Педагогический совет "Новый взгляд на занятие: баланс обучения и развития"
методическая разработка по теме
Цель: развитие предметно-методической компетентности воспитателей в вопросах организации образовательных мероприятий (занятий) в соответствии с ФГТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_novyy_vzglyad_na_zanyatie.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
(МДОАУ д/с «Улыбка»)
Составил:
Заместитель директора по МР
Осадчая О.А.
г. Пыть – Ях
2012 г.
Тема «Новый взгляд на занятие: баланс обучения и воспитания»
Цель: развитие предметно-методической компетентности воспитателей в вопросах организации образовательных мероприятий (занятий) в соответствии с ФГТ.
Задачи:
- углубление знаний воспитателей ДОУ о современных подходах к организации образовательной деятельности детей в соответствии с ФГТ;
- развитие личностных качеств воспитателей, таких как: профессиональная мобильность (способность к изменениям), креативность;
- овладение навыками проектирования образовательного мероприятия (занятия).
Подготовка к педсовету
- Проведение открытых мероприятий по изучаемой теме.
- Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
План педсовета
- Теоретическая часть для педагогов «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей».
Ответственные: заместитель директора по методической работе
- Интегрированный подход в организации образовательного процесса в логике ФГТ.
Ответственные: старший воспитатель
- Проектная деятельность, как одна из форм организации совместной образовательной деятельности.
Ответственные: воспитатели: Прибыткова И.В., Алексеева Л.Н., Сивова О.В. (из опыта работы)
- Показ непосредственной образовательной деятельности
Ответственные: Волошина И.Н., Билинская Н.Д., Аджиева Ю.Д.
- Выставка проектов.
Ответственные: воспитатели.
Ход педсовета
I. Метод «Найди похожих»
Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности.
Материалы: круг участников, сидящих на стульях.
Проведение: ведущий объясняет правила игры: «Я буду говорить некоторые фразы – утверждения, к кому из вас они подходят, те выходят в круг». Фразы:
Кто в семье старший?
Кто в своей работе использует современные педагогические технологии?
Кто в семье младший?
Кто участвует в профессиональных конкурсах?
Кто пришел в брюках?
Кто вовремя сдает всю документацию?
Кто пришел в юбке?
Кто использует дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой?
Кто сегодня завтракал?
Кто вовремя проводит режимные процессы, в том числе НОД?
У кого есть часы?
Кто сдал мониторинг на начало учебного года?
Кто замужем?
Кто использует в своей работе метод проектов?
Кто холост?
У кого есть сотовый?
II. Выступление заместителя директора по методической работе «Современные подходы к организации образовательной деятельности детей»
Традиционно занятие являлось основным элементом образовательной деятельности. В федеральных требованиях обозначено, что решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с детьми (в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста названа игра. Вполне логично возникают вопросы «Нужны ли занятия?» «И если нужны, то, какие?».
Специально организованное занятие – основная форма реализации учебной модели построения воспитательно-образовательного процесса в прежней дидактике. Являясь, по сути, попыткой уйти от данной модели, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, наполнили понятие «занятие» новым содержанием.
В контексте данных требований занятие – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей).
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду действительно отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым». (Предлагается вместе с воспитателями разобрать данную таблицу)
Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности
Процесс обучения в детском саду | |
в виде учебной деятельности | через организацию детских видов деятельности |
1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком. | 1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее. |
2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) | 2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого |
3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. | 3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. «Ребенок должен быть активен. Но при этом важно, чтобы его активность не была беспорядочной, хаотичной, а оформлялась во вполне определенные, присущие дошкольнику виды деятельности… общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность» «Сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких норм и правил». Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. |
4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная. | 4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка |
5. Основная форма работы с детьми - занятие. | 5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д. |
6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных) | 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых) |
7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний». | 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности |
8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии | 8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. |
9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей | 9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса. |
Внимание
Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте, в подготовительной группе, где осуществляется подготовка детей к основной форме обучения в школе занятию-уроку.
Следовательно, с учетом ФГТ модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:
- совместная деятельность взрослого и детей (НОД и режимные моменты);
- самостоятельная деятельность дошкольников.
Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Давайте честно признаемся друг другу, что, хотя организация непосредственно организованной деятельности в детском саду стала более гибкой по целям и задачам, вариативной по формам и методам проведения и так далее, но все, же далеко не всегда ее можно считать личностно-ориентированной. Часто мы под личностно-ориентированной деятельностью понимаем гуманное, уважительное отношение к детям, видя свою задачу, прежде всего в том, чтобы создать, эмоционально-положительный настрой группы на работу. Широко используются различные формы непосредственно организованной деятельности, насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает НОД более интересной, привлекательной, более результативной, но еще не дает основания считать ее личностно-ориентированной. Для последнего недостаточно создать в группе благожелательную творческую атмосферу. Суть личностно-ориентированной педагогики заключается в постоянном общении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом - признание самобытности и уникальности каждого малыша. При этом от педагога требуется пересмотр ряда привычных профессиональных позиций.
1.Опора на субъективный опыт ребенка
Педагог сообщает детям знания в строгой, логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом. В процессе общения во время непосредственной образовательной деятельности происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированной деятельности состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но и то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей. При организации личностно-ориентированной непосредственно организованной деятельности профессиональная позиция состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.
2. Знание психофизических особенностей
Обычно, готовясь к непосредственной образовательной деятельности, педагог подбирает дидактический материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности. Подбор дидактического материала к непосредственной образовательной деятельности требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одними тем же содержанием, предусмотренным программным требованиям, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и так далее. Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе непосредственной образовательной деятельности требуют особой подготовки, и прежде всего знания психофизических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.
3. В роли равноправных партнеров
Не менее важны сценарии непосредственной образовательной деятельности и ее «режиссура». Общение во время непосредственной образовательной деятельности должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме - и тем самым наиболее проявить себя. Для этого воспитателю следует относить все информационные методы работы (установочные, содержательные, инструктивные) - к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы - к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно - потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе НОД. Поэтому-то при подготовке к непосредственной образовательной деятельности надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между партнерами по познанию.
4. Рекомендации к подготовке непосредственной образовательной деятельности
Разработка гибкого плана включает в себя: определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов. Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, в виду и форме познания. Планирование разных форм организация работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы). Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий). Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе непосредственной образовательной деятельности:
- Использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
- Проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
- Использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалоге «ребенок – педагог» и «ребенок – дети».
Планирование результативности непосредственной образовательной деятельности предусматривает: обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности, анализ результатов групповой и индивидуальной работы внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности (воспитателям предлагается самим вначале заполнить правую часть таблицы, для этого воспитатели делятся на несколько групп)
Детская деятельность | Примеры форм работы |
Двигательная | Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые ситуации. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес. |
Игровая | Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровых ситуаций по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры. |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини – музеи. |
Чтение художественной литературы | Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентация книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг. |
Познавательно-исследовательская | Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Исследование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музеи. Конструирование. |
Коммуникативная | Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки. |
Трудовая | Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия. |
В современном детском саду образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности, он растянут в режиме всего дня.
III. Разминка для педагогов. Метод «Шест»
Цель: прочувствовать командную работу, размяться.
Проведение: Участники встают напротив друг друга и вытягивают согнутые в локтях руки. Пальцы рук, кроме указательных собраны в кулак. Участники при выполнении упражнения должны смотреть друг другу в глаза. Ведущий кладет на вытянутые пальцы участников палку. Задача участников молча, смотря в глаза друг другу положить палку на пол.
IV. Выступление старшего воспитателя по теме: «Интегрированный подход в организации образовательного процесса в логике ФГТ».
V. Выступление воспитателей из опыта работы: «Проектная деятельность, как одна из форм организации совместной образовательной деятельности».
Заключительная часть
Метод «Солнышко и дождик» (Толмачева Е.П.)
Цель: подвести итоги, рефлексию.
Материалы: солнышко и лучи желтого цвета, тучка и капли синего цвета, фломастеры.
Проведение: На желтых лучах написать положительные моменты встречи «Что удалось», на синих каплях – «Что не получилось», какие были упущения, как со стороны ведущего, так и со стороны участников.
Примерное решение педсовета
1. Всем воспитателям ДОУ продумывать организацию образовательного процесса в соответствии с ФГТ. Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
2. Применять на практике инновационные формы и методы совместной деятельности. Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
3. Планировать образовательные проекты. Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
4. Применять принцип интеграции при организации непосредственно образовательной деятельности. Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
5. Решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментах. Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
6. Подбирать содержание образовательной деятельности в соответствии с личностно- ориентированными подходами. Ответственные: воспитатели. Срок: постоянно.
Литература
1. Ефимова А.Н. Образовательная программа курсов «Новый взгляд на занятие: баланс обучения, воспитания и развития»
2. Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.
3. К.Ю.Белая «Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ» (журнал «Справочник старшего воспитателя» № 1/ 2012)
4. Н.В.Федина «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ» (журнал «Справочник старшего воспитателя» № 2/ 2012)
5. Материалы педсовета МДОУ д/с «Родничок» г. Оленегорск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Выступление на педагогическом совете . На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...
Доклад на педагогическом совете на тему: «ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №26 «звёздочка» Доклад на педагогическом совете«Обеспечение безопасности педагогических работников и об...
Конспект педагогического мероприятия с использованием технологии индивидуализации обучения и развития Тема: «Дикие растения» (старшая группа)
Тема дня «Дикие растения»Программные задачи: Активизировать познавательную активность детей, придавая ей творческий, исследовательский, инициативный характер. Уто...
Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".
quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет." Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...
Педагогическое эссе "Взгляд в будущее"
Мой взгляд на профессию "педагог"...
Хромова И.П. Застывший взгляд. Влияние телевидения и интернета на развитие ребенка
В статье идет речь о негативном влиянии телевидения и интернета на физиологическое развитие ребенка. В частности описывается влияние на снижение активности глаз, и обмена веществ, описывается Ал...
Моя педагогическая философии: « Без развития нет обучения, без обучения нет развития».
Без развития нет обучения, без обучения нет развития....