Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
план-конспект урока по теме
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие-тренинг для педагогов
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Провёл: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Шеремет Т.В.
Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
- Создание условий ,способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;
- Передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
- Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
- Снятие эмоционального напряжения;
- Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.
Ход занятия
1. Упражение-энергизатор
Здравствуйте! Я рада вас всех видеть. Для того, чтобы немного размяться после работы, я предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами и постройтесь по росту» (встаньте слева те, кто одет в брюки, а справа те, на ком платья и юбки; слева – у кого карие глаза, а справа – у кого голубые и зелёные глаза).
2. Знакомство
Перед началом дальнейшей работы, я думаю нам стоит вновь познакомиться. Как правило в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.
Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя своё имя, а также слово, отражающее настроение или состояние (например, Ольга - весёлая).
Игра «Карусель»
Встаньте в шеренгу. Рассчитайтесь на яблоки и груши. Груши остаются на месте, яблоки делают шаг вперёд. Образуем два круга: внутренний и внешний, лицом друг к другу.
По хлопку начинайте обсуждать заявленную тему с участником, стоящим напротив, а затем двигаться по часовой стрелке.
Перечень тем:
- Я родился…
- Лето я провожу…
- Я люблю…
3. Постановка целей и задач, принятие правил
Для того, чтобы наше общение было эффективным, предлагаю в процессе тренинга соблюдать следующие правила:
- Поднятой руки;
- Обратной связи;
- Право ведущего.
Также необходимо быть активным и придерживаться временных рамок.
Наш сегодняшний тренинг посвящён теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Все из вас предварительно заполняли анкеты. Сейчас я их проанализирую.
4 . Анализ анкет
5. Дискуссия (мозговой штурм)
Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома эмоционального выгорания?
Резюме:
Итак, все отмеченные вами факторы можно объединить в следующие группы:
- Личностные;
- Организационные;
- Социальные
6. Работа в группах
Предлагаю вам разделиться на группы и попытаться ответить на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания»?
Для работы используйте ватман и маркеры.
7. Представление группами результата.
Подвожу итоги работы.
Итак, все названные вами ресурсы можно разделить на четыре группы:
- Близкие люди (семья);
- Работа;
- Интересы, увлечения, хобби;
- Друзья.
Не секрет, что если какой-либо из ресурсов преобладает или отсутствует, то возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится более подвержен синдрому эмоционального выгорания.
8. Методика «Щит»
Предлагаю взять лист бумаги и разделить его на четыре части.
В правом вернем углу укажите своё имя. В первой части напишите «я сегодня», во второй – «я горжусь», в третьей – «мои желания», в четвёртой – «мои увлечения».
Изобразите то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет как можно ярче и крупнее.
Прикрепите свои работы на доску. Есть ли работы, похожие на вашу?
Давайте посмотрим, как вы изобразили себя сегодня, чем вы гордитесь, каковы ваши желания и увлечения. Похлопаем друг другу.
9. Упражнение «Главное – второстепенное»
Напишите по порядку на листе бумаги 5 – 8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны.
А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам уже 75 – 80 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным.
А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас 80-летних.
Сравните два полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочет высказаться?
10. Рефлексия
Сегодняшней целью нашей встречи было изучение синдрома эмоционального выгорания, причин его возникновения и способов защиты от него (ресурсы).
Давайте по кругу выскажем своё мнение о прошедшей встрече и её значимости для вас (каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения).
11. Выдача раздаточных материалов.
После окончания тренинга все участники получают раздаточные материалы с упражнениями для саморегуляции психического здоровья, в том числе упражнение на развитие позитивного мышления.
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе, покое. Успехов вам.
Упражнение на развитие позитивного мышления «Именно сегодня»
- Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Моё счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
- Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить её к своим желаниям. Я приму моего ребёнка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
- Именно сегодня я позабочусь о своём здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
- Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
- Именно сегодня я продолжу своё нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребёнку, семье, себе самой.
- Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ "
Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и с...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
Игры и упражнения...
Семинар-тренинг для педагогов "профилактика синдрома профессионального выгорания"
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...
Программа« Арт-терапевтическая студия для педагогов»(Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)
«Профессиональное "выгорание" — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологическ...
Тренинг для коллектива «Профилактика синдрома эмоционального выгорания, снятие напряжения и усталости у педагогов»
Создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой....
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома психоэмоционального выгорания»
Работа психолога с педагогическим коллективом - Тренинги с педагогами ...