Шпаргалка для воспитателя "Как подготовить и провести НОД, создать технологическую кату?"
консультация на тему

Ануфриева Ирина Викторовна

Алгоритм подготовки НОД, создания технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_i_provesti_nod-shpargalka_vospitatelyu.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить и провести НОД,

создать технологическую кату?

Шпаргалка для воспитателя

I. Определение темы и ведущих понятий

1. Четко определить и сформулировать тему (придумать соответствующее название).
2.Определить место темы в учебном плане.
3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данная НОД (интеграция, виды деятельности, вид, форма).

II. Определение целей и задач

Определить целевую установку НОД— для себя и для детей, понять, зачем данное НОД вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД (триединство задач).

III. Планирование учебного материала

  1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  2. Серьёзно продумать мотивацию, проблемную ситуацию.
  3. Подобрать интересные игровые  задания, целью которых является:

·         узнавание нового материала,

·         воспроизведение,

·         творческий подход к заданию.

4. Упорядочить игровые задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

IV. Продумывание «изюминки» НОД

Каждое НОД должно содержать что то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для раннего  или подготовительной группы.
         Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.
        Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

·         что контролировать,

·         как контролировать,

·         как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно - наглядных пособий, приборов, ТСО, ИКТ. Проверить, все ли работает.


         После того как воспитатель провел НОД  необходимо провести самоанализ  так, как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД. 

           Технологическая карта, как новая форма написания НОД

Технологическая карта НОД – это  описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.

Для чего нужна технологическая карта? При ежедневной работе нереально составлять технологическую карту занятия, но при участии в профессиональных конкурсах умение конструировать технологическую  карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.

Также при представлении воспитателем открытого занятия должна конструироваться технологическая карта.

Подготавливая НОД, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего   нет  практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа. Всё это происходит при составлении технологической карты.

Разработка технологической карты.

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. (Предлагаю рассмотреть пример технологической кары)

Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно.

Представляю вам для образца Конспект Быстровой А. Г., воспитателя, I квалификационная категория, стаж 13 лет, МБДОУ №33, г. Ангарск, Иркутская область.

Представленная вам технологическая карта содержит конспект.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира

             Тема:   «Путешествие в страну Электряндию»

Образовательные области: познавательно - речевая и коммуникативно-личностная.

Интеграция видов деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая.

Лексическая тема: "Электрические приборы"

Программное содержание:

*Систематизировать и актуализировать знания по теме: "Электрические приборы".  

*Расширять представления детей о правилах обращения с электроприборами.

*Стимулировать познавательную активность и стремление к поисковой деятельности.

*Развивать операции мыслительной деятельности.

*Активизировать и систематизировать словарь по теме: "Электроприборы".

*Упражнять в согласовании существительных с числительными.

*Закреплять произношение звука [M].

*Закреплять умение отвечать полным предложением.

*Активизировать диалогическую и монологическую формы речи.

*Формировать навыки безопасного поведения вблизи электроустановок.

*Развивать коммуникативные навыки детей, формировать умение работать в паре, воспитывать умение уважать собеседника.

Материал: проектор, компьютер, экран, картинки с изображением электроприборов, фонарик с батарейками, батарейки и диоды по количеству детей, провод с узелками, обруч, наборы разрезных картинок для работы в парах, раздаточный материал на каждого ребенка: картинки с силуэтами электроприборов,  карандаши, конверты с зрительными ориентирами для заданий, карточки с цифрами 3 и 5,  картинки-схемы с правилами пользования электричеством, презентация: 3видеофильма, игра "Четвертый - лишний", плакат по ТБ.


                                                     Технологическая карта занятия

Часть занятия

Ход занятия

Форма организации

Время

Деятельность педагога

   Деятельность детей

1.

Организационный момент

Воспитатель: ребята, вы знаете, что наши пальчики умеют говорить?

Предполагаемый ответ детей: нет.

Воспитатель: а я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.

 

Пальчиковая гимнастика.

Что за шум на кухне этой?

сгибание мизинцев

Будем жарить мы котлеты.

сгибание безымянных пальцев

Мясорубку мы возьмем

вращение средних пальцев вокруг друг друга

Быстро мясо провернем.

вращение указательных пальцев вокруг друг друга

Миксером взбиваем дружно

вращение больших пальцев

Все, что нам для торта нужно,

соединение мизинцев

Чтобы торт скорей испечь, 

соединение безымянных пальцев

Включим мы электропечь. 

соединение средних пальцев

Электроприборы – это чудо!

движение указательными пальцами

Жить без них нам было б худо.   

переворачивание большого пальца вниз

                             

  Е. Игнатьева

Стоя в кругу, совместная деятельность по образцу воспитателя.

1,5 мин.

2.

Проблемная ситуация и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель: вы догадались о теме нашего занятия?

Предполагаемый ответ детей: это электрические приборы.

Воспитатель:  а мне сегодня с утра письмо от Симки пришло.

видеозапись на экране от Симки: ребята, кто-то из страны Электряндии украл все электричество. Нолик пошел в эту страну и там потерялся, ребята помогите ему!!!!!

Воспитатель: ребята, нас просят о помощи. Что будем делать?

Предполагаемый ответ детей: поможем Нолику и Симке.

Воспитатель: тогда  отправляемся в путешествие. Симка прислала нам в помощь вот такой «помогатор».  Посмотрите, что там есть (рассматривают и называют: батарейки, лампочки, фонарик).

Обращение к презентации: видео №1 - Симка.

Обсуждение проблемы и принятие цели детьми.

1,5 мин

3.

Экспериментирование с лампочкой и батарейкой.

Воспитатель: а давайте проверим, работают они или нет.

(проводим опыт с батарейкой и лампочкой,

подведение итогов: у кого горит? у кого не получилось?

почему не получилось? в каких случаях лампочка может не загореться?)

Воспитатель: а вот и фонарик, он укажет нам путь (пробую включить). Ой, не работает.  Как вы думаете, почему???  

Предполагаемый ответ детей: там нет батареек

Воспитатель: что надо сделать?

Предполагаемый ответ детей: надо вставить батарейки.

(вставляем батарейки в фонарик, он светит, и дети идут по

лучу под музыкальное сопровождение и попадают в город Загадка)

Совместная деятельность, самостоятельное экспериментирование детьми, рассуждения детей о результатах.

5 мин.

4.

Путешествие

по стране Электряндия.

Город Загадка

Воспитатель: вот мы и попали в город Загадок.

(работа возле оформленного стенда)

Воспитатель: и первое задание - загадки:

Летом папа наш привез в белом ящике мороз.
И теперь мороз седой дома летом и зимой.

Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты (холодильник)

Гладит хлопок он и шерсть.
Хвостик сзади с вилкой есть.
На кораблик он похож,
Обожжёшься, коль возьмёшь.
Он вещам помятым друг.
Называется…
(утюг) 

Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино (телевизор)

Вопрос - ответ, хоровые и индивидуальные ответы.

3 мин.

Воспитатель: следующее задание называется "Найди все приборы",  надо назвать все приборы, которые изображены на картинке  и закрасить чайник (раздаточный материал на каждого ребенка).

Индивидуальные ответы и работа с карандашами за столами.

2 мин

Динамическая пауза 1

Воспитатель: мы все задания здесь преодолели, пора двигаться дальше, "Электрический портал" нам в этом поможет.

Дети пролезают в обруч  под музыкальное сопровождение.

0,5 мин

Город  "Умные приборы"

Воспитатель: Вот мы и попали в город Умных приборов.

Воспитатель: вот и первое задание. Для этого задания вам надо разделиться на пары так, чтобы в каждой паре был один ребенок из старшей группы, а один из подготовительной. Задание такое: надо собрать прибор и назвать его правильно, старшая группа начинает, подготовительная помогает и проверяет.

1.  "Собери прибор" (разрезанные картинки работа в паре);

2. "Один - три - пять" (по собранным картинкам  ст. гр. - 3, подг. гр. - 5)

Работа в парах, дети размещаются по своему желанию и выполняют задания.

5 мин.

Воспитатель: но это еще не все, следующее задание "Четвертый лишний", если вы выполните всё задание правильно, то вы увидите, кто же это украл все электричество

3."Четвертый лишний"  на экране (4 картинки).

Воспитатель: так вот этот злодей, вы его знаете?

Предполагаемый ответ детей: это Мегамозг.

Воспитатель: ребята, а давайте обратимся к Мегамозгу : Мегамозг верни нам ток, дай нам чудо-проводок (дети хором повторяют)

Все перемещаются к экрану, обращение к презентации: игра "Четвертый лишний",  индивидуальные ответы, хоровое закрепление звука [M].

3 мин.

Динамическая пауза 2

Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот и провод. Давайте поиграем в игру "Ток бежит по проводам".

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.

Дети, держатся за узелки на проводе, передвигаясь по кругу со словами.

0,5 мин.

Город Волшебное электричество

Воспитатель: Вот мы и попали в город "Волшебное электричество", что же здесь нас ожидает?

 на экране видеозапись, где  злой гений Мегамозг говорит, что Нолик у него и он не запустит электричество и приборы не будут работать, пока дети не справятся с его заданием.

находят конверт с изображением Мегамозга с картинками.

Воспитатель: ребята, а задание такое: надо  назвать правила безопасного использования электроприборов (на экране),  а вот эти схемы - помощники помогут отвечать полным предложением.

( 3 правила - индивидуальные и хоровые ответы)

Обращение к презентации: видео №2 - Мегамозг, работа с плакатом "Осторожно - высокое напряжение"в презентации, и по схемам.

3 мин.

5.

Выход из игровой ситуации

Воспитатель: давайте посмотрим, помогли ли мы, Нолику.

видеозапись:  Нолик хвалит детей и  говорит всем спасибо, потому что они справились со всеми заданиями. Прощается с детьми.

через "Электрический портал"- обруч  

под музыкальное сопровождение оказываемся в группе

Воспитатель: вот мы с вами и вернулись из путешествия, вам понравилось?

Предполагаемый ответ детей: да.

Обращение к презентации: видео №3 - Нолик, выход из игровой ситуации.

1 мин.

6.

Рефлексия

Воспитатель: Я рада, что вам понравилось спасать Нолика. А какое задание вам больше всего понравилось или запомнилось? Что было сложно сделать? (ответы детей - за ответы - смайлики)

Подведение итогов воспитателем: вы сегодня старались, ...оценка деятельности детей...  Спасибо вам за работу!

Работа в кругу, речевое взаимодействие всех участников занятия.

2,5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность (НОД)

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)  пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит,...

Как подготовить и провести занятие

Что необходимо знать при подготовке и проведении занятия?Это вы найдете в этой статье.Особенно актуальна для начинающих  воспитателей....

Консультация для молодых педагогов "Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность "

Каждое НОД должно содержать что-­то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, при...

Рекомендации "Как подготовить и провести занятие"

Рекомендации по подготовке и провении занятия для начинающих педагогов...

Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность (НОД)?

Как подготовить и провести непосредственно образовательную деятельность (НОД)?I. Определение темы и ведущих понятий1. Четко определить и сформулировать тему.2. Определить место темы в учебном плане.3....

"Как подготовить и провести занятие"

Здесь содержится материал в помощь воспитателям...