Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста
статья по теме
В развитии ребенка образование и среда
играют большую роль, чем наследственность…
Вопрос в том, какое образование и какая среда
лучше всего развивают потенциальные
способности ребенка.
Массару Ибука
Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в условиях современности? Мы видим решение этой проблемы в организации идеальной модели предметно-развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_razvivayushchey_sredy.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста.
В развитии ребенка образование и среда
играют большую роль, чем наследственность…
Вопрос в том, какое образование и какая среда
лучше всего развивают потенциальные
способности ребенка.
Массару Ибука
Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в условиях современности? Мы видим решение этой проблемы в организации идеальной модели предметно-развивающей среды.
Цель организации:
Создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую).
Условия создания:
- реализация идей и задач комплексной программы воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой
- учет принципов построения развивающей среды В.А. Петровского, концептуальных идей С.А. Новоселовой
- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком
Организационные условия:
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития»: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов ориентированных на более старший возраст;
- знание особенностей детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления «самости», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
- предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»;
- каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
- предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки);
- учет половой дифференциации.
За основу разработки идеальной модели развивающей среды мы взяли идеи, представленные в пособии Т.Н. Дороновой «Из ДОУ - в школу»: пространство группового помещения должно:
- стать полифункциональным (материалы могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
- иметь подвижные, трансформируемые границы (чтобы вместить при необходимости всех желающих);
Этим принципам отвечает рамочная конструкция группового помещения.
Групповая комната представлена тремя зонами (рис. 1):
- рабочая зона
- активная зона
- спокойная зона
-
Границы между зонами должны быть подвижными, легко перемещаться, в виде низких ширм, стеллажей, объемных напольных модулей.
Мы считаем, что каждая зона, кроме основного пространства (в рабочей зоне это: столы или столы-трансформеры, мольберт, передвижная доска;в спокойной зоне: небольшой ковер, диван-трансформер, легкий столик, банкеты или «пуфики»; в активной зоне: ковер, легко убирающийся или перемещающийся) должна быть наполнена уголками, в нашей модели содержание каждого уголка представлено следующими компонентами,которые могут располагаться как на собственных границах зоны, так и на границах между зонами:
- компонент дидактический (располагается на собственных границах зоны, а также на границах между зонами);
- компонент оборудования для разных видов деятельности (на собственных границах зоны);
- компонент стимулирующий (это может быть примерный план последовательности работы в уголке, оценочные карты, значки-картинки, модели-схемы и др.) (на собственных границах зоны).
Например, занятия познавательно-исследовательской деятельностью с использованием объектов (компонента оборудования) больше тяготеет к рабочей зоне, а работа с атласами, тематическими альбомами, книгами познавательного характера (дидактический компонент) - к спокойной зоне. Игра в разных ее разновидностях может захватывать все пространство группового помещения.
Содержание уголков
Уголок «Здоровячки»
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
Компонент дидактический | Компонентборудования | Компонентстимулирующий |
- Дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта; | - шведская стенка, маты, ковровая дорожка; | - схемы-правила о пользовании спортивным оборудованием; |
Уголок конструирования «Строим сами»
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонентстимулирующий |
- модели, схемы, чертежи, картинки различных построек | - наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний; | - алгоритмы выполнения различных построек;
|
Уголок музыки «Веселые нотки»
Задачи: развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение детей к истокам народного творчества.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент |
- музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкальным творчеством; | - магнитофон или музыкальный центр; | - схемы-правила обращения с музыкальными инструментами |
Уголок театральный «Мы артисты»
Задачи: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент |
- дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных способностей;
| - ширма;
- грим, зеркало, парики; | - пиктограммы с настроением; эмоциями |
Уголок сюжетной игры «Мы играем»
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент |
- дидактические игры социально-нравственного характера;
| -атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда; | - схема «Правила дружной игры»; |
Уголок математики «Сосчитай-ка»
Задачи: развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент |
- дидактические игры математического содержания; | - пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков), геометрические фигуры | - оценочная карта достижений; |
Уголок речи и грамоты «АБВГдейка»
Задачи: развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент |
- дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
| - предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики, правильного дыхания, тактильных ощущений; | - мнемотаблицы для составления стихов, рассказов; |
Уголок книги «В гостях у книжки»
Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент |
- детские книги по программе; | - стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, мягкий диван; | - материал для изготовления книжек-самоделок «Сотвори книгу сам»; |
Уголок краеведения
Задачи: всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России, воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент |
- тематические альбомы: "Наш детский сад", "Наша семья", "Наш город" (образование, культура, спорт, медицина, заводы) "Наша область" (медицина, спорт, культура, образование), "Народы Прикамья", "Россия" (города, костюмы, песни, национальная кухня), предметы искусства народов Прикамья, других регионов России; предметы одежды и быта народов Прикамья; | - мини-музей («Предметы русского быта»; «прошлое и настоящее посуды» «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.); | Схема-подсказка «Работа в музее» |
Уголок экспериментальной деятельности «Хочу все знать»
Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Компонентдидактический | Компонент оборудования | Компонент |
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; | - материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» ; | - мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
|
«Зеленый уголок»
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент |
- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира; | - живые объекты: комнатные растения, аквариум с рыбками, черепахи, хомячки, клетка с птицами; | - алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми объектами; |
Уголок творчества «Умелые ручки»
Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент |
- репродукции картин, скульптура малых форм, произведения графики, альбомы; | - цветная и белая бумага (глянцевая с тиснением гофрированная, прозрачная, блестящая) картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка; | «Чудо-дерево» |
«Уголок уединения»
Задачи: обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы
Компонент дидактический | Компонент оборудования | Компонент |
- картотека релаксационных упражнений | - легкая воздушна беседка из прозрачной ткани, мягкая модульная мебель, подушки- игрушки; |
|
Также в групповом помещении располагается интерактивная доска, это позволит организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению.
Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».
Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....
Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста
Предметно-развивающая среда группы обеспечивает возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также возможность для уединенияПРС обеспечивает р...
Организация развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития
Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду для детей старшего дошкольного возраста в области художетсенно-эстетического развития....
Организация предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста в связи с введением ФГОС
Правильная организация предметно-развивающей среды – это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях ФГОС. С связи с этим мы поставили перед собой цель -...
Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста
Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Цель: сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой активности на каж...
Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ре...
Организация предметно - развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе должны обеспечивать инициативу детей во всех видах детской деятельности....