План по самообразованию педагога-психолога «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов»
материал
План самообразования по теме «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов». Педагог-психолог организует свою работу в образовательном учреждении в трёх направлениях: работа с детьми, с педагогами и родителями. Повышение уровня профессиональной компетенции в реализация коррекционно-развивающего направления работы в ДОУ посредством современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ДО. На 2020-2025 годы была выбрана тема по самообразованию, изучение методического материала работы по арт-терапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей № 75» Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
План самообразования
на тему «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов»
педагога-психолога
г.Нижнекамск
Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов».
Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции в реализация коррекционно-развивающего направления работы в ДОУ посредством современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Овладение новыми методами арт-терапии в работе с детьми через обучение на курсах, тренингах, изучение литературы, интернет ресурсов, изучение передового опыта других педагогов и т.д.
- Активное внедрение методов арт-терапии в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ с учетом ФГОС ДО.
- Развитие эмоционально-волевой и социально-личностной сферы дошкольников через творчество, искусство.
- Создание условий для самореализации и самовыражения детей дошкольного возраста, уделяя особое внимание детям группы риска.
- Обобщение и распространение полученного опыта по теме самообразования через консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации в СМИ и т.д.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. Повышать квалификацию на курсах для педагогов. |
Методическое | Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах. |
Информационно-технологические технологии | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru). |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии. |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
Реализация данной темы рассчитана на пять лет
(2020 – 2025 учебные года)
2020-2021 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Проанализировать свои профессиональные затруднения. | Сентябрь |
2. | Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь |
3. | Изучение ФГОС дошкольного образования. | Сентябрь |
4. | Посещение занятий опытных педагогов, занимающихся данной проблемой. | В течение года |
5. | Изучение работы педагогов региона через публикации в периодической печати, сайты. | В течение года |
6. | Сбор банка данных по теме «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов»: презентации, статьи. | В течение года |
7. | Пройти обучение на тренингах для педагогов-психологов ДОУ НМР на базе ДОУ №34 на тему «Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми». | В течение года |
8. | Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию. | Сентябрь-октябрь |
9. | Систематизация накопленного и последующего материала по теме ««Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов». | В течение года |
10. | Разработка перспективных планов занятий по теме с учетом ФГОС ДО. | В течение года |
11. | Изучение литературы из приведенного перечня (приложение «Литература»). | Январь |
12. | Открытое занятие для учителей начальных классов и студентов ИЭУП с применением методов арт-терапии. | Февраль |
13. | Итоговое занятие для родителей по социально-эмоциональному развитию детей подготовительной к школе группы с применением методов арт-терапии | Май |
14. | Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования | По плану старшего воспитателя |
2021-2022 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Обучение на тренингах для педагогов-психологов ДОУ НМР на базе ДОУ №34 на тему «Мандала в работе с детьми и взрослыми» | В течение года |
3. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | По плану старшего воспитателя |
4. | Составление картотеки коррекционно-развивающих сказок в решении детских проблем. | В течение года |
5. | Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций. | В течение года |
6. | Пополнение и изучение литературы по теме самообразования. | В течение года |
7. | Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми группы риска. Выявление динамики развития эмоционально-волевой сферы детей группы риска. | В течение года Конец года |
8. | Пополнение базы диагностических методик. | Сентябрь-октябрь |
9. | Обобщение опыта работы по теме «Арт-терапия в работе с детьми группы риска» | Январь |
10. | Участие в ММО «Познание мира детьми дошкольного возраста по средствам музыки и изобразительного искусства с учетом ФГОС» с вышеуказанным материалом | Январь |
11. | Подготовка воспитанников к участию в конкурсах и выставках творческих работ. | В течение года |
12. | Подготовка консультации для родителей по теме самообразования. | В течение года |
2022-2023 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучение опыта работы педагогов региона через публикации в периодической печати, сайты. | В течение года |
3. | Обучение на тренингах для педагогов-психологов ДОУ НМР по теме самообразования | В течение года |
4. | Разработка проектов по теме самообразования | В течение года |
5. | Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года |
6. | Открытое занятие для педагогов ДОУ по работе с детьми группы риска | Октябрь |
7. | Пополнение профессиональной библиотеки и изучение периодической печати в ДОУ | Ноябрь |
8. | Проведение релаксационных пауз и тренингов для профилактики эмоционального выгорания с применением методов арт-терапии | В течение года |
9. | Оформление выставки творческих работ воспитанников, выполненные в рамках занятий по арт-терапии | Январь |
10. | Анкетирование родителей и проведение круглого стола отцов с тренингом детско-родительских отношений | Февраль |
11. | Прохождение курсов повышения квалификации по профилю. | 2-е полугодие уч. года |
12. | Подготовка папки-копилки с различными видами и вариантами мандал для детей и взрослых. | В течение года |
13. | Итоговое занятие по социально-эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста с применением методов арт-терапии. | Март |
14. | Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ. | Май |
2023-2024 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации в электронном издании дошкольного образования НМР (для родителей и педагогов). | В течение года |
3. | Обучение на тренингах для педагогов-психологов ДОУ НМР. | В течение года |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
6. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
7. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме. | Январь |
8. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
9. | Активное участие в работе педсовета, медикопедсовета в ДОУ. | В течение года |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
11. | Повышение знаний в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
12. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за годы реализации. | Май |
2024-2025 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения и для студентов педагогического колледжа. | декабрь |
3. | Продолжение работы над выбранной методической темой. | В течение года |
4. | Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации» | Сентябрь - январь |
5. | Изучение опыта работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года» через Интернет. | В течение года |
6. | Знакомство с новыми формами, методами и приемами в воспитании, обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
7. | Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). | Ноябрь, март |
8. | Разработка пособий, дидактических игр по теме самообразования. | В течение года |
9. | Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МБДОУ | По плану образовательного учреждения |
10. | Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с использованием арт-терапевтических методов». | По плану старшего воспитателя. |
Литература:
1. Андреенко Т.А Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. 2018-128 с
2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия или как стать победителем. 2006.- 256 с.
3. Воронова А.А Арт-терапия для дошкольников. Учебно-методическое пособие..– М; ТЦ Сфера, 2018.- 128 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д Игра с песком. Практикум по песочной терапии/.- СПб: Речь 2015.-256 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии. Сбп Речь. 2003 – 208 с.
6. Киселева. М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми– СПб: Речь, 2014 .-160 с.
7. Копытин А.И.Диагностика в Арт-терапии: метод «Мандала». М-Психотерапия, 2 Копытин А.И. Психодиагностика в арт –терапии. СПб. Речь.2014. 288 с.
8. Капская А.Ю., Т.Л.Мирончик Подарки Фей. Развивающая сказкотерапия для детей. СБП, Речь. 2008 – 123 с.
014.-144 с.
9. Кутовая М.С. Сказки от слез – СПб: Речь, 2014. – 96 с.
10. Панфилова М.А Игротерапия общения. ТОО ИнтелТех,Москва 1995-156 с
Татаринцева А.Ю.,Куклотерапия в работе, педагога и логопеда, СБП. Речь.-СБП. 2007.-102
11. Погосова Н.М.Цветовой игротренинг 2007 – 152с.
12. Хухлаева О.В.,О.Е.Хухлаев Лабиринт души: терапевтические сказки..2014.-175 с.
13. Федосеева М.А. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет.– Сфера. 2018 – 122 с.
14. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. СБп. Речь 2004 .- 168
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение ИКТ педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми в группах ОНР»
Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современнойкультуры, в том числе, и в сфере образования. Использование ИКТорганично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога ...
Использование цветного песка педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...
Рабочая программа педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы психолого – педагогических занятий для дошкольников «Цветик – семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, и программы ...
Изменения и дополнения к рабочей программе педагога – психолога по коррекционно – развивающей работе с детьми 2 – 7 лет.
Основания для вносимых изменений:Зачисление в логопедическую группу ребенка с РАС с УО.Характер (содержание) вносимых изменений: 1. Добавить в содержательный раздел пункт 2.10.Основные направления кор...
Программа самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом – психологом в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Информатизация в настоящее время рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, ...
План по самообразованию педагога-психолога "Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Песок – это удивительный природный материал, который действует на детей как магнит. Дети с огромным удовольствием играют с песком, оставляя на нём отпечатки своих рук, чертят линии, создают замк...
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"
План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...