семинар "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
методическая разработка на тему
В настоящее время, во время модернизации дошкольного образования вопрос здоровья педагогов всает наиболее остро. Ведь от того насколько педагог комфортно чувствует себя на рабочем месте, настолько комфортно и детям. Данный семинар-тренинг поможет педагогам справиться с эмоциональным выгоранием, то есть предупредить синдром выгорания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_sindrom_professionalnogo_vygoraniya.doc | 128.5 КБ |
simptomy.doc | 703.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
ПРОФИЛАКТИКА
СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
БОЛЬШАКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
2012г.
Цель: формирование у воспитателей знаний о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению; проведение тренинга на предупреждение синдрома выгорания; создание условий для личностного роста участников тренинга и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Задачи:
1.Принять себя, свои достоинства и недостатки, осознать собственную ценность и уникальность.
2.Научиться спокойно относиться к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста, выработать способность в сложной ситуации находить для себя смысл.
3.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.
4.Развивать рефлексию, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
5.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуаций, позитивность и рациональность мышления.
6.Научить эффективно использовать способы снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.
Содержание мероприятия:
1.Введение понятия «синдром профессионального выгорания». Его признаки и факторы – старший воспитатель Большакова О.Н.
2.Самодиагностика «Выгорание» - старший воспитатель Большакова О.Н.
3.Проведение игр и упражнений на сплочение педагогического коллектива.
4.Физическая разгрузка – инструктор по физической культуре Цыберт Н.В.
4.Проведение техник на снятие психоэмоционального напряжения. – старший воспитатель Большакова О.Н.
5.Фиточай – медицинская сестра Цымлякова М.П.
что такое эмоциональное выгорание?
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
«Эмоциональное выгорание» - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействие. «Выгорание» - это ответ на хроническое эмоциональное напряжение.
Термин «эмоциональное выгорание» впервые был употреблен американским психиатром X. Фрей-денбергером в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально термин определялся как состояние изнеможения, истощения, ощущение собственной бесполезности.
Симптомы эмоционального выгорания К. Маслач (1978 г.) и Е. Малер (1983 г.) условно разделяют на три группы.
Физические симптомы: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, одышка.
Психологические симптомы: негативное отношение к клиентам и к самой работе, агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев), упадническое настроение и связанные с ним цинизм, пессимизм, чувство безнадежности и бессмысленности существования, апатия, депрессия, чувство вины, общая негативная установка на жизненные перспективы. Человек испытывает двойственное состояние: вроде бы все хорошо, но скучно и пусто на душе. Все чаще коллегам и домочадцам хочется сказать: «Ну не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».
Поведенческие симптомы: восприятие репертуара рабочих действий как скудного, стремление пораньше уйти с работы, установить дистанцию в общении с клиентами и коллегами, неприязнь к исполнению профессиональных обязанностей и желание скорее «расправиться» с этим (иногда человек ищет душевное успокоение в алкоголе).
Все эти признаки или их часть люди часто списывают на авитаминоз, сезонную депрессию, недосыпание, загруженность рабочими и домашними делами, а некоторые стараются не придавать усталости особого значения («А с кем не бывало? Работоспособность имеет свойство снижаться и повышаться!»). Но в случае эмоционального выгорания речь идет об интенсивных, частых, продолжительных проявлениях, которые причиняют человеку дискомфорт и как следствие приводят к чрезмерному напряжению, психологическому и физическому истощению.
Эмоциональное выгорание не наступает вдруг, это явление накопительного характера. По словам К. Маслач, выгорание можно приравнять к дистрессу и выделить его этапы в полном соответствии с механизмом развития стресса.
На первом этапе развивается нервное (тревожное) напряжение, которое создают хроническая отрицательная психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная от ветственность, трудность контингента. Симптомы физического и психологического выгорания проявляются умеренно, недолго, случайно. Чувствуя усталость, работник начинает заботиться о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе.
Второй этап - это резистенция, т.е. сопротивление. Человек пытается - более или менее успешно - оградить себя от неприятных впечатлений. Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции, даже после длительного сна и выходных.
Третий этап характеризуется истощением, оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса. Это следствие того, что сопротивление оказалось неэффективным. Признаки и симптомы третьего этапа выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не дают результата, а профессиональная помощь не приносит облегчения. Человек может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и даже жизни. Таким образом, согласно современным исследованиям, синдром выгорания понимается как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в эмоциональном, умственном истощении, физическом утомлении, личностной отстраненности и снижении удовлетворения исполнением работы (Г.А. Макарова).
причины эмоционального выгорания воспитателей доу
После того как феномен эмоционального выгорания стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих его развитию. К. Маслач и М.Лейтер утверждают, что выгорание - результат несоответствия между личностью и работой.
- требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами (не справляется со сложной работой и испытывает стресс от неудачи или, наоборот, легко справляется с заданиями и чувствует рутину, скуку, не испытывая удовлетворения от труда);
- желанием иметь интересную работу и хорошо зарабатывать и неудовлетворенностью профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, низкой результативности своего труда, плохими условиями труда и т.д.;
- стремлением иметь большую степень самостоятельности и жесткой политикой администрации и контролем;
- объемом работы и нереальными сроками ее выполнения;
- трудом и вознаграждением;
- желанием положительного взаимодействия и отсутствием такового;
- желанием справедливости на работе и ее отсутствием;
- необходимостью работать с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными результатами такой работы;
- этическими принципами и принципами личности и требованиями работы.
причины возникновения синдрома эмоционального выгорания у воспитателей
1. Часто переживаемое чувство тревожности, связанное с ответственностью за жизнь и здоровье вверенных педагогу детей.
2. Необходимость ежедневного эмоционального «присоединения» к детям, сопереживания и сочувствия им.
3. Беспокойство за соблюдение санитарно-гигиенических требований и создание оптимальных психолого-педагогических условий содержания детей в ДОУ.
4. Ощущение беспокойства по поводу качества учебных занятий: интересно ли детям и понятно ли то, что я объясняю? не окажутся ли задания слишком легкими или слишком трудными для детей? смогу ли дать точные ответы на вопросы детей? справедливо ли всех оцениваю? не обижу ли ребенка замечанием? успею ли за время занятия реализовать все задуманное? И т.п.
- Переживание персональной ответственности за результаты обучения детей, поступающих в школу: соответствует ли уровень интеллектуального, эмо ционально-волевого, социального развития выпуск ников моей группы требованиям и ожиданиям учи телей начальной школы?
- Переживания, связанные с налаживанием отно шений с родителями воспитанников. Иногда без помощи родителей не обойтись, а те, на кого педагог рассчитывал, отказались. Такая позиция родителей может огорчать педагога, он чувствует себя обману тым, брошенным, беззащитным и даже неуспешным, так как причину неудавшегося сотрудничества с ро дителями видит в себе.
- Переживания по поводу восприятия собствен ной личности значимыми людьми. Идеальной явля ется ситуация, когда воспитатель пользуется уваже нием детей, их родителей, коллег и воспринимается администрацией как опытный, ценный для ДОУ спе циалист. Каждый педагог к этому стремится и тратит массу энергии на завоевание любви ближнего. Когда внимания, авторитета и благодарности меньше, чем хочется, педагогу кажется, что его недооценили. Самый большой вред здоровью причиняет обида и разочарование.
- Ревностное отношение педагогов с большим стажем к успехам молодых коллег. Есть всего лишь две стратегии, чтобы быть недосягаемым для соперника: 1) быстро бежать самому; 2) не давать бежать другим. Молодые переживают потому, что не хотят мириться с необоснованными придирками, замечаниями, ограничением их творчества и усилий, направленных на достижение успеха, а педагоги предпенсионного возраста переживают потому, что защищают свой авторитет и боятся, что молодежь будет представлять большую ценность для ДОУ.
Все эти факторы отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии педагога, так и на исполнение профессиональных обязанностей и ухудшают отношения с окружающими.
Чтобы определить, грозит ли Вам синдром «профессионального выгорания» заполним экспресс-анкету «выгорания»
Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду люди, с которыми вы работаете.
№ | да | нет | |
1 | Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. | ||
2 | Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место). | ||
3 | Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). | ||
4 | Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь. | ||
5 | Моя работа притупляет эмоции. | ||
6 | Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой. | ||
7 | Я бы сменил место работы, если бы представилась такая возможность. | ||
8 | Иногда самое обыденное общение на работе вызывает раздражение. | ||
9 | При воспоминании о некоторых коллегах по ра боте или партнерах у меня портится настроение. | ||
10 | Конфликты или разногласия с коллегами от нимают много сил и эмоций. | ||
11 | Обстановка на работе мне кажется очень слож ной и напряженной. | ||
12 | У меня часто возникают тревожные предчувст вия, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все. | ||
13 | Я очень переживаю за свою работу. | ||
14 | При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повыша ется давление, появляется головная боль. | ||
15 | У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. | ||
16 | Последнее времй меня преследуют: неудачи на работе. | ||
17 | Усталость от работы приводит к тому, что я ста раюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. | ||
18 | На работе я испытываю постоянные физичес кие или психологические нагрузки. | ||
19 | Я часто работаю через силу. | ||
20 | Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился. |
Подсчитайте количество утвердительных ответов и определите уровень эмоционального выгорания (каждый утвердительный ответ - 1 балл).
Уровни: от 6 до 0 баллов - низкий уровень эмоционального выгорания, синдром выгорания Вам не грозит.
от 13 до 7 баллов - средний уровень эмоционального выгорания, вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел, либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.
от 20 до 14 баллов - высокий уровень эмо ционального выгорания, положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек, нужно, чтобы он не погас.
А чтобы действительно этот огонек не погас, предлагаю вам некоторые приемы снятия психоэмоционального выгорания.
Игра «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа
«Психологическая зарядка»
Цель: помочь овладеть приемами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала.
Выполнение:
- Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя!»
- Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем!»
- Ноги на ширине плеч, локти сведены, делать наклоны туловища вправо-влево, повторить: «Каждый день чудесен!»
- Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я – королева!» (правая нога, левая нога).
- Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются!»
- Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы!»
- Массируя мочки ушей, зажмуривая, попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно!»
- Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима!» (затем левой рукой – правый локоть)
- Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается!»
Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна!»
Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Время: 2-5 минут
Процедура:
Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8.
Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
- Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
- Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
- Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
Упражнение «Островки»
Цель: всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети).
Материалы: газеты.
Время: 5-10 минут
Процедура: Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.
Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
Проводит Цыберт Наталья Витальевна
Суставная гимнастика - комплекс плавных, щадящих движений, направленных на укрепление связок и суставов, развитие гибкости и на повышение мышечного тонуса. Суставная гимнастика делает тело сильным, красивым, закладывает основу для дальнейшего физического и духовного развития. Дает суставная гимнастика и психологический эффект: повышает жизненный тонус и активность, улучшает настроение, воспитывает волю и уверенность в себе.
Рекомендации
• Суставной гимнастикой лучше всего заниматься утром, можно и в течение дня или вечером, но не позднее чем за час до сна и не раньше чем через 2,5-3 часа после приема пищи.
• Последовательность упражнений ме нять нельзя.
• Дышать только через нос, кроме особо оговоренных случаев.
• При выполнении суставной гимнасти ки нельзя задерживать дыхание.
Ходьба и бег
Ходьба и бег помогает подготовить организм к нагрузкам.
И.п.-ходьба на месте, не сгибая ноги в коленях. Корпус остается неподвижным, бедра поднимаются как можно выше. Наступать на всю ступню надо с акцентом на пятку. Сделать 10-20 шагов на месте каждой ногой. Бег также выполняется, не сгибая коленей. 20-30 секунд.
Упражнения для суставов рук. Кисти.
1. И.п. - о.с. 1-10 - сжимать-разжимать пальцы ритмично, как можно быстрее;
11-12 - и.п. Акцент - на сжимании паль цев в кулак (хватательные движения).
2. И.п. - ноги вместе, руки вытянуть впе ред ладонями вниз. 1—5- каждым пальцем по очереди выполнять движение, как будто кого-то щелкаем по лбу; 6-8 - и.п.
3. И.п. - ноги вместе, кисти сжаты в кулак. 1-4- вращать кулаками по кругу максималь ного диаметра в одну сторону; 5-8 - то же в другую сторону; 9-12 - и.п.
Плечевые суставы.
1. И.п. - то же, голова прямо. 1-4 - плечи тянуть вперед навстречу друг другу; 5-6 -легкое расслабление; 7-10-с новым усили ем тянуть плечи навстречу друг другу (до полнительное напряжение); 11-12 - и.п.
2. И.п. - то же.1-4 - плечи тянуть назад (лопатки «наезжают» одна на другую); 5-6 - легкое расслабление.
3. И.п. - то же.1-4 - тянуть плечи вверх, стараться дотянуться до ушей; 5- 6 - слег ка ослабить напряжение; 7-10 - снова тя нуться к ушкам; 11-12- и.п.
4. И.п. - то же. 1—4 - круговые движения плечами вперед; 5-8 - круговые движения плечами назад (амплитуда максимальная); 9-10 - и.п.
Упражнения для суставов ног. Голеностопные суставы.
1. И.п. - о.с, стопы вместе, параллельно друг другу, руки свободно опущены. Шея, спина, голова на одной прямой. Туловище расслабленно. 1-20 – подниматься на носки и опускаться на всю стопу, пружиня и качаясь, так чтобы пятки только чуть – чуть касались пола, дыхание свободное;
Коленные суставы.
1. И.п. - о.с. 1-2 - сгибать ноги в колен ных суставах («Пружинка»); при этом сто пы от пола не отрывать; 3-4 - и.п. (6 раз.)
2. И.п. - о.с. 1-10 - шагая на месте, де лать резкие движения, свободной ногой на зад, стараясь достать пяткой до ягодицы. Ноги расслаблены, колени вперед не вы двигать. Удары должны быть хлесткими; 11-16 - обычная ходьба на месте (4 раза.)
Ходьба для тренировки тазобедренных суставов.
(упражнения выполняются по 30 секунд каждое)
1. Ходьба на выпрямленных ногах, опи раясь на всю ступню.
2. Ходьба на выпрямленных ногах, опи раясь на пятки.
3. Ходьба на выпрямленных ногах, опи раясь на носки.
4. Ходьба на выпрямленных ногах, опи раясь на внутренние стороны стоп.
5. Ходьба на выпрямленных ногах, опи раясь на внешние стороны стоп.
Колени не сгибать. Плечи не раскачивать.
Упражнения для позвоночника
Перед началом выполнения упражнений для позвоночника надо сделать глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот. Выдох должен быть минимум в 2-3 ра за дольше вдоха. Шейный отдел, (упражнения 1 и 2 выполняются по 5 раз в каждую сторону, упражнения 3 и 4 по 6 раз)
1. И.п. - о.с. 1-2 - наклон головы в пра вую сторону, стараться ухом дотянуться до правого плеча; 3-4 - и.п.; 5-6 - то же к ле вому плечу; 7-8 - и.п.
2. И.п.- то же. 1-4 – вытягивать голову и шею вперед; 5-6 – и.п.
Верхнегрудной отдел позвоночника.
1. И.п. - ноги вместе, руки внизу сцепле ны в замок перед собой. Подбородок при жат к груди. 1-2 - руки тянуть вниз, а зад няя поверхность шеи устремляется вверх. Плечи навстречу друг другу, подбородок, не отрывая от груди, тянуть к пупку; 3-4 -и.п.
2. И.п. - ноги вместе, руки внизу сцепле ны в замок сзади. 1 -2 - руки тянуть вниз, лопатки свести вместе; 3-4 - и.п. Плечи не поднимать, голову не запрокидывать.
3. И.п. - то же. 1-4 - круговые движе ния плечами вперед; 5-8 - то же назад; 9-10 -и.п.
Пояснично-крестцовый отдел позво ночника.
1. И.п. - о.с. 1-4 - круговые движе ния бедрами по часовой стрелке; 5-6 -и.п.; 7-10 - то же против часовой стрел ки; 11-12 - и.п. (В каждую сторону по 4 раза.)
2. И.п. - ноги на ширине плеч (носки чуть повернуты внутрь), правая рука на правлена вертикально вверх, левая опуще на. 1-4 - потянуться, стремясь ладонью коснуться потолка; 5-6 - и.п.; 7-10 - руки поменять; 11-12 - и.п. С каждым разом все больше растягивать и слегка прогибать позвоночник.
Скрутки для всего позвоночника.
1. И.п. - ноги на ширине плеч, стопы «приклеены» к полу, носки слегка внутрь. 1—4 - плавный, медленный, последова тельный поворот корпуса направо; 5-6 -и.п.; 7-10 - то же влево; 11-12 - и.п.
Медитация «Горная вершина» ( под спокойную музыку)
Горная вершина
Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.
Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате
Литература:
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие Пер. с нем. – 4-е изд. – М. Генезис, 2006.
- Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000.
- О.И.Бабич « Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов».Волгоград. Учитель. 2009 г.
- Е.В.Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград. Учитель 2009 г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про...
Исследовательский проект по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ "Территория здоровья"
В общем виде синдром "выгорания" рассматривается как долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности. Наиболее широко эта пр...
Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Приемы эмоциональной саморегуляции .
Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Приемы эмоциональной саморегуляции . Способы повышения самооценки ....
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
Данный конспект предназначен для психологов ДОУ и школьных психологов. Цель данного семинара - создание условий, способствующих профилактики синдрома эмоционального выгорание у педагогов ДОУ и учителе...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания посредством изготовления экзотических сувениров
Цель урока: Цель :Овладение нетрадиционным приёмом снятия стрессового состояния, внутреннего напряжения, установления психического равновесия.Задачи :Познакомить педагогов с нетрадици...
Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...