Консультации для родителей: «Адаптационный период при поступлении в ДОУ»
консультация (младшая группа) на тему

Адаптационный период при поступлении в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

Биологический аспект, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещённости, влажности, а также к заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

Психологический аспект адаптации проявляется в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами.

Социальная адаптация осуществляется путём усвоения норм и ценностей данного общества.

Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающими и его активная деятельность.

Вопросы адаптации ребёнка в детском саду поднимаются и решаются не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связанно со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации в детском саду  вращаются вокруг ребёнка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребёнка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Ребёнок

Детям любого возраста очень не просто начинать посещать детский сад. В их жизни всё меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад  ребёнка в буквальном смысле этого слова врываются следующие условия:

  • чёткий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • длительный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
  • резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
  • особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребёнка в ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими  и психологическими изменениями. Адаптирующего ребёнка отличают:

  • преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
  • нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
  • утрата навыков самообслуживания;
  • нарушение сна;
  • снижение аппетита;
  • регрессия речи;
  • изменения в двигательной активности, которая падает либо до заторможенности, либо возрастает до уровня гиперактивности;
  • снижение иммунитета и многочисленные заболевания.

Родители

Родители отдают своего ребёнка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связанно с серьёзными жизненными потребностями семьи, оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребёнку человеке. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем чаще дают о себе знать следующие проявления:

  • в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (в первую очередь, как правило, отрицательные);
  • начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с другими мамами на тему посещения детского сада);
  • обостряется внимание к привычкам и навыкам ребёнка, причём не только культурно-гигиеническим, но и поведенческим;
  • в общении с ребёнком и друг с другом появляются слова «детский сад», «воспитательница».

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям. Адаптирующегося родителя отличает:

  • повышенная тревожность;
  • обострённое чувство жалости к ребёнку и себе;
  • преобладание интереса ко всему, что связанно с обеспечением жизнедеятельности ребёнка (еда, сон, туалет);
  • повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
  • многословность (задаёт много вопросов, интересуется подробностями из прожитого ребёнком дня);

Педагог

Набирая новую группу, каждый педагог знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребёнка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребёнком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, также как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приёмы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребёнку и его родителям. А значит, впереди напряжённый, всегда связанный с поиском этап работы, название которому – адаптация.

Адаптирующего педагога отличает:

  • чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
  • повышенная эмоциональность;

Сколько длится период адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

  • лёгкую (15 - 30 дней);
  • среднюю (30 – 60 дней);
  • тяжёлую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжёлую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это значит, что:

  • при утреннем расставании ребёнок не плачет и с желанием идёт в группу;
  • ребёнок всё охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
  • малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
  • ребёнок вспоминает забытые навыки самообслуживания, более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
  • восстановилась речь и нормальная для конкретного ребёнка двигательная активность;
  • нормализуется сон как в детском саду, так дома;
  • восстанавливается аппетит.

МДОУ «Детский сад №87»

Консультации для родителей:

 «Адаптационный период при поступлении в ДОУ»

Воспитатели:

Бакушина Ю.В.

Рязань 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптационный период"

Проблемы адаптации в детском саду вращаются вокруг ребёнка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгяд педагогов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fi...

Консультация для родителей "Адаптационный период в детском саду"

Как подготовиться к поступлению в детский сад...

Консультация для родителей «Адаптационный период ребёнка в детском саду»

Общие рекомендации: • Прием детей осуществляется с 7.30 до 9.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспи...

Консультация для родителей "Адаптационный период в ясельной группе"

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в т...

Консультация для родителей «Адаптационный период в детском саду»

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детский сад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером...

Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Адаптационный период вашего ребенка"

Адаптация – это довольно сложный период для ребенка. От того, как пройдёт привыкание малыша к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее его развитие и благоп...