"Интеграция образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье ", "Безопасность" в работе с детьми дошкольного возраста"
статья по теме

Выступление на заседании городского методического центра для начинающих воспитателей ДОУ

«Интеграция образовательных областей

«Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье» в работе с детьми  дошкольного возраста»

Кислякова О.Ю., старший воспитатель

 

    В современный период в России возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре работы дошкольного учреждения.

Интеграция в образовательном процессе - особо выстроенный структурный процесс, направленный:

-на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;

-развитие умения  применять знания из различных областей в решение конкретной задачи;

-формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации работы с детьми внутри коллектива педагогов. Он предполагает планирование специальных занятий по теме, общей для нескольких педагогов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время, специальную подготовку детей к процессу восприятия, пониманию и осмыслению информации, формированию у них первых понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом.

Оснований, по которым составляется перечень образовательных задач, две. Первое основание – деятельностный  подход. Каждая образовательная область, направлена на развитие какой либо детской деятельности и основана на ней:  «Физическая культура» -  двигательной, «Социализация» - игровой, «Труд» - трудовой, «Коммуникация» - коммуникативной, «Познание» - познавательно- исследовательской, «Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы, как особого вида детской деятельности, «Музыка»- музыкально – художественной, «Художественное творчество»- продуктивной.

Второе основание - выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого - педагогической работы (помимо общеразвивающих, на решение, которых направлено все содержание дошкольного образования).

        Образовательные области - «Здоровье» и «Безопасность» не являются вполне образовательной, так как наряду с задачами психолого - педагогической работы по формированию культурных навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни, предусматривает решение оздоровительных задач направленных на сохранение и укрепление здоровье детей. Причем удельный вес профилактической и оздоровительной работы достаточно высок, так как разговор о здоровье подрастающего поколения в сфере образования необходимо начинать минимум с дошкольного возраста.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Выделение  «Безопасности» из области «Социализация» в отдельную образовательную область - во многом особый социальный заказ семьи, общества и государства, обуславливающий важность и актуальность ее реализации. Есть и еще один фактор, повлиявший на обособление данной образовательной области. Это - определенная сложность работа педагогов: возрастные особенности детей дошкольного возраста не являющие благодатной почвой для решения задач области «Безопасность». Нормально развивающийся ребенок-дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру. Ему в целом свойственно ощущение безопасности, в том числе и в общении с незнакомыми людьми, и в различных опасных ситуациях (в быту, в природе, на улице). К тому же безопасность дошкольника, во многом определяется и зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий обеспечивающих безопасность в окружающем мире.

Все образовательные области взаимосвязаны между собой. К примеру: содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация»

Примерные виды интеграции образовательной области «Здоровье»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

 

«Физическая культура»

Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека (ЗОЖ)

«Социализация»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 

«Художественное творчество»

Использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»

«Труд»

Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В связи с результатами и выводами проведенного анализа соответствия содержания образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», реализуемых в настоящее время программ Федеральным государственным требованиям, руководители и педагоги дошкольных учреждений могут ориентироваться на следующие программно-методические источники (см. приложение).

Содержание образовательной области «Физическая культура»- интегрируется с содержанием образовательных областей: «Здоровье», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».

                                                               Примерные виды интеграции образовательной области «Физическая культура»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

 

«Здоровье»

Решение общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья

«Музыка»

Развитие музыкально- ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств

«Познание»

В части двигательной активности, как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение

«Социализация»

Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности

«Труд»

Накопление опыта двигательной активности

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 

«Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»

Развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей

 

 

 

 

Содержание образовательной области» Безопасность» интегрируется с содержанием образовательных областей «Коммуникация», «Труд», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Примерные виды интеграции образовательной области «Безопасность»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

 

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания

«Труд»

Формирование представлений  и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности

«Познание»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы

«Социализация»

Формирование первичных представлений о себе,  тендерных особенностях,  семье,  социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания

«Здоровье»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира

Для дополнения содержания учебного материала по образовательной области «Безопасность» рекомендуется использовать дополнительную учебно-методическую литературу (см. приложение).

       Наше дошкольное учреждение с 2000 года имеет статус «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

 Детский сад работает в режиме инновационной деятельности по теме «Оптимизация процесса оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения».     Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность с учетом федеральных государственных требований  коллектив дошкольного учреждения в процессе инновационной деятельности выдвигаетна первый план задачи укрепле­ния здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни с вовлечением всех участников образовательного процесса.           Реализацию этих областей мы начали с пересмотра перспективных планов. Были разработаны планы: инструктором по физкультуре по образовательной области «Физическая культура» и педагогами  по областям «Здоровье» и «Безопасность» в соответствии с требованиями ФГТ (приказ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"), которые осуществляются в совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности.

Тематическая интеграция образовательных областей начинается с момента адаптации в детском саду детей раннего возраста.

Вся деятельность с дошкольниками строится на единой теме. Тем самым мы поддерживаем интерес у детей в течение всего прибивания в детском саду, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого ребенка.

Все, что окружает ребенка, является объектом приложения его сил. Поэтому правильно организованная среда является гарантией, а грамотно подобранное оборудование способствует расширению диапазона двигательной активности и сохранению здоровья дошкольников.

Для организации самостоятельной, индивидуальной деятельности в группе нами создана предметно - развивающая среда: физкультурно-оздоровительные уголки, уголок по ПДД, уголки «Поликлиника», «Аптека» и др. Пособия и нетрадиционное оборудование в уголках изготовлено руками педагогов  совместно с родителями. В группах имеются тематические настольные и дидактические игры, альбомы, таблицы, модели (в соответствии с возрастом детей). Педагоги обращают внимание и на создание благоприятных условий в помещении: в каждой группе имеется люстра Чижевского, бактерицидные лампы.

       В рамках реализации образовательных областей «Физическая культура», «Безопасность» и «Здоровье» программа «Детство (под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой) предусматривает организацию:

* образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения;

*образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

        *   в самостоятельной деятельности детей;

* в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации про­граммы.

В старшем дошкольном возрасте организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно – познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.

Интеграция областей физического направления происходит:

во время занятий физическими упражнениями (утренней гимнастикой, физической культурой,  гимнастикой после сна,  подвижными и спортивными играми);

 проведения закаливающих процедур (прогулок на свежем воздухе, водных процедур, воздушных ванн и т.п.);

внедрения в работу с дошкольниками нетрадиционных форм оздоровления (дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, различных видов массажа).

Традиционным стало проведение в дошкольном учреждении Дней здоровья, Малой Олимпиады (зимней и летней), праздников и развлечений, где прослеживается в тесном контакте интеграция всех областей. Тематика физкультурно-оздоровительных досугов разнообразна.

В рамках проведения Дня здоровья в средней группе был проведен оздоровительный досуг «Прогулка в лесу». В целях формирования у детей представления о здоровье, как одно из ценностей жизни, педагог использовала дыхательную гимнастику, пальчиковую игру «Шишки», физкультминутку «Гимнастика для лесных зверушек», оздоровительные игры по Галанову А. С. («Сова и мыши», «Собери шары»).

Дети старшего дошкольного возраста участвовали в музыкально-спортивном празднике «День здоровья», в подготовке и проведении которого приняли участие физинструктор, музыкальный руководитель, воспитатели.  С участниками команд «Айболит» и «Мойдодыр» была проведена викторина «Что, мы знаем о здоровье», комплекс гимнастики для глаз,    игровой самомассаж ушных раковин, игры - эстафеты: «Заморочки из мешочка», «Веселый кенгуру», «Полоса препятствий». Прозвучали стихи и песни о спорте. На каждом этапе соревнований дети получали сувениры. Победители были награждены дипломами за участие и хорошие результаты. Дети получили знания о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.

Условия, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его сча­стье и здоровье. Вот почему так важно тесное взаимодействие образовательного учреждения (детского сада, а потом школы) с семьей ребенка. Родители должны стать главными помощниками в воспитании здорового ребенка, формировании у детей  ценностей здорового образа жизни.

Работа строится на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику («О закаливании детей», «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?). Вопросы физического развития, безопасности и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В каждой группе нашего дошкольного учреждения для родителей оформлен уголок «Здоровье», где выставляется наглядная агитация: рукописные газеты, буклеты, консультации.

 Родители совместно с детьми принимают участие в конкурсах: «Генеалогическое спортивное древо семьи», «Создание безопасного маршрута «Детский сад – дом», проявляя при этом творческие навыки, изучают историю семьи , закрепляют навыки безопасного поведения в условиях города.

Родителей привлекаем  к участию в совместных занятиях, досугах, праздниках.

 Недавно был проведен досуг «Путешествие в страну Светофора», в котором принимали участие педагоги, родители и дети. С участниками была проведена викторина «Дорожные знаки», игры – эстафеты «Зебра», «Автобусная остановка» «Самокаты». Родители вместе с детьми отгадывали загадки, с большим  удовольствием     участвовали  в соревнованиях. Дети совместно с родителями подготавливали выставку с рисунками «Наш друг Светофор». И дети, и родители получили возможность убедиться в том, что знание и соблюдение правила дорожного движения, безопасное поведение на улице - одна из основ сохранения здоровья, благополучного будущего взрослых и детей.

В итоге можно сделать вывод, что интеграция образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура» приносит свои результаты: дети учатся думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

В заключение своего выступления мне хочется пожелать всем педагогам успехов в освоении общеобразовательных программ, обновленных с учетом требований ФГТ, организации образовательного процесса, интересных и содержательных форм работы с детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

В данном материале изложеныны все этапы реализации использования фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Презентация. Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация к образовательному проекту: "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...

Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»

Мастер - класс«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»...

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...


 

Комментарии

Зосимова Анастасия Владимировна

Статья интересная, использовала ее в качестве дополнения к семинару.спасибо