Использование ИКТ в самообразовании педагога
статья по теме

Щукина Елена Петровна

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества.

Самообразование– это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего. Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_samoobrazovanii_pedagogov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

заведующий 

МДОУ Детский сад № 45

«Журавлик»

Фрунзенского района г.Саратова

Елена Петровна Щукина

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего. Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий.

В нашем ДОУ практикуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: самообразовательная  работа над рефератом по теме; чтение методической, педагогической и предметной литературы; посещение семинаров,  конференций; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; проведение открытых занятий; курсы повышения квалификации… Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

С каждым годом уменьшается количество людей, находящихся  в стороне от современных информационных и телекоммуникационных технологий. Это обусловлено процессами развития компьютерной техники и расширением доступа к  всемирным информационным сетям.  Массовое распространение средств информатизации ныне касается всех сфер деятельности человека. Современные компьютеры и сеть Интернет используются в медицине и юриспруденции, в торговле и науке, в культуре и военном деле. В связи с этим закономерным явлением следует признать активное внедрение и использование информационных технологий в системе образования. 

Придя на работу в МДОУ Детский сад № 45 «Журавлик», в ходе сложившихся обстоятельств (смена коллектива), проведя кадровый ценз, мы со старшим воспитателем выяснили, что 75% воспитателей – это молодежь в возрасте 20-25 лет с педагогическим образованием, но не дошкольным. Остальные 25% - это педагоги в возрасте 30-35 лет с дошкольным педагогическим образованием и опытом работы от 7 до 16 лет. Как сделать, чтобы молодежь не покинула стены детского сада, и работа их интересовала? И как сохранить те 25 %, на которые мы могли положиться, и в которых мы были уверенны? Естественно, мы стали искать новые формы работы с педагогами и новые формы их самообразования.

Информационные технологии стали одной из новых форм. Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Internet сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников.
1 шаг. Выявление, насколько педагоги готовы использовать предоставляемые им возможности ИКТ для самообразования? И потребность педагогов в этом.

Сделали мы это с помощью анкетирования.

АНКЕТА

вопрос

ответ

Есть ли у Вас дома компьютер?

  1. Да
  2. Нет

Насколько вы уверены при пользовании компьютером:

  1. Не владею компьютером
  2. Немного владею
  3. Владею уверенно
  4. Продвинутый пользователь

Пользуетесь ли вы сетью интернет?

  1. Да
  2. Нет

Пользуетесь ли вы сетью интернет с целью обогащения профессиональных знаний?

  1. Да
  2. Нет

Есть ли у вас свой сайт или страничка в блоге?

  1. Да
  2. Нет

Необходим ли вам компьютер с выходом в интернет на рабочем месте?

  1. Да
  2. Нет

Прошли ли вы компьютерные курсы?

  1. Да
  2. Нет

Вывод: из 9 педагогов (8 воспитателей и музыкальный руководитель)(старший воспитатель и заведующий владеют и имеют курсы): имеют компьютер дома – 9; не владеют компьютером – 3; владеют уверенно – 6; пользуются сетью интернет – 4 педагога; они же испытывают профессиональную потребность в интернете; своего сайта или странички нет ни у одного педагога; все педагоги с удовольствием бы пользовались компьютером на работе и выходили бы в интернет; и 6 из 9 имеют сертификаты о прохождении компьютерных курсов.

2 шаг. Создание условий.

Эффективное использование ИКТ для самообразования педагога возможно при определённых условиях: современная компьютерная база, программное обеспечение, свободный доступ в Internet.

  1. На тот момент в саду было 2 компьютера: в кабине заведующего и методическом кабинете. Далее, мы подключили интернет на оба компьютера. Таким образом, у педагогов появилась возможность выходить в локальную сеть на рабочем месте.
  2. На компьютерные курсы были направлены те педагоги, которые не имеют сертификата.

3 шаг. Открытие сайта детского сада.

В меню сайта мы расположили страницы: Для вас, педагоги. И для вас, родители. На эти странички воспитатели могут выкладывать свои методические разработки и консультативный материал.

Но и это до конца не решало той задачи, которую мы перед собой поставили – самообразование средствами ИКТ. Мы предложили воспитателям самим поработать в этом направлении. Таким образом, наши воспитатели вышли на группу в «одноклассниках» под одноименным названием. Здесь можно общаться с коллегами и выставлять фото работ, праздников и др. Следующим «открытием» стали: «Открытый урок», «Открытый класс» и др.

А затем мы вышли и на сайт «Социальная сеть работников образования», где совершенно бесплатно можно открыть свой мини-сайт, электронное портфолио. А самое главное, педагоги получили возможность общаться с коллегами всех регионов вступив в группу по профессиональным интересам, черпать новинки методической литературы, узнавать много нового.

От открытия «Социальной сети работников образования» до сегодняшнего дня прошел год. Результаты очень заметны. Занятия стали разнообразнее, участие в различных творческих конкурсах проводимых на базе ДОУ не стали проблемой – педагоги свободно ищут всю информацию в интернете, адаптируют ее под себя.

Разнообразилась информационная работа с родителями: носит красочный интересный характер, презентации стали активно использоваться на родительских собраниях. Педагоги постоянно обновляют информацию на своих сайтах. Мне, как руководителю, это легко проверить, набрав в поисковике Фамилию и Имя педагога, и выйдя на его страничку.

Таким образом, новыми формами стали: обзор в Интернете информации по теме; Изучение информационно-компьютерных технологий; общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете; участие в конкурсах в Интернете; помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1.     Изучен...

План по самообразованию педагога-психолога «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов»

План самообразования по теме «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием  арт-терапевтических методов».  Педагог-психолог организует свою работу в образовательном ...

План по самообразованию педагога на среднюю группу на тему "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

Творческий отчет по теме самообразования " Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ"

laquo; Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ»...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...