ШПАРГАЛКИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
методическая разработка по теме

Данный материал будет интересен педагогам детского сада, т.к. содержит интересный консультационный материал, необходимый в проблемных ситуациях, возникающих в работе педагогов...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sh_p_a_r_g_a_l_k_i.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

               Ш   П   А   Р   Г  А  Л   К   И

Д  Л  Я

В О С П И Т А Т Е Л Е Й

Если в группе есть дети с особенностями развития

Маленькие дети обычно открыты и легко принимают в свой круг детей с отклонениями , даже с серьезными.

У большинства из них еще не сложились на этот счет никаких предрассудков.

Кроме того , вы очень скоро убедитесь сами , что дети с отклонениями – это, прежде всего ,  просто дети. Сходства между ними и типично развивающимися детьми гораздо больше , чем различия.

                 КАК БЫТЬ , ЧТОБЫ ПРОБЛЕМЫ НЕ ВОЗНИКЛИ:

Прочитайте вместе с детьми книжки , где говорится о детях с разными отклонениями , например : « Цветик – семицветик « , « Карлик –нос «  и поговорите об индивидуальных особенностях людей.

Всегда отвечайте на вопросы , которые будут вам задавать дети о своих товарищах с отклонениями , прямо , конкретно и просто. Если кто-то спросит : « А почему он не умеет ходить ? « , посоветуйте обратиться прямо к тому , кто не ходит. Если ребенок сам не сможет ответить , дайте самый простой ответ : « Когда он родился , его ноги не смогли заработать. Зато сейчас он ловко передвигается на коляске».

Многие дети задают такие вопросы не из любопытства , а из боязни , что и с ним может случиться такое же или что они могут заразиться. Их нужно подбодрить и успокоить.

На конкретных примерах покажите детям, как сильно  мы отличаемся друг от друга , и насколько при этом похожи. Например , спланируйте и осуществите тематический проект « Люди».

Займите активную позицию и постарайтесь убедить детей отказаться от неверных стереотипов в отношении людей с особенностями. Всякий раз , когда дети высказывают неправильный взгляд обязательно поправляйте их.

Обязательно говорите детям  об их хороших чертах , достижениях каждого ребенка в группе, не выделяя никого намеренно , но и не обделяя вниманием.Постарайтесь , чтобы у ребенка с особенностями были равные , по возможности , права и обязанности. Неправомерное обособление может вызвать обоснованное довольствие c обеих сторон : все дети стремятся к вниманию и признанию взрослых и все не любят снисходительность.

ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ ХОТЯТ   ПРИЗНАВАТЬ ПРОБЛЕМУ

Некоторые родители не слишком много знают об особенностях развития детей и не могут сразу увидеть , что с их ребенком не все в порядке.

Однако ,  если им  предьявить конкретные свидетельства , они будут взволнованы и постараются сделать все , чтобы помочь своему ребенку.

Но случаются , что родители упорствуют в своем нежелании признавать проблему. Обычно на это у них есть свои причины :

Они не хотят , чтобы на ребенка был « навешан ярлык « неполноценности ;

Они не хотят  брать на себя ответственность и обременять себя лишней заботой ;;

Они хотят, чтобы их ребенка любили и относились к нему с уважением.

КАК      БЫТЬ:

Постарайтесь сами убедиться , что дело здесь не в вашем предвзятом отношении к ребенку , не в индивидуальном темпе развития ребенка , не в особенностях стиля познания , что проблема действительно имеет место.

Не начинайте с родителями разговор   об беспокоящих вас проблемах до тех пор , пока между вами не установится доверие.

Проявляйте к ним уважение и дружелюбие. Задавайте им  вопросы и покажите, что вы считаете ,  что они лучше вас знают своих детей. Родители должны удостовериться , что вами движет забота об интересах ребенка.

Если  родители не будут идти  на доверительный разговор,  назначьте им официальную встречу. Во время разговора больше слушайте , задавайте вопросы , обсудите положительные моменты, связанные с ребенком. Очень важно ничего при этом не выдумывать, вести себя прямо и открыто.

Когда вы почувствуете , что подоспело время поговорить по существу , начните с того , что поделитесь конкретными наблюдениями , скажите что-то вроде : « Я заметила , что Костя не может сложить мозаику , разрезную картинку. Вот записи , которые я сделала 20, 24 февраля , 3-5 марта». Подчеркните , что сами вы не компетентны делать какие- либо выводы и просите родителей проконсультироваться у специалиста.Помните , что информировать родителей о ваших опасениях за ребенка – ваш профессиональный долг

ПРЕДЛАГАТЬ ЛИ ДЕТЯМ ДЕЛИТЬСЯ ?

Привычный педагогический штамп – детей нужно учить делиться . Всем всегда.

Собственно, в этом нет ничего плохого : ребенок живет не один в  доме , он не один и в группе. Но нет ли в нашем желании вырастить непременно отзывчивого коллективиста другой крайности – отрицания права ребенка на собственность и на собственное безопасное жизненное пространство? Почему у взрослых « все свое собственное « , а у детей « все общее»?

Итак , детей можно заставить делиться, перешагивая через их чувства и желания – воздействовать силой . Но тогда   не стоит удивляться . что став старше и привыкнув подчиняться силе , они будут придерживаться именно такой стратегии : либо беспрекословно отдавать свои вещи по первому требованию хулиганствующих обормотов,  либо действовать силой по отношению к другим детям.

КАК  БЫТЬ :

Прежде всего , подумать, не поддаваться на собственные сиюминутные чувства и не пользоваться стереотипами , потому , что:

В раннем возрасте дети , скорее всего , не готовы искренне делиться своими игрушками, предметами – они представляют для детей  осязаемую чувственную желанную ценность.

Примерно в возрасте 3-4 лет игрушки, предметы приобретают смысл осознаваемого личного пространства : « я», « мое»

В 4-5 лет  назначение игрушки или предмета, в том числе , - быть средством установления партнерских отношений с другими людьми.

В 5-6 лет – это еще и способ обозначить свои личностные особенности , достижения , достоинства. Учитывая эти возрастные особенности , а также принимая во внимание особенности индивидуальные ( отношение в семье к вещам ребенка , например) и традиции группы ( а не лично ваши) с детьми можно договориться.

С ребенком  раннего возраста : « Конечно , это твоя машинка . Димина машинка. Когда Дима поиграет с машинкой , мы с Колей попросим машинку. «Проблема в том , что у ребенка нет умения корректно заявить о своем желании. Нужен образец.

С детьми более старшего возраста : « Это Олины карандаши. Оля хорошая девочка. Если мы попросим Олю , она позволит нам порисовать  вместе с ней» Каждому ребенку этого возраста важно быть хорошим. Тем более , что вы не предлагаете просто отдать, вы предлагаете порисовать вместе. Не уходите сразу. Вместе – это и с вами тоже.

В средней и старших группах логика примерно та же : подчеркните ПРАВО ребенка на предмет – это успокоит страсти. Затем обозначьте причину этого права – это придаст уважение « собственника» к вам и претендента к « собственнику», даст понимание причины сопротивления. « Сашина машинка. Саша собирает гоночные машинки. Он знает много названий. Давай посмотрим его гоночные машинки.» Не оставляйте сразу- побудьте вместе с ними –это даст импульс к позитивному содействию сторон!

  1. Старайтесь не создавать таких ситуаций , в которых ребенок может проявить свое негативное поведение,

       как  можно больше хвалите ребенка за малейшие успехи

  1. Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции. Не подавайте дурной пример

  1. Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей

  1. Дайте понять ребенку , что он самый любимый и желанный в семье

  1. Если вы хотите развить у ребенка те или иные качества,  старайтесь относиться к нему так , словно они у него уже есть

  1. Играйте с ребёнком, радуйтесь ему, разговаривайте с ребёнком, проявляйте интерес к занятиям, играм делам Вашего ребёнка!

КАК  РАЗВИТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

На протяжении всего дошкольного возраста окружающие взрослые ребёнка должны создавать благоприятные  условия для развития у него любознательности , которая затем перерастает  в познавательную активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду , то учить его этому в школе будет неэффективно , потому что ушел безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.

Как   быть:

        Много рассказывайте детям об увиденном , побуждайте детей наблюдать , выделять , обсуждать , обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов , делитесь воспоминаниями из своего детства.

       Проводите с детьми  целенаправленную  работу по упорядочиванию их представлений о мире. Собственным примером демонстрируйте бережное , созидательное отношение к окружающим людям , к предметам.

      Поддерживайте интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов , наблюдения и экспериментирования.

      Побуждайте детей задавать вопросы об окружающей  действительности  об интересующих объектах и явлениях.

     Выводите детей на экскурсии   для накопления непосредственных впечатлений.

     Определите познавательные интересы , привязанности каждого ребенка  и учитывайте их интересы и пожелания при планировании и проведении познавательно – развлекательных мероприятий.

     В повседневной  жизни предлагайте детям развивающие игры типа : « Найди отличия «, « Составь картинку» , « Путаница « , « Что было бы , если»  «Какой игрушки не стало» и др.

    Создавайте  условия для самостоятельной познавательной деятельности. Например , создайте уголки экспериментирования , внесите песок и воду , создайте возможность для приготовления пищи. Внесите различные схемы , модели , карты , пиктограммы , позволяющие детям действовать самостоятельно.

    В различных видах деятельности создавайте условия для более эффективного развития отдельных познавательных процессов. Например : развивать воображение в изобразительной деятельности и др.

Сдерживайте себя ! Не стремитесь сделать за ребенка то , что он может сделать сам , не давайте готовых  ответов на вопросы детей , побуждайте их думать , рассуждать , высказывать свои предположения. Пусть дети придумывают варианты решений разных ситуаций. Не забывайте при этом предоставлять детям право выбора.

ТИХИЙ ЧАС , КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ЗАСНУТЬ

 Тихий час – это время тепла и покоя . Однако иногда он для некоторых детей превращается в настоящую пытку. Дети  с трудом дожидаются окончания этого режимного момента. Воспитатели призывают соблюдать правило тишины и контролируют поведение детей. Сделать дневной сон безмятежным вы сможете , если обратите внимание на создание правильной атмосферы , проведете с детьми специальные успокоительные процедуры

Как   быть:

   По  возможности затемните помещение спальни и включите детям негромкую спокойную музыку , пусть она играет во время тихого часа.

   Соблюдайте  режим , не стремитесь детей уложить пораньше, важно , чтобы дети испытывали усталость перед сном.

  Перед сном почитайте детям или спойте песенку, дайте ими возможность хотя бы 10 минут полежать и полистать книжку.

   Попросите родителей принести игрушки , другие предметы , помогающие их ребенку уснуть.

  Между кроватками сделайте расстояние 0,5-0,7 метров , чтобы дети не мешали друг другу. Детей  , которые спят рядом , положите « валетом».

   Напомните детям установленные вами правила на время тихого часа.

   Посидите с теми , кому это необходимо , на кроватке , погладьте их по спинке , помассируйте.

  Некоторым детям нужно поворочаться с боку на бок , чтобы уснуть , предоставьте им эту возможность.

   Вы сами можете ненадолго прилечь, так как дети любят делать то же самое , что и взрослые.

   Если дети специально поднимают шум и будят других детей , спокойно переведите ребенка в другое помещение, ничем не показывая своего недовольства. Скажите ребенку

Что он сможет вернуться в общую комнату сразу , как только сможете лежать тихо.

Повторяйте эту процедуру до тех пор , пока он не угомонится.

   Если дети подобрались в группе очень активные и шумные , поставьте кровати между полками и шкафами, создайте ширмы , чтобы разгородить группу на несколько спальных уголков.

   Некоторые дети просто не спят днем . Тем не менее им тоже нужен отдых. Попросите их немного полежать ( 30-40 минут) , а затем поднимите и дайте поиграть в спокойные игры в группе , или тихо чем – то заняться в спальной комнате . Можете привлечь их к изготовлению пособий к занятиям.

   Никого не  поощряйте за сон , ведь сон – это не та вещь , которую ребенок может контролировать сам. Однако детям которые не спали , но выполняли все правила , скажите , что они поступили хорошо , что не мешали спать другим детям.

ЕСЛИ ДЕТИ ИГРАЮТ В АГРЕССИВНЫЕ ИГРЫ

 Многие воспитатели считают нежелательными в группе игры , в которых разыгрываются сцены насилия , агрессии , жестокости , зла. Видеть в детях злобу и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Часто педагоги запрещают детям подобные игры.

Дети видят модели подобного поведения на улице , по телевизору, дома. Им очень важно определить , кого считать  « хорошим» , а кого « плохим». Эти игры помогают детям понять себя в этом мире , контролировать свои желания поступать плохо . Важно предоставить детям возможность проиграть эти темы , при этом поддерживая те игры , где нет агрессии и насилия.

                                                            КАК   БЫТЬ:

Если дети играют в такие игры , то используйте  это время , чтобы поработать над вопросами добра и зла. Например, задайте вопросы : « А что делает этого человека плохим ?» , « Как помочь ему стать хорошим?» , « Что нужно сделать , чтобы восторжествовала справедливость ? « и др.

« Подкидывайте « детям другие сюжеты , где бы не было насилия и оружия , но где бы дети наделялись какой-то властью. Например , организуйте игру в « спасателей» , тушение пожара , скорую помощь и пр.

Сделайте так , чтобы опасность заключалась не в человеке , а исходила из какой-то ситуации : опасный зверь , наводнение , пожар , ураган.

Проследите , чтобы дети менялись ролями , важно , чтобы дети играли и « плохие» и « хорошие» роли.

Поймите , что ребенок который проявляет жестокость сам , пытается « поднять « себя за счет того , что унижает других. Помогите такому ребенку видеть в самом себе что-то хорошее, уникальное , неповторимое.

Перенаправьте энергию детей на коллективные игры , где они должны вместе работать над решением какой – то задачи.

Читайте с детьми сказки , сочиняйте истории , где говорится о доброй силе , хороших поступках , власти человека.

При всякой возможности постарайтесь показать детям разницу между реальным миром и миром фантазий: « Играть в Бэтмана и человека – паука очень  интересно , но разве это реальные люди?»

Дайте возможность детям  выбирать модель поведения , поощряйте их , когда они будут себя вести приемлемым  способом.

Отрабатывайте с детьми навыки общения в возможных конфликтных ситуациях : обсуждайте с детьми наиболее часто встречающиеся ситуации , расширяя  поведенческий репертуар ребенка.Формируйте в детях такие качества , как эмпатия , доверие к людям , через разыгрывание ситуаций , чтение книг , можно составить эмоциональный словарь.

ПРИЕМ ПИЩИ :  МУЧЕНИЕ, УЧЕНИЕ ИЛИ ЧТО-ТО ЕЩЕ?:

Один из парадоксов современного общественного дошкольного образования : чем больше мы говорим о гумманизации, охране психического здоровья , личностной ориентированности , преодоление синдрома « камеры хранения» , тем больше подвергаем выхолащиванию один из  самых естественных процессов быта и общения : прием пищи.

 Странно , но как – то не удалось подобрать более нормального определения.

Основная проблема в том , что мы принимаем еду  за все , что угодно : момент формирования культурно – гигиенических навыков , средство развития познавательных и математических способностей  , но не зато , чем она фактически является. Совместная еда в старые добрые времена – время и возможность спокойного доверительного общения.

                                                    КАК    БЫТЬ:

  Садиться за стол вместе с детьми . Не есть за отдельным столом на возвышении , демонстрируя издалека правила хорошего тона и изрекая замечания ;  не приниматься за обед после того , как дети будут уложены , чтобы всласть  пообщаться.

Именно вместе. За одним столом . Не как обучающий взрослый и неумеющие дети . Как равноценные.

Благорасположенность , хороший аппетит , юмор , а не замечания , спокойный разговор , а не указания , домашняя обстановка будут способствовать доверию , хорошему пищеварению , активному взаимодействию взрослых и детей.

Взрослые не должны кормить детей . Даже младшие могут есть самостоятельно . Если дети не хотят доедать , их не следует принуждать  - дети сами знают , когда они насытились.

УСПОКАИВАЮЩИЕ   ПРИВЫЧКИ

Жизнь порой доставляет маленьким детям огорчения , сбивает их с толку , а иногда просто ошеломляет.

Естественно , что у них вырабатывается набор успокаивающих привычек. Эти привычки не обязательно плохие , они лишь способствуют тому , чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Среди таких привычек может быть сосание пальца , накручивание локона ,

Засыпание только с игрушкой и некоторые другие.

КАК   БЫТЬ:

Прежде всего , попытаться  разобраться в причинах волнения, беспокойства , опасений.

Не допускать  ни дома , ни тем более в ДОУ таких приемов , как обматывание  , измазывание пальца , угрозы отрезать волосы. Это слишком привлекает внимание к самой привычке и вызывает у ребенка дополнительное беспокойство.  Взрослые , к которым в детстве применялись подобные меры , помнят , как это было тяжело и неприятно.

Многие взрослые видят в этом угрозу для зубов. Это так ,  но состояние постоянного стресса  значительно разрушительнее.

Иногда маленькие дети выбирают себе то , что называется « комфортным предметом» . Это может  быть старая мягкая игрушка , полотенце , шарф. Такие предметы действуют на детей успокаивающе, особенно в отсутствие родителей .

Воспитателям и родителям важнее определить , когда и почему ребенок прибегает к успокаивающим привычкам  , чем отучать от них.

СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ В КОММУНИКАЦИИ

Каждый день воспитателям приходится общаться со многими людьми.

При этом могут возникать различные сложные ситуации , поскольку наладить процесс общения с одними людьми намного труднее , чем с другими.

Некоторые родители , коллеги по работе , руководители и чиновники могут быть агрессивными , рассерженными , замкнутыми или могут иметь склонность манипулировать другими людьми ( т.е. использовать разные методы для  достижения своих целей ).

КАК      БЫТЬ:

   Один из эффективных методов борьбы со сложным поведением других людей заключается в том  , чтобы сначала его вовсе проигнорировать. Это дает время , чтобы подумать , как лучше реагировать , собраться , справиться с собственной обидой или гневом.

Можно сказать что – нибудь вроде : « Дайте мне подумать над тем, что вы сказали»

Или предложить собеседнику продолжить разговор в другом месте и в другое время : « Извините , сейчас я занята с детьми. Если вы не против , мы можем вернуться к этому разговору позднее. Назовите свое время».

В некоторых наиболее сложных ситуациях может оказаться полезным для всех обращение к третьему лицу , нейтральному для этой ситуации.

В любом случае следует помнить , что все участники коммуникации имеют право на собственные чувства.

Формулировать высказывания целесообразно в форме « Я-сообщений» и начиная с себя : « Я очень расстроена , что мы с вами не смогли сразу понять друг друга . Я понимаю , что нам обязательно нужно найти правильное решение. Я думаю , что если мы поступим следующим образом ,…. то …… Как вы считаете ?»

   

Случается , что ребенок регулярно демонстрирует  негативное поведение : показанное непослушание ,  физическую или вербальную агрессивность , жестокость , злоупотребляет своими способностями. Следует одновременно сделать три вещи :

  1. Определить возможные факторы , обуславливающие поведение ребенка , и приступить к их изменению;
  2. Создать  атмосферу заботы , понимания , поддержки и поощрения , чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение .
  3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях , когда дети ведут себя плохо , корректировать такое поведение , обучать навыкам самоконтроля и самоуважению. 

КАК    БЫТЬ.

У любого  плохого поведения есть причина , хотя порой ее трудно обнаружить.

Плохое поведение « срабатывает « , и ребенок получает то , что он хочет ( игрушка , внимание).

Плохое поведение может быть « нормой» - типичным для того , что ребенок видит дома.

Плохое поведение может быть способом выражения гнева , страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.

Потеря контроля может быть вызвана физическим обстоятельствами: плохим питанием , самочувствием , аллергией , аутизмом или отставанием  в развитии.

Дети чувствуют себя беспомощными , ненужными и утверждают свою силу и правоту.

Дети не знают другого способа получить то , что они хотят.

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

Эффективной стратегией помощи детям , демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть  возможность самостоятельно делать выбор ,  принимать на себя лидерство и ответственность . Детям важно , чтобы их принимали всерьез  и поручали сложные задания.

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том , чтобы  ясно объяснять детям , чего от них ждут. Следует готовить успех детей , а не подавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования – наказание.

 Наказание только обостряет их чувства , ухудшает реакцию на взрослого , приводит к соперничеству между ребенком и взрослым  вместо доверия и уважения.

ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Процесс  индивидуализации облегчается , когда воспитатель знает , что одному ребенку , чтобы лучше учиться , надо разговаривать и взаимодействовать , а другому – спокойно работать в одиночестве. Учитывая это , воспитатель может убедиться , что ребенок ведет себя согласно складу своего характера , учится так , как подсказывает ему его природа. Самой заметной особенностью каждой личности , возможно , является ее семейная культура : семья  Лены очень общительна и гостеприимна ;  Семья Леры  любит проводить свободное время в походах ; семья Димы предпочитает уединение и щепетильно относится к домашнему быту. Понятно , что от этих детей следует ожидать разного поведения в детском саду.

Возраст . Очевидно , что 3-4 летний ребенок думает и действует не так , как 5-6 летний. Следует помнить о типичных проявлениях каждого возраста.

Уровень развития. Между детьми каждой группы есть существенные различия.

Характер и темперамент. Существует много свойств и возможных вариантов , например : серьезный ( беззаботный , энергичный) спокойный , любопытный ( безразличный  ,

легкий )  напряженный ,разборчивый ) безалаберный и т.д.

Пол. Различия между полами настолько очевидны , что воспитатели их даже не принимают во внимание при анализе личности.

Стиль обучения. Одни дети учатся медленно , другие быстро , что вовсе и не связано с уровнем  интеллекта. Один ребенок полагается  при получении информации на зрительные ощущения , другой для этих целей использует слух и осязание .

Интересы.(избирательность).У большинства детей есть хотя бы один проявленный интерес .

Сильные и слабые стороны . Они есть у всех детей. Сильные стороны помогают быть успешными во всем , часто компенсируют слабые .

Самооценка. Некоторые относятся к себе как к неспособным , другие – как к очень способным , а самооценка большинства детей составляет нечто среднее.

КАК     БЫТЬ:

Знать – это одно. Учитывать при планировании и , особенно , при организации педагогического процесса и взаимодействии с детьми и родителями – несколько иное.

Самое оптимальное : создать в группе развивающие условия и предоставить детям право самостоятельного участия в планировании и реализации собственных планов деятельности.

ОТКРЫТЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Возможно , мы не задумывались , что дети всех возрастов и стран любят кубики.

Но  точно знаем , что игра с ними  трехлетнего и шестилетнего ребенка будут поразительно отличаться . Первому кубики нужны , чтобы складывать  их в ряд . Второй заранее точно знает , что именно хочет построить  и это будет , например , город с мостами и дорогами. И то , и другое -  правильно . Кубики – открытые материалы.

В каждом детском саду есть материалы , которые являются открытыми , т.е. их можно использовать различными способами и они подходят детям всех возрастов и уровней развития.

Какие именно и много ли их ?

Это весь природный и бросовый материал , который мы чаще всего подготавливаем для ручного труда и используем на занятиях или в работе кружков и студий.

Это уникальное по своим эффектам песок и вода.

Это изобразительные материалы всех видов.

Это картинки из старых журналов.

КАК   БЫТЬ:

Сменить акценты собственной педагогической деятельности С « Обучения на специально организованных занятиях» на « содействие самостоятельной осознанной творческой деятельности детей».

Спросить у детей , какие материалы они хотели бы иметь.

Договориться , где эти материалы будут располагаться в группе , как их использовать и хранить.

Обсуждать с детьми их планы ДО:

- что бы ты хотел сделать ;

- Какие материалы тебе могут понадобиться;

- с чего ты начнешь;

- кого бы ты  пригласил работать вместе с тобой;

-  нужна ли тебе помощь;

- и ПОСЛЕ работы :

- что ты планировал сделать;

- что у тебя получилось , в чем были трудности;

-что бы ты посоветовал тем , кто решит выполнить такую же работу;

- что бы ты хотел сделать дальше;

- где можно использовать то , что у тебя получилось.

Целесообразно еженедельно проверять каждый центр активности , чтобы решить , какие материалы нужно заменить, пополнить, добавить. Подсказки следует искать в поведении детей.

ВОЗМОЖНОСТЬ  ВЫБОРА

Принятие решений имеет  первостепенную значимость. Возможность выбирать занятия , материалы , партнеров  помогает детям развивать навыки принятия решений  организованным и безопасным путем . Они учатся принимать  на себя ответственность за решения и понимать  последствия своих действий. Например , ребенок может сказать сам себе 6 « Если я выберу сейчас рисование , то пропущу приготовление коктейля. Что интереснее?», « Я вчера уже строил гараж с Сережкой, Лучше сегодня буду вместе с Ирой читать книжку».

Если воспитатель предлагает детям выбрать имя для кролика , решить , где будет находится игровой уголок , то дети начинают понимать , что они , как группа людей , обладают определенной властью над происходящим.

Чтобы научиться их нескольких вариантов выбирать оптимальный , требуется практика . Этому нельзя научить на специальном занятии. Только в практике реализуются компетенции и развиваются компетентности.

КАК   БЫТЬ:

Предоставить право и возможность самостоятельно выбирать.

Место в кругу

Когда , с кем и где играть.

В каком центре активности и чем заниматься.

Как , из каких материалов и в какой результат считать достаточным.

Чтобы выбор всегда и всего был осознанным и содержательным – его нужно планировать.

Роль воспитателя не сводится к тому , чтобы наблюдать со  стороны. Его задача создать условия , достаточные для выбора ( из чего выбирать) , планировать вместе с детьми ( например , свою деятельность , как образец) , поддерживать детей, которые испытывают в этом необходимость.

Неформальная обстановка позволяет детям учиться с различной скоростью, поскольку никто не сравнивает их успехи и никто не заставляет их делать нечто единственно

« правильным « способом.

КАК ВОВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТУ ГРУПППЫ

НЕНАСИЛЬСТВЕННЫМ ПУТЕМ

Субьектов образовательной деятельности всего три , не больше и не меньше : педагог , ребенок , родители.

Субьект – это тот , кто принимает участие в определении целей , содержания , форм , кто принимает участие в организации воспитательно – образовательной работы.

Родители , как правило , очень хотят , чтобы к их мнению прислушивались. И очень огорчаются , что их мнение учитывается только в виде сбора денег.

КАК    БЫТЬ

Начнем с самого простого.  С информации.

Предположим , вы планируете ( сами или вместе с детьми) начать тему « Корабли». Даже если это всего лишь вторая младшая группа , некоторые представления у отдельных детей уже есть. Давайте вечером спросим их об этом и сделаем записи в « модель трех вопросов»:

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что можно сделать , чтобы узнать

Ира. Корабли бывают большие и маленькие

Дима. Бывают корабли из железа

Где их сделали

Почему они не тонут в воде

Спросить у мамы

Прочитать в книжке

Опрашивать всех детей нет необходимости , но и два – три ответа это мало. Как только записи сделаны , вывешиваем этот лист в приемную с добавлением информации : « Мы готовимся к новой теме». Таким образом, родители увидят : маленькие дети уже знают достаточно много , их собственные рассказы  не пропали даром, у детей есть осознанные интересы , они знают , где и как можно получить информацию. Возможно , они сочтут необходимым напомнить ребенку , то о чем он забыл ; дома включается в тему и расскажут или найдут фотографии.

Важно дать возможность сориентироваться и детям , и родителям. Кроме того, у вас не будет больших проблем с просьбами о помощи : родители уже будут готовы , что дети планируют их о чем – то спросить , что понадобятся книжки и т.д.

Дальше ? Дальше пишите обьяснение о том , что у вас есть и что вам еще нужно.

КАК ВОВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ В НАБЛЮДЕНИЕ

« О моем ли ребенке идет речь! Он совершенно не такой , как говорит воспитательница».

Бесполезно взывать к родителям : « Пожалуйста , понаблюдайте дома , расскажите о ваших наблюдениях», если вы сами не делаете этого постоянно , если вы не демонстрируете родителям результаты наблюдения за детьми , если вы наблюдаете только негативные явления ( затруднения , слабые стороны , конфликты).

Хотите делать это вместе?

КАК     БЫТЬ

 Начните с себя.

Обсудите с коллегами и определите цель наблюдений ( знания , применение знаний , затруднения) , сферу наблюдений ( общение , игра , движение) , договоритесь о распределении между вами детей ( за всеми 20 наблюдать не сможете) , купите бумагу для заметок с клеевым краем ( 50х75мм) и начните наблюдать.

Делайте записи очень кратко и безоценочно : 14.02.2002 Оля И. Взяла конструктор Лего. Рассматривает детали . Начала составлять башню. Чередует детали разного цвета. Рядом с башней выкладывает узор из деталек. Улыбается. Разговаривает сама с собой.

Теперь главное.

В приемной выделите на стене место для листа ватмана « День за днем» ( например) , расчертите его :

Имя ребенка

Движение

Речь

Игра

Творчество

Оля И.

Коля С.

Все наблюдения , записанные на « листочках для записей» , крепите на ватман.

Через некоторое время родители увидят : вы уделяете их ребенку персональное внимание ; вы видите то , чего не замечают они , их ребенок занят  столькими интересными делами , он умеет …, он сказал …, он , оказывается ,…, он вполне подготовлен к школе!

Если хотите , чтобы другие что – то делали , - начните это делать сами.

КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мы говорим :  важно воспитать самостоятельность , ответственность ; ребенок – субьект своей деятельности ; работа с детьми должна строиться с учетом собственной активности ребенка.

Вместе с тем , мы настолько привыкли продумывать , выстраивать и организовывать  каждую минуту  жизни детей в детском саду , что данные пишем в конспектах занятий возможные ответы детей на вопросы воспитателя! Попробуйте спросить детей вашей группы : « Что сейчас будет , что будет после занятий ?» - « Не знаю».

Это истина. И это камень преткновения.

КАК    БЫТЬ

Принять как данность то , что даже маленький , 2-3 летний ребенок , НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ,а ЯВЛЯЕТСЯ субьектом собственной деятельности. Он сам вам об этом заявляет , утверждая и настаивая : « Я сам».

Твердо знать , что у ребенка есть компетенции , полученные им по праву рождения человеком : действовать , двигаться , общаться , включаться в группы и выходить из них , играть. Это его право.

Чтобы право не превратилось в анархию и беспорядочность , можно и нужно помочь ребенку планировать свою деятельность.

Установить обязательное ( прежде всего , для вас) время, когда вы все вместе планируете тему проекта или весь день , или только время после сна , или предстоящее всей группе дело. Например , это может быть утро понедельника ( утро радостных встреч ), или утро каждого дня / после завтрака.

Коротко расскажите детям , что вы предлагаете им : « Сегодня у нас два занятия. На рисовании я помогу вам научиться рисовать птичку. А на математике мы будем считать до 10». Это первый шаг и только о занятиях. Второй и многие другие : « Подумайте и решите ,  чем бы вы сами хотели сегодня заниматься».

Поддержите своего ребенка , первым высказавшего свою идею: « Андрюша решил построить дом . Где ты его будешь строить? Какие материалы тебе нужны? С чего ты начнешь? Нужны ли тебе помощники? Кого бы ты хотел пригласить строить вместе с тобой ? Что ты поручишь Илюше? И т.д.»

Важно ,  чтобы у детей формировался образ и образец планирования.

Не забывайте о планах детей. Спрашивайте о результатах, успехах и неудачах.

Следует ли включать в планирование сразу всю группу? Это будет зависеть от вас , детей вашей группы и дела , о котором вы хотите поговорить.

КАК И ЗА ЧТО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА

Все мы хотим , чтобы нас заметили и похвалили.

Чего хочет ребенок , который протягивает воспитателю только что выполненный рисунок и спрашивает : « Красиво?» возможно , он чувствует себя не защищенным или у него низкая самооценка , или он хочет установить контакт , или ищет подтверждения правильности своих действий , или …

Может быть , просто сказать : « Молодец , красиво?»

Так , чаще всего , мы и поступаем. Так , чаще всего , поступать и не стоит.

КАК     БЫТЬ:

Итак , ребенок показывает картинку , которую только что нарисовал.

Воспитатель ( рассматривая с искренним интересом , с одобрением в голосе) : « Ты нарисовал вот здесь большой дом , из  трубы идет густой дым , а внизу я вижу что – то синее , здесь пустое место…»

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный прием ,  когда проявляется внимание к деталям , ребенок , как правило , забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия . Можно слышать , как ребенок подхватывает слова взрослого , включается в разговор и комментирует рисунок : « У меня здесь три окна – одно маме , второе папе , а это – для меня и Тузика. А вот  здесь у меня речка. Тут будет машина , я еще не успел нарисовать , сейчас нарисую..» Вдумайтесь в эти слова , почувствуйте ,  как меняется сознание ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого , то входе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение , но и почувствовал неформальную заинтересованность , утвердился в своих достижениях , включился в общение , увидел перспективу своих действий.

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось , как всегда,слишком длинно?.

Используйте , иногда , короткую фразу: « Важно не то , что я считаю красивым , а то , что ты сам думаешь о своем рисунке». « Важно то , что думаешь ты сам».

Еще пример :

- Посмотри , что я делаю.

- Ты играешь с глиной.

- Что мне сделать?

-  Ты можешь сделать все , что захочешь.

- Ладно , я сделаю птичку.

- Ты решил сделать птичку.

- Старательно лепит , наконец , поднимает руку с вылепленной « птичкой»

- Вам нравится ?

- Ты очень старался.

КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ , НЕ ЛИШАЯ ЕГО ИНИЦИАТИВЫ

Дети  не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей , если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка -  мы лишаем его возможности самореализовываться , проявлять инициативу и творческие способности , приобретать автономность.

Дети тысячи раз в день , в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас  на принятие решений за них : « Во что мне поиграть» , « Какую рубашку мне надеть» , « Каким цветом рисовать небо « и т.д.

                                             КАК        БЫТЬ:

Использовать ответы , возвращающие ребенку ответственность , тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.

Например : ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает : « Что это ?»

Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.

Вот уже где простор для педагогической  самореализации – понять вопрос , сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка , о сфере его интересов,  вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и мало ли чего еще. Случается – вопрос короткий и конкретный. Ответ  пространный и многозначительный.

Смысл этого вопроса не в познании . назвать игрушку  - значить подавить креативность ребенка  , структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть , сказав : « Это может быть всем , чем ты захочешь”.

В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе : « Реши сам», « Это ты можешь сделать ( выбрать) придумать сам».

Если ребенку нужна помощь , чтобы справиться с работой , которую он не может закончить сам , без посторонней помощи , можно сказать : « Покажи мне , что  именно я должна сделать « , « Скажи мне , что сделать , чтобы помочь тебе «.Когда ответственность возвращается к ребенку , он начинает думать и придумывает такие варианты действий которые не пришли бы на ум взрослому.

КОГДА И КАК ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ

Маленький . беспомощный – как ему не помочь.

Одеваем , обуваем , наливаем , водим рукой  , подсказываем слова , говорим и думаем за него.

 Возмущаемся : какой несамостоятельный.

Тревожимся : научится ли ? Опасаемся : успеем ли выполнить программу ? В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.

Не менее того.

На что ребенок имеет право , т.е. что в его компетенции : устанавливать отношения и общаться с разными людьми , высказывать свои суждения , мысли и чувства , начинать и совершать совместные действия , пробовать и ошибаться , делать по – своему , а не по образу и многое другое.

                                                              КАК       БЫТЬ:

Прежде чем помогать , следует понаблюдать , а требуется ли помощь?

Подумать ,  чем вызвано желание помочь : потребностью ребенка или желание взрослого ускорить события ( быстрее одеть) , придать игре нужное русло ( по сути , переключить), услышать желаемый ответ , увидеть ожидаемое действие ( сделать за него).Помогать следует тогда , когда ребенок просит о помощи.А теперь – как.

Сначала спросите : что ты хотел сделать , что именно у тебя не получается , как бы ты хотел это сделать,  если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна , чем я могу помочь тебе , кто может помочь , к кому бы ты обратился за помощью.

Таким образом  , вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.

После того , как затруднение будет обозначено , можно правильно определить – какая помощь нужна – подсказка , поддержка , одобрение , подтверждение правильности действий , показ и т.п.

Если ребенок будет иметь возможность действовать осознано и самостоятельно – оно будет приобретать собственный уникальный опыт. Таким образом , мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.

КАК УСПОКОИТЬ « НАРУШИТЕЛЕЙ»

Нарушителей спокойствия  всегда достаточно :

Дети непрочь побегать , пошалить и подурачиться. К этому их просто подталкивает  деятельная натура , подвижная психика  и постоянная готовность к радости.

Принципиально важно с самого начала определиться : имеют ли дети на это право? Да , если это имеет свое место и не нарушает общего ритма жизни группы. Да , даже если это немного нарушает общее спокойствие.

Это не противоречие , просто нет однозначного ответа . основанием для реагирования будет ваше понимание смысла происходящего в группе , понимание чувств детей и уважение их права быть детьми.

КАК    БЫТЬ :

Дети не всегда понимают , что и когда можно , а мы сами не обьясняем это. Мы просто запрещаем , если видим , что происходит нечто внеплановое.

Отсюда , наверное , неожиданное  предложение – иногда становитесь сами

« нарушителями», наглядно демонстрируя приемлемое время , место , способ проявления эмоций , желаний , действий. Например : « Сейчас у нас есть  немного времени  до прогулки , можно побаловаться . Кто со мной играет в « снежки» ( комочки бумаги )?».

« Мы так долго сидели , что даже ноги затекли . Очень хочется попрыгать . Где бы это  лучше сделать ? Спорим , я выше вас подпрыгну «.

Если мы с вами создадим возможность для эмоциональной насыщенности жизни в группе , то у детей будет меньше поводов для «самодеятельности». В этом нам помогут неожиданные праздники – праздник улыбки , праздник « все наоборот» , праздник горящих огоньков , праздник большого пирога , праздник воздушных шаров , праздник пятнышек и т.п.

Ну , а если , несмотря на все наши усилия , есть те , кто хочет большего –

1)  не пользуйтесь правом запрета , - просто обсудите вместе со всеми , чем неудобно такое поведение и как поступать лучше.

2)  воспользуйтесь правом запрета и твердо скажите : « вы сможете побаловаться и пошуметь на прогулке , а сейчас будьте внимательны».

КАК ОБЛЕГЧИТЬ РЕБЕНКУ РАСССТАВАНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Болезненная разлука с родителями может возникнуть у детей в любой возрастной группе. Детям тяжело расставаться с родителями по многим причинам – это страх и разлуки , и плохое настроение ,  и конфликт между ребенком и родителем , и долгий перерыв в посещении ДОУ и др.  Со стороны педагогического персонала требуется поддержка , важно успокоить ребенка , обьяснить , что родители вернуться за ним , а во время их отсутствия о нем позаботятся.

КАК   БЫТЬ:

Попросите родителей пройти в группу и остаться некоторое время с ребенком , чтобы  он мог найти себе занятие по интересам.

Следите , чтобы родители прощались с ребенком и говорили ему , когда они за ним вернуться . Можно предложить родителям разные ритуалы прощания : поцеловать ребенка , прочитать прощальное стихотворение , прощаться ручками , носиком , глазками , помахать рукой , посмотреть в окно как уходит мама , ввести ребенка в группу и др.Попросите родителей оставить какие – то свои вещи ребенку , чтобы ему не было одиноко : фотографию , расческу , заколку , шарфик , и др.Выясните , какие игрушки и какие занятия интересуют ребенка ,  и предложите ему их , когда он появиться в группе.

Уделяйте ребенку дополнительное внимание , пока он привыкает к обстановке и успокаивается. Встречайте ребенка в приемной с улыбкой  , радостью , что он пришел к вам в группу.

Увлеките ребенка интересной игрушкой , сюрпризным моментом , интересным заданием, или вовлеките его в коллективную игру.

Поговорите с ребенком , скажите ему , что понимаете его чувства . Дайте возможность ребенку выразить свои чувства  в рисовании и разговоре со взрослым , которому он доверяет или « лучшим другом «

Разрешите ребенку приносить с собой из дома любимую игрушку , книгу . Прочитайте книгу для всех детей , пусть ребенок научит других детей играть в свою любимую игру.

Порекомендуйте родителям  первое время забирать ребенка пораньше , чтобы он не остался последним в группе.

И , что самое важное создайте вокруг ребенка обстановку безопасности и заботы.

КАК УДЕРЖАТЬ БЕСПОРЯДОК В РАЗУМНЫХ ПРЕДЕЛАХ.

Беспорядок в группе  может просто означать , что дети играют увлеченно , старательно , азартно . Если дети  не умеют пользоваться материалами , игрушками , то они могут оставлять после себя разбросанные предметы , мусор . Тем не менее , если беспорядок выходит за все границы , то это может привести к хаосу , трате большого количества времени на уборку ,  порче мебели , одежды пособий. А это далеко не обрадует администрацию детского сада , родителей.

КАК     БЫТЬ:

Выработайте с детьми правила или напомните об уже существующих правилах пользования материалами , уборки рабочего места и др. Сделайте полки с игрушками и материалами маркировочные таблички ( в младшей группе – картинки , в старше – напишите словами ) , чтобы дети знали , где что должно лежать.

Внимательно следите за ходом игры детей . В случае затруднения , покажите детям , как можно рационально использовать разные материалы. Если ребенок оставил после себя беспорядок, верните его туда , где он работал , для наведения порядка.

Придумайте с детьми дежурство по групповым уголкам , чтобы каждый день кто – то из детей отвечал за порядок в книжном уголке, уголке рисования , строительства , настольных игр и др.

Устраивайте с детьми один раз в неделю  « санитарный день» или игру « А у нас порядок».  Постарайтесь это мероприятие сделать для детей интересным , веселым , но не очень длинным. Обязательно отмечайте , какой уютный и красивой становится группа.

Обратите особое внимание на занятия продуктивной деятельностью. Попросите родителей принести одежду , которую бы дети могли одевать на занятиях.

Располагайте уголок изодеятельности  или ручного труда недалеко от туалета и умывальной комнаты.

Накройте стол бумагой или клеенкой , чтобы его не запачкать , постелите газеты под стол , чтобы не испачкать пол , и после работы можно было бы легко убрать газеты.

Приобретите корзинки для мусора и поставьте их вблизи от того места , где дети занимаются творчеством ,дети будут чаще ими пользоваться. Заведите щетку , которой можно сметать со стола , - это занятие очень нравится детям.

Введите закон : прежде , чем начинать заниматься  чем – то другим , каждый ребенок обязан все за собой убрать на прежнее место.

На собственном примере приучайте детей к порядку . Когда вы будете сами демонстрировать детям соблюдение порядка , они начнут следовать вашему примеру.

ЕСЛИ ДЕТИ ПЕРЕБИВАЮТ

Явление не редкостное , иногда очень досадное . особенно , когда очень хочется обсудить какую – нибудь животрепещущую проблему с другими взрослыми.

КАК   БЫТЬ:

Даже если обсуждаемая проблема относится к вашей профессиональной деятельности , нелишне напомнить – профессиональная деятельность – это не как организовывать  предпроцесс , а дети , с которыми вы организовываете пед.процесс. Значит – вежливо отвлекитесь от вашего важного разговора : « Извините « и  « Я слушаю , тебя , Сашенька».

Если вам досаждает  постоянно один и тот же ребнок , и вы уже знаете , что в его сообщениях не экстренности , измените фразу : « Саша , я обязательно выслушаю тебя , как только закончу разговор с А.И.»  Обратите внимание : в  любом случае главным является ребенок  , даже если до этого вы разговаривали с заведующей , и ваше обращение к нему имеет уважительную форму , признание его права на ваше внимание. Еще одна сторона этого явления : скорее всего ребенок не случайно постоянно перебивает вас. Возможно , ему недостаточно вашего внимания и невольный свидетель его обращения к вам – своеобразный гарант внимания , пусть даже отрицательного .

Много проблем вызывает перебивание во время общих разговоров – на занятиях , на утреннем круге. Возможно , причина в искренней заинтересованности всех  темой разговора и « от избытка сердца говорят уста». В этом случае , правильнее сказать « Я понимаю , что вам очень интересно и хочется сказать всем . Чтобы слышать , давайте договоримся , говорит тот , у кого в руках кубик ( авторучка)». Предмет в руках – дополнительный тройной стимул – признак законной очередности , помощник свободного высказывания ( мы сами частенько крутим что – нибудь в руке) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего.Перебивание может быть признаком утомления или крайней незаинтересованности вашими речами и действиями. Если все дело в этом, нужны не дисциплинарные меры ,а признание : « Я чувствую , что вы немного устали ,наверное , я долго говорила сама”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для воспитателей

Шпаргалка поможет воспитателю грамотно спланировать свою работу с дошкольниками с учетом ФГТ. В каждой образовательной области расписана непосредственно образовательная деятельность (НОД)...

Логопедическая шпаргалка для воспитателей, логопедов и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Данное пособие используется на занятиях в дошкольном учреждении воспитателями, логопедами, а также родителями старших дошкольников. Все речевые игры направлены на обогащение словаря всеми частями речи...

Шпаргалка для воспитателей

"Шпаргалка для воспитателя " методический материал для педагогов детского сада по изодеятельности...

Шпаргалка для воспитателя "Воспитываем художественным словом"

 Учить детей осознавать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев....

Как организовать общение детей в малых группах (шпаргалка для воспитателей)

В памятке представлены самые популярные способы деления детей на компании, которые можно использовать в работе с детьми...

Шпаргалки для воспитателей

Для воспитателей....