обеспечения, а также уровня компетентности педагогов. Особого внимания заслуживает сопровождение педагогов в рамках реализации одного из направлений деятельности дошкольного учреждения – патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальной данная проблема является и для нашего детского сада. На первый взгляд, местонахождение ДОО на неповторимой и уникальной исторической земле должно помочь педагогам в формировании личности юного патриота на основе окружающего краеведческого материала. Однако результаты изучения данного вопроса свидетельствовали о неготовности педагогов к реализации патриотического воспитания: у них отсутствовала мотивация к работе в данном направлении, сказывалось недостаточное владение краеведческими знаниями и личностно-развивающими технологиями (из 22 педагогов – 16 педагогов (72%) приезжие).
Исходя из этого в «Детском саду «Колосок» была разработана система методического сопровождения педагогов по формированию патриотизма средствами краеведения, ознакомления дошкольников с предметами быта русского народа, фольклора, традициями и праздниками, народными промыслами, природой с учётом годовых задач, а также вариативной части программы.
В качестве основных задач методической работы были выделены:
· расширение знаний воспитателей об историческом прошлом с. Дубовый Умет, Волжского района, Самарской области, России.
· внедрение инновационных технологий, активизация педагогов при проведении педагогических мероприятий;
· создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.
Методическую работу с воспитателями можно представить в виде совокупности нескольких блоков:
· когнитивный – сбор и систематизация педагогами информационного материала:
· мотивационно - установочный – формирование понятийного аппарата и осознание актуальности данной проблемы;
· методический – апробация и дальнейшее применение педагогами инновационных технологий, методов и форм работы (проектная деятельность, семейные праздники, тематические коллажи, выставки, туристические походы, музейная педагогика и др.);
· организационно – деятельностный – совместная деятельность в системе «педагог-педагог-дети-родители-социум».
Достижение конечного результата сопровождения – определённого уровня профессиональной компетентности – возможно при формировании её компонентов в следующей последовательности: мотивационно-установочный, методический, организационно - деятельностный блоки. Не менее значимым является когнитивный блок – накопление воспитателями знаний об историческом прошлом родного села, района, области, России, пронизывающий все остальные. Это обусловлено богатством культурного наследия нашей Родины и тем, что невозможно за установленный промежуток времени овладеть всеми историческими сведениями.
Реализация системы предусматривает мониторинг деятельности для рефлексивно оценочного анализа методической работы. На каждом этапе мониторинг имеет своё значение.
Так, когнитивный блок предполагает анкетирование и самостоятельное отслеживание педагогом хода освоения знаний, о селе, крае и России. Для этого в течение учебного года методический кабинет ДОО пополняется современной методической литературой по нравственно-патриотическому воспитанию, организуем встречи с сотрудниками музея и библиотеки как в ДОО, так и в музее, библиотеке; подборками материалов о селе и районе: фотографии, буклеты, открытки, стихи поэтов, очерки о природе, литература с историческими сведениями. Нами созданы, собраны и распределены по темам презентации: русская изба, быт русского народа, русские богатыри, народный костюм, народные промыслы и др. Собрана картотека подвижных игр народов Поволжья, систематизирован музыкальный фольклорный материал, собраны мультфильмы по русским-народным сказкам в соответствии с возрастом детей. Педагоги принимают активное участие в пополнении методической копилки.
Мотивационно- установочный блок предусматривает диагностику готовности педагогов к краеведческой работе, выявление «носителя» передового педагогического опыта.
На методическом этапе используется рефлексия как результат овладения педагогом краеведческой компетентностью. На организационно-деятельстном этапе сопровождения проводим анализ динамики развития педагогического коллектива в работе по краеведению, формированию патриотического сознания у детей.
Содержание методической работы по сопровождению педагогов в рамках формирования у детей патриотизма средствами краеведения раскрывает основные направления и предусматривает следующие формы:
· консультация;
· семинар;
· педагогический совет;
· деловые игры;
· конкурсы;
· экскурсии;
· проектная деятельность;
· мастер-классы;
· музейная педагогика и др..
С целью активизации педагогов в рамках работы по формированию у детей патриотизма в ДОО организуются тематические выставки: выставка свечей, поделок из овощей «Удивительное рядом», «Новогодняя игрушка»; конкурсы коллажей «Как прекрасен этот мир», мини-музеев, патриотических уголков, костюмы народов Поволжья, сшитые для кукол и др.
Кроме того, по сложившейся традиции педагогический коллектив вместе с воспитанниками и родителями участвует в межмуниципальном игровом этнографическом фестивале в конкурсе «Самая оригинальная осенняя скульптура», в территориальном и областном конкурсе «Патриотизм и отечество», где занимаем призовые места.
Ежегодно поводим конкурсы «На лучший зимний участок» и «На лучший летний участок», т.к. считаем важным создание условий для развития и воспитания детей. В зимний период строить горки, лабиринты, валы, сюжетные постройки из снега нам помогают помимо родителей молодёжь из «Дворового отряда», ребята из «Дворового отряда» проводят со старшими детьми праздник «Зимние забавы», показывают кукольные театры.
Всё это активизирует творческий потенциал педагогов, способствует включению в воспитательно-образовательный процесс дошкольников, родителей и социальных партнёров.
Наряду с традиционными формами организации образовательной деятельности с детьми по краеведению в течение года посещаем музей. Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение, формируют интерес к подлинным предметам старины. Организуем ежегодно с детьми подготовительной группы туристический поход с целью укрепления здоровья и развития познавательной деятельности. Дети учатся видеть красоту родной природы и это является важным фактором в формировании чувства Родины.
Большое значение для патриотического воспитания имеют праздники и развлечения. Традиционными стали праздники народного календаря такие, как «Осинины», «Колядки», «Широкая Масленица», «Жаворонки», «Пасха» и др. Периодичность их проведения позволяет детям усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно углубляя свои знания. Особенностью сезонных праздников в ДОО является их экологическая направленность.
Ежегодное проведение в дошкольном учреждении военно-спортивных праздников с участием военнослужащих, приглашение ветеранов на праздничные концерты, приуроченные ко Дню Победы, способствуют формированию у детей чувства уважения к защитникам Родины, воспитанию у них гражданских чувств.
Таким образом, методически грамотное руководство работой педагогов позволяет систематизировать и активизировать их деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Результатом данной системы сопровождения деятельности педагогического коллектива является формирование у подрастающего поколения основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, приобщение дошкольников к историческому, культурному и этническому наследию. А главное – в совместной деятельности с педагогами, родителями и социальными партнёрами они приобретают умение ценить и хранить то, что создали для нас предки, учатся уважать историю своей страны.
Хочется отметить достижения коллектива и педагогов в конкурсах различного уровня патриотической направленности. Мы неоднократно становились победителями и призёрами.
Список используемой литературы
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-пресс, 2010.
2. Журнал «Старший воспитатель дошкольного учреждения» №10, 2012
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
4. О.Г. Тихонова Дошкольнику о музейной культуре. – М.: Издательство Аркти, 2006
5. Шаламова Е.А. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_deyatelnosti_pedagogov_v_ramkah.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Дубовый Умёт
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»
СООБЩЕНИЕ
на территориальном семинаре
«Сопровождение деятельности педагогов в рамках
патриотического воспитания детей»
Выполнила: старший воспитатель
Донскова Наталия Владимировна
с. Дубовый Умет
2017г.
В условиях каждого ДОО выстраивается свой механизм сопровождения педагогического коллектива с учётом специфики учреждения, реализуемой образовательной программы, кадрового материально-технического обеспечения, а также уровня компетентности педагогов. Особого внимания заслуживает сопровождение педагогов в рамках реализации одного из направлений деятельности дошкольного учреждения – патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальной данная проблема является и для нашего детского сада. На первый взгляд, местонахождение ДОО на неповторимой и уникальной исторической земле должно помочь педагогам в формировании личности юного патриота на основе окружающего краеведческого материала. Однако результаты изучения данного вопроса свидетельствовали о неготовности педагогов к реализации патриотического воспитания: у них отсутствовала мотивация к работе в данном направлении, сказывалось недостаточное владение краеведческими знаниями и личностно-развивающими технологиями (из 22 педагогов – 16 педагогов (72%) приезжие).
Исходя из этого в «Детском саду «Колосок» была разработана система методического сопровождения педагогов по формированию патриотизма средствами краеведения, ознакомления дошкольников с предметами быта русского народа, фольклора, традициями и праздниками, народными промыслами, природой с учётом годовых задач, а также вариативной части программы.
В качестве основных задач методической работы были выделены:
- расширение знаний воспитателей об историческом прошлом с. Дубовый Умет, Волжского района, Самарской области, России.
- внедрение инновационных технологий, активизация педагогов при проведении педагогических мероприятий;
- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.
Методическую работу с воспитателями можно представить в виде совокупности нескольких блоков:
- когнитивный – сбор и систематизация педагогами информационного материала:
- мотивационно - установочный – формирование понятийного аппарата и осознание актуальности данной проблемы;
- методический – апробация и дальнейшее применение педагогами инновационных технологий, методов и форм работы (проектная деятельность, семейные праздники, тематические коллажи, выставки, туристические походы, музейная педагогика и др.);
- организационно – деятельностный – совместная деятельность в системе «педагог-педагог-дети-родители-социум».
Достижение конечного результата сопровождения – определённого уровня профессиональной компетентности – возможно при формировании её компонентов в следующей последовательности: мотивационно-установочный, методический, организационно - деятельностный блоки. Не менее значимым является когнитивный блок – накопление воспитателями знаний об историческом прошлом родного села, района, области, России, пронизывающий все остальные. Это обусловлено богатством культурного наследия нашей Родины и тем, что невозможно за установленный промежуток времени овладеть всеми историческими сведениями.
Реализация системы предусматривает мониторинг деятельности для рефлексивно оценочного анализа методической работы. На каждом этапе мониторинг имеет своё значение.
Так, когнитивный блок предполагает анкетирование и самостоятельное отслеживание педагогом хода освоения знаний, о селе, крае и России. Для этого в течение учебного года методический кабинет ДОО пополняется современной методической литературой по нравственно-патриотическому воспитанию, организуем встречи с сотрудниками музея и библиотеки как в ДОО, так и в музее, библиотеке; подборками материалов о селе и районе: фотографии, буклеты, открытки, стихи поэтов, очерки о природе, литература с историческими сведениями. Нами созданы, собраны и распределены по темам презентации: русская изба, быт русского народа, русские богатыри, народный костюм, народные промыслы и др. Собрана картотека подвижных игр народов Поволжья, систематизирован музыкальный фольклорный материал, собраны мультфильмы по русским-народным сказкам в соответствии с возрастом детей. Педагоги принимают активное участие в пополнении методической копилки.
Мотивационно- установочный блок предусматривает диагностику готовности педагогов к краеведческой работе, выявление «носителя» передового педагогического опыта.
На методическом этапе используется рефлексия как результат овладения педагогом краеведческой компетентностью. На организационно-деятельстном этапе сопровождения проводим анализ динамики развития педагогического коллектива в работе по краеведению, формированию патриотического сознания у детей.
Содержание методической работы по сопровождению педагогов в рамках формирования у детей патриотизма средствами краеведения раскрывает основные направления и предусматривает следующие формы:
- консультация;
- семинар;
- педагогический совет;
- деловые игры;
- конкурсы;
- экскурсии;
- проектная деятельность;
- мастер-классы;
- музейная педагогика и др..
С целью активизации педагогов в рамках работы по формированию у детей патриотизма в ДОО организуются тематические выставки: выставка свечей, поделок из овощей «Удивительное рядом», «Новогодняя игрушка»; конкурсы коллажей «Как прекрасен этот мир», мини-музеев, патриотических уголков, костюмы народов Поволжья, сшитые для кукол и др.
Кроме того, по сложившейся традиции педагогический коллектив вместе с воспитанниками и родителями участвует в межмуниципальном игровом этнографическом фестивале в конкурсе «Самая оригинальная осенняя скульптура», в территориальном и областном конкурсе «Патриотизм и отечество», где занимаем призовые места.
Ежегодно поводим конкурсы «На лучший зимний участок» и «На лучший летний участок», т.к. считаем важным создание условий для развития и воспитания детей. В зимний период строить горки, лабиринты, валы, сюжетные постройки из снега нам помогают помимо родителей молодёжь из «Дворового отряда», ребята из «Дворового отряда» проводят со старшими детьми праздник «Зимние забавы», показывают кукольные театры.
Всё это активизирует творческий потенциал педагогов, способствует включению в воспитательно-образовательный процесс дошкольников, родителей и социальных партнёров.
Наряду с традиционными формами организации образовательной деятельности с детьми по краеведению в течение года посещаем музей. Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение, формируют интерес к подлинным предметам старины. Организуем ежегодно с детьми подготовительной группы туристический поход с целью укрепления здоровья и развития познавательной деятельности. Дети учатся видеть красоту родной природы и это является важным фактором в формировании чувства Родины.
Большое значение для патриотического воспитания имеют праздники и развлечения. Традиционными стали праздники народного календаря такие, как «Осинины», «Колядки», «Широкая Масленица», «Жаворонки», «Пасха» и др. Периодичность их проведения позволяет детям усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно углубляя свои знания. Особенностью сезонных праздников в ДОО является их экологическая направленность.
Ежегодное проведение в дошкольном учреждении военно-спортивных праздников с участием военнослужащих, приглашение ветеранов на праздничные концерты, приуроченные ко Дню Победы, способствуют формированию у детей чувства уважения к защитникам Родины, воспитанию у них гражданских чувств.
Таким образом, методически грамотное руководство работой педагогов позволяет систематизировать и активизировать их деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Результатом данной системы сопровождения деятельности педагогического коллектива является формирование у подрастающего поколения основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, приобщение дошкольников к историческому, культурному и этническому наследию. А главное – в совместной деятельности с педагогами, родителями и социальными партнёрами они приобретают умение ценить и хранить то, что создали для нас предки, учатся уважать историю своей страны.
Хочется отметить достижения коллектива и педагогов в конкурсах различного уровня патриотической направленности. Мы неоднократно становились победителями и призёрами.
Список используемой литературы
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-пресс, 2010.
- Журнал «Старший воспитатель дошкольного учреждения» №10, 2012
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- О.Г. Тихонова Дошкольнику о музейной культуре. – М.: Издательство Аркти, 2006
- Шаламова Е.А. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
На каждом этапе (блоке) мониторинг имеет своё значение
когнитивный блок | Мотивационно- установочный блок | Методический блок | Организационно-деятельностный блок |
Предполагает анкетирование и самостоятельное отслеживание педагогом хода освоения знаний, о селе, крае и России. | Предусматривает диагностику готовности педагогов к краеведческой работе, выявление «носителя» передового педагогического опыта. | Используется рефлексия как результат овладения педагогом краеведческой компетентностью. | Совместная деятельность в системе «педагог-педагог-дети-родители-социум» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей.
Особого внимания заслуживает сопровождение педагогов в рамках реализации одного из направлений деятельности дошкольного учреждения - патриотического и духовно – нравствен...
Методическое сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей.
В современных дошкольных учреждениях большое внимание уделяется вопросам методического сопровождения педагогов. Переоценивается методическая работа, создаются модели методической службы, отвечающие но...
Мастер- класс для педагогов по теме: "Патриотическое воспитание дошкольников в рамках волонтерского движения "Лучики добра"
Мастер- класс для педагогов....
Использование регионального компонента в образовательной деятельности педагога в контексте патриотического воспитания дошкольников.
Работа воспитателя по патриотическому воспитанию...
Консультация для педагогов по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Патриотическое воспитание дошкольников...
План по самообразованию старшего воспитателя на 2016-2017 уч.г. "Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях....
ННОД - квест в рамках патриотического воспитания старших дошкольников Тема: «Мы живем в России» - подготовительная группа. Составила – воспитатель МАДОУ № 2 г. Томска
актуальность:Применение «Квест-технологии» в разных ситуациях организации детского коллектива дошкольников дает возможность инициирования и педагогического сопровождения процессов творческ...