Использование ИКТ в самообразовании педагога
статья по теме
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества.
Самообразование– это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего. Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_samoobrazovanii_pedagogov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
заведующий
МДОУ Детский сад № 45
«Журавлик»
Фрунзенского района г.Саратова
Елена Петровна Щукина
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества.
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего. Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий.
В нашем ДОУ практикуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: самообразовательная работа над рефератом по теме; чтение методической, педагогической и предметной литературы; посещение семинаров, конференций; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; проведение открытых занятий; курсы повышения квалификации… Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
С каждым годом уменьшается количество людей, находящихся в стороне от современных информационных и телекоммуникационных технологий. Это обусловлено процессами развития компьютерной техники и расширением доступа к всемирным информационным сетям. Массовое распространение средств информатизации ныне касается всех сфер деятельности человека. Современные компьютеры и сеть Интернет используются в медицине и юриспруденции, в торговле и науке, в культуре и военном деле. В связи с этим закономерным явлением следует признать активное внедрение и использование информационных технологий в системе образования.
Придя на работу в МДОУ Детский сад № 45 «Журавлик», в ходе сложившихся обстоятельств (смена коллектива), проведя кадровый ценз, мы со старшим воспитателем выяснили, что 75% воспитателей – это молодежь в возрасте 20-25 лет с педагогическим образованием, но не дошкольным. Остальные 25% - это педагоги в возрасте 30-35 лет с дошкольным педагогическим образованием и опытом работы от 7 до 16 лет. Как сделать, чтобы молодежь не покинула стены детского сада, и работа их интересовала? И как сохранить те 25 %, на которые мы могли положиться, и в которых мы были уверенны? Естественно, мы стали искать новые формы работы с педагогами и новые формы их самообразования.
Информационные технологии стали одной из новых форм. Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе Internet сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников.
1 шаг. Выявление, насколько педагоги готовы использовать предоставляемые им возможности ИКТ для самообразования? И потребность педагогов в этом.
Сделали мы это с помощью анкетирования.
АНКЕТА
вопрос | ответ |
Есть ли у Вас дома компьютер? |
|
Насколько вы уверены при пользовании компьютером: |
|
Пользуетесь ли вы сетью интернет? |
|
Пользуетесь ли вы сетью интернет с целью обогащения профессиональных знаний? |
|
Есть ли у вас свой сайт или страничка в блоге? |
|
Необходим ли вам компьютер с выходом в интернет на рабочем месте? |
|
Прошли ли вы компьютерные курсы? |
|
Вывод: из 9 педагогов (8 воспитателей и музыкальный руководитель)(старший воспитатель и заведующий владеют и имеют курсы): имеют компьютер дома – 9; не владеют компьютером – 3; владеют уверенно – 6; пользуются сетью интернет – 4 педагога; они же испытывают профессиональную потребность в интернете; своего сайта или странички нет ни у одного педагога; все педагоги с удовольствием бы пользовались компьютером на работе и выходили бы в интернет; и 6 из 9 имеют сертификаты о прохождении компьютерных курсов.
2 шаг. Создание условий.
Эффективное использование ИКТ для самообразования педагога возможно при определённых условиях: современная компьютерная база, программное обеспечение, свободный доступ в Internet.
- На тот момент в саду было 2 компьютера: в кабине заведующего и методическом кабинете. Далее, мы подключили интернет на оба компьютера. Таким образом, у педагогов появилась возможность выходить в локальную сеть на рабочем месте.
- На компьютерные курсы были направлены те педагоги, которые не имеют сертификата.
3 шаг. Открытие сайта детского сада.
В меню сайта мы расположили страницы: Для вас, педагоги. И для вас, родители. На эти странички воспитатели могут выкладывать свои методические разработки и консультативный материал.
Но и это до конца не решало той задачи, которую мы перед собой поставили – самообразование средствами ИКТ. Мы предложили воспитателям самим поработать в этом направлении. Таким образом, наши воспитатели вышли на группу в «одноклассниках» под одноименным названием. Здесь можно общаться с коллегами и выставлять фото работ, праздников и др. Следующим «открытием» стали: «Открытый урок», «Открытый класс» и др.
А затем мы вышли и на сайт «Социальная сеть работников образования», где совершенно бесплатно можно открыть свой мини-сайт, электронное портфолио. А самое главное, педагоги получили возможность общаться с коллегами всех регионов вступив в группу по профессиональным интересам, черпать новинки методической литературы, узнавать много нового.
От открытия «Социальной сети работников образования» до сегодняшнего дня прошел год. Результаты очень заметны. Занятия стали разнообразнее, участие в различных творческих конкурсах проводимых на базе ДОУ не стали проблемой – педагоги свободно ищут всю информацию в интернете, адаптируют ее под себя.
Разнообразилась информационная работа с родителями: носит красочный интересный характер, презентации стали активно использоваться на родительских собраниях. Педагоги постоянно обновляют информацию на своих сайтах. Мне, как руководителю, это легко проверить, набрав в поисковике Фамилию и Имя педагога, и выйдя на его страничку.
Таким образом, новыми формами стали: обзор в Интернете информации по теме; Изучение информационно-компьютерных технологий; общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете; участие в конкурсах в Интернете; помещение своих разработок на сайтах в Интернете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1. Изучен...
План по самообразованию педагога-психолога «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов»
План самообразования по теме «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов». Педагог-психолог организует свою работу в образовательном ...
План по самообразованию педагога на среднюю группу на тему "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...
Творческий отчет по теме самообразования " Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ"
laquo; Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ»...
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...