"Интеграция образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье ", "Безопасность" в работе с детьми дошкольного возраста"
статья по теме
Выступление на заседании городского методического центра для начинающих воспитателей ДОУ
«Интеграция образовательных областей
«Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье» в работе с детьми дошкольного возраста»
Кислякова О.Ю., старший воспитатель
В современный период в России возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре работы дошкольного учреждения.
Интеграция в образовательном процессе - особо выстроенный структурный процесс, направленный:
-на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;
-развитие умения применять знания из различных областей в решение конкретной задачи;
-формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.
Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации работы с детьми внутри коллектива педагогов. Он предполагает планирование специальных занятий по теме, общей для нескольких педагогов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время, специальную подготовку детей к процессу восприятия, пониманию и осмыслению информации, формированию у них первых понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом.
Оснований, по которым составляется перечень образовательных задач, две. Первое основание – деятельностный подход. Каждая образовательная область, направлена на развитие какой либо детской деятельности и основана на ней: «Физическая культура» - двигательной, «Социализация» - игровой, «Труд» - трудовой, «Коммуникация» - коммуникативной, «Познание» - познавательно- исследовательской, «Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы, как особого вида детской деятельности, «Музыка»- музыкально – художественной, «Художественное творчество»- продуктивной.
Второе основание - выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого - педагогической работы (помимо общеразвивающих, на решение, которых направлено все содержание дошкольного образования).
Образовательные области - «Здоровье» и «Безопасность» не являются вполне образовательной, так как наряду с задачами психолого - педагогической работы по формированию культурных навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни, предусматривает решение оздоровительных задач направленных на сохранение и укрепление здоровье детей. Причем удельный вес профилактической и оздоровительной работы достаточно высок, так как разговор о здоровье подрастающего поколения в сфере образования необходимо начинать минимум с дошкольного возраста. Выделение «Безопасности» из области «Социализация» в отдельную образовательную область - во многом особый социальный заказ семьи, общества и государства, обуславливающий важность и актуальность ее реализации. Есть и еще один фактор, повлиявший на обособление данной образовательной области. Это - определенная сложность работа педагогов: возрастные особенности детей дошкольного возраста не являющие благодатной почвой для решения задач области «Безопасность». Нормально развивающийся ребенок-дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру. Ему в целом свойственно ощущение безопасности, в том числе и в общении с незнакомыми людьми, и в различных опасных ситуациях (в быту, в природе, на улице). К тому же безопасность дошкольника, во многом определяется и зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий обеспечивающих безопасность в окружающем мире.
Все образовательные области взаимосвязаны между собой. К примеру: содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как: «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация»
Примерные виды интеграции образовательной области «Здоровье»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
| |
«Физическая культура» | Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей |
«Познание» | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека (ЗОЖ) |
«Социализация» | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ |
«Безопасность» | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
| |
«Художественное творчество» | Использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье» |
«Труд» | Накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда |
«Чтение художественной литературы» | Использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье» |
В связи с результатами и выводами проведенного анализа соответствия содержания образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», реализуемых в настоящее время программ Федеральным государственным требованиям, руководители и педагоги дошкольных учреждений могут ориентироваться на следующие программно-методические источники (см. приложение).
Содержание образовательной области «Физическая культура»- интегрируется с содержанием образовательных областей: «Здоровье», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд».
Примерные виды интеграции образовательной области «Физическая культура»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
| |
«Здоровье» | Решение общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья |
«Музыка» | Развитие музыкально- ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств |
«Познание» | В части двигательной активности, как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение |
«Социализация» | Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности |
«Труд» | Накопление опыта двигательной активности |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
| |
«Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» | Развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей
|
Содержание образовательной области» Безопасность» интегрируется с содержанием образовательных областей «Коммуникация», «Труд», «Познание», «Социализация», «Здоровье».
Примерные виды интеграции образовательной области «Безопасность»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
| |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания |
«Труд» | Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности |
«Познание» | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы |
«Социализация» | Формирование первичных представлений о себе, тендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания |
«Здоровье» | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
| |
«Чтение художественной литературы» | Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира |
Для дополнения содержания учебного материала по образовательной области «Безопасность» рекомендуется использовать дополнительную учебно-методическую литературу (см. приложение).
Наше дошкольное учреждение с 2000 года имеет статус «Детский сад №41 присмотра и оздоровления» с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
Детский сад работает в режиме инновационной деятельности по теме «Оптимизация процесса оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения». Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность с учетом федеральных государственных требований коллектив дошкольного учреждения в процессе инновационной деятельности выдвигаетна первый план задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни с вовлечением всех участников образовательного процесса. Реализацию этих областей мы начали с пересмотра перспективных планов. Были разработаны планы: инструктором по физкультуре по образовательной области «Физическая культура» и педагогами по областям «Здоровье» и «Безопасность» в соответствии с требованиями ФГТ (приказ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"), которые осуществляются в совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности.
Тематическая интеграция образовательных областей начинается с момента адаптации в детском саду детей раннего возраста.
Вся деятельность с дошкольниками строится на единой теме. Тем самым мы поддерживаем интерес у детей в течение всего прибивания в детском саду, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого ребенка.
Все, что окружает ребенка, является объектом приложения его сил. Поэтому правильно организованная среда является гарантией, а грамотно подобранное оборудование способствует расширению диапазона двигательной активности и сохранению здоровья дошкольников.
Для организации самостоятельной, индивидуальной деятельности в группе нами создана предметно - развивающая среда: физкультурно-оздоровительные уголки, уголок по ПДД, уголки «Поликлиника», «Аптека» и др. Пособия и нетрадиционное оборудование в уголках изготовлено руками педагогов совместно с родителями. В группах имеются тематические настольные и дидактические игры, альбомы, таблицы, модели (в соответствии с возрастом детей). Педагоги обращают внимание и на создание благоприятных условий в помещении: в каждой группе имеется люстра Чижевского, бактерицидные лампы.
В рамках реализации образовательных областей «Физическая культура», «Безопасность» и «Здоровье» программа «Детство (под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой) предусматривает организацию:
* образовательной деятельности, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения;
*образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
* в самостоятельной деятельности детей;
* в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
В старшем дошкольном возрасте организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно – познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.
Интеграция областей физического направления происходит:
во время занятий физическими упражнениями (утренней гимнастикой, физической культурой, гимнастикой после сна, подвижными и спортивными играми);
проведения закаливающих процедур (прогулок на свежем воздухе, водных процедур, воздушных ванн и т.п.);
внедрения в работу с дошкольниками нетрадиционных форм оздоровления (дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, различных видов массажа).
Традиционным стало проведение в дошкольном учреждении Дней здоровья, Малой Олимпиады (зимней и летней), праздников и развлечений, где прослеживается в тесном контакте интеграция всех областей. Тематика физкультурно-оздоровительных досугов разнообразна.
В рамках проведения Дня здоровья в средней группе был проведен оздоровительный досуг «Прогулка в лесу». В целях формирования у детей представления о здоровье, как одно из ценностей жизни, педагог использовала дыхательную гимнастику, пальчиковую игру «Шишки», физкультминутку «Гимнастика для лесных зверушек», оздоровительные игры по Галанову А. С. («Сова и мыши», «Собери шары»).
Дети старшего дошкольного возраста участвовали в музыкально-спортивном празднике «День здоровья», в подготовке и проведении которого приняли участие физинструктор, музыкальный руководитель, воспитатели. С участниками команд «Айболит» и «Мойдодыр» была проведена викторина «Что, мы знаем о здоровье», комплекс гимнастики для глаз, игровой самомассаж ушных раковин, игры - эстафеты: «Заморочки из мешочка», «Веселый кенгуру», «Полоса препятствий». Прозвучали стихи и песни о спорте. На каждом этапе соревнований дети получали сувениры. Победители были награждены дипломами за участие и хорошие результаты. Дети получили знания о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.
Условия, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребенок, зависят от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Вот почему так важно тесное взаимодействие образовательного учреждения (детского сада, а потом школы) с семьей ребенка. Родители должны стать главными помощниками в воспитании здорового ребенка, формировании у детей ценностей здорового образа жизни.
Работа строится на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику («О закаливании детей», «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?). Вопросы физического развития, безопасности и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В каждой группе нашего дошкольного учреждения для родителей оформлен уголок «Здоровье», где выставляется наглядная агитация: рукописные газеты, буклеты, консультации.
Родители совместно с детьми принимают участие в конкурсах: «Генеалогическое спортивное древо семьи», «Создание безопасного маршрута «Детский сад – дом», проявляя при этом творческие навыки, изучают историю семьи , закрепляют навыки безопасного поведения в условиях города.
Родителей привлекаем к участию в совместных занятиях, досугах, праздниках.
Недавно был проведен досуг «Путешествие в страну Светофора», в котором принимали участие педагоги, родители и дети. С участниками была проведена викторина «Дорожные знаки», игры – эстафеты «Зебра», «Автобусная остановка» «Самокаты». Родители вместе с детьми отгадывали загадки, с большим удовольствием участвовали в соревнованиях. Дети совместно с родителями подготавливали выставку с рисунками «Наш друг Светофор». И дети, и родители получили возможность убедиться в том, что знание и соблюдение правила дорожного движения, безопасное поведение на улице - одна из основ сохранения здоровья, благополучного будущего взрослых и детей.
В итоге можно сделать вывод, что интеграция образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура» приносит свои результаты: дети учатся думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.
В заключение своего выступления мне хочется пожелать всем педагогам успехов в освоении общеобразовательных программ, обновленных с учетом требований ФГТ, организации образовательного процесса, интересных и содержательных форм работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
В данном материале изложеныны все этапы реализации использования фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...
Презентация. Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Презентация к образовательному проекту: "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...
Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов....
Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»
Мастер - класс«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»...
Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »
Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса &raq...
Семинар : «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста» Особенности технологии «Образовательное событие»
МДОАУ детский сад « Тополёк» Ясненский городской округ....
Комментарии
Статья интересная,
Статья интересная, использовала ее в качестве дополнения к семинару.спасибо