Организация предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста в связи с введением ФГОС
консультация (старшая группа) на тему

Паламодова Наталья Валерьевна

    Правильная организация предметно-развивающей среды – это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях ФГОС. С связи с этим мы поставили перед собой цель - создание предметно-развивающей среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного, гармоничного развития и саморазвития детей старшего дошкольного возраста, формирования основ базовой  культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с ФГОС.

    Исходя из этой цели определили ряд задач;

Ø  Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.

Ø  Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в современном всестороннем развитии каждого ребёнка с учётом их потребностей, наклонностей и интересов.

Ø  Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой). Их интеграция и творческая организация в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

 

 В связи с введением ФГОС в ДОУ

развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной

- полифункциональной

- трансформируемой

- вариативной

- доступной

- безопасной

   Исходя из этих принципов мы организовали предметно-развивающую среду в своей группе. Мы рады приветствовать вас в нашей группе:

Вот наша раздевалка. Здесь, помимо шкафчиков, размещается важная информация для родителей, проходят выставки работ детей и родителей.

Всё групповое пространство разделено на центры, которые всегда доступны детям, многофункциональны, легко трансформируемы.

Уголок дежурства - это место, мимо которого дети никогда не проходят мимо, они самостоятельно ставят в кармашки свои карточки и с удовольствием дежурят.

Центр  творчества.

Центр оснащён необходимым материалом для театральной деятельности (различные виды театров, маски, элементы костюмов), музыкальной, продуктивной и творческой деятельности (листы бумаги и картона, альбомы,  кисти, палитры,краски, баночки для воды, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для лепки), природный и бросовый материал.

Центр гармонично дополняют картины  художников, которые меняются в зависимости от времени года или темы недели; материалы, которые позволяют знакомиться детям с различными жанрами искусства: портретом, пейзажем, натюрмортом, материалы по знакомству с художниками. В оформлении центра используются работы детей.

Огромное место в нашей группе занимает центр конструирования, где дети могут почувствовать себя настоящими архитекторами и строителями. Здесь есть разные виды конструктора (лего, различные виды мозаики, пазлы, сборно-разборные модели машин и другие) Все постройки из конструкторов, выполненные детьми, выставляются на полочки и вечером с удовольствием демонстрируются родителям.  Дети с удовольствием обыгрывают свои постройки.

В отдельных ящиках на колёсиках  находится деревянный строитель, которым дети  пользуются на любом пространстве группы.

Дети в восторге от нашего центра «Здоровей-ка»

В центре есть всё необходимое для удовлетворения потребности детей в движении и приобщения к здоровому образу жизни.

- для игр и упражнений с метанием ловлей: дартс, кегли, кольцеброс, мячи разных  размеров, баскетбольное кольцо, ракетки для тенниса.

- для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, мячи-прыгуны.

- для развития мелкой моторики: мячики-ёжики, эспандеры.

- спортивные настольные и напольные игры: футбол, хоккей, аэрохоккей , напольный футбол.

Центр  ПДДи безопасность  был создан с целью научить наших детей безопасному поведению на дороге. Данный центр оснащён необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, дидактическими и настольными играми для закрепления правил  дорожного движения.  А игры  по валеологии, картотека  «Как избежать неприятностей» в центре безопасности помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения.

Есть в нашей группе центр сюжетно-ролевых игр:

В игровом уголке  «Дом» есть бытовая техника, облегчающая труд наших девочек.

В нашем «Супермаркете» продаются такие продукты, как фрукты, овощи, хлебобулочные изделия, йогурты, конфеты.  Весь товар взвешивается на весах и обсчитывается на кассовом аппарате.

Если раньше у девочек была любимая игра парикмахерская, то теперь они с удовольствием играют в настоящий «Салон красоты». Здесь, как профессиональные стилисты они делают причёски, макияж, подбирают украшения.

Мальчики могут проявить свои способности в мастерской. Здесь есть для этого всё необходимое: дрель, пилы, молотки, клещи, отвёртки и даже штангельциркуль .

В игровом уголке «Поликлиника» для проведения необходимого медицинского осмотра у наших «докторов» есть все необходимые инструменты, что помогает формировать представления об окружающем мире.

Сюжетно-ролевые игры периодически меняются в зависимости от потребностей детей

В уголке ряженья дети с удовольствием наряжаются в платочки, юбочки, платья, костюмы разных персонажей.

В уголок постоянно вносятся новые атрибуты: шапочки, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

В уголке для игр с куклой Барби обеспечены все условия для появления и полноценного развития режиссёрской игры.

 Уголок природы и центр экспериментирования «Познавай-ка»

В этом уголке дети  знакомятся с доступными явлениями природы, играют в экологические игры, узнают в игрушках и на картинках различных животных, имеют возможность знакомиться с гербариями различных лекарственных растений, со спилами и листьями деревьев, с природными материалами: глина, песок, мох, различными видами шишек; а коллекция минералов, ракушек, камней, почв позволяет детям получить представление о многообразии мира природы.

Обобщать результаты своих наблюдений дети учатся при ведении календаря природы.

Центр экспериментирования «Познавай-ка»  расположен рядом с уголком природы. В центре дети могут экспериментировать с предметами из различных материалов (дерево, пластмасса, металл, резина), для опытно-поисковой работы есть магниты, зеркала, увеличительные стёкла, песочные часы, термометры для воды.  Для игр с песком и водой мы подобрали различные ситечки, воронки, трубочки, формочки, кусочки поролона, вату, различные ёмкости. Разработана картотека опытно-экспериминтальной  деятельности.

Создан в нашей группе математический уголок «Заниматика»

В художественном оформлении уголка использовались орнаменты из геометрических фигур, плакаты: дни недели, части суток, часы и время, времена года, изображения различных часов.

Подбор игрового материала определялся так же возрастными особенностями и уровнем развития детей в группе:

- настольно-печатные игры («деньки-недельки», «Математические весы», «Подбери по цвету и форме», «Мы считаем», «Фигуры»)

- игры для развития логического мышления (шашки, блоки Дьенеша, «Логические цепочки», «Палочки кюзенера»)

- математические наборы с цифрами, геометрическими фигурами, счётными палочками.

- игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур (магнитная «Геометрическая мозаика», «Танграм», «Матрёшка»                     

Центр книги и уголок  «Грамотей-ка»

Так как развитие речи является одной из самых важных задач развития детей, то в этом центре подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию, фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся в данный период времени. Книги постоянно обновляются в соответствии с темой недели.

В шумном пространстве групповой комнаты находится островок тишины и спокойствия центр «Русская изба».  Здесь дети имеют возможность знакомиться с предметами русского быта, образцами предметов народного творчества, символикой России, символикой нашего города. В центре собраны материалы по знакомству с народным костюмом, городом. Создан «Семейный альбом»

Дальнейшая перспектива нашей работы заключается в активном привлечении детей и родителей к созданию предметно-развивающей среды.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Такая предметно-развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».

Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС...

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Организация предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

С каждым годом в нашей стране растет число дорожно-транспортных происшествий. Всё чаще их жертвами становятся дети… Поэтому с правилами дорожного движения надо знакомить детей с детского сада....

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...